Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"
методическая разработка по экономике (5 класс) на тему

Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьякова Светлана Александровна,

 учитель начальных классов «МОУ СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме: «Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить».

Цель занятия: дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни, рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

Предметные образовательные результаты

Усвоение понятий по теме: деньги, обмен, товар, ликвидность

 Овладение предметными умениями: понимание и правильное использование термина «деньги»; представление о роли денег в семье и обществе;  умение характеризовать виды и функции денег; проследить процесс развития денег от примитивных форм до современных.

Метапредметные образовательные результаты

 познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения проблем поискового характера

регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,  

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих

  Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.

   Разработчик: Дьякова С.А.

Введение

Финансовая грамотность невозможна без понимания сущности денег и их свойств. Эта тема является интересной и в то же время обязательной для  каждого человека, который хочет научиться с ними обращаться и понять, по каким законам они живут. Деньги можно назвать интернациональным языком рынка мира, на котором общаются люди со всей планеты. Понимание функции денег – первый шаг к финансовой грамотности. Предлагаю методическую разработку внеклассного  занятия по теме «Что такое деньги и откуда они взялись и как их тратить?».  Данная тема рассматривается во 2 классе раздела «Обмен и деньги».

 

Основная часть

1.Общая характеристика занятия

Место:  учебный кабинет

Название образовательной организации: средняя общеобразовательная школа

Участники проекта:

Педагог: учитель начальных классов

Учащиеся: 2-х классов

 Название предмета: внеурочное занятие по финансовой грамотности

Место занятия: Содержательная линия курса «Деньги, их история, виды, функции». Раздел 1 «Обмен и деньги».  Тема 1 «Что такое деньги и откуда они взялись»

Вид деятельности учащихся: поисково-исследовательская

Количество занятий по теме: 1/2

Тип занятия: открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация, карточки, таблицы, маски индейцев, коллекция монет, денежные мешочки, смайлики

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте дружно скажем вместе девиз нашего занятия:

«Мы пришли сюда учиться - не лениться, а трудиться.

Работаем старательно, слушаем внимательно!».

Вы уже все распределились по группам, сев за парты согласно своему жетону, который вы выбрали.

Зачитаем правило работы в группе:

«Умей слушать, слышать, а главное – договариваться!»

  1. Постановка темы, целей занятия.

Просмотр слайда презентации. /Слайд 2/

- Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Ян, который находится в Тихом океане.

- Как вы думаете, что это такое? / обсуждение в группах, высказывание предположений/

-Колечки для ожерелья великанши? /Нет/ Колёса от первобытного танка? /Нет/ А, может быть это компакт - диски древних инопланетян?/нет/

- Кто догадался, что это?

- Это деньги.

- Да, да, деньги и бывают они такими огромными – скорее, это уже деньжищи!

А ещё деньги бывают разными. Стоп! Не будем торопиться.

-Предположите, о чём пойдёт речь на нашем занятии?  /О Деньгах/

- А чтобы вы хотели узнать о них и чему научиться?  На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ?

/ Что такое деньги? Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?/ ( составление кластера на доске)

Кто догадался, какова тема нашего занятия?/ « Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить». /Слайд 3/

- Итак, тема определена, цели поставлены. Посмотрите, на сколько вопросов нам предстоит сегодня дать ответ. Для реализации нашего плана я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое. /Слайд 4/

- Экипажи к полёту готовы?  /Да/

 - Пристегнуть ремни.

Протяжка

- Один.

- Прокачка.

Два.

- Промашка.

Три.

- Продувка.

Четыре.

- Контакт!

- Есть контакт!

- Пуск! ...

        Работают все приборы космического корабля. Внимание на пульт управления /Слайд 5/

3. Основная часть.

Реализация плана.

- Давным - давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да и они и не нужны были. У людей всё было общее, жили в пещерах, еду получали от природы - охотились или собирали плоды. А больше им ничего не требовалось. Но время шло,   люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду, посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. Люди стали чаще встречаться с людьми из других племён.

- И тут выяснилось, что в одном из племён лучше  делали что-то одно, а в другом – другое.

Импровизированная сценка « Обмен».

