Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе
материал на тему
Тема: Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе
Только эмоциональное пробуждение
разума даёт положительные
результаты в работе с детьми
В.А.Сухомлинский
Заявленная тема звучит актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» считается приоритетной. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. И мы гордимся, когда видим, что наши учёные фигуристы, музыканты, певцы на пьедестале почёта.
Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, говоря о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать с начальной ступени обучения,т.е.
выявлять одарённых детей на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволит в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Например , в школе учителя старших классов вовлекают обучающихся младших классов в участие различных конкурсов
Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволит им в дальнейшем проявить свои способности
В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка.
Перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Для выполнения цели необходимо:
1.выявить способных и одарённых детей
2.использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей
3.развивать творческие и интеллектуальные способности ч/з урок и внеклассную работу.
Как выявить в какой области ребёнок одарён? Во-первых, одарённость ребёнка может быть выявлена на уровне наблюдения за характером его действий. Во-вторых ,чтобы выявить в какой области ребёнок одарён , предлагается тест, который так и называется «Направленность на творчество». Тест может быть таким. Например,
Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали
1.а. читать книгу (0)
б. сочинять книгу (2)
в. пересказывать содержание своим друзьям (1)
2. а. выступать в роли актера (2)
б. выступать в роли зрителя (0)
в. выступать в роли критика (1)
3. а. петь в хоре (1)
б. петь песню солом или дуэтом (1)
в.слушать, как поют другие (0)
4. а.смотреть интересный фильм дома (1)
б.читать книгу (2)
в. проводить время в компании друзей (0)
5. а. Играть в игры, где каждый сам по себе (0)
б. играть в игры, где можно проявить себя (2)
в. играть в команде ( 1) и т.д.
В зависимости от баллов определяется направленность
Тест поможет определить проявление конкретных способностей ребенка Например, музыкальные
- вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
- быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
- довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение - мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
спортивные
- чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
- смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
- очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
- имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
- спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;
- всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает.
Выявление конкретных способностей детей даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.
В конце учебного года заполняют таблицу «Мои достижения в этом учебном году». В ней указывается, в какой области достигнуты хорошие результаты.( дети могут себя оценить) Результаты эти могут стать темой для собеседования. Например,
Мои достижения за 2016 — 2017 учебный год Филатова Дарья
№п/п | Достижения (примерный перечень)
| Уровень | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
1 | - «Молодёжное движение» - Центр довузовской подготовки «Словесник» - «Страна читающая» | Международный | Диплом 1степени | сертификат | сертификат |
|
|
2 | -Конкурс «Белый ветер» -Фотоконкурс. Моя деревня «Закат» | Всероссийский |
|
| Диплом 3 степени сертификат |
|
|
3 | «В моём Объективе» «Красота спасёт Мир» Творческий конкурс «Музыкальная шкатулка» | Районный |
| Диплом 2 степени |
|
Диплом 2 степени - |
|
4 | Знатоки Омского Прииртышья | Областной |
|
|
| - |
|
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
· тематические мини- курсы
· «мозговые штурмы»
· ролевые тренинги
· развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы . творческих заданий
Организационные формы:
· Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
· Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
· групповые формы работы,
· творческие задания,
· вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
· дискуссии,
· диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся являются
- Олимпиады
- (олимпиады школьников являются той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.)
- использование системы заданий разной степени сложности
- викторины, конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
- проведение предметных недель
-Проект
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Проекты предлагаются с учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом , ребёнок может дома петь но однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности,т. е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его».
Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной необходимо свою работу начать с планирования. В планировании наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
1. Включение работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
2. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
3. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Реализация программы с одарёнными в нашей школе основывается на программах:
«Одарённые дети» (2006-2011г.г.). Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся гимназии.
Программа саморазвития одарённых детей в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (2011-2016 г.г). Цель: развитие творческого и интеллектуального потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Широкое распространение в школе получила проектная деятельность. От результативных проектов « Я - Гражданин России» учащиеся и педагоги перешли к международным проектам и олимпиадам:
1«Страна читающая»
2«Я — юный гений»
3. «Кириллица»
4. «Я энциклопедия»
Учащиеся участвуют в олимпиадах, конкурсах, смотрах , конференциях всех уровней:
- Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам,
( «Белый Ветер», «Его величество имя существительное»,
центр довузовской подготовки «Пятёрочка», «Словесник», «Продлёнка» и др.
Проект «Жил-был сказочник один»
- Всероссийские творческие конкурсы:
«Самая красивая страна», «Знаешь ли ты Арктику». «Солнечный свет»
«Остановись мгновение»...
- Региональный уровень:
«Знатоки Омского Приртышья», «Знай-ка», «Гимн чести мужеству и славе»,
«Рождественское чудо», «Зимняя сказка»
- Муниципальный уровень:
«Красота спасет мир», «Музыкальная шкатулка», «В моём объективе», «Наш край в стихах и сказках» (экологический), участие в НПК,
Высоки и спортивные достижения по лёгкой атлетике, по греко-римской борьбе, волейболу, баскетболу.
На школьном уровне:
предметные олимпиады, творческие конкурсы (вокальные, по изобразительному искусству, выставка поделок из бумаги, из природного материала, художественному слову, спортивные - между классами)
Таким образом, одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, , конференциях, что способствует повышению его социального статуса .
Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное плановое развитие талантливости учащихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.
Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой будут расти
и процветать таланты .
Генрих Нейгауз
Литература:
1. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
2. Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.
3. Интернет-ресурсы
2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Работа с одарёнными детьми в малокомплектной сельской школе
Только эмоциональное пробуждение
разума даёт положительные
результаты в работе с детьми
В.А.Сухомлинский
Заявленная тема звучит актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» считается приоритетной. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. И мы гордимся, когда видим, что наши учёные фигуристы, музыканты, певцы на пьедестале почёта.
Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Сегодня школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, говоря о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы заострить внимание на том, что эту работу необходимо начинать с начальной ступени обучения,т.е.
выявлять одарённых детей на ранней стадии. Выявление обучающихся, обладающих высоким уровнем развития, позволит в процессе работы организовать их участие в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Например , в школе учителя старших классов вовлекают обучающихся младших классов в участие различных конкурсов
Формирование активной познавательной деятельности у обучающихся начальной школы позволит им в дальнейшем проявить свои способности
В основе этой работы лежит наблюдение, изучение психологических особенностей ребёнка.
Перед нами стоит главная цель: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.
Для выполнения цели необходимо:
1.выявить способных и одарённых детей
2.использовать индивидуальный подход в работе с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей
3.развивать творческие и интеллектуальные способности ч/з урок и внеклассную работу.
Как выявить в какой области ребёнок одарён? Во-первых, одарённость ребёнка может быть выявлена на уровне наблюдения за характером его действий. Во-вторых ,чтобы выявить в какой области ребёнок одарён , предлагается тест, который так и называется «Направленность на творчество». Тест может быть таким. Например,
Если бы у вас был выбор, то что бы вы выбрали
1.а. читать книгу (0)
б. сочинять книгу (2)
в. пересказывать содержание своим друзьям (1)
- а. выступать в роли актера (2)
б. выступать в роли зрителя (0)
в. выступать в роли критика (1)
- а. петь в хоре (1)
б. петь песню солом или дуэтом (1)
в.слушать, как поют другие (0)
- а.смотреть интересный фильм дома (1)
б.читать книгу (2)
в. проводить время в компании друзей (0)
- а. Играть в игры, где каждый сам по себе (0)
б. играть в игры, где можно проявить себя (2)
в. играть в команде ( 1) и т.д.
В зависимости от баллов определяется направленность
Тест поможет определить проявление конкретных способностей ребенка Например, музыкальные
- вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;
- быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;
- довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение - мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;
спортивные
- чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;
- смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;
- очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;
- имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;
- спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться, даже беситься;
- всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает.
Выявление конкретных способностей детей даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.
В конце учебного года заполняют таблицу «Мои достижения в этом учебном году». В ней указывается, в какой области достигнуты хорошие результаты.( дети могут себя оценить) Результаты эти могут стать темой для собеседования. Например,
Мои достижения за 2016 — 2017 учебный год Филатова Дарья
№п/п | Достижения (примерный перечень) | Уровень | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
1 | - «Молодёжное движение» - Центр довузовской подготовки «Словесник» - «Страна читающая» | Международный | Диплом 1степени | сертификат | сертификат | ||
2 | -Конкурс «Белый ветер» -Фотоконкурс. Моя деревня «Закат» | Всероссийский | Диплом 3 степени сертификат | ||||
3 | «В моём Объективе» «Красота спасёт Мир» Творческий конкурс «Музыкальная шкатулка» | Районный | Диплом 2 степени | Диплом 2 степени - | |||
4 | Знатоки Омского Прииртышья | Областной | - |
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Существуют определённые методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические мини- курсы
- «мозговые штурмы»
- ролевые тренинги
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы . творческих заданий
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся являются
- Олимпиады
- (олимпиады школьников являются той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.)
- использование системы заданий разной степени сложности
- викторины, конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)
- проведение предметных недель
-Проект
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Проекты предлагаются с учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи.
Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный музыкой, обладая красивым голосом , ребёнок может дома петь но однако он не проявляет аналогичной активности ни в школьной, ни специально организованной внешкольной деятельности,т. е. дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими и тут главное вовремя заметить такого ребенка и «не потерять его».
Для того, чтобы работа с одарёнными детьми была успешной необходимо свою работу начать с планирования. В планировании наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
- Включение работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Реализация программы с одарёнными в нашей школе основывается на программах:
«Одарённые дети» (2006-2011г.г.). Цель: создать условия для реализации способностей, развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся гимназии.
Программа саморазвития одарённых детей в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории (2011-2016 г.г). Цель: развитие творческого и интеллектуального потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Широкое распространение в школе получила проектная деятельность. От результативных проектов « Я - Гражданин России» учащиеся и педагоги перешли к международным проектам и олимпиадам:
1«Страна читающая»
2«Я — юный гений»
3. «Кириллица»
4. «Я энциклопедия»
Учащиеся участвуют в олимпиадах, конкурсах, смотрах , конференциях всех уровней:
- Всероссийские олимпиады школьников по различным предметам,
( «Белый Ветер», «Его величество имя существительное»,
центр довузовской подготовки «Пятёрочка», «Словесник», «Продлёнка» и др.
Проект «Жил-был сказочник один»
- Всероссийские творческие конкурсы:
«Самая красивая страна», «Знаешь ли ты Арктику». «Солнечный свет»
«Остановись мгновение»...
- Региональный уровень:
«Знатоки Омского Приртышья», «Знай-ка», «Гимн чести мужеству и славе»,
«Рождественское чудо», «Зимняя сказка»
- Муниципальный уровень:
«Красота спасет мир», «Музыкальная шкатулка», «В моём объективе», «Наш край в стихах и сказках» (экологический), участие в НПК,
Высоки и спортивные достижения по лёгкой атлетике, по греко-римской борьбе, волейболу, баскетболу.
На школьном уровне:
предметные олимпиады, творческие конкурсы (вокальные, по изобразительному искусству, выставка поделок из бумаги, из природного материала, художественному слову, спортивные - между классами)
Таким образом, одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, турнирах, , конференциях, что способствует повышению его социального статуса .
Подводя итог, хочется отметить, что личность одарённого ребёнка осваивает социальный опыт посредством определённых механизмов: традиционного (через семью), институционального (через школу) межличностный (через общение со сверстниками). Но определяющая роль принадлежит всё-таки школе. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если осуществляется направленное плановое развитие талантливости учащихся в условиях личностно - ориентированного подхода к обучению и обогащается их социальный опыт путем расширения сферы межличностной и межкультурной поведенческой активности.
Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой будут расти
и процветать таланты .
Генрих Нейгауз
Литература:
- Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А. М. Матюшкина, А. А. Матюшкиной. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
- Одаренный ребенок. Проблемы взаимодействия в образовательном социуме. Сборник материалов научно-практического семинара по направлению «Наша новая школа» / под ред. И. Н. Гавриловой – М., 2015.
- Интернет-ресурсы
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одарёнными детьми в начальной школе.
Актуальные вопросы школы....
Система работы с одарёнными детьми в сельской школе
Описание работы с одареными детьми....
Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"
Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...
Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»
Данный проект-программа является системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....
Особенности и методики работы с одаренными детьми в сельской школе
В статье рассматривается проблема развития одаренности детей в условиях малокомплектной сельской школы.Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологи...
Работа с одарёнными детьми в современной школе
Материал содержит практические упражнения по русскому языку и литературе...