Программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
материал на тему

Ульянова Мария Борисовна

Одарённые дети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc265 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Утверждаю директор

 МБОУ «Уралинская ООШ»

Гурьянова Л.А.___________

«_______» __________2015 г

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

Уралинская   основная   общеобразовательная  школа

Омской области,   Большеуковского района.

Программа

«Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»

Направление: «Гуманитарный ум»

 (гуманитарные дисциплины)

   

Возраст участников: 5-9 классы

Срок реализации:  5 лет (2015-2020г)

                                                           Автор  программы:                                                      

                                                           Ульянова  Мария Борисовна  

                                                           учитель  русского  языка и литературы

                                                           МБОУ «Уралинская ООШ»                    

                                                             

                                                           

Уралы  

2015 год

Пояснительная записка

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Школьные предметы русский язык и литература дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Литература - это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, социализирует личность и формирует мировоззрение. Школьный курс литературы помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности. И мне хотелось бы рассмотреть формы и методы работы педагогов с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, проанализировать и обобщить их опыт. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний. Программа учителя – филолога предполагает организацию системной и результативной работы педагога по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе на школьном, муниципальном и региональном уровнях; к научно-практическим конференциям НОУ «Поиск»; творческим конкурсам.  Данное направление мною выбрано потому, что я имею опыт работы по успешной подготовке учащихся к предметным олимпиадам и творческим  конкурсам различного уровня. Мною накоплен необходимый научно-методический, дидактический материал для реализации данной программы. Однако, в условиях сельской общеобразовательной школы существует проблема творческого и интеллектуального развития одарённых и способных детей. На селе отсутствует развитая инфраструктура дополнительного образования. Материальный и образовательный уровень родителей, мотивация к развитию ребёнка часто оставляют желать лучшего. В этой ситуации на школу и школьного учителя ложится решение проблемы развития способностей учащихся. Системная, научная организация работы позволит даже в условиях общеобразовательной школы добиваться положительных результатов. Программа  рассчитана на ежегодную и возобновляемую работу учителя с учащимися на протяжении 5  лет, в которую  включены учащиеся  5 - 9  классов. Реализация программы позволит ученикам побеждать в предметных олимпиадах различного уровня, существенно поможет при подготовке к ЕГЭ и ГИА, будет способствовать профессиональной ориентации выпускников.

Программа гуманитарной ориентации  направлена на развитие  познавательного  интереса к углублённому изучению предметов гуманитарного цикла, литературного краеведения, возрождение народных традиций,  духовно-нравственных  и патриотических основ воспитания.

Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у  обучающихся формируются предметные, коммуникативные компетентности. В основу работы  взят краеведческий материал.

Программа актуальна, потому что в настоящее время система образования, педагогическая наука во всем мире переживают период осмысления философских оснований образования, стратегических направлений развития образования, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим и социальным развитием современного общества, когда информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Умение работать с информацией жизненно важно для любого специалиста. Оно равноценно владению современными технологиями исследовательской деятельности, обладанию навыками творческой деятельности. Раскрытие творческих способностей обучаемых - ныне доктринальная установка.

Целью программы является:  создание  условий для выявления и  поддержки одаренных детей, развитие  их самореализации в соответствии с их способностями, воспитание нравственности, патриотизма.

Задачи программы:

Обучающие:

- углубить  предметные   знания   для подготовки обучающихся  к участию в олимпиадах по русскому языку и   литературе;

- научить  навыкам исследовательской деятельности;

- сформировать  знания и умения   для  участия в интеллектуальных и творческих конкурсах гуманитарного и краеведческого  направления.

Развивающая: 

- развить  устойчивую потребность к самообразованию, активную жизненную  позицию,

творческие и исследовательские способности.

Воспитательная:

- воспитать морально-волевые и нравственные качества.