/ 3 участника, инвентарь для сценки: маски с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли /

- Представь, что ты – охотник из племени «МУМБА-ЮМБА». Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Итак, ты поймал здоровенную рыбину и шагаешь по тропинке, а навстречу тебе идёт человек из соседнего племени «У-ГУ-ГУ». Он лучше всех умеет делать оружие, как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе понравился его лук, а ему – твоя рыба.

-Что вы тогда сделаете?

Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами.

Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.

- Ребята, закончите предложение.

То, что люди предлагают для обмена называется ….ТОВАРОМ   /Слайд №6 /

- Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «ХРУМ-ХРУМ»

-Что же остаётся делать голодному бедняге с луком?/ предположения групп/

/ Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу. А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? ..Так можно и с голоду умереть…

- Такие непростые ситуации возникали довольно часто.

И тогда люди додумались,  использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.

- Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?

/Слайд №7-8 /

У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (Это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Если бы, к примеру, предыдущая сценка произошла в Эфиопии, ты бы сразу сказал мальчику с луком, что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли. Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.

Задачка из блокнота.

Посмотрите на картинку на слайде и скажите:

Сколько « соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать?  /работа в группах/

(6 плиток; 3 рыбы)

А вот другой пример необычных денег. На островах Санта – Крус деньгами служили длинные красные перья. / Слайд №9/

А в Индии тысячу лет назад деньгами были красивые ракушки. Где-то в качестве денег использовали шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона! / Слайд №11-12/

Ну а про каменные деньги с острова Яп мы уже говорили. Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца

Но во всех случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что все эти товары обладают высокой ЛИКВИДНОСТЬЮ. / Слайд №13 /

Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги - товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.

- Для чего нужны деньги? /ответы групп / Ответить  на этот вопрос вам помогут ребусы на слайде. / Слайд №14 /

      / для обмена, покупки и продажи товара /

Что же такое деньги? / Слайд №15 /

Деньги – это универсальное средство обмена.

Монеты

-В общем, как появились первые деньги, мы с вами разобрались.

А что же было дальше?

Люди стали путешествовать, ездить в другие места и к другим народам. Они привозили для продажи свои товары, а для покупки чужих товаров – свои деньги. И вдруг, выяснилось, что ты живёшь на том самом острове Яп, и решил повидать мир и купить что-нибудь в других странах. Ты с великим трудом закатываешь свои огромные каменные деньги на корабль и отправляешься в путь, если судно не потонет от такой тяжести, то после долгого плавания ты доберёшься, например, до живущих в холодной Америке индейцев. Тебе захочется купить у них копьё,  и ты будешь предлагать приобрести его за 1 твою яповскую денежку - здоровенное каменное кольцо, висящее, как корова. «А зачем мне эта каменная махина?» - удивится индеец. «Мне этого не нужно!» И возвратишься домой ты без копья. А на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки. «А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем.

Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду.

-Как вы думаете, они нашли такой товар?

-Лучше всего  для этого подошли драгоценные металлы.

-Вы догадались какие? Золото и серебро.

-Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?

/так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия. Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков – небольших кирпичиков самого различного размера и массы, что было неудобно - их всё время приходилось взвешивать, поэтому слитки стали рубить на мелкие кусочки. Их взвешивали и помечали клеймом с указанием веса, чтобы во время торговли не терять времени на  взвешивание. Потом на эти кусочки стали наносить надписи и картинки - название страны, города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми. /Слайд №16 -17/

- Когда появились первые круглые монеты?

/Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии ( бала такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь./

До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря. /Слайд №18/

Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому  они распространились по всему миру и используются до сих пор.

Показ  коллекции монет

Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д.  На одной из древних китайских чугунных монет дырка в центре была сделана специально.

-Догадались почему?  /чтобы несколько таких монет нанизывать на верёвку/

- А вы знаете, какая монета на Руси считалась  самой мелкой малоценной монетой?

Это грош – монета  две копейки. Раньше об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности говорили: ломанного гроша не стоит. И правда, если малоценный грош погнуть на части, испортить или разломать , он уж точно не будет ничего стоить.

С тех пор каких только монет не выпускали - большие, маленькие, квадратные, треугольные. Была монета – трансформер, монета-головоломка, монета-волчок, говорящая монета. О них мы ещё поговорим. А пока послушайте  о 2 удивительных современных монетах. Первая - Золотая монета Палау. Это одна из самых маленьких в мире золотых монет, она выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму редко встречающегося цветка клевера с четырьмя лепестками, и говорят, приносят удачу. Жители Палау верят, что если её носить с собой, то в жизни обязательно повезёт.

