Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе
материал на тему

Шефер Лилия Павловна

Тема: Работа с одарёнными детьми  в малокомплектной сельской школе

 

Только эмоциональное пробуждение

разума  даёт положительные

результаты в работе с детьми

В.А.Сухомлинский

Заявленная тема звучит актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет  поддержка «талантливого ребенка» считается приоритетной.  Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. И мы гордимся, когда видим, что наши учёные фигуристы,  музыканты, певцы  на пьедестале почёта.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития  способностей ученика.  Поэтому, говоря  о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать  с начальной ступени обучения,т.е.

 выявлять одарённых детей  на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволит в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Например , в школе учителя старших классов вовлекают обучающихся младших классов в участие различных конкурсов

Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволит им в дальнейшем проявить свои способности

        В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка.

Перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Для выполнения цели необходимо:

1.выявить способных и одарённых детей

2.использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей

3.развивать творческие и интеллектуальные способности  ч/з урок и внеклассную работу.

Как выявить в какой области ребёнок одарён?   Во-первых, одарённость ребёнка может быть выявлена на уровне наблюдения за характером его действий. Во-вторых ,чтобы выявить в какой области ребёнок одарён , предлагается тест, который так и называется «Направленность на творчество».  Тест может быть таким. Например,

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали

1.а. читать книгу (0)

б. сочинять книгу (2)

в. пересказывать содержание своим друзьям  (1)

2.  а. выступать в роли актера (2)

б. выступать в роли зрителя (0)

в. выступать в роли критика (1)

3.  а. петь в хоре  (1)

б. петь песню солом или дуэтом (1)

в.слушать, как поют другие (0)

4.  а.смотреть интересный фильм дома  (1)

           б.читать книгу (2)

         в. проводить время в компании друзей (0)

5.  а. Играть в игры, где каждый сам по себе (0)

б. играть в игры, где можно проявить себя (2)

в. играть в команде ( 1)     и т.д.

В зависимости от баллов определяется направленность

Тест поможет определить проявление конкретных способностей ребенка                                       Например, музыкальные

- вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;

- быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;

- довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение - мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;

 спортивные

- чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;

- смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;

- очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;

- имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;

- спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;

- всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает.

 Выявление конкретных способностей детей даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

 В конце учебного года заполняют таблицу «Мои  достижения в этом учебном году». В ней указывается, в какой области достигнуты хорошие результаты.( дети могут себя оценить) Результаты эти могут стать темой для собеседования. Например, 

Мои достижения за 2016 — 2017 учебный год   Филатова Дарья

№п/п

Достижения

(примерный перечень)

 

Уровень

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

За год

1

- «Молодёжное движение»

- Центр довузовской подготовки  «Словесник»

- «Страна читающая»

Международный

Диплом 1степени

сертификат

сертификат

 

 

2

-Конкурс «Белый ветер»

-Фотоконкурс. Моя деревня

«Закат»

Всероссийский

 

 

Диплом

3 степени

сертификат

 

 

3

«В моём Объективе»

 «Красота спасёт

Мир»

Творческий конкурс «Музыкальная шкатулка»

Районный

 

Диплом

2 степени

 

 

Диплом

2 степени

-

 

4

Знатоки Омского Прииртышья

Областной

 

 

 

-

 

 

 

Методы и формы работы с одарёнными детьми

 Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

·         тематические мини- курсы

·         «мозговые штурмы» 

·         ролевые тренинги

·         развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы . творческих заданий

Организационные формы:

·         Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.

·         Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода  деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

·         групповые формы работы,

·         творческие задания,

·         вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

·         дискуссии,

·         диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся являются

-         Олимпиады

-         (олимпиады школьников являются той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.)

- использование системы заданий разной степени сложности

- викторины, конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)

- проведение предметных недель

-Проект

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Проекты предлагаются с учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи.

      Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом , ребёнок может дома петь но однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности,т.  е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное  вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его».

Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной  необходимо свою работу  начать с планирования. В планировании наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

1.     Включение  работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.

