Статья" «Развитие логического мышления»
статья (5 класс) на тему

Катасонова Татьяна Николаевна

В статье расказывается об опыте работы учителя КатасоновойТ.Н. во внеурочной деятельности на занятиях в 5 классе. О формах и методах используемых на занятии. Даны ссылки на сайты, и печатные издания, которые можно использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx852.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Решение

логических задач —

 первый шаг

 к развитию ребенка»

                Э. Давыдова

«Развитие логического мышления»

 В связи с внедрением ФГОС – цель и задачи образования изменились. Новая цель образования: Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Реализации целей и задач ФГОС способствуют занятия внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС  направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. 

Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Выбирая тему внеурочного занятия,  я исходила, из её актуальности в свете развития метапредметной компетенции. В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Поэтому  курс  называется «Развитие логического мышления». Возрастная группа -  11-12 лет

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности  у учащихся познавательных интересов.  Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.

         Логические приемы мышления результативно формируются и развиваются, если учитываются возрастные способности, соблюдается последовательность и системность, непрерывность и преемственность в методике формирования и развития логических приёмов мышления.


На занятии используются такие формы и методы работы

1. «Учись играючи»

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Предлагаемая идея реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например, интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, конкурсы.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания;
  • игры-конкурсы ;
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • и. так далее.

2. «Калейдоскоп»

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск и физкультминутка и многое другое.

Так как по САНПИНам в 5-6 классах дети за компьютерами могут работать не более 20 минут, то занятие делится на 2 части 1 часть работа за партой, вторая часть работа за компьютером. Между ними физкультминутка. Причем 1 часть, это устная и письменная работа.

Этапы занятия

  1. Разминка

На этом этапе учащиеся решают устные задачи. Эти задачи позволяют включиться в работу. Обязательно решаем ребусы. В разминке решаются задачи с метапредметной направленностью, вспоминаем материалы по разным предметам. Материалы к разминке я беру из разных источников, например, кроссворды взяты из журнала.

Примеры заданий ( слайды из различных презентаций):


Пример страницы из журнала «Информатика»


  1. Решение логических задач. 

На занятиях использую следующие пособия:

  1. «Логические задачи». Богомолова О.Б. М.:2013г

  2.  Занимательные задачи по информатике.  Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.

         Программа внеурочной деятельности писалась на основании этого пособия. Это пособие разбито на главы – темы. В начале главы есть комментарии по теме и показаны решения отдельных задач, практически тот же учебник. Задачи по теме занятия, с полной записью решения в тетради. Это подготовка учащихся к умению логически излагать и правильно записывать свои мысли. Верни оформить решение задачи.

 

  1. Работа за компьютером.

Решение логических задач в « виртуальной лаборатории». Логические задачи на взвешивание, переливание, разъезды, переправы. Задачи на нестандартное логическое мышление помогут и в повседневной жизни решать житейские проблемы нестандартным образом. Использую курс Информатика. 4 класс. В 3 ч. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. с диском «Фантазия». Используем программу «КуМир». Играем в компьютерные игры «Крот» и «Тетрис». В процессе работы за компьютером, мы делаем ещё одну паузу – гимнастика для глаз.

        Подводя итоги по каждой теме, мы устраиваем конкурсы, олимпиады, соревнования, смотры знаний. Ребята обязательно участвуют дистанционных конкурсах на сайтах:

  1. http://znanika.ru/region 
  2. https://infourok.ru/onlineEducation/events 
  3. https://nic-snail.ru/calendar/fl/tip_sobytiya-konkurs_igra/klass-1_4_klass   


Литература:

  1. Информатика. 4 класс. В 3 ч. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. М.: 2015. С диском

  2. «Логические задачи». Богомолова О.Б. М.:2013г

  3. Занимательные задачи по информатике.  Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. 5-е изд. - М.: 2013 

  4. Учебно-методический  журнал  для  учителей  информатики «Информатика» ( разных лет). Издательский дом «1 Сентября»

  5. http://kpolyakov.spb.ru/school/kumir.htm

  6. http://webkonspect.com.   Цели и задачи школьного образования. ФГОС о требованиях
  7. http://znanika.ru/region 
  8. https://infourok.ru/onlineEducation/events 
  9. https://nic-snail.ru/calendar/fl/tip_sobytiya-konkurs_igra/klass-1_4_klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...

Статья: «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста».

Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную дея...

Статья "Развитие логического мышления в дополнительном образовании"

Данный материал в занимательной форме позволяет найти неизвестные элементы прямоугольного треугольника....

Статья "Развитие логического мышления на математическом кружке"

Систама дополнительного образования дает большие возможности к всестороннему развитию ребенка....

Статья «Развитие исторического мышления как условие формирования устойчивого развития учащихся»

Историческое мышление - это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни общественного субъекта, являющееся составной частью общественного сознания, совокупностью форм, отр...