Технологическая карта учебного занятия по теме "Рынок труда. Безработица"
план-конспект по экономике на тему

Бодрова Маргарита Вячеславовна
Технологическая карта учебного занятия по обществознанию по теме "Рынок труда. Безработица" Раздел "Экономическая сфера общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_2.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия по теме «Рынок труда. Безработица»

Задачи занятия: способствовать формированию представления о рынке труда, понятия безработица и её экономических последствиях.

Цели занятия:

  1. Образовательная: изучить понятие и современное состояние рынка труда, понятие безработица,  её виды и последствия для экономики. Определить правовой статус безработного.
  2. Развивающая: способствовать развитию речи, мышления через работу с текстом и умением делать выводы.
  3. Способствовать социализации личности, адаптации в современных жизненных условиях.

Тип занятия: занятие  получения новых знаний.

План изучаемого материала:

  1. Понятие «рабочая сила». Состояние рынка труда.
  2. Понятие «безработица» . Государственно-правовые меры по обеспечению занятости.
  3. Правовой статус безработного.

Ход занятия

I. Состояние  рынка труда

Преподаватель: Трудовые отношения как один из самых важных видов общественных отношений строго регулируются законами и поэтому чаще именуются трудовыми правоотношениями. Содержание трудовых правоотношений составляют определенные права и обязанности, которые приобретают стороны этих правоотношений с момента их возникновения. Каждый работник имеет право на условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены; на равное вознаграждение за равный труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом размера вознаграждения, а также на отдых, на социальное обеспечение по возрасту, по утрате трудоспособности и в других случаях; на судебную защиту своих прав и др.

Работник обязан: добросовестно выполнять трудовые обязанности; соблюдать трудовые дисциплину; бережно относится к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнять установленные нормы труда. В определенной мере эти права и обязанности воплощают собой принципы трудового права.

Трудовые правоотношения возникают на основе различных юридических фактов, которые предусмотрены нормами трудового права. Главный правовой документ в данной области – Трудовой кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 февраля 2002 г.

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Рынок рабочей силы представляет собой, с одной стороны, предложение труда – рабочих рук и интеллекта, а с другой – их покупку на определенных условиях, за определенную плату.

Прочитав текст учебник, ответьте на вопрос: Из каких элементов состоит рынок труда? 

Вам было дано задание, выяснить какие профессии востребованы на рынке труда в настоящее время?

Обучающиеся отвечают на вопрос и делают анализ востребованности профессий.

Какие профессии, образование, возраст являются наиболее востребованными. Выявить причины.

- Насколько востребована выбранная вами профессия?

     Сегодня ситуация на рынке труда сложилась так, что не каждый может получить работу, которую он хочет. Для этого человек порой должен пройти конкурс, повысить свой профессиональный уровень или вообще получить второе образование.

Преподаватель: Сейчас вы сами проведете социологическое исследование, в результате которого должны ответить на следующие вопросы.

Предлагаю вам проанализировать объявления, напечатанные в местной газете. Следует обратить внимание, что они не отражают объективной ситуации на рынке труда. В газете представлены в основном объявления частных, индивидуальных  предприятий, тогда как вакансии государственных и муниципальных предприятий  отсутствуют.

Необходимо разделиться на четыре группы, у каждой будет свое задание.

Ваша задача: внимательно прочитать задание, проанализировать предложенные вам объявления, записать результаты в таблицу и сделать выводы. После чего каждая группа должна выбрать человека, который озвучит эти результаты и сделает выводы.

. Работа рассчитана на 15-20 минут.

Первая группа. Ответьте на вопрос: Какой возраст и пол наиболее востребован на рынке труда? Предположите, с чем связан такой выбор?

Вторая группа. Ответьте на вопрос: Назовите пять наиболее востребованных качеств работника. Как вы думаете, почему именно эти качества ценятся работодателями?

Третья группа. Ответьте на вопрос: назовите пять наиболее популярных профессий. Как вы думаете, почему именно эти профессии востребованы сегодня на рынке труда.

Четвёртая группа.  Ответьте на вопрос: Какое образование наиболее востребовано на рынке труда? Предположите, с чем связан такой выбор?

После проведенной работы обучающиеся озвучивают результаты.

Преподаватель:

- Профессия, которую вы выбрали, востребована на рынке труда?

- Вы получили образование, прочитали одну из таких газет, выделили несколько предложений по своей специальности, но они вас по тем или иным причинам не устраивают, что вы будете делать дальше? (Предполагаемые ответы: сменить профессию, заняться индивидуальной трудовой деятельностью, обратиться в городской центр занятости).

II. Понятие «безработица» Государственно-правовые меры по обеспечению занятости.

Ответьте на вопрос» Что такое безработица?