2.     Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

3.     Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Реализация программы с одарёнными  в нашей школе основывается на программах:

«Одарённые дети» (2006-2011г.г.). Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся гимназии.

Программа саморазвития одарённых детей в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (2011-2016 г.г). Цель: развитие творческого и интеллектуального потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Широкое распространение  в школе получила проектная деятельность. От результативных проектов « Я - Гражданин России» учащиеся и педагоги перешли к международным проектам и олимпиадам:

1«Страна читающая»

2«Я — юный гений»

3. «Кириллица»

4. «Я энциклопедия»

Учащиеся  участвуют в олимпиадах, конкурсах, смотрах , конференциях всех уровней:

- Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам,

( «Белый Ветер», «Его величество имя существительное»,

центр довузовской подготовки «Пятёрочка», «Словесник», «Продлёнка» и др.

Проект «Жил-был сказочник один»

- Всероссийские творческие конкурсы:

«Самая красивая страна», «Знаешь ли ты Арктику». «Солнечный свет»

«Остановись мгновение»...

 -  Региональный уровень:

«Знатоки Омского Приртышья», «Знай-ка», «Гимн чести мужеству и славе»,

«Рождественское чудо», «Зимняя сказка»

 - Муниципальный уровень:

«Красота спасет мир», «Музыкальная шкатулка», «В моём объективе», «Наш край в стихах и сказках»  (экологический), участие в НПК,

Высоки и спортивные достижения по лёгкой атлетике, по греко-римской борьбе, волейболу, баскетболу.

На школьном уровне:

предметные олимпиады, творческие конкурсы (вокальные, по изобразительному искусству, выставка поделок из бумаги, из природного материала, художественному слову, спортивные -  между классами)

           Таким образом, одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, , конференциях, что способствует повышению его социального статуса .

Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное  плановое развитие талантливости учащихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.

Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву,

на которой будут расти

и процветать таланты .

Генрих Нейгауз

 

 

Литература:

1.  Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

2.  Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.

3.       Интернет-ресурсы

2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа с одарёнными детьми  в малокомплектной сельской школе

Только эмоциональное пробуждение

разума  даёт положительные

результаты в работе с детьми

В.А.Сухомлинский

Заявленная тема звучит актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет  поддержка «талантливого ребенка» считается приоритетной.  Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. И мы гордимся, когда видим, что наши учёные фигуристы,  музыканты, певцы  на пьедестале почёта.

Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.

Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития  способностей ученика.  Поэтому, говоря  о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать  с начальной ступени обучения,т.е.

 выявлять одарённых детей  на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволит в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.

Например , в школе учителя старших классов вовлекают обучающихся младших классов в участие различных конкурсов

Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволит им в дальнейшем проявить свои способности

        В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка.

Перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Для выполнения цели необходимо:

1.выявить способных и одарённых детей

2.использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей

3.развивать творческие и интеллектуальные способности  ч/з урок и внеклассную работу.

Как выявить в какой области ребёнок одарён?   Во-первых, одарённость ребёнка может быть выявлена на уровне наблюдения за характером его действий. Во-вторых ,чтобы выявить в какой области ребёнок одарён , предлагается тест, который так и называется «Направленность на творчество».  Тест может быть таким. Например,

Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали

1.а. читать книгу (0)

б. сочинять книгу (2)

в. пересказывать содержание своим друзьям  (1)

  1. а. выступать в роли актера (2)

б. выступать в роли зрителя (0)

в. выступать в роли критика (1)

  1. а. петь в хоре  (1)

б. петь песню солом или дуэтом (1)

в.слушать, как поют другие (0)

  1. а.смотреть интересный фильм дома  (1)

           б.читать книгу (2)

         в. проводить время в компании друзей (0)

  1. а. Играть в игры, где каждый сам по себе (0)

б. играть в игры, где можно проявить себя (2)

в. играть в команде ( 1)     и т.д.

В зависимости от баллов определяется направленность

Тест поможет определить проявление конкретных способностей ребенка                                       Например, музыкальные

- вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;

- быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;

- довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение - мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;

 спортивные

- чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;

- смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;

- очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;

- имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;

- спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;

- всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает.