Отличительной  особенностью данной  программы,    является то,  что ребенок  имеет  право  изучать,  на  свой выбор,    предложенные  в программе  разделы литературного краеведения,  в  соответствии  со  своими  интересами  и  потребностями.  Обязательными разделами  программы  остаются -  углубленное изучение предметов гуманитарного цикла.  

Условия реализации образовательной программы.

Программа предназначена для  одарённых и талантливых детей в области гуманитарных знаний.

В программе участвуют обучающиеся  5- 9 классов.

Срок  реализации  программы  5  год  ( 2015 – 2020 гг.)

Условия отбора одарённых детей осуществляются с помощью диагностики и мониторинга. Система набора включает:

-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

- проведение диагностики одаренных детей;

- диагностика условий обучения и развития одаренных детей ;

- создание банка данных «Одаренные дети основной  школы».

Занятия проводятся  1 раз в неделю. 34 часа  в  год.

Этапы реализации

  Реализация программы  рассчитана  на с 2015   - 2020  учебный год.

Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать  в 1 полугодие 2015 учебного года . Он включает в себя:

- создание нормативно-правовой базы;

- обеспечение материально-технической базы;

-создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

-отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

- разработка авторской  программы   дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

     Второй этап – организационно-практический, этап реализации (  2016 г. - 2020 г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях.  На этом этапе планируется:

- апробация экспериментальной  авторской  программы;

- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

-отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

-углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

-пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы».

Третий этап.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе  2020 г.  (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

- мониторинг личных достижений учащихся;

- анализ деятельности учителя  по организации работы с одаренными детьми;

- создание системы работы с одаренными детьми в условиях основной школы;

- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Формы работы с одаренными детьми

-Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

-Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

-Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам гуманитарного цикла;

-Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

-Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

-Создание детских портфолио на основе их достижений.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

-принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

-принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

-принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно- воспитательного процесса;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Участники реализации программы:

- учитель русского языка и литературы Ульянова М.Б.;

-обучающиеся  5-9 классов;

-родители детей.

Прогнозируемые  (ожидаемые) результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в разного уровня  олимпиадах;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

 - развитие творческого и логического мышления учащихся.

К концу обучения   обучающиеся  будут знать:

-  углубленные  предметные  понятия   для подготовки   к участию в олимпиадах по русскому языку и   литературе;

-  сущность  исследовательской деятельности на основе краеведческого материала;

- условия  для участия интеллектуальных и творческих конкурсах гуманитарного и краеведческого  направления.

К концу обучения   обучающиеся  будут уметь:

-применять полученные знания по предмету для подготовки   к участию в олимпиадах  и конкурсах;

- использовать знания исследовательской деятельности для участия в научно-исследовательской конференции НОУ «Поиск».

К концу обучения   обучающиеся  будут иметь навыки:

-- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

-определять учебную задачу;

-ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-владеть своим вниманием;

-сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

-использовать основные приемы мыслительной деятельности;

-самостоятельно мыслить и творчески работать;
-владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах по русскому языку и литературе.

Мониторинг результативности работы с учащимися осуществляется с использованием:

- концепция одаренности (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. А. Крутецкий и др.);

 - модели  развития индивидуальности одарённых  школьников (Гусева Е.В, Гурова Н.С,Землянской Е.Н, Савенков, А. И.);

 - концепция развивающего образования (Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина);

- мониторингов по предметам;

- анализа результатов участия в различных конкурсах, НПК, олимпмадах.

Критериальная  база

 Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».

Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

  1. Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.
  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
  3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.
  4. Способность к рефлексии.
  5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.
  6. Уровень коммуникативной культуры
  • Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.
  • Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
  • Метод незаконченного предложения.
  • Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся  и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

  1. Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.
  2.  Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
  3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.
  • Изучение удовлетворенности педагога  и родителей жизнедеятельностью в школе.
  • Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.
  • Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

  1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.
  2. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.
  3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.
  • Методики статистического анализа данных, их динамика.

               Формами  подведения  итогов  станут  олимпиады, НПК, конкурсы, проекты.

