Внеклассное занятие по финансовой грамотности
план-конспект

Фисунова Наталья Владимировна

Данное занятие представлено в рамках курса по финансовой грамотности. В нём раскрываются такие понятия, как "бизнес", "предпринимательская деятельность".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по теме: «Что такое бизнес?»

Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о предпринимательской деятельности, а также о видах и формах бизнеса.

Ход урока.

Приветствие.

(слайд 1)

Учитель: Добрый день!Я приветствую вас на уникальном семинаре «5% из 100%».Заинтригованы? Сохраним интригу до окончания семинара, возможно в ходе работы кто-то из вас самостоятельно догадается, о чём идёт речь.На входе вы получили необходимый набор участника семинара – бейдж, а также блокнот, куда вы будете вписывать все свои идеи и мысли.

(слайд 2)

Обратите внимание на экран. На слайде изображены такие люди, как создатель программного обеспечения для компьютеров Бил Гейтс, итальянский модельер, основатель компании Armani – Джорджо Армани, российский программист, один из создателей социальной сети «ВКонтакте» - Павел Дуров, директор Сорокинских магазинов «Альфа» и «Роман» Наталья Мунарева.

- Предположите, что объединяет этих людей?

- Мы определили общий признак, объединяющий этих людей, и теперь можем сформулировать тему семинара(Бизнес – что это такое?)

- Самое время обратиться к нашим блокнотам. Обратите внимание, что листы в блокноте сформированы относительно блоков, отражённых в программе семинара. Можем зафиксировать тему в блокнотах.

(слайд 3)

-Мы собрались здесь не просто так. У любого события есть свои цели. Как вы думаете, какая цель у нашей встречи? Что мы обсудим в рамках данной темы? (Озвучивают несколько детей)

(слайд 4)

- Хорошо.Общая цель аудитории озвучена и отображена на слайде, а теперь подумайте в течение минуты, какую личную цель вы хотели бы поставить себе, в рамках работы над темой семинара и запишите её в свой блокнот. А в конце нашей встречи мы вернемся к этому вопросу.(работают)

(слайд 5)

- Отлично. А сейчас обратите внимание на экран.

«Мультфильм «Простоквашино»

- Какую ситуацию демонстрирует нам этот ролик из мультфильма?

(прежде чем сделать крупную покупку, вложиться в какое-то дело или вещь, необходимо тщательно продумать окупит ли себя, и не попадёт ли человек в долги, все это и подразумевает под собой бизнес)

(слайд 6)

- Сейчас предлагаю вам поработать самостоятельно. У себя в блокноте вы видите слово «бизнес»? Напишите ассоциации, которые  возникают, когда вы читаете это слово. (Любимое дело, инициатива, самостоятельность, затраты, риск, прибыль, производство, торговля).

- Кто готов поделиться своими идеями? (ответы детей)

(СЛАЙД 7)

-  Отлично! Можем ли мы, исходя из данных понятий самостоятельно сформулировать, что же такое бизнес?

- (Формулирует ребенок) Бизнес – по-другому предпринимательство, это самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли

- Вы молодцы! На страницах блокнота вы можете увидеть QR-коды. В них зашифрована дополнительная, важная информация по отдельным пунктам нашей программы. Прямо сейчас вы можете навести камеру своего телефона, и проверить – правильно ли было составлено определение понятия Бизнес.

(слайд 8)

(QR- код -Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.)

-Скажите, ребята, есть ли существенные отличия от того определения, которое сформулировали мы с вами? (зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.)

- Итак, делаем микро-вывод, который можно записать в свои блокноты.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

- А скажите, как называют человека, который занимается предпринимательской деятельностью (бизнесмен или предприниматель).

(слайд 9)

- Как вы думаете, любой ли человек имеет право заниматься предпринимательской деятельностью? 

- Чтобы найти ответ на этот вопрос, предлагаю обратиться ко второму блоку нашего семинара,  и найти в блокноте ещё один QR-код.

- Какой нормативный источник вы видите перед собой? (Конституцию РФ)

- Что гласит Конституция РФ в рамках нашего вопроса? (QR- код  - Конституция РФ, п.1 ст. 34 гласит:Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.)

