Главные вкладки

    Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."
    статья по английскому языку на тему

    Ольга Леонидовна Сорокина

    Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                  Наиболее эффективные  педагогические приёмы работы

                                с одарёнными детьми в средней школе.

    Сорокина О.Л. (учитель английского языка     МБОУ «СОШ №22»

                                                                                                        

        Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Какие наиболее эффективные  педагогические приёмы работы с одарёнными детьми можно и нужно использовать в средней школе?

         Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В общеобразовательных школах в основном учатся дети, при  благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.

    Работу с одаренными детьми  мы выстраиваем, исходя из  следующих принципов:

    – дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении;

    – обеспечение внеурочной деятельности детей

    – усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).

           Во-первых, эта работа внутренне крайне противоречива. Дети разные. Одному  дано посмотреть на травинку и вывести закон природы, а другой будет до дыр протирать штаны много лет и …вдруг когда-то станет ясно - это был гений.                                 Что такое одаренный ребенок? Прежде всего, это ребенок не такой, как все. Его проблемы  - результат богатства и сложности интеллектуальной жизни, для презентации которой другим у него не хватает Какова задача учителя в этом случае? Научить его общаться с себе подобными, научить внятно излагать свои мысли и идеи, т.е. сделать его в каком-то смысле таким "как все". Но при этом самое главное - не задавить в ребенке те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его одаренным.

            Второе. Педагоги, работающие с детьми, особо одаренными в области интеллектуальной деятельности, должны не только обладать высочайшей профессиональной и педагогической квалификацией, но должны обладать еще одним ключевым свойством. Они не должны бояться работать с детьми, уровень способностей которых выше, чем у учителя. И должны научиться эту ситуацию принимать без внутреннего протеста.

             И третье. Наша главная цель работы с одаренными детьми - воспитание честного, образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и трудиться для их достижения.

            Школа - достаточно консервативное учреждение. И мы тоже ничего особенно нового не придумали. Мы просто постарались еще раз воплотить в жизнь классические принципы педагогики, сформулированные еще Яном Коменским: индивидуальный подход к каждому ученику при групповом обучении, высокие требования, как к профессиональной подготовке, так и к педагогическим способностям преподавателей, формирование высокой мотивации ученика в изучении любимого предмета.

          В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос о том, как дальше будет развиваться наше общество. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям современного мира. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. С установкой государства  о том, что «обучение и развитие одарённых детей, интеллектуальный и творческий потенциал которых есть основной капитал России» согласны все.                                                                                          Разногласие позиций проявляется в процессе реализации данной установки на практике. Не секрет,  что именно гимназиям и лицеям удаётся заполучить  большинство перспективных детей.  В таких школах работа строится на развитии мыслительных  процессов высокого уровня с ориентацией на интеллект ребёнка и овладение знаниями.         Дети разные, одному  дано посмотреть на травинку и вывести закон природы, а другой будет до дыр протирать штаны много лет и …вдруг когда-то станет ясно - это был гений.                                                                                                        Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желают знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, ведется  постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, я пришла к необходимости переосмыслить  работу с одаренными детьми. Развитие одарённости неразрывно связано с развитием психофизиологической, волевой и эмоциональной сфер. Можно сказать, что модель одарённости культивируется как модель из трёх составляющих:                                                                  -способности выше средних                                                                          -включённость в задачу                                                           Сегодня активно обсуждается проблема воспитания толерантности в школе, патриотизма в среде учащихся. Наверное потому что, в  основе поступков лежат духовные способности.  Духовные способности - это и способность к самосовершенствованию. Именно здесь работает такая  составляющая структуры одарённости -  «Я-концепция»:

    -готовность преодолеть препятствие

    -умение принять разумный жизненный риск

    -готовность терпеть неопределённость

    -вера в себя.

             В своей деятельности я разделяю научную точку зрения Дж. Брунера, что границы интеллектуального развития ребёнка зависят от воздействия культуры на его интеллектуальный потенциал. Поэтому обоснованно было, в поисках путей обучения и развития одарённого ребёнка, обратиться к русской духовной традиции:«Одарённый»,  «Озарённый», «Одухотворённый»…Невольно приходят на память слова из Священного писания: Знание не самоцель, а лишь путь к себе. Информация, которую дети получают на уроках - это не ум, а лишь пища для ума. Для меня понятие «одаренные дети» означает высоко - нравственные, духовно-развитые люди. В этом их коренное отличие от талантливых математиков, химиков, программистов.                                         Одарённый – это тот, кто «окружает» и сохраняет собой свою родину, одарённость - это как бы кокон, который защищает от окружающей среды и сохраняет самобытность. Развитие одарённости опирается на конструктивное взаимодействие педагога-родителей-сверстников.                                                                                                Смысл работы с одаренными учащимися:                                                  - раскрыть в ученике то, чего он сам не понимает и показать возможности работы в других направлениях (допустим в смежных областях: музыка, история, литература, география);          - повышать планку требований  до максимального уровня, показать более долгий и наполненный путь изучения предмета;                                                                     - прослеживаю в рекомендациях всех времён и народов, что ученик должен быть загружен и погружён в работу, только  при этом условии происходит шлифовка.

          Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне  наблюдения за характером его действий. Одарённого ребёнка не всегда нужно воспитывать, иногда его нужно оставить с самим собой. Это в романах хорошо читать, как  не-по-ня-тый гений мучается. Одарённым детям очень часто свойственны тяжёлый характер и странности, с которыми не всегда может справиться рядовой педагог.

