Главные вкладки

    Работа с одарёнными детьми в современной школе
    статья по теме

    Серегина Ольга Егоровна

    Материал содержит практические упражнения по русскому языку и литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_sovremennoy_shkole.docx33.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Агибаловская СШ»

    Работа с одарёнными детьми в современной школе

    Серегина О.Е.

    2016

    Прежде чем говорить о работе с одарёнными детьми давайте попробуем разобраться в значении выражения «одарённые дети». Что понимается под одарённостью?

    Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно.

    Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?

    Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло…Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

    По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы,задания  разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

    Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используем различные формы организации учебной работы. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

    Характер и стиль взаимодействия учителя и учеников предполагает демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

    При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Мы используем проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

     Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:

    Урочная деятельность

    1) проектная деятельность

    2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.

    3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

    4) работа в группе

    Внеурочная деятельность

    1) предметные недели

    2) научно-практические конференции

    3) олимпиады по предмету

    4) участие в конкурсах исследовательских работ

    5) участие в конкурсах «Русский медвежонок»,

    6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.

    Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому постоянно провожу уроки, опирающиеся на фантазию:

    урок творчества, уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение.

    Например, в 7 классе, проводя цикл уроков «Пейзаж в художественном произведении », учитель имеет возможность использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, часто собственного сочинения. Пишут эссе на заданную тему.

    С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на предложение инсценировать литературное произведение: младшие - сказку, басни, а старшие – эпизод из драматического произведения, диалог героев романа.

    Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных,и творческих способностей.

    Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.

    Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы

    Как организовать такой учебный процесс?

    а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
    б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
    в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

    Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

    Например:

    На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.

    В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с точки зрения всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов.

    Задания по «Лексике»

    1.  Как функционируют в языке устаревшие слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять, что устаревшие слова не всегда выходят из употребления,  а остаются в речи, заменяясь другими, надо провести определённую работу.

    2. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. 3.            3. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.

    Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.).

    Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке?

     Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

    Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

    На уроках литературы задаем интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставляем возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием.

    Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже,

    выбор нравственной, научной, эстетической позиции;

    придумывание заданий, вопросов, тем;

    выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро).

    Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям.

    Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

    Примеры разноуровневых заданий:

    По русскому языку

    Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

          Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

     

    *  Задание 1-го уровня

    •   Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

    •   Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.

    ** Задание 2-го уровня

    •   Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

    •   Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.

    *** Задание 3-го уровня

    •   Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.

    •   Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.

    Задания по теме «Имя прилагательное».

     Прочитай текст. Выполни грамматические задания по уровням. Помни, что 2-й уровень сложнее!

    Как белка зимует

    Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

    В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернется белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несет по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

    Утихла пурга. Белка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Вот она еловую шишку нашла, сухой гриб.

    1 уровень. Грамматические задания.

    2 уровень. Грамматические задания.

    1. Выпиши из текста пять имен прилагательных, определи их число, род.

    1. Выпиши из текста пять словосочетаний существительных с прилагательными. Определи число, род, падеж прилагательных.

    2. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания.

    Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холодн... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.

    2. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Подбери аналогичные словосочетания.

    Около уютн... гнезда, к высок... дереву, на холодн... земле, колюч... снегом, в зимн... лесу.

    2. Подбери прилагательные к выделенным существительным. Запиши полученное предложение.

    Белка вылезла из гнезда.

    2. Подбери прилагательные к выделенным существительным. Запиши полученное предложение. Определи род, число и падеж прилагательных.

    Белка вылезла из гнезда.

    4. -

    4. Образуй от предложенных слов однокоренные прилагательные, запиши их парами.

    Образец: длина - длинный.

    Круг - ...

    Уют -

    лед -  ...

    По литературе 

     Н.С.Лесков. «Левша» 6 класс

    Уровень «1»

    1.  Прочитайте сказ о Левше.
    2.  Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.
    3.  Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.

    Уровень «2»

    1.  Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем?
    2.  Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?
    3.  Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе и почему?
    4.  Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?

    Уровень «3»

    1.  Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?
    2.  Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?
    3.  Подготовьте рассказ о писателе.     

    Задания на развитие мышления

    Например:

    • Распределите данные слова по группам.
    • Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ).

         

    Задания на развитие воображения

    Например:

    • Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.
    • Нарисуйте портрет героя.
    • Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

    Задания на развитие памяти

    • Письмо по памяти.
    • Зрительный диктант.

                Свободный диктант

    Задания на развитие внимания

           например

    • Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль.
    • Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…
    • Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.

    Задания на развитие познавательной сферы

    Например:

    • Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.
    • Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

       Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

         

    Список использованной литературы и источников.

    1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.

    2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

    3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с одарёнными детьми в сельской школе

    Описание работы с одареными детьми....

    Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

    Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

    педагогический совет "Работа с одарёнными детьми в современных условиях"

    данный материал поможет педагогам в работе детьми, раскрыть их способности и таланты...

    Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

    Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....