(слайд 10)

- делаем вывод и фиксируем себе в блокнот - каждый имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, но условием для самостоятельного занятия предпринимательской деятельностью является наличие полной дееспособности. Всем ли понятен данный термин? (Дееспособность - Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.)

- Но все ли из нас способны стать бизнесменами?  (ответы детей)На доске и в своих блокнотах вы видите силуэт человека. Что мы должны отразить, чем дополнить его образ, чтобы он стал более выразительным и напоминал образ бизнесмена? (отразить внешний вид, атрибуты, качества и т.д.).

- Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группына столах есть карточка определенного цвета. Найдите такой же цвет в ваших блокнотах. Все они обозначают какой-либо критерий, для составления общего портрета бизнесмена. В течение 3-х минут вы работаете каждый со своим критерием, а затем по одному человеку от группы представят нам результаты и мы получим итоговой портрет. Готовы?  (работают)

Красный – Бизнесмен чаще всего ассоциируется с определенными предметами (атрибутами). Вам необходимо подумать, какие они могут быть и записать.

Синий – Бизнесмен не может быть только представительным. Грамотный предприниматель обладает широким рядом профессиональных и личностных качеств. Вам необходимо определить и записать, какие это качества.

Желтый – Многие стремятся открыть свое дело, т.к. это приносит новые возможности. Вам нужно перечислить, какие это могут быть возможности.

Зеленый – В мире бизнеса нельзя исключить определенные риски. Главное, знать какие они и как их преодолеть. Вам необходимо подумать, что может поджидать бизнесмена на этом нелегком пути и записать.

- Как все уважающие себя бизнесмены мы соблюдаем тайминг. Три минуты истекли, и я предоставляю слово первой группе, которая представит нам атрибуты бизнесмена.

- Спасибо первой группе! А результаты своей работы уже готова представить вторая группа, которая работала с личностными и профессиональными качествами бизнесмена.

-Молодцы! Подробно описали самые важные качества. Бизнесмен, начиная своё дело, верит, что перед ним откроются новые возможности. А какими они могут быть, расскажет третья группа.

Здорово! Но любое дело может подвергнуться определенным рискам и чтобы их просчитать заранее, необходимо их знать. А познакомит нас с ними четвертая группа.

- Молодцы, ребята! Каждая группа проделала качественную работу, и теперь на основе полученной информации, мы можем сделать вывод, о том, каким же должен быть бизнесмен.

(Отвечают2-3 человека)

(слайд 11)

- Вывод: Бизнесмен – это человек, сформировавший свой стиль и имидж, обладающий набором личных и профессиональных качеств, учитывающий все свои возможности и просчитывающий возможные риски при открытии своего дела.

- В начале нашего семинара мы познакомились с представителями различного бизнеса. А можете ли вы привести примеры бизнеса на территории Сорокинского района? (отвечают)

- Бизнес бывает разнообразным в зависимости от предпочтений предпринимателя, его умений и креативных способностей в определенной сфере.

(слайд 12)

- Мы переходим к третьему блоку нашего семинара – виды бизнеса. У себя на столах вы видите таблицы. В них отображены названия видов бизнеса и их характеристики. Вам необходимо, поработав в группах сопоставить эти данные. А затем по одному представителю от вашей группы, еще не выступавшему представят нам результаты.

Задание: соединить вид бизнеса и его описание.

Производственный

Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги).

Торговый

Отрасль предпринимательства, производящая  и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование).

Финансовый

Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами

Посреднический

Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю.

Страховой

Бизнес, цель которого - создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене.

(слайд 13) - производственный

(слайд 14) – торговый

(слайд 15) – финансовый

(слайд 16) – посреднический

(слайд 17)  - страховой

- Вы узнали о видах бизнеса, а сейчас, в качестве закрепления, я предлагаю устроить мини-соревнование. На экране будут появляться видео и кадры, отображающие различные виды деятельности, а вам необходимо определить к какому виду бизнеса они относятся. У вас на столах лежат сигнальные карточки, как только вы определили вид бизнеса, вы поднимаете карточку.

(слайд 18)

1) Перевозка грузов (посреднический). 

(слайд 19)

2) Выпуск газет и журналов (производственный). 

(слайд 20)

3) Доставка фруктов в магазин (посреднический). 

