Методы и приёмы работы с одарёнными детьми
проект по теме

Гунькина Нина Алексеевна

Использование различных методов работы с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomyraboty_s_odaryonnymi_detmi.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п. Высокогорный

«Методы и приёмы работы с одарёнными детьми»

Учитель биологии, географии

Гунькина Нина Алексеевна

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.  

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок.

Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

 

Как я достигаю  результатов обучения с одарёнными детьми?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;  
  • развитие творческих способностей на уроках;
  •  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • развитие способностей в школьном экологическом объединении «Эколог»
  • развитие способностей  у учащихся начальной школы во внеурочной деятельности  «Я-Эколог»
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною разработаны  развивающие задачи, которые предлагаю на уроках учащимся

 с нарастанием уровня сложности.

На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии на экологическую тропу в природу. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Провожу интегрированные уроки: биология и химия, биология и экология, биология и география, биология и информатика с использованием интерактивной доски. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В  своей практике  работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением). Использую кластеры и дерево понятий.

Невозможно привить интерес к биологии  ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, края. Более двадцати лет являюсь руководителем МО естественно-научного цикла. Руковожу методическим советом в школе. Вопрос одарённости детей на всех уровнях поднимается  регулярно: совещания при директоре, заседание МО, заседание метод совета, педсоветы, семинары, круглые столы, школьное научное сообщество детей  «АРГО» visokogorniy.edu.27.ru

 Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. Регулярно в нашей школе проводятся неделя химии и биологии, географии на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «ЧТО? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Форс мажёр» и др. nsportal.rugunkina-nina-alekseevna

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. nsportal.rugunkina-nina-alekseevna

Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, всероссийского, международного  уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на разных  уровнях. ekologicheskaya_ekspertiza_ekosistemy_poselkovogo_parka.rar

Немаловажным считаю и создание условий  для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред  психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании, обязательном питании в школьной столовой вовремя учебного процесса.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та по которой сам прошёл, вовек не позабудется. Являясь классным руководителем в 10 классе и 5 «А», стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб  эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома, принимали активное участие в школьных спортивно-оздоровительных мероприятиях. nsportal.rugunkina-nina-alekseevna

Я много беседую с талантливыми, одарёнными  ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены  переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Разрабатываю индивидуальные учебные планы и индивидуальные образовательные маршруты. Свои успехи и достижения учащиеся собирают в портфолио. 

Исходя из опыта работы, понимаю, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем явной. Поэтому стараюсь выявить одаренных детей, помогаю развить эту одаренность, даю возможность проявить себя, показать свои способности

           Этапы

Формы работы

 1 этап – аналитический:

- раннее выявление  талантливых  и одаренных учащихся школы

 - раскрытие творческого потенциала в разных видах деятельности

 ( различные творческие мастерские: музыкальные, художественные, спортивные )

 наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, успехи в какой-либо деятельности

2 этап – диагностический

-  диагностика потенциальных возможностей учащихся с использованием инструментария психолога

индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся

3 этап – этап формирования и развития способностей учащихся:

- создание условий для оптимального развития талантливых  и одаренных учащихся и укрепления их здоровья;

- развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых  и одарённых учащихся;

-обучающие семинары с учителями по вопросам работы с одаренными учащимися;

- приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с талантливыми учащимися.

-различные формы работы с талантливыми и одаренными учащимися (групповые занятия, факультативы, конкурсы и конференции, школьное научное общество, участие в олимпиадах, интеллектуальные марафоны, объединения дополнительного образования, организация исследовательской и проектной деятельности);

- совместная практическая деятельность талантливого учащегося и родителей;

- повышение профессионального мастерства учителя

4 этап – поощрение талантливых учащихся и их родителей:

- освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах;

- благодарственные письма родителям;

- поощрение родителей  за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях

стимулирование дальнейшей  творческой деятельности

5 этап – создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала, учет индивидуальных достижений

-работа по индивидуальным программам;

-портфолио учащегося

 

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

 Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями муниципальных,  краевых, всероссийских, олимпиад, международных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах Хабаровского края и за его пределами. Мои ученики являются постоянными членами  школьного ученического сообщества «АРГО»  (сайт школы) visokogorniy.edu.27.ru

Организация деятельности сводится не столько к работе с отдельными способными учащимися, сколько к созданию в образовательном учреждении системы условий, в которых проявятся и разовьются компетенции всей группы учащихся.