 Выявление конкретных способностей детей даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

 В конце учебного года заполняют таблицу «Мои  достижения в этом учебном году». В ней указывается, в какой области достигнуты хорошие результаты.( дети могут себя оценить) Результаты эти могут стать темой для собеседования. Например,  

Мои достижения за 2016 — 2017 учебный год   Филатова Дарья

№п/п

Достижения

(примерный перечень)

Уровень

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

За год

1

- «Молодёжное движение»

- Центр довузовской подготовки  «Словесник»

- «Страна читающая»

Международный

Диплом 1степени

сертификат

сертификат

2

-Конкурс «Белый ветер»

-Фотоконкурс. Моя деревня

«Закат»

Всероссийский

Диплом

3 степени

сертификат

3

«В моём Объективе»

 «Красота спасёт

Мир»

Творческий конкурс «Музыкальная шкатулка»

Районный

Диплом

2 степени

Диплом

2 степени

-

4

Знатоки Омского Прииртышья

Областной

-

Методы и формы работы с одарёнными детьми

 Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:

  • тематические мини- курсы
  • «мозговые штурмы»  
  • ролевые тренинги
  • развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы . творческих заданий

Организационные формы:

  • Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
  • Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода  деятельности, творческих заданий

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

  • групповые формы работы,
  • творческие задания,
  • вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
  • дискуссии,
  • диалоги.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся являются

  • Олимпиады
  • (олимпиады школьников являются той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.)

- использование системы заданий разной степени сложности

- викторины, конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)

- проведение предметных недель

-Проект

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Проекты предлагаются с учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи.

      Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом , ребёнок может дома петь но однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности,т.  е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное  вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его».

Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной  необходимо свою работу  начать с планирования. В планировании наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Включение  работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
  2. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  3. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Реализация программы с одарёнными  в нашей школе основывается на программах:

«Одарённые дети» (2006-2011г.г.). Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся гимназии.

Программа саморазвития одарённых детей в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (2011-2016 г.г). Цель: развитие творческого и интеллектуального потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

Широкое распространение  в школе получила проектная деятельность. От результативных проектов « Я - Гражданин России» учащиеся и педагоги перешли к международным проектам и олимпиадам:

1«Страна читающая»

2«Я — юный гений»

3. «Кириллица»

4. «Я энциклопедия»

Учащиеся  участвуют в олимпиадах, конкурсах, смотрах , конференциях всех уровней:

- Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам,

( «Белый Ветер», «Его величество имя существительное»,

центр довузовской подготовки «Пятёрочка», «Словесник», «Продлёнка» и др.

Проект «Жил-был сказочник один»

- Всероссийские творческие конкурсы:

«Самая красивая страна», «Знаешь ли ты Арктику». «Солнечный свет»

«Остановись мгновение»...

 -  Региональный уровень:

«Знатоки Омского Приртышья», «Знай-ка», «Гимн чести мужеству и славе»,

«Рождественское чудо», «Зимняя сказка»

 - Муниципальный уровень:

«Красота спасет мир», «Музыкальная шкатулка», «В моём объективе», «Наш край в стихах и сказках»  (экологический), участие в НПК,

Высоки и спортивные достижения по лёгкой атлетике, по греко-римской борьбе, волейболу, баскетболу.

На школьном уровне:

предметные олимпиады, творческие конкурсы (вокальные, по изобразительному искусству, выставка поделок из бумаги, из природного материала, художественному слову, спортивные -  между классами)

           Таким образом, одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, , конференциях, что способствует повышению его социального статуса .

Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное  плановое развитие талантливости учащихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.

Таланты создавать нельзя,

но можно создавать почву,

на которой будут расти

и процветать таланты .

Генрих Нейгауз

Литература:

  1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
  2. Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.
  3. Интернет-ресурсы

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в сельской школе

Описание работы с одареными детьми....

Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»

Данный проект-программа  является  системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....

Особенности и методики работы с одаренными детьми в сельской школе

В статье рассматривается проблема развития одаренности детей в условиях малокомплектной сельской школы.Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологи...

Работа с одарёнными детьми в современной школе

Материал содержит практические упражнения по русскому языку и литературе...