(слайд 21)

4) Страхование автотранспортного средства (страховой). 

(слайд 22)

5) Продажа собственно выращенных овощей (производственный).

(слайд 23)

6) Для покупки или продажи квартиры граждане России всё чаще обращаются в риэлтерские фирмы. Здесь они рассчитывают найти подходящие для себя варианты сделки с недвижимостью. Каждая фирма, работающая в этой сфере, создаёт базу данных на продаваемое жильё и на существующий спрос. Как только покупатель выбрал для себя подходящий вариант, фирма оказывает ему помощь в оформлении документов. После завершения сделки покупатель получает квартиру в собственность, а продавец деньги.  О каком виде бизнеса идёт речь?  (О посредническом!)

- Здорово, у ____ группы получилось разобраться в видах бизнеса. Вы большие молодцы.

(слайд 24)

- Ранее вы называли виды бизнеса, которые активно развиваются в нашем районе.  Как известно любой бизнес начинается с идеи. Я предлагаю вам немного поразмыслить, что ещё можно успешно развивать в качестве бизнеса на территории Сорокинского района? Попробуйте разработать свою бизнес-идею по тем пунктам, которые отображены в четвёртом блоке ваших блокнотов. На выполнение этого задания вам дается 5 минут. А затем по одному представителю от группы в течение минуты представит идеи.

(слайд 25)

- Мы нафинишной прямой и нам осталось проработать пятый блок. А для этого возвращаемся к общей цели нашего семинара. Как вы считаете, удалось ли её достичь?

- Помимо общей цели, каждый из вас поставил свою личную. Кто сейчас готов поделиться, реализовали ли вы ёё?

(отвечают несколько детей)

- А теперь все внимание в блокноты. Вы видите «колесо баланса». В нём отражены четыре критерия, которые связаны с нашим семинаром: моя работа (т.е. ваш личный вклад в работу на семинаре), работа в группе (то, как проходило взаимодействие в ваших группах), работа с педагогом (насколько понятна для вас была донесена информация, уделял ли педагог вам внимание в рамках работы) и эмоциональное состояние (общее впечатление от семинара). Сейчас прокрутите у себя в голове весь семинар, подумайте и оцените своё состояние.

(заполняют)

- А теперь попробуем выяснить общую картину по эмоциональному состоянию на семинаре. По очереди называйте мне ваши показатели.

(записываю)

- Можем сделать вывод, что общее эмоциональное состояние на сегодняшнем семинаре ________________________

- (про запас:Возможно, когда вы придете домой, ещё раз посмотрите свои записи, у вас возникнут дополнительные вопросы, вы можете их записать в свои блокноты, чтобы мы могли проработать из в рамках следующих занятий.)

- Наш семинар подошёл к концу, все ваши идеи, озвученные сегодня мы проработаем в рамках следующих занятий, которые будут посвящены бизнес-планированию. Возвращаясь в начало к названию семинара «5% из 100%», возможно кто-то из вас догадался, что означает этот процент?

(отвечают, если нет, поясняю сама.)

Именно таков процент людей, имеющих своё дело по данным федеральной службы информации на сентябрь 2021 года. Я уверена, что в будущем плодотворно поработав и тщательно изучив основы бизнеса, кто-то из вас станет известным предпринимателем.

(слайд 26)

Но самое главное, как сказал Георгий Валентинович Плеханов (философ, автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России):

«Трудно всякое дело, если только не хочется его делать, легко всякое дело, за которое мы беремся с полным убеждением в его плодотворности и необходимости». Я надеюсь, это станет вашим девизом в любой деятельности! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы

внеклассное мероприятие "День финансовой грамотности" 10-11 класы с применеием обущающих структур по сингапурской методике обучения...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Берег Валютный"

Даноое занятие знакомит учащихся  с валютой как денежной единицей разных стран (фунт стерлингов, иена, швейцарский франк),   расширяет знания о валюте как денежной единице разных стран; учащ...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности, игра "Знатоки финансов"

Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги"...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности

Мир денег – это мир не только возможностей, но и искушений, и часто обмана…Развитие у учащихся практических навыков обращения с личными финансами. 3 место в районном конкурсе методич...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...