Основные принципы организации моей работы  в школьном экологическом объединении «Эколог». www.myshared.ru/slide/239447

1. Непрерывность и регулярность проведения занятий в течение всего календарного года.  Одной из  форм работы с одаренными учащимися стали учебно-тренировочные занятия в каникулярное время для учащихся, готовящихся к предметным олимпиадам и ЕГЭ. Олимпиады различного уровня и другие конкурсные мероприятия по предмету круглогодично мобилизуют учеников и их наставников. Процесс подготовки к ним включает проработку различных информационных источников, подготовку исследовательских проектов, прежде всего, в электронном виде, отрабатывание навыков научной дискуссии, “прорешивание” заданий предыдущих олимпиад, причем, моделируется ситуация дефицита времени, совместно с учениками анализируется их деятельность, планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки. Ученикам  рекомендуется участие в интернет-олимпиадах разного уровня

2. Отбор участников в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций и результативностью на внутришкольных, муниципальных, всероссийских. Ведется постоянный мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.

3. Социальное партнерство. Большое значение имеет соревновательность между учениками. Однако со временем они перестают видеть друг в друге конкурентов, осознанно становятся партнёрами. Участвуя в работе школьного экологического объединения «Эколог», ребята приобретают бесценный опыт командной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и корпоративной культуры. Они становятся незаменимыми помощниками учителя-предметника, организатора.

4. Преемственность. При комплектовании учебной группы целесообразна разновозрастность учащихся (5 - 11 классы).

Приоритетными являются самообразование учащихся и конструктивное взаимодействие их друг с другом. В этом случае, для старших открывается возможность проявить себя в роли наставников, тьюторов, консультантов. Для младших же участие в работе объединения  это приобретение разностороннего опыта, и лучшая мотивация к “погружению” в предмет деятельности. Занимающиеся в экологическом объединении  неизбежно становятся отличниками биологического образования в своих классах.

Таким образом, создается та самая конструктивно-интеллектуальная среда, в которой ребята становятся фактором развития (образования и воспитания друг друга).

5. Сотрудничество с   другими образовательными учреждениями, организациями (ИСАР ДВ, МОО «Страж Тайги», Краевой эколого-биологический центр и др. Приглашение специалистов для проведения занятий (“мастер-классов”, экскурсий, дискуссий и др.) позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку учащихся, увидеть пробелы в знаниях и определить их новую образовательную траекторию.   Примером служит совместные школы полевого эко-образования.

6. Сотрудничество с родителями одаренных учащихся для нас является приоритетом, поскольку именно родители являются социальными заказчиками нашей деятельности. Практика показала, что наиболее устойчивые высокие результаты достигаются при самом активном участии семьи в личностном развитии учащегося, в формировании и развитии мотивации к познавательной деятельности (поездки детей на конкурсы, соревнования в г. Москву. Г. Суздаль, г. Барнаул ит.д.)

7. Разнообразие форм учебной деятельности, которые позволяют отработать такие учебные цели как понимание, применение, анализ, синтез, обобщение, экспертиза. У одаренных детей отчетливо выражена исследовательская потребность. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания. неэффективных. Изложение учебного материала проходит в активной форме, с применением элементов эвристической беседы, сравнительного анализа, поисковой деятельности (нахождение причинно-следственных связей), практических работ, туристических походов, экскурсий, работы на экологической тропе. Активные и интерактивные формы работы тесно взаимосвязаны с различными источниками информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую помогают актуализировать знания и построить понимание темы при подготовке исследовательских проектов.

Разнообразие применяемых нами форм учебной деятельности способствует развитию ключевых компетенций учащихся.

Например: 1) эвристическая беседа – биолого-познавательных, мировоззренческих; 2) биологические бои и турниры – биолого-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих; 3) подготовка исследовательских проектов – информационных, мировоззренческих; 4) работа с информацией в различных знаковых системах – информационных, биолого-познавательных.