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

На доске схема

                                                    Население страны

                                                    ↓                            ↓

                                 трудоспособное             нетрудоспособное

                                     занятые                           пенсионеры

                                незанятые (безраб.)             инвалиды

                       добровольно незанятые            дети до 16 лет

Виды безработицы

1.Фрикционная

2.Циклическая

3.Структурная

4. Сезонная

После прочтения текста учебника обучающиеся объясняют каждый вид безработицы, приводят примеры.

Работа с текстом (5-7 минут)                        

Задание: выписать органы, которые занимаются проблемами занятости и трудоустройства.

Обучающийся  выписывает их на доске. Преподаватель разбирает функции этих органов.

1) Федеральная государственная служба занятости населения.

Функции:

  • осуществляет оценку состояния и прогноз развития занятости,
  • информирует граждан и работодателей о положении на рынке труда,
  • разрабатывает и реализует федеральные, региональные и другие целевые программы содействия занятости,
  • содействует гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе работников,
  • организует профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных,
  • выплачивает безработным пособия.

2) Частные рекрутинговые агентства

Помогают найти более высокооплачиваемую работу

3) Профессиональные союзы и иные представительные органы работников.

- представляют интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

III. Правовой статус безработного

Преподаватель: Кто такой безработный? Обучающиеся предлагают свои варианты определения статуса “безработного”.

Преподаватель: В трудовом кодексе записано: “Безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поисках подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить”. Определение записывается учениками в тетради.

Преподаватель: Кто может принять решение о том, что тот или иной человек является безработным? 

Преподаватель: Решение о признании гражданина безработным принимает служба занятости по месту жительства не позднее 11 дней со дня регистрации.

Преподаватель: Какие документы гражданин должен предъявить при обращении в службу занятости? 

  • паспорт,
  • трудовую книжку,
  • документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию (документ об образовании),
  • справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Преподаватель: По закону на трудоустройство отводится 10 дней. Если служба занятости не смогла за это время предоставить гражданину подходящую работу, она обязана признать его безработным с первого дня предъявления документов.

Не могут быть признаны безработными:

  1. Лица в возрасте до 16 лет,
  2. Пенсионеры по старости и выслуге лет,
  3. Граждане, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы,
  4. Лица, впервые ищущие работу, не имеющие профессии, дважды отказавшиеся от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы.
  5. Лица, не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в течение 10 дней со дня регистрации их в качестве безработных.
  6. Осужденные и приговоренные к исправительным работам и к наказанию в виде лишения свободы.

В случае отказа гражданам в признании их безработными, они имеют право на повторное обращение в службу занятости через две недели для признания их безработными.

- IV. Закрепление изученного материала (выполнение теста)

1. Выберите правильный ответ:

По закону трудоспособный возраст:

 для мужчин          а) От 16 до50лет;    

б) От 14 д55лет;

в) От 16 до 6лет.

              для женщин

      а) От 14 до 55 лет;

      б) От 16 до 55 лет;

      в) От 16 до 60 лет.

2. К занятому населению относятся:

а) работающие по трудовому договору;

б) несовершеннолетние;

в) неработающие пенсионеры труда.

3. При обращении в службу занятости гражданин не предъявляет:

а) паспорт;

б) кодекс законов о труде;

в) трудовую книжку;

г) диплом об окончании учебного заведения;

д) справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

4. Гражданин, который обратился в службу занятости и не был трудоустроен в течение 10 дней:

а) признается безработным;

б) отправляется на курсы повышения квалификации;

в) ему предлагается работа по профессии.

V. Подведение итогов занятия: выставляются оценки на основании работы обучающихся  в группах и их ответов в течение занятия.

VI. Домашнее задание: составить прогноз востребованных профессий на предстоящие 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству в 5Р классе по теме: "Древние образы в современных народных игрушках"

В технологической карте  учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Древние образы в современных народных  игрушках" представлены: ТДЦ, методы обучения, оборудование и материал...

Технологическая карта учебного занятия по теме «Who does what»

Коспект занятия представлен в виде технологической карты. Цели урока:  - формирование знаний об образовании вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем простом времени.-   формир...

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе по теме:«Отмена крепостного права в России»...

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью

Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...

Технологическая карта учебного занятия английского языка в 5 классе "Учебные предметы. Расписание уроков."

Технологическая карта урока изучения нового материала по теме "Учебные предметы. Расписание уроков" в 5 классе, УМК "Английский язык" Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Гренджер К....

Технологическая карта учебного занятия на учебно-опытном участке

Предметные области данной разработки -география, биология, экология, химия...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ тема занятия: «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»

Технологическая карта учебного занятия  по теме «Строение электронных оболочек атомов химических элементов с 1 по 20»...