Учебно-тематический план  2015-2020гг.

№ п/п

Перечень разделов, тем.

         Количество часов

всего

теория

практика

1

Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе.

65

25

40

2

Исследовательская деятельность учащихся

 на основе краеведческого материала

70

20

50

        3

Интеллектуальные и творческие конкурсы

30

30

        4

Заключительное занятие

5

5

ИТОГО

170

50

120

Содержание  программы

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и   литературе.

Теория.     «Олимпиадный тренинг», включающий работу с понятиями  из области:

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);
  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
  • морфемики и словообразования (этимология морфем);
  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Практика. Задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. Сборники олимпиадных задач.

2. Исследовательская деятельность учащегося на основе краеведческого материала

Теория. Выделение основной проблемы в предложенной ситуации. Определение темы и цели исследования. Формулирование и отбор полезных гипотез. Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы. Разграничение допущений и доказанных положений. Планирование проверки гипотезы. Планирование результата. Составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования. Установление связи полученных данных с поставленной проблемой. Систематизация фактов, явлений. Интерпретация данных.Использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции. Установление аналогий. Формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований. Решение задачи в новой ситуации.

Практика.

1. Анализ  литературы по вопросам краеведения  (учебники, книги, словари, архивные документы, произведения   сибирских писателей).

2. Ознакомление с  выявленными проблемами по краеведению в других сёлах нашего района  и  районах Омской области с помощью ИКТ;

3. Живой диалог со старожилами села ( Черных К.Н., Емельянова К.П., Купрейкина Е.Т)

4. Посещения музея района

5. Встречи с участниками  военных действий, «Горячих точек» сотрудниками героических профессий. С ветеранами труда.

Итог: Написание творческого сочинения, реферата. Создание проекта, исследовательской работы.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

Теория. Филологический чемпионат, филологическая  олимпмада, конкурс «Проба пера», участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, infourok.ru, дистанционная олимпиада.

Практика.    Анализ заданий предыдущих конкурсов.

Общее количество учеников, прошедших контроль результатов обучения по программе:  16

Достижения участников программы за 2015-2017 учебный год

Число  победителей испытаний: 8

Число  победителей испытаний: 8

Список испытаний:

 Научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск».

 Конкурс сочинений «Моя семья-моя опора».

ВОШ Муниципальный этап.

Международный конкурс «Кириллица»

Конкурс литературных творческих работ, посвящённых 300-летию города Омска.

«Гимн чести, мужеству и славе»  Сочинение   «Героям войны в Чечне посвящается...»

НПК « Помню!Знаю!Горжусь!».

VI областной творческой   олимпиады  «Знай-Ка» – «Академия творческих наук»

Онлайн-олимпиада «Русский язык с Пушкиным»

Филологическая  олимпиада школьников  ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

Региональный конкурс «Сохраним нашей истории след».

Краеведение  НПК  « След войны в моей семье».

«Моя Сибирь» (Историко-литературный  конкурс  )

«Моя малая родина». Районная и региональная  НПК школьников

«Мой край - моя гордость», посвящённый 90-летию района (творческий конкурс 2015г.)  

 Областной телекоммуникационный проект  «Преподобный  Сергий Радонежский – великий  гражданин и подвижник»

Творческий конкурс «Это нашей истории строки»

«Письмо  Победы», (письмо деду)

Проекты краеведческой направленности  (представленные на НПК)

«Фольклор от самой колыбели» (работа о детских потешках, пестушка, колыбельных песнях, распространённых в наших местах)

«С фольклором по жизни» (работа о фольклорных праздниках и традициях в нашем районе)

«Моя маленькая, школьная страна» (работа об истории Уралинской школы)                                  

«Хранительница домашнего очага» (работа о русской печи)

«Уралинские народные былички» ( собран и представлен на НПК   фольклорный материал)

«Масленица земли уралинской»

«О героях былых времён и современной России», посвященный  Году литературы, 70-летию Победы в Вов и родному прадеду.