А гигантская австралийская золотая монета «Кенгуру» уж точно самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!

/ Слайд 19/

Посмотрите на сказочных персонажей, вспомните, на что они потратили свои монеты?

Бумажные деньги.

-А  как же и где появились бумажные деньги?

На родине бумаги -  в Китае примерно тысячи лет назад. В то время, там в ходу были  чугунные  и бронзовые монеты с дыркой. Богатым людям всё время приходилось носить с собой  тяжёлые ожерелья из таких монет. Это было крайне неудобно. И тогда они додумались, оставлять их на хранение у купцов или ещё у кого - нибудь ( как в камеру – хранения сдают сумки, чемоданы), а взамен получать специальную бумагу с подписью и печатью. Потом можно было в любое время прийти и взять все свои деньги.

-Это было удобно?/нет/

Вскоре такие расписки стало выпускать правительство Китая. Так появились первые бумажные деньги. Их называли летающими, так как они было гораздо легче ожерелий из монет.

Игра « Сто к одному». /Слайд 20/

На что тратятся школьники?

  • Сладости, жвачку, сладкие напитки.
  • На питание в кафе.
  • На кино, парк и другие развлечения.
  • На оплату мобильного телефона.
  • На игрушки.  /Слайд №21/

Просмотр видеоролика «Азбука денег» ( Советы тётушки Совы. Урок 1. Как появились деньги).

Практическое задание.

Найдите одно лишнее слово, которое имеет другой смысл. Дайте общее название оставшимся словам.

       Продукты, одежда, обувь, связь, игрушка, машина, телефон, телевизор.

( лишнее связь).

-Прежде чем нам пойти за покупками,  давайте назовём, какими качествами должен обладать грамотный покупатель? / внимательным, рассудительным, экономным, вежливым, рачительным/

- Вот мы сейчас и проверим ваши знания.

Тест.

Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впиши в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

А - Выложить продукты из тележки

Б – Получить сдачу

В – Проверить сроки годности

Г- Выбрать продукты

Д – Проверить чек

Е – Оплатить покупки

Ё – Занять очередь в кассу

Ж – Взять тележку

1

2

3

4

5

6

7

8

Ж

Г

В

Ё

А

Д

Е

Б

Игра «Что можно купить?» /Слайд №21/

 А теперь на практике узнал всё ли можно купить за деньги.

 Итог.

Вспомните тему нашего занятия. Что вы открыли для себя? Какие знания и умения развили?

Закончите предложения.

Сегодня мы узнали….

 Сегодня мы научились…

 Теперь мы знаем, что такое..

 

Рефлексия.

«Денежный мешочек».

Ребята, положите в  «денежный мешочек»  смайлики, соответствующие вашему настроению в конце нашего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие с родителями обучающихся 5 класса «Откуда взялась эта верблюжья колючка или Мой ребенок – подросток?»

         Тема мероприятия «Мой ребенок – подросток?».  Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. П...

Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Берег Валютный"

Даноое занятие знакомит учащихся  с валютой как денежной единицей разных стран (фунт стерлингов, иена, швейцарский франк),   расширяет знания о валюте как денежной единице разных стран; учащ...

Английские неправильные глаголы: откуда они взялись и как их учить?

О, этот кошмар для студентов и преподавателей - неправильные глаголы! Откуда они появились и как их учить? Методические  рекомендации для школьников о том, как учить неправильные глаголы....

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности, игра "Знатоки финансов"

Игра «Знатоки финансов», целевая аудитория: 7 класс, закрепление знаний по теме "Деньги"...

Внеклассное занятие на тему "Что такое счастье и как его достичь? "

Вводное занятие по курсу "Нравственные основы семейной жизни"...

конспект внеклассного занятия по теме: "Что такое забота"

формирование понимания что такое забота...

Технологическая карта внеклассного занятия по финансовой грамотности

Мир денег – это мир не только возможностей, но и искушений, и часто обмана…Развитие у учащихся практических навыков обращения с личными финансами. 3 место в районном конкурсе методич...