Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности
методическая разработка (7 класс)

Мир денег – это мир не только возможностей, но и искушений, и часто обмана…

Развитие у учащихся практических навыков обращения с личными финансами. 3 место в районном конкурсе методических разработок по функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 4

Технологическая карта урока

           Предмет:  Финансовая грамотность_      класс:  __7-8 кл.___             УМК: Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)

Тема урока

Игра по личному финансовому планированию «Мои финансы»

Тип урока

Урок-игра внеурочной деятельности.

Формы работы

Форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации.

Формируемый компонент ФГ обучающихся (математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление)

Финансовая грамотность

Приемы, методы

(указать конкретно какие приемы способствуют формированию или оценке функциональной грамотности учащихся!)

Личностно- деятельностный, практико- ориентированный.

Занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие.

В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:

1) выбирают игровые роли, продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью; 2) совершают игровые действия (например а) доходы «семьи» в ситуации возможности получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки и т. д.;

3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а)  проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы могут быть в данной ситуации, уточняют заданную семейную ситуацию; б) участвуют в межгрупповой дискуссии.

4) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.

В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио?

Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.

Педагогические технологии

Модульная технология. Учебная игра по финансовой грамотности. Итоговый урок по модулю «Мои финансы».

Цель урока

Развитие у учащихся практических навыков обращения с личными финансами.

Задачи урока

- Научить осознанно выявлять ситуации, требующие финансового решения.

- Научить оценивать последствия финансовых решений.

- Обсудить привычные для учащихся ситуации, связанные с деньгами.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса.

• установление причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

 • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

• анализ и самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи;

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 

• осознание себя как члена семьи, общества, понимание экономических проблем семьи;

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

 • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

 • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Оснащение урока

Проектор и доска.


ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание / контроль

I этап

Организует  коммуникативное взаимодействие.

Мир денег – это мир не только возможностей,                                                          но и искушений, и часто обмана…

(Необходимо обозначить участникам игровую ситуацию, в которой они находятся.)

Учитель: «Представьте, что родители выдают Вам 50 рублей каждый день, кроме выходных, на карманные расходы. Стандартный обед в школе стоит 40 рублей. Вы покупаете его каждый день, а оставшиеся деньги можете использовать на свое усмотрение.

Также у Вас есть копилка, в которой есть 1000 рублей со дня рождения».

Вам будут зачитываться ежедневные ситуации, происходящие в течение игровой недели (по 2-3 ситуации за день), и Вы будете принимать решение о том, как поступить в каждой из них. Предполагается, что у Вас в каждой игровой ситуации есть достаточное количество денег для того, чтобы выбрать любой из предложенных вариантов ответа.

Не нужно угадывать правильный вариант ответа, отвечайте честно, так, как считаете нужным, как поступили бы на самом деле. Только в этом случае результаты игры будут иметь для Вас смысл.

Для эффективного проведения игры необходимо, чтобы участники не догадывались о том, что в игре можно копить деньги.

Ведущий зачитывает игровую  ситуацию, а так же варианты ответа. Участники отмечают номер ситуации и выбранный вариант ответа.

Приложение 1.

Содержание игровых ситуаций: (см. ниже)

Слушают, осознают, представляют ситуацию.

Знакомятся с содержанием, выделяют новую информацию, осмысливают ее.

Учащиеся воспринимают информацию учителя, делают записи.

Определение своей роли в игровых ситуациях, стремление   к эффективной работе, осознание ответственности за личное и общее дело.

Смыслообразование,

выражение своих мыслей, познавательная мотивация.

Построение речевых высказываний, аргументация своего мнения.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Формулирование и аргументация своего мнения.

II этап

Подведение итогов. 

Учитель комментирует ответы.

Например:

  1. Прогулка в парке – Вас угощали  - Вы не потратили.
  2. Счастливый день – взяли 10 рублей, в копилке +10.
  3. Дождались сдачу в магазине, может мама или соседка не возьмут, в копилке + 7 рублей. И т.д.

   Прибавьте к своему результату:

+100 рублей (50 рублей дают родители по будням, минус обеды по 40 руб.)

+ еще 1000 рублей, которые были в копилке

   Итого, Вы получите количество денег в копилке по итогам недели.

   Участники подсчитывают, сколько у них по итогам недели денег.

   По желанию, участники могут поднять руку и озвучить свой результат.

Вступают в диалог, анализируют, делают выводы, записывают денежный результат.

Личностное самоопределение. Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль. Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия

Приложение 1.

Содержание игровых ситуаций:

  1. Понедельник.
  1.  «Прогулка в парке»

Вы пошли гулять с подругой (другом). Она (он) говорит: «Хочешь мороженое? Я угощаю».

А) соглашусь, Б) откажусь.

          1.2. «Няня» (рекомендовано для возраста 14+)

Ваша родственница просит присмотреть один час за ее ребёнком, пока она готовит праздничный ужин. Вы уже договорились провести время с друзьями, но мама просит Вас помочь родственнице.

А) соглашусь, Б) откажусь.

2. Вторник.

2.1. «Игра»

Одноклассник предлагает сыграть на форексе, он знает, что знакомый уже играет и выигрывает: вкладываешь не менее 30 рублей, а выигрыш через неделю 90 рублей.

А) соглашусь, сумма небольшая, есть накопления. Можно попробовать. Б) откажусь.

2.2.  «Кот»

Знакомая предложила взять породистого кота. Вы всегда мечтали о таком. Родители не против, но мама предупреждает: «Будешь ухаживать за ним сам(а)». Вы думаете: буду кормить его едой со стола. А если надоест, то можно будет продать, а достался бесплатно.