«Образ русской  бабушки и её роль в воспитании детей»

( работа представлена на НПК о бабушке, которая живёт в их семье, и  на основе  произведений В. Астафьева)

Список детей-победителей:

1. Ульянов Саша

2.Гурьянов Никита

3. Штебе Лена

4.Перязева Юля

5. Мачалов Игорь

6. Постовой Артём

7. Пермякова Настя

8. Малафеева Наташа

Результаты деятельности за  2015-2016 учебном году

в области филологии

Название мероприятия, призовое место

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и   литературе.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Перязева Юлия-призёр

Штебе Елена- победитель.  

Международный конкурс- олимпиада  «Кириллица»

Автор: Штебе Елена- призёр

2. Исследовательская деятельность учащегося на основе краеведческого материала

Научно-практическая конференция

школьников НОУ «Поиск»

«Рыбки земли уралинской».

Автор:Ульянов Саша-победитель

«Моя малая родина». Районная и региональная  НПК школьников Автор: Штебе Елена- призёр

Научно-практическая конференция

школьников НОУ «Поиск»

 « Помню!Знаю!Горжусь!» Автор:

Гурьянов Никита- победитель.

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

Конкурс литературных творческих работ, посвящённых 300-летию города Омска.

«Омск-город литературный» (о коренной омичке Марине Безденежных) Автор: Мачалов Игорь-призёр

«Гимн чести, мужеству и славе»  Сочинение   «Героям войны в Чечне посвящается...»  Автор: Мачалов Игорь-призёр

Конкурс сочинений «Моя семья-моя опора» (муниципальный уровень) Автор:Ульянов Саша-победитель

«О героях былых времён и современной России», посвященный  Году литературы, 70-летию Победы в Вов и родному прадеду. Автор:Гурьянов Никита- победитель.

Результаты деятельности за  2016-2017 учебном году

в области филологии

Название мероприятия, призовое место

1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и   литературе.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Штебе Елена- победитель.

Быков Дима –участник по литературе

Филологическая  олимпиада школьников  ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Штебе Елена Региональный заочный этап.– призёр.

Малофеева Наташа Региональный заочный этап.– призёр.

Пермякова Настя-участник

VI областной творческой   олимпиады  «Знай-Ка» – «Академия творческих наук»

Автор:Ульянов Саша. Региональный очный этап-Свидетельство

Онлайн-олимпиада «Русский язык с Пушкиным» Автор:Ульянов Саша- победитель

2. Исследовательская деятельность учащегося на основе краеведческого материала

XLIX Межрегиональной научно-практической конференции

школьников НОУ «Поиск»

Автор:Ульянов Саша- Муниципальный этап-1 место

Региональный этап –Лауреат  

XLIX Межрегиональной научно-практической конференции

школьников НОУ «Поиск» «Образ русской  бабушки и её роль в воспитании детей»

( работа представлена на НПК о бабушке, которая живёт в их семье, и  на основе  произведений В. Астафьева)

Автор: Постовой Артём Муниципальный этап-2 место

Региональный этап – участник

3. Интеллектуальные и творческие конкурсы

Конкурс сочинений  «Народный герой - 2016» - Автор:  Пермякова Настя – призёр

Всероссийском открытом конкурсе интерактивных работ

Школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

Автор: Гурьянов Никита- победитель.

Опыт распространения программы

1.  Выступление на педсовете,  на РМО учителей словесности по теме «Работа с одарёнными детьми» с разработкой методических  рекомендаций (2015г.);

2. Выступление на методическом  районном  объединении  по воспитательной работе «Проблемы  работы с одарёнными детьми» (2016г);

3. Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru педагогического проекта «Организация работы с одарёнными детьми» (http://nsportal.ru/ulyanova-mariya-borisovna)

Методическое  обеспечение  программы

ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Интернет ресурсы :

- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»

-http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).

