Материал для подготовки к экзамену по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Медведева Галина Анатольевна

Памятки для написания сочинения и изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_dlya_podgotovki_k_oge._russkiy_yazyk.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА УЧАЩИМСЯ

9 КЛАССА ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА

В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

  • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

  • Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.

  • Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

  • Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

  • Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

  • Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

  • Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

  • Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

  • Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

  • Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

                                 

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как сформулировано задание С1?

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.

 

Пошаговая инструкция по написанию сочинения С1.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием


Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания


Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи; 
  • о средствах выражения мыслей; 
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; 
  • о взаимосвязи лексики и грамматики; 
  • о роли синтаксиса в человеческом общении; 
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. 

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

  • сформулировать позицию автора высказывания;
  • выразить своё отношение к ней. 

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

  • автор анализирует 
  • характеризует 
  • рассуждает 
  • отмечает 
  • доказывает 
  • сравнивает 
  • сопоставляет 
  • противопоставляет 
  • называет 
  • описывает 
  • разбирает 
  • подчёркивает 
  • ссылается на... 
  • останавливается на ... 
  • раскрывает содержание 
  • отмечает важность 
  • формулирует 
  • касается 
  • утверждает 
  • считает, что ... 
  • и т.д.

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  • действительно 
  • на самом деле 
  • не могу не согласиться с автором высказывания 
  • я полностью согласен с ... 
  • вынужден согласиться с ... 
  • я разделяю точку зрения автора высказывания 
  • я поддерживаю мнение автора 
  • бесспорно мнение автора о том, что ... 
  • и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. 

Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и
без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди переда-ют тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писа-тель К.Паустовский утверждал, что русским словом мож-но не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал сло-ва человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлек-ла мысль о том, что в богатом русском языке можно най-ти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)


Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)


Докажем эту мысль на примерах из текста...

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

  • примеров должно быть 2; 
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор исполь-зует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими слово-образовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наибо-лее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить сим-патию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение



В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.


Начать вывод можно следующими словами и фразами:


Таким образом, ...

Итак, ...

Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение можно сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

и т.д.



Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. 

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.


! За отсутствие абзацев снимают баллы.


Вступление (введение)

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

  • Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
  1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
  2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
  • Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
  1. Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
  2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
  • Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
  1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.

  1. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А. Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

Основная часть

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочине-ние-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказа-тельства являются:

  • Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если;
  • Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тези-са. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:

  • Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
  • Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
  • Вводные слова: например, таким образом.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказа-тельство, в котором необходимо привести примеры, указать причин-но-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не

один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

  • Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
  • Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

Тезис это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

Сжатое изложение

  • Полноценное  понимание  исходного  текста

  • Умение  систематизировать  собранный  материал  и отбирать  из него  самое  необходимое  для  раскрытия темы

  • Навыки сжатия текста  (случайное,  хаотичное удаление  из  исходного текста  тех   или  иных элементов – это  не  сжатие!)

  • Умение создавать новый текст,  лаконичный и целостный.

Создание  текста изложения

  • Наличие всех микротем.  Отсутствие  микротем  с избыточной  (той, которой  нет в исходном тексте)  информацией.

  • Наличие  абзацев

  • Готовое  изложение  должно представлять собой  не  отдельные фразы  из исходного текста,  кое-как  связанные  между  собой, а  новый текст,  построенный  самим учеником.

Приёмы сокращения текста

І. Исключение

Исключать можно:

  • вводные слова,
  • однородные члены предложения,
  • причастные, деепричастные обороты;
  • повторы,
  • однотипные примеры,
  • риторические вопросы, восклицания, другие средства выразительности,
  • цитаты,
  • детали, не влияющие на ход мыслей,
  • пояснения, описания, рассуждения,
  • слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.

При исключении необходимо:

Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова.

Убрать подробности и детали.

Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями

ІІ. Обобщение или объединение

  • парцеллированные предложения;
  • ряд предложений, связанных одной мыслью;
  • части сложных предложений;
  • конкретные единичные факты, события, явления

При объединении необходимо:

  1. найти в тексте мелкие единичные факты;
  2. выявить общее;
  3. объединить факты на основе общего;
  4. сформулировать оставшееся в предложения

ІІІ. Замена

Заменять можно:

  • однородные предложения обобщающим словом;
  • сложные предложения простыми;
  • части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
  • прямую речь косвенной;
  • часть текста одним предложением.

При замене необходимо:

  • Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом.
  • Сформулировать данное предложение.

                           

                           

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

В работе предложено несколько занятий  на основные правила орфографии, встречающиеся в тестах на экзамене.  В каждом занятии  предусмотрен краткий обзор правил и рекомендаций выпускника...

ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

Подготовка к экзамену по русскому языку...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Материал для подготовки к экзамену по русскому языку

Материал для подготовки к экзамену по русскому языку...

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...