Главные вкладки

    Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Кравчина Елена Петровна

    Требования к личностным результатам:

    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                        КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,

    СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

    СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                            решением педагогического совета

                                                                                                                         от 30.08.2017 года протокол №1

                                                                                            Председатель педсовета

                                                                                                                                  ______________Подружная Е.А.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (духовно-нравственное направление)

    Кружок «Казаки – хранители православной культуры»

    Тип программы:  по конкретным видам внеурочной деятельности

    Срок реализации программы: 2 года

    Возраст обучающихся: 10-13 лет

    Составитель:    Кравчина Елена Петровна

    Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры 5-6 классы. Сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани». – Краснодар : ПринтТерра, 2016.

       

    Пояснительная записка

    1. Планируемые результаты

     освоения учащимися программы «Казаки – хранители православной культуры»  

    Обучение детей по программе курса должно быть направлено на требование и  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в соответствии с ФГОС.

    Требования к личностным результатам:

    • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
    • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Требования к метапредметным результатам:

    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    • определение общей цели и путей её достижения, умение
      договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
    • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих. 

    Требования к предметным результатам:

    • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, малая родина, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа Кубани;
    • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни

    1. Личностные результаты :

    1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

    2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

    5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

    2. Метапредметные результаты: 

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

    3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    3. Предметные результаты:

    1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

    2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

    3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

    4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

    5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

    2. Содержание курса

    5 класс – 34 часа

    Раздел I. Христианство на Северном Кавказе

    Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе» - 4 ч.  

    Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа в I веке. Распространение христианства у адыгов. Христианизация Хазарского каганата. Католические миссионеры на Северном Кавказе.  

    Итоговое повторение – 1 ч.

    Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» - 4 ч.

    Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы».  Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове. Таматархская епархия.  Христианские храмы на территории Кубани.

    Тема 3. «Христианизация Алании» - 4 ч.

    Христианизация алан. Аланская митрополия. Зеленчукские храмы. Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев.

    Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе» - 5 ч.

    Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.  Летопись – один из жанров древнерусской литературы. Тмутараканские страницы в «Повести временных лет».  Тмутаракань в «Слове о полку Игореве». Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого. «Никоновская летопись»

    Итоговое повторение – 1 ч.

    Раздел II. Утверждение православия на Кубани

    Тема 5. «Православие как источник духовности казачества» - 8 ч.

    Переселение черноморцев на Кубань и устройство походной церкви. Храм – дом Божий. Первые храмы на Кубани. Внешний вид православного храма. Внутреннее устройство храма. История  храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске. Экскурсия в храм.

    Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

    Тема 6. «Вера в народной жизни» - 5 ч.

    Вера и верования. Православный календарь. Святой угол. Православные традиции казачьей семьи. Почитание родителей и стариков.

    Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

                                        6 класс – 34 часа

    Раздел I. Казачьи обычаи и традиции

    Тема 1. Культура черноморского и линейного казачества – 5 ч.

    Казаки – старообрядцы на Кубани в ХV веке. Борьба с расколом и сектантством. Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Святые обители. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.

    Тема 2. Традиционные религиозные праздники – 10 ч.

    Рождество. Святки, колядки, щедровки. Крещение Господне. Масленица. Прощёное воскресенье. Великий Пост. Благовещение. Пасха. Вознесение Господне. Троица. Престольные (храмовые) праздники. Экскурсия в один из местных храмов

    Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

    Раздел II. Православие и казачество.

    Тема 3. Войсковые традиции – 6 ч.

    День благоверного Александра Невского. Святой покровитель кубанского казачьего войска – святой благоверный Александр Невский. Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва. Экскурсия в храм.

    Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

    Тема 4. Святые покровители Кубани – 5 ч.

    Святая Екатерина – покровительница Екатеринодара. Свято -Екатерининский кафедральный собор в Екатеринодаре – Краснодаре. Святой Георгий Победоносец - особо почитаемый святой среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах.

    Тема 5. Обряды казаков – 2 ч.

    Крестины. Проводы казака на службу.

    Тема 6. Святыни казаков – 3 ч.

    Екатерино – Лебяжья Свято – Никольская пустынь. Феодосия Кавказского пустынь. Храмы Кубани.

    Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

    3. Учебно- тематический план

    5 класс

    № п/п

    Наименование темы

    Всего часов

    Аудиторных

    Внеаудиторных

    1

    Распространение христианства на Северном Кавказе

    4

    4

    -

    2

    Итоговое повторение

    1

    1

    -

    3

    Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира»

    4

    4

    -

    4

    Христианизация Алании

    4

    4

    -

    5

    Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе

    5

    5

    -

    6

    Итоговое повторение

    1

    1

    -

    7

    Православие как источник духовности казачества

    8

    6

    2

    8

    Итоговое повторение

    1

    1

    -

    9

    Вера в народной жизни

    5

    5

    -

    10

    Итоговое повторение и проектная деятельность

    1

    1

    -

                                                                 6 класс

    № п/п

    Наименование темы

    Всего часов

    Аудиторных

    Внеаудиторных

    1

    Культура черноморского и линейного казачества

    5

    4

    1

    2

    Традиционные религиозные праздники

    10

    8

    2

    3

    Итоговое повторение и проектная деятельность

    1

    1

    -

    4

    Войсковые традиции

    6

    4

    2

    5

    Итоговое повторение и проектная деятельность

    1

    1

    -

    6

    Святые покровители Кубани

    5

    5

    5

    7

    Обряды казаков

    2

    2

    -

    8

    Святыни казаков

    3

    3

    -

    9

    Итоговое повторение и проектная деятельность

    1

    1

    -

    СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания

    методического объединения                                      Зам. директора по УВР

    учителей гуманитарного  цикла                            ______  /Кисленко Н.П./

    от 30.08.2017 г.   № 1                                                  30.08.2017 г.

