Что такое мышление? Развитие логического мышления
классный час

Каспирович Оксана Сергеевна

Круглый стол для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvitie_myshleniya.zip2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Что такое мышление? Развитие логического мышления.

Сегодня мы поговорим о развитии мышления у наших детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными. Умен тот, кто умеет мыслить. Что значит уметь мыслить? Разве это умение не дано нам от рождения?

Итак, целью нашей встречи является оценить значимость процесса развития мышления ребенка и овладеть несложными приемами развития мышления в условиях семейного воспитания.

Для начала давайте разберемся, что же такое мышление.

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. В ходе обучения школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.

Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются не полными, а порой даже ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься.

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция).

Сейчас мы рассмотрим наиболее значимые приемы, или операции:

  1. Анализ (мысленное разложение целого на части).

Назови свойства. Например, я дам вам понятие такое, как яблоко, назовите его свойства (круглое, зеленого цвета, растет на дереве и т.д.), стол, собака.

 Анализ литературного произведения. Задача школьника – прочитать стихотворение или рассказ и объяснить, как он понимает его смысл, предположить, что хотел сказать автор той или иной частью произведения.

Анализ ситуации. Ребенку предлагается ситуация, которую ему необходимо рассмотреть со всех сторон, предложить какое-то решение задачи, возможное развитие событий. Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале», при решении бытовых или ситуационных задач.

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.

1.  Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).

  • Ты с бабушкой едешь в автобусе. Она вышла, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
  • Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

2. Ситуация с огнём.

  • В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
  • Дым в соседней квартире. Твои действия?

 3. Ситуация с водой.

  • Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
  • В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?

  1. Синтез (мысленное объединение частей в единое целое).

Выложи фигуру. Из набора элементов ребенку нужно сложить предмет: квадрат, треугольник, ромб, домик, стул и т.д.

Мозаика. Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов.

  1. Сравнение (установление сходства или различия между объектами)

Что общего? Ребенку дается ряд предметов и предлагается найти сходство между ними. Это могут быть фигуры одинаковой формы/цвета/размера, цветы/животные одного вида, похожие люди и др.

Чем различаются? Данное задание схоже с предыдущим, только здесь необходимо сказать, в чем отличие предметов. Можно использовать фигуры одного цвета, но разной формы, животных разных видов (кошка и собака) и т.д. Для совсем маленьких детей используются максимально непохожие объекты. Также можно предложить ребенку две картинки на поиск отличий между ними.

Что лишнее? Задача ученика – из набора предметов выделить один, который не похож на остальные, чем-то отличается от них. Чем старше ребенок, тем более схожими между собой должны быть объекты, чтобы различие вычленялось максимально трудно. Легкий пример: стол, стул, кровать, пол, шкаф. Усложненный пример: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

  1. Обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам)

Подбери картинку. Данное упражнение может выполняться двумя способами. 1. Ребенку дается набор картинок, изображающих различные предметы/явления (стол, шкаф, книга, кукла, чашка, собака, ручка, радуга, яблоко и т.д.). Его задача найти и отложить все изображения предметов определенной группы (мебель: стол, кровать, стул, шкаф). 2. Школьник получает такой же набор картинок, как и в первом варианте, только теперь его задачей будет подобрать изображение предмета, входящего в одну группу с предложенным. Например, предложенный объект – диван, в одну группу с ним входят стул, стол, шкаф, кровать.

Назови группуЗадание может выполняться на основе картинок или словесных понятий. Школьнику дается ряд изображений/определений, которые ему необходимо объединить в одну обобщающую группу и назвать ее. Например, клубника, вишня, малина, ежевика. Группа – ягоды.

  1. Аналогия (сходство между лицами, предметами, явлениями, действиями (и т. п.) в каком-либо отношении)

Простые аналогии. Сначала ребенку дается пример, на основе которого и будет выполняться упражнение. Важно удостовериться, что школьнику пример понятен. Задание: лес – дерево (в лесу дерево); луг —? (а что на лугу?) коза – животное; хлеб —? и т.д. Задание может быть, как в свободной форме (ученик сам придумывает ответ), так и с вариантами ответов.

С чего же нужно начинать?

Итак, вначале занятий Вам необходимо выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия.

Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Регулярная и планомерная работа по развитию мышления существенно повысит интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, а также будет способствовать успешному обучению в школе.

Играя с ребёнком, Вы будете совершенствовать самые ценные для него психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком возможно, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, Ваш совет. Такая Ваша помощь, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Подведение итогов.

Подвижная игра «Рыбы, птицы, звери»

Цель: развивать внимание, память, быстроту мышления, координационные способности.

Материал: волейбольный или теннисный мяч.

Ход игры

Все игроки становятся полукругом на расстоянии 4-5 метров от водящего, держащего в руках мяч.  Водящий, бросая кому-нибудь из играющих мяч, произносит одно из трех слов: рыбы, птицы, звери.  Если он говорит слово «рыбы», игрок, поймавший мяч, должен сделать шаг вперед и сразу же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, щуку.  Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет ответ, который уже был, выбывает из игры.

Выигрывает тот, кто не сделал на одной ошибки. Победитель становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления при решении задач по физике

В работе описаны некоторые подходы развития логического мышления при решении задач по физике, основанные на собственном опыте работы...

Развитие логического мышления при решении задач по физике

Расмотрены некоторые аспекты методики развития логического мышления обучающихся при решении задач по физике (из собственного опыта работы)...

Развитие логического мышления через решение нестандартных задач

Описание опыта работы для повышения мотивации учащихся по предмету. Рассмотрены задания, которые помогают разнообразить урок....

Развитие логического мышления на уроках биологии

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д.....

Развитие логического мышления на уроках биологии

"Развитие логического мышления на уроках биологии" - материал из опыта работы учителя биологии Емельяновой Н.Д.....

Развитие логического мышления с помощью решения логических задач

Методическая   работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач"  . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...