Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы
рабочая программа на тему

Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativnogo_kursa.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,

проектных и творческих работ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ»

Программа факультативного курса

«Этнография чувашского  народа»

 8 – 9 классы

Авторы:

Кубайкина  Светлана Валерьевна,

                                                                         учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

Волков Валерий Иванович

учитель чувашского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного

 общеобразовательного учреждения

 «Табар-Черкийская средняя

 общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района

Республики Татарстан

Адрес школы:

                                                                422365. Республика Татарстан,        

                                                           Апастовский район, деревня Табар-  

                                                                Черки, улица Молодежная, д.74.

Тел. (884376) 33-7-54

Адрес автора:

Кубайкина С.В.

                                                                422365. Республика Татарстан,        

                                                           Апастовский район, деревня Табар-  

                                                                Черки, улица Лесная, д.9

Тел. 89872748050

Волков В.И.

                                                                422365. Республика Татарстан,        

                                                           Апастовский район, деревня Табар-  

                                                                Черки, улица Большая Красная, д.96

Тел. (884376) 33-7-15

Изучая предков, узнаем самих себя,

без знания истории мы должны

признать себя случайностями, как и

зачем пришли в мир, как и для чего

как и чему мы должны стремиться.

В. О. Ключевский.

Пояснительная записка

   Республика Татарстан  – многонациональное государство.

   Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура.

   За вторую половину 20 века несколько поколений было воспитано вне родного языка и национальной культуры. Это привело к отрыву от национальной традиции.

   Формирование национального самосознания и толерантности происходит на основе целостного восприятия содержания культуры своего народа, русской и мировой культуры. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Межэтническое взаимопонимание предполагает диалог культур. Воспитание толерантности у обучающихся – это воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности, их языку, культуре, традициям.

      Л.Н. Толстой отмечал: «Этнографии я придаю огромное воспитательное значение. Во что веруют, как живут другие люди. Ничто так не расширяет круга зрения людей, как знания, что есть люди, живущие иначе».

   На современном этапе в условиях модернизации образования все более важным является компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную основу образования. В соответствии с этим данная программа подразумевает формирование у обучающихся познавательного компонента (знаний об элементах национальной культуры); ценностного компонента (мотивов, желаний, интересов) и поведенческого компонента (поступков, действий, творчества). Поэтому в программе предусматривается применение проектного метода обучения, практические занятия, которые способствуют воспитанию познавательного интереса, создания положительной мотивации учения, формирования способов активной познавательной деятельности. Этнография занимается изучением традиционной народной культуры: духовной и материальной. Занятия этнографией учат наблюдать, вдумываться в явления жизни, понимать современные этнические процессы и давать им правильную оценку, делать самостоятельные выводы.

  Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля.

   Цель курса «Этнография чувашского народа»:

Формирование общенациональных ценностей как важнейшей составляющей личности обучающегося посредством   изучения чувашской народной культуры.

   Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

  • Расширение кругозора, систематизация знаний обучающихся в области национальной культуры.
  • Развитие ценности национальной культуры у обучающихся посредством активизации учебного познания.
  • Формирование у обучающихся личностных, нравственных и эстетических качеств посредством приобщения их к народным традициям.
  • Развитие духовных потребностей, национального самосознания, толерантности.

   В программе дано содержание курса, основные понятия курса, учебно-тематический план, примерная тематика творческих проектов, список литературы.

  В результате изучения данного курса:

 обучающийся 8 класса должен знать:

- основы материальной культуры чувашского  народа (занятия, жилище, одежда, кухня, декоративно-прикладное искусство, семейный быт).

обучающийся 9 класса должен знать:

- основы духовной культуры чувашского народа;

- современные этнические процессы среди чувашского населения

Средствами данного курса у обучающихся необходимо формировать:

Информационные умения:

- воспринимать устную и письменную информацию;

- проводить поиск необходимой информации в источниках;

- фиксировать информацию в виде записей в тетради;

- оформлять информацию в виде тезисов, конспектов и т.д.

- систематизировать информацию в виде заполнения таблиц, схем, творческих      

проектов.                                                                                                                                              

Мыслительные умения:

- выделять главную мысль в тексте или лекции учителя;

- анализировать явления;

- сравнивать данные разных источников;

- объяснять смысл, значение основных понятий;

- определять и формулировать свою позицию к получаемым на уроке сведениям;

- аргументировать свое мнение по проблемным вопросам.

Коммуникативные умения:

- владеть письменной и устной речью;

- умение вести диалог;

- выступать с сообщениями, докладами, защитой проектов и т.д.

Учебно-тематический план

курса «Этнография чувашского народа»

№ п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Форма контроля

8 класс

Введение. Происхождение чувашского народа. 

2

Раздел 1.