- http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

- http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова»

-http://www.ruscenter.ru — РОФ «Центр развития русского языка».

- http://www.center.fio.ru — мастерская «В

Программа работает. Из 18 детей в основной школе (5-9классы)   7 и более считаются одарёнными в гуманитарном направлении;  занимают призовые места на разных уровнях.

Работа будет продолжаться по данному направлению. К концу 2020 года  запланировано:

-выйти на более высокий (всероссийский и федеральный )  уровень на предметных олимпиадах;

- продолжить исследовательскую  работу, в основном краеведческого характера.

Список литературы

  1. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
  2. “Одаренные дети” Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого. 1991 г. М.
  3. “Залог детских успехов” Джон Холт. 1996 г.
  4. “Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет”. Джоан Фриман. 1995 г. М.
  5. “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
  6. “Развитие творческого мышления детей” А.Э. Симановский 1996 г. Ярославль.
  7. “Проблемы одаренного ребенка” М. Богоявленская ж/л “Обруч” 2005 г.
  8.   Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов по русскому    языку /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
  9. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.
  10. Сборники «Русский медвежонок».

11.  Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.

12. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. –  М., 1961. 

13.Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

14. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам  

      для самостоятельного чтения.

Приложения к ДОП

Календарно-тематическое планирование на 1 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Формы организации учебного занятия

Количест

во часов

Творческие работы

1

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

1

Составление кроссворда

2

Лексика. Фразеология.

Практическое занятие.

1

Презентация

3-5

Морфемика.

Презентация + практические занятия

3

Практическая работа

6-7

Морфология

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

2

Составление вопросов викторины по теме

8

Синтаксис

Практическое занятие

1

Практическая работа

9-10

Стили  и типы текстов

Практическое занятие

2

Творческий проект на основе краеведческого материала.

11-12

Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Устный журнал

2

Творческий проект, чтение наизусть

13

Работа над сочинением по произведениям писателей-классиков

Практическое занятие

1

Сочинения

14-15

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада.Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.Реферат.

Практические занятия

2

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.

16-18

Исследовательские умения: анализ, обобщение,   выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

Выдвижение и обоснование гипотезы.

Оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Практические занятия

3

Решение исследовательских задач. Написание рецензии.

19

Работа с литературными источниками

Практическая работа в школьной библиотеке и в компьютерном классе.

1

20-21

Этапы  выполнения       научно- исследователь-

ской работы. Выбор темы исследования,

определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

Определение   объекта   и   предмета исследования. Выдвижение гипотезы

Беседа

2

Представление результатов работы

22-23

Изучение научной литературы по теме исследования.

Выполнение    практической    части исследовательской работы.

Анализ результатов. Выводы.

Беседа + практическое занятие

2

Защита творческого проекта, презентация

24-25

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ.

Практическое занятие

2

Демонстрация оформленной работы

26-27

Научный доклад – итог исследовательской  работы школьника

2

Защита научно-исследовательской работы

28

Интеллектуальные и творческие конкурсы.

Филологический чемпионат

Соревнование знатоков

1

Защита проекта

29

Конкурс «Проба пера»

Сочинение

1

Сочинение

30

Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество»

Практическая работа

1

31

Выполнение задания сетевого конкурса intolimp.org

Практическая работа

1

32

Выполнение задания сетевого конкурса  infourok.ru

Практическая работа

1

33

Выполнение заданий олимпиады «Летописец»

Практическая работа

1

34

Итоговое занятие

Подведение итогов.

Обмен мнениями.

План на новый учебный год

1

Творческие работы учащихся

Создание банка данных одаренных детей

   Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов  и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

Банк данных по одарённым детям гуманитарного направления

на 2015 -2016 учебный год

№/п

Ф.И. ученика

Класс

ОУ

Краткая характеристика

1.

Перязева Юлия

9

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Призер муниц. этапа   ВШО

2.