А) соглашусь, Б) откажусь.

3. Среда.

3.1. «Хочу заработать» - Рекомендовано 14+

Друг предлагает зарабатывать на мытье стекол, тем более на заправке дяди – безопасно. Конечно, каждый день по-разному бывает, можно по погоде ориентироваться. Родители не против, если не повлияет на учёбу.

А) соглашусь, Б) откажусь.

3.2. «Счастливый день»

Гуляете с друзьями во дворе, видите в траве 10 рублевую купюру. Возьмете?

А) Да. Б) Нет, стыдно.

3.3. «Компьютерная игра»

Вам подарили на день рождения в прошлом году компьютерную игру, а недавно подошёл знакомый и попросил продать за скромную сумму денег, т.к. мечтает поиграть, а найти так и не удалось. Скачать в интернете нет возможности.

А) Продам. Б) Отдам, т.к. подарили.

4. Четверг.

4.1. «Помощь»

Пожилая соседка обратилась за помощью: иногда ходить в магазин и выносить мусор. Обещает платить по 10-20 рублей за услугу.

А) Откажусь. Б) Соглашусь за оплату. В) Буду помогать бесплатно.

4.2. «Пиццерия»

Гуляя с подругой, проходите мимо Пиццерии, она увидела рекламу с акцией – скидка для друзей 10%, предлагает зайти поесть пиццу(цена пиццы определяется от региона).

А) Соглашусь, давно мечтал(а). Б) Откажусь.

4.3. «Долг»

Одноклассник одолжил на обед – 20 рублей, обещал завтра вернуть, но забыл. Прошла неделя, но он и не вспоминает. Вам обидно, хотелось бы вернуть деньги.

А) Напомните ему. Б) Не будете напоминать, может сам вспомнит.

5. Пятница.

5.1. «Поход в кино»

Классный руководитель предложил сходить на новую экранизацию старого фильма в кинотеатр. Цена билета 250 рублей. Группа 10 человек – скидка 5%.

А) Пойду. Б) Не пойду.

5.2. «Лотерея»

В фойе кинотеатра разыгрывается беспроигрышная лотерея. В рекламе – выигрывает каждый второй билетик! Выигрыш от 5 до 100 рублей. Билетик стоит 6 рублей. Сколько билетиков Вы купите? Т.к. видите, что какая-то женщина выиграла 45 рублей.

А) Ни сколько. Б) 0-5 билетиков.

6. Суббота.

6.1. «Няня» - Рекомендовано 14+

В благодарность за помощь посидеть с ребёнком, родственница порекомендовала Вас своей знакомой. Ей периодически нужны услуги няни. За час – оплата 100 рублей. Вы из многодетной семьи – опыт небольшой имеется, да и мама не против.

А) Соглашусь, действительно опыт есть и ребёнок мне знаком. Б) Откажусь – я не нянька.

6.2. «Магазин»

Мама отправила Вас в магазин. Вы зашли и к пожилой соседке, чтобы узнать нужно ли тоже что-то купить. В магазине не оказалось мелочи – 7 рублей на сдачу.

А) Скажу, чтобы оставили себе. Б) Дождусь, пока продавец найдет сдачу.

7. Воскресенье.

7.1. «Лазер»

В школе у многих появились брелоки-лазеры разных цветов. В ближайшее магазине их завезли за 55 рублей.

А) Киплю обязательно. Б) Не буду покупать.

7.2. « Смешной квест»

В соседнем доме, в оборудованном подвале открылся квест «Комната смеха». В честь открытия – акция 3 дня цена билета 100 рублей. Позднее цена -200 рублей. Мама разрешила, но у нее не хватило наличных. Друзья собираются идти.

А) Пойду, у меня есть свои карманные деньги. Б) Возьму мамины и добавлю свои. В) Не пойду.

Далее предлагается обсудить результаты игры с участниками следующим образом:

Каждая ситуация, в которой Вы имеете дело с деньгами, пусть с небольшими суммами, должна рассматриваться Вами как финансовая ситуация. А решение, которое Вы в ней принимаете – как финансовое решение. Как сэкономить? Как заработать? Что нужно, чтобы накопить деньги и где их хранить?

Как Вы убедились из игры, даже за одну неделю, принимая финансовые решения относительно расходов и экономии мелких сумм денег, можно потерять или наоборот заработать большую сумму денег.

          Успехов в личном финансовом планировании!

Список источников:

  1. Ссылка: https://happy-finance.ru/
  2. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)
  3. Финансовая грамотность: учебник и рабочая тетрадь. 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия в 1 классе, 2 отделения Тема: «Закрепление звука С, «Домашние птицы». Есть презентация.

Задачи: 1.Закрепление звука С на материале слогов, слов, темы «Домашние птицы»2.Развитие выразительности речи.3.Развитие слухового восприятия на материале занятия.4.Различение  неречевых звучаний...

Технологическая карта внеклассного занятия по программе "Я-исследователь"

Данная технологическая карта включает организационную структуру занятия "Исследование условий, необходимых для прорастания семян"....

Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"

Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....

Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИК по теме «Информационные преступления. Информационная безопасность».

Технологическая карта внеклассного занятие по информатики и ИКТ в контексте системно-деятельностного подхода.Структура занятия – модульная.Цель: изучить основные виды информационных преступлений и фак...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Берег Валютный"

Даноое занятие знакомит учащихся  с валютой как денежной единицей разных стран (фунт стерлингов, иена, швейцарский франк),   расширяет знания о валюте как денежной единице разных стран; учащ...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности, игра "Знатоки финансов"

Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги"...