    Руководитель МО

    __________ /_Замараева Е.Н._/

    Согласовано

    заместитель директора по УВР

    ___________Кисленко Н.П. ст. Крепостной

    «30» августа 2017

    КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН,

    СТАНИЦА КРЕПОСТНАЯ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

    СТАНИЦЫ КРЕПОСТНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

    КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
    ПЛАНИРОВАНИЕ

    по внеурочной деятельности

    (духовно-нравственное направление)

    Кружок «Казаки – хранители православной культуры»

    Срок реализации: 2 года

    Возраст: дети от 11до13 лет

    Количество часов: всего 34 часа;   в неделю  1 час;            

    Программы внеурочной деятельности «Казаки – хранители православной культуры 5-6 классы. Сборник программ победителей конкурса «Духовная культура Кубани». – Краснодар : ПринтТерра, 2016.

    №п/п

    Тема урока

    часы

    дата

    оборудование

    Характеристика УУД

    план

    факт

    Тема 1. «Распространение христианства на Северном Кавказе»

    4

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                       

    Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    1. Личностные результаты :

    1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

    2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

    5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

    2. Метапредметные результаты: 

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

    3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    3. Предметные результаты:

    1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

    2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

    3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

    4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

    5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

    1

    Апостолы Андрей Первозванный и Сисон Кананита.

    1

    2

    Распространение христианства у адыгов

    1

    3

    Христианизация Хазарского каганата.

    1

    4

    Итоговое повторение

    1

    Тема 2.«Тмутаракань – очаг христианства на «краю русского мира» -

    4 ч.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                       

    Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    5

    Церковь в Тмутаракани во имя Пресвятой Богородицы».  

    1

    6

    Основание игуменом Никоном первого монастыря на Таманском полуострове.

    1

    7

    Таматархская епархия.  

    1

    8

    Христианские храмы на территории Кубани.

    1

    Тема 3. «Христианизация Алании» -

    4 ч.

    9

    1

    10

    Христианизация алан.

    1

    11

    Аланская митрополия.

    1

    12

    Зеленчукские храмы.

    1

    13

     Кубанская епископия. Ослабление позиций христианства среди горцев.

    1

    Тема 4. «Тема христианства на Кубани в древнерусской литературе»

    5 ч.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                       

    Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    1. Личностные результаты :

    1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

    2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

    5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

    2. Метапредметные результаты: 

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

    3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    3. Предметные результаты:

    1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

    2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

    3. Выработка умений определять по датам век, этапы, место события и т. д.

    4. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

    5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

    14

    Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

    1

    15

    Летопись – один из жанров древнерусской литературы.

    1

    16

    Тмутараканские страницы в «Повести временных лет».  

    1

    17

    Тмутаракань в «Слове о полку Игореве».

    1

    18

    Тема Тамани в сочинениях церковного деятеля Иосифа Волоцкого.

    1

    19

    Итоговое повторение

    1

    Раздел II. Утверждение православия на Кубани

    Тема 5. «Православие как источник духовности казачества»

    8 ч.

    20

    Переселение черноморцев на Кубань

    1

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                       

    Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    21

    Устройство походной церкви

    1

    22

    Храм – дом Божий.

    1

    23

    Первые храмы на Кубани.

    1

    24

    Внешний вид православного храма.

    1

    25

    Внутреннее устройство храма.

    1

    1. Личностные результаты :

    1.  развитие чувства преданности и любви к малой родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия Кубани;

    2.  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    4.  выработать стойкий «иммунитет» к негативным проявлениям современного общества, деформирующим нравственные ценности личности

    5.  как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

    2. Метапредметные результаты: 

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

    2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том чис​ле альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре​шения учебных и познавательных задач.

    3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осу​ществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

    3. Предметные результаты:

    1.  Овладение целостными представлениями об историческом развитии своего региона.

    2. Умение связывать исторические факты и понятия в целостную картину.

    3. Разделение целого на части. Выявление главного, обобщение, группировка, сравнение.

    4. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности

    26

    История  храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Белореченске.

    1

    27

    Экскурсия в храм.

    1

    28

    Итоговое повторение и проектная деятельность

    1

    Тема 6. «Вера в народной жизни»  

    5 ч.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы

                       

    Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения.

    Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    29

    Вера и верования.

    1

    30

    Православный календарь.

    1

    31

    Святой угол.

    1

    32

    Православные традиции казачьей семьи.

    1

    33

    Почитание родителей и стариков.

    1

    34

    Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 ч.

    1

    ИТОГО

    34


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

    Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

    Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

    Программа по внеурочной деятельности 5-6 класс

    Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5-6 класс....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 5-6 класс)

    Рабочая программа математического кружкадля учащихся 5-6 классов«Юный математик»...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. 5 - 6 класс

    Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку. "К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология". 5 - 6 классы. (соответствует ФГОС).Программа составлена с учетом содержания програм...

    Рабочая программа дополнительного образования "кружка"Художественная обработка древесины "5-6 класса

    Рабочая программа внеурочной деетельности составлена из расчета 2 часа в неделю ,для учащихся 5-6 классов .Для 6класса второй год обучения...

    Рабочая программа и Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Я-Патриот" в 8 классе

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....