              Не секрет, что в начальной школе все малыши хотят изучать иностранный язык и с удовольствием это делают, но к 6-7 классу интерес к предмету заметно утрачивается, т. к. материал становится сложнее, требования выше, а волевые качества развиты слабо. В нашей школе выстроена целая система работы, чтобы поддержать интерес к предмету, опираясь на одарённых учащихся.                                                                Направления работы с одарёнными учащимися:                                                  - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;                                     - поддержка учащихся – участников и победителей олимпиад;                                  - создание условий для развития творческого потенциала ребёнка;                                 с- организация научно-исследовательской деятельности.                                        Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.                          Учителя, работающие с одарёнными детьми, применяют необходимые приёмы для развития способностей учащихся. Каждый ребёнок собирает  своё портфолио, куда входят  грамоты за достижения в учёбе, а также за  участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах, проектах. В конце каждой четверти на торжественных линейках детей награждают дипломами и грамотами разного уровня. Выход каждого победителя на сцену сопровождается бурными аплодисментами.  В такой момент дети учатся радоваться успехам своих друзей, анализируют собственные достижения и приходят к пониманию того, что  «результаты нас не обманывают».                                                Самыми актуальными формами моей работы с одаренными детьми стали следующие:                                                                                       ∙элективные курсы по английскому языку;                                                               ∙ занятия исследовательской деятельностью;                                                           ∙ разные формы уроков: урок-экскурсия, урок-игра, урок-КВН, урок - путешествие;          ∙ научно-практические конференции по страноведению, проектные работы;                          ∙ участие в олимпиадах;                                                                          Ежегодно в нашей школе проводятся предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов. Победители школьного этапа участвуют в городском  туре олимпиады по английскому языку. Также дети всегда с нетерпением ждут олимпиады «Британский бульдог» , «Альбус», «Эрудит», «Школьные годы», «Радуга» и др.                                           Традиционным для нашей школы является проведение предметной декады иностранных языков. Вместе с ребятами мы выпускаем тематические электронные  газеты, проводим фестивали английской поэзии и музыки, участвуем в  викторинах, посвященных страноведению, организуем концерты для  малышей  и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.                                  По возможности мы рады встречам с носителями языка, где дети преодолевают себя и вступают в дискуссию на английском языке.  Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование научной работы. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда. Важно не только разглядеть исследовательский талант ребёнка, но и помочь ему  в выборе темы  исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу - дать пищу для размышления.                                                Современный урок является основой эффективного и качественного образования. Урок остается  главной формой обучения. Грамотно сконструированный урок дает максимум знаний учащимся. Работа на уроках английского языка требует новых подходов в решении образовательных задач. Для качественной подготовки учащихся к ЕГЭ я эффективно использую  современные английские учебные пособия                                                  Специфика моего предмета такова, что сам английский язык является и целью, и средством обучения, поэтому именно УМК  издательств Лонгман, Кембридж и Макмиллан могли в полной мере отвечать требованиям.   В них содержится большое количество заданий, развивающих учебно-исследовательские умения, такие как: составление мини-проектов,  самостоятельный поиск  информации из различных источников и ее обобщение. Кроме того, данные УМК готовят учеников к экзаменам, позволяющим ученикам получить сертификат о высокой степени владения языком, который может понадобиться им при дальнейшем обучении в ВУЗах, стажировке за рубежом и к сдаче ЕГЭ.                                                                                Учителя английского языка  широко применяют  информационно-коммуникационные технологии и Интернет-ресурсы на своих уроках, а также для подготовки проектов, организации самостоятельной работы  и во внеурочной деятельности. Кроме учебных англоязычных сайтов, для поиска информации страноведческого характера учащиеся посещают сайты музеев мира, достопримечательностей, стран и городов. Использование средств ИКТ  в нашей школе  можно условно разделить на несколько групп:                                                          -использование обучающих и познавательных программ;                                          -создание и использование на уроке собственных  презентаций;                                      -использование презентаций, созданных учащимися;                                                   -использование Интернет-ресурсов.                                                                Компьютерно-техническая база школы позволяет нам работать в ногу со временем. Школа оснащена телевизорами,  магнитофонами, мультимедийными  проекторами, интерактивными  досками, сетевыми компьютерами с возможностью выхода в Интернет. Это даёт возможность  использовать материалы цифровых образовательных ресурсов, работать с обучающими образовательными программами, осуществлять проектную деятельность, готовиться к олимпиадам.                                                                          Любой иностранный язык - это другая точка зрения на мир, иная психология и мировоззрение. Изменение подхода  и введение вышеперечисленных приемов и технологий проходило постепенно и  нелегко. Вырос темп урока, постоянно требовались «новые» идеи.  Прежде всего, положительная динамика развития учащихся не только стабильно повышается, но и охватывает учеников всех уровней. Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми даёт  свои результаты. Ребята охотно участвуют в олимпиадах, успешно занимаются исследовательской деятельностью, принимают участие в научно-практических конференциях. Резко повысился уровень обученности  учеников, что отразилось на результатах ЕГЭ по английскому яз.                                                        Однако всё ещё существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми:                                                                                                   - недостаточная подготовка учащихся к школьным олимпиадам городского  тура;                  - неэффективное сотрудничество с родителями в создании условий для развития природных задатков школьников.                                                                         Мне хотелось бы сказать ещё об одной  актуальной проблеме. Художественная литература в массовом сознании становится необязательной частью культуры. Современным детям не хватает дисциплины и чтения. Эту проблему мы также пытаемся решать на уроках английского языка,  читая аутентичные художественные тексты. С огромным удовольствием ребята переводят  отрывки из произведений Д. Сэлинджера, Э.Хемингуэя, Ричарда Баха.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с одарёнными детьми в сельской школе

    Описание работы с одареными детьми....

    Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

    Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

    Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

    НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

    Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Что...

    Работа с одарёнными детьми в современной школе

    Материал содержит практические упражнения по русскому языку и литературе...