Штебе Елена

8

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Призер муниц. этапа   ВШО

3.

Гурьянов Никита

8

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Лауреат НПК НОУ «Поиск»Победитель и призёр  в творческих конкурсах-олимпиадах

4.

Мачалов  Игорь

9

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Победитель и призёр  в творческих конкурсах-олимпиадах

5.

Ульянов Саша

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Победитель и призёр  в творческих конкурсах-олимпиадах

Банк данных по одарённым детям гуманитарного направления

на 2016 -2017 учебный год

№/п

Ф.И. ученика

Класс

ОУ

Краткая характеристика

1.

Штебе Елена

9

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Призер муниц. этапа   ВШО

Филологическая  олимпиада школьников  ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Региональный заочный этап.– призёр.

2.

Гурьянов Никита

9

МБОУ  «Уралинская ООШ»

Победитель и призёр  в творческих конкурсах-олимпиадах

3.

Ульянов Саша

МБОУ  «Уралинская ООШ»

XLIX Межрегиональной научно-практической конференции

школьников НОУ «Поиск»

Муниципальный этап-1 место

Региональный этап –Лауреат

.VI областной творческой   олимпиады  «Знай-Ка» – «Академия творческих наук»

Региональный очный этап-Свидетельство

Онлайн-олимпиада «Русский язык с Пушкиным»

Победитель

4.

Постовой Артём

6

МБОУ  «Уралинская ООШ»

XLIX Межрегиональной научно-практической конференции

школьников НОУ «Поиск»

Муниципальный этап-2 место

Региональный этап – участник

Краеведение «Образ русской бабушки»

5.

Пермякова Настя

5

МБОУ  «Уралинская ООШ»

призёр  в творческих конкурсах-олимпиадах

6.

Малафеева Наташа

8

МБОУ  «Уралинская ООШ»

призёр  в творческих конкурсах-олимпиадах

Меры по поддержке и стимулированию одаренных детей

№ п/п

Мероприятия по поддержке и стимулированию одаренных детей

Результаты организации мероприятия

1

Использование нформационно-коммуникационных технологий  на уроках гуманитарного цикла.

Участие в интернет-конкурсах, в результате чего занитмаем призовые места –дипломы победителя, лауреата, призера.

2

Эффективные формы стимулирования в школе:

-организация выставок творческих работ учащихся;

- своевременное поощрение успехов школьников;

- отправление благодарственных писем родителям учащихся;

- сообщение о заслугах на общешкольных собраниях;

- организация конкурсов: «Ученик года», стихов, рисунков, сочинений

Взаимодействие с родителями, общественностью, презентация результатов работы с одаренными детьми

3

Проведение школьных олимпиад по предметам конференций, диспутов.

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей

4

Проведение фестивалей творчества и смотра художественной самодеятельности.

создание условий для поддержке одаренных детей

5

Проведение  научно-исследовательской конференции   НОУ « Поиск »

Привитие интереса к научно-исследовательской деятельности

6

Участие учащихся в международном конкурсе  «Русский медвежонок – языкознание для всех»

Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей

7

В ведение в практику работы школы следующих приемов:

-творческие отчеты;

-проведение предметных недель

Демонстрация  одаренности обучающихся

Система работы учителей русского языка и литературы с одаренными детьми

в урочной деятельности

  Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

   Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

   Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

   Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

   Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

   Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Предметные олимпиады

   Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

   Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля. Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

  Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...

Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"

Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....

Работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы

Когда я в своём коллективе задала вопрос "Кого можно считать одарённым?", мнения разделились. Большинство считают, что  одарённость - крайняя редкость. Я придерживаюсь мнения, что в каждом ребёнк...

Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе

Тема: Работа с одарёнными детьми  в малокомплектной сельской школе Только эмоциональное пробуждение разума  даёт положительные результаты в работе с детьмиВ.А.СухомлинскийЗаявленная тем...

Выступление "Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы"

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми...

Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...