Одной из важнейших форм деятельности является составление и решение олимпиадных заданий, что в свою очередь, обеспечивает эффективность подготовки призёров и победителей предметных олимпиад всех уровней.

8. Использование информационных технологий. Эффективная работа объединения невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, справочная литература, интерактивные задания и олимпиадные вопросы, материалы ЕГЭ, в том числе, и на электронных носителях. В соответствии с требованиями всероссийских олимпиад, нами используются не только школьные, но и вузовские учебники, справочники и др.

9. Внеурочная деятельность в начальной школе. Внеурочная деятельность входит в УП, как часть, формируемая участниками образовательного процесса и, в соответствии с требованиями Стандарта, организуется по направлениям развития личности. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» являться  неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. На протяжении трёх лет я веду в начальной школе внеурочную деятельность «Я-эколог». Мною составлены и апробированы программы внеурочной деятельности. Уже на начальных этапах развития у младших школьников закладывается пакет знаний, умений, навыков в экологической направленности: стремление к здоровому образу жизни, развитие творческих и интеллектуальных способностей, развитие интереса, инициативы, любознательности к истории родного края, глубокому изучению «Малой Родины».

10. Профессиональный рост и конкурентоспособность учителя-руководителя объединения.

 Успешных учеников может подготовить только успешный учитель, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Иначе говоря, важное средство мотивации учеников – личность учителя, его мастерство, профессионализм, человеческие качества, увлеченность своим предметом, понимание интересов учащихся. Мне, как руководителю школьного объединения «Эколог»,   это послужило дополнительным стимулом для участия и победы в конкурсе ПНПО -2007, лауреат  Российского национального лесного юниорского конкурса «Подрост»-2005г., победитель краевого этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»,  в номинации «Формы и методы экологического образования»-2009г, победитель Всероссийского дистанционного конкурса для педагогов «Моё призвание!»-2011г, победитель I Всероссийского электронного портфолио «УчПортфолио» -2013г  Моя работа послужила основанием на внесение моего имени в книгу «Учитель в судьбе края» nsportal.rugunkina-nina-alekseevna

Мои воспитанники добились больших результатов:

Моя ученица Фомина Ольга внесена в краевую межведомственную программу «Одарённые дети» Министерство образования Хабаровского края.» Юные таланты Хабаровского края» I выпуск. Хабаровск 2003г \серебрянная медаль/   http://www.uchportfolio.ru/s86386147

Моя выпускница Гунькина Галина  была номинирована на «Ежегодную стипендию Губернатора Хабаровского края одарённым детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта за 2007-2009г \серебрянная медаль/http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna

Мой воспитанник  Зубарев Вадим была номинирована на «Ежегодную стипендию Губернатора Хабаровского края одарённым детям за успехи в области образовательной деятельности, культуры и спорта за 2011-2013г \отличник 10 класс\  http://nsportal.ru/gunkina-nina-alekseevna

Проект для одарённых детей «Алые паруса»  в социальной сети

nsportal portfolio_zubareva_vadima.rar

В школе создана особая психологическая атмосфера доброжелательности, что совершенно необходимо для такой тяжелой, но интересной работы как подготовка школьников к участию разного уровня мероприятиях. Работа с одаренными подростками вообще и деятельность школьного экологического объединения «Эколог» в частности предъявляет ко всем участникам процесса высокие требования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему работы с талантливыми учащимися, создавая для них особое развивающее пространство.

Список использованной литературы:

1.     Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2.     Журнал  «Биология в школе», газета 1 сентября «Биология»

3         Журнал «ЭГБО»

4     Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности является одной из основных целей  учителя-предметника в 9-11 классах. Что...

Методы и формы работы с одарёнными детьми, изучающими английский язык.

В данной статье рассказывается о формах и методах работы с одарёнными учениками как на уроке, так и во внеурочной деятельности по любому изучаемому предмету в школе.Прежде всего, методы и формы работы...

Методы и формы работы с одарёнными детьми учителя иностранных языков

Одной  из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация системной работы с ними. Сейчас наша школа работает по федеральному  государственному образователь...

Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической реч...

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми...

Методы и формы работы с одарёнными детьми

Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим ф...