Традиционное хозяйство и материальная культура.

18

1

Хозяйственные занятия чувашей Республики Татарстан

2

2

Поселения, хозяйственные постройки, жилище в чувашских деревнях Табар-Черки и Тюбяк-Черки.

2

3

Народная одежда чувашей.

4

4

Традиционная чувашская кухня.

2

5

Декоративно-прикладное искусство.

4

6

Семья и семейный быт.

4

Оформление и защита проектов

14

Защита проектов

Итого

34

9 класс

Раздел 3. Духовная культура.

16

1

Религия: от язычества до православия

4

2

Семейные обычаи и обряды.

4

3

 Народные  календарные  праздники и обряды.

4

4

Чувашский фольклор. Народные сказки, пословицы и загадки

2

5

Детский фольклор. Прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.

2

1

Раздел 3. Современное развитие чувашской нации.

4

1

Современные этнические процессы среди чувашей Республики Татарстан.

4

 Оформление и защита проектов.

10

Тестирование.

Защита проектов.

Итого

34

Итого за два года обучения

68

Содержание курса «Этнография чувашского народа»

Введение.

Происхождение чувашского народа. Этнографические группы чувашского

народа.

Раздел 1. Традиционное хозяйство и материальная культура.

Тема 1. Хозяйственные занятия чувашей.

Основные виды хозяйственной деятельности чувашей: земледелие, животноводство, птицеводство, пчеловодство, ремесла и промыслы.

Тема 2. Поселения, хозяйственные постройки, жилище.

Месторасположение чувашских селений, их планировка. Хозяйственные постройки. Топонимы родного села.

Особенности традиционной сельской избы. Декоративное оформление жилища. Интерьер.

Тема 3. Народная одежда.

Мужской и женский национальный костюм. Виды одежды. Декоративное украшение одежды. Головные уборы. Обувь. Украшения.

Творческая работа: описание элемента национального костюма

Тема 4. Традиционная чувашская кухня.

Продукты, составляющие основу традиционной чувашской кухни. Гостевой этикет. Обрядовые угощения.

Традиционные чувашские блюда, распространенные в родном селе в настоящее время. Рецепты их приготовления.   Особенности сервировки стола.

Тема 5. Декоративно-прикладное искусство.

Особенности чувашского декоративно-прикладного искусства. Художественные ремесла и промыслы: вышивка, ювелирное искусство, художественное ткачество, керамика, резьба по дереву.

Тема 6. Семья и семейный быт.

Традиционные представления о браке. Нормы поведения. Критерии брачного выбора. Внутрисемейные отношения. Воспитание детей.

Современные брачные союзы. Сохранение традиций. Изменения в семейных отношениях.

                                                                                                                                                             

Раздел 2. Духовная культура.

Тема 1. Религия.

Чуваши –язычники. Распространение ислама и христианства.

Тема 2. Семейные обычаи и обряды.

Свадебный обряд. Обряд наречения имени. Похоронно-поминальный обряд.

Особенности обрядов и степень соблюдения обычаев в родном селе.

Тема 3 . Народные  календарные  праздники и обряды.

Зимние, весенние, летние, осенние праздники: семик, рождество, пасха, масленица. Обрядовые жертвоприношения. Трудовые обряды.

Тема 4. Чувашский фольклор.

Народные сказки, пословицы и загадки

Тема 5. Детский фольклор.

 Прибаутки, потешки, считалки, загадки.

Раздел 3. Современное развитие татарской нации.

Тема 1. Современные этнические процессы.

Проектная работа: Национальный состав населения. Тенденции современного этнического развития чувашей родного села. Возрождение изучения родного языка и культуры.

Список литературы для учителя:

1.Воробьев Н.И., Львова А.Н., Романов Н.Р. и др. Чуваши: этнографическое исследование: В 2 ч. – Чебоксары, 1970.

2.Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Историко-этнографические очерки. – Чебоксары, 1959.

3.Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века. – Чебоксары, 1993.

4.Иванов В.П. Этническая история чувашей (Происхождение и формирование чувашского народа). – Чебоксары, 1989.

5. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана.

6. Елена Енькка. Повествование о чувашах  

Список сайтов для обучающихся:

Портал «Культурное наследие Чувашии»;

Чувашское народное творчество;

Чувашский народный сайт.

Примерная тематика творческих проектов обучающихся:

  1. Свадебный обряд чувашей села .
  2. Чувашский национальный костюм.
  3. Головные уборы чувашских женщин.
  4. Сборник рецептов национальных блюд.
  5. Экскурсия «Интерьер чувашской избы».
  6. Чуваши в русской истории.
  7. Путеводитель: «Экскурсия по деревне Табар-Черки».
  8. Отношение к алкоголю среди чувашского населения
  9.  Дозволенное и запрещенