Главные вкладки

    Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"
    статья по теме

    Сорокопытова Ольга Геннадьевна

     

    Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько ее реальные жизненные проявления, способы выявления развития и социальной реализации, а также забота об одаренных детях сегодня.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon statya_organizaciya_raboty_s_odarennymi_detmi.zip7.41 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                      Сорокопытова Ольга Геннадьевна

                                                                        МОУ «Никольская средняя школа»

            с. Никольское Белгородского района

    Организация работы с одаренными детьми в современной школе

     

    Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека. Для педагогов же наиболее важными проблемами являются не столько научные обоснования одаренности, сколько ее реальные жизненные проявления, способы выявления развития и социальной реализации, а также забота об одаренных детях сегодня.

    Многочисленные современные опытно-экспериментальные психолого-педагогические исследования детской одаренности показали, что одаренные дети обладают преимуществом почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Но эти личностные и социальные преимущества одаренности часто не просто уравновешиваются, но во многом губятся проблемами и трудностями, возникающими по причине отсутствия оптимальных условий развития одаренности. Появилось много публикаций,  посвященных проблеме невыявленных или заблокированных системой школьного образования талантов. Одаренные дети испытывают дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения учебного материала.

    Практически все исследователи одаренности сходятся в том, что для работы с одаренными детьми необходим специально обученный педагогический персонал. Ведь именно учитель приводит в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Это с одной стороны. Немаловажна и другая сторона, которая состоит в том, что часто основные проблемы одаренных детей возникают и проявляются во взаимодействии с учителями. Недостаток психологических знаний учителя приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи.  Оценивая своих учеников, проявляющих нестандартность в поведении и мышлении, нередко педагоги отмечают их демонстративность, упрямство, истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам. Это объясняется следствием неадекватного понимания учителем личности и особенностей развития одаренного ребенка. При этом без специальной помощи взрослого (педагога, психолога, родителя) сам одаренный ребенок не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми.

    Ситуация осложняется еще тем, что в вузах не готовят к работе с одаренными детьми. Таким образом, проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником в условиях массовой школы  - одна из основных трудностей развития, воспитания и обучения таких детей.

    Какой же выход из создавшейся ситуации? Организовать реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного образовательного учреждения, реальных способностей педагогического коллектива, контингента учащихся  в целом и контингента  одаренных в частности.

            Педагог при организации совместной деятельности не должен забывать о трех основных моментах:

    - активнее использовать проблемно-диалогический метод обучения;

    - во время урока для активизации познавательных потребностей не забывать делегировать ряд традиционных преподавательских полномочий одаренным детям;

    - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по своему предмету для одаренных учащихся.

            Для этого учителю-предметнику необходимо:

    1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности.
    2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
    3. Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
    4. Предоставить ученику:
    1. название темы;
    2. план изучения темы;
    3. основные вопросы;
    4. понятия и термины, которые он должен усвоить;
    5. практические работы;
    6. список необходимой литературы;
    7. формы контроля;
    8. задания для самопроверки.
    1. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
    1. предмет;
    1. дата и время консультаций;
    2. главные рассматриваемые вопросы;
    3. время работы с темой по программе;
    4. фактически затраченное время;
    5. дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;
    6. невыясненные вопросы;
    7. причины отклонения от сроков.

    6.Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке темы.

    Итак, в основе учебного процесса, ориентированного на одаренных детей, лежит его дифференциация по уровню образования учащихся и  содержанию их потребностно-мотивационной сферы. Сюда входят следующие направления:

    - одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, содержащим элементы ускорения и углубления;

    - организация для одаренных детей элективных курсов, групп по интересам, научных обществ, кружков, объединений дополнительного образования детей;

    - использование специальных педагогических технологий для поддержки и развития одаренности детей (например, таких, как эвристическое обучение, проблемное обучение, метод проектов, исследовательская деятельность школьников, обучение в сотрудничестве на основе малых групп и т.д.).

            Подводя итог, выделим следующие направления деятельности педагогического коллектива:

    - создание системы выявления и развития одаренных детей в школе;

    - повышение квалификации учителей для работы с одаренными детьми, научно-методическое обеспечение их деятельности;

    - дифференциация образовательной среды школы, включающая дифференциацию учебного процесса в формате каждого класса и школы в целом, а также организацию творчески развивающей деятельности школьников во второй половине дня.

            Важным является утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с одарёнными детьми в сельской школе

    Описание работы с одареными детьми....

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

    педагогический совет "Работа с одарёнными детьми в современных условиях"

    данный материал поможет педагогам в работе детьми, раскрыть их способности и таланты...

    Работа с одарёнными детьми в современной школе

    Материал содержит практические упражнения по русскому языку и литературе...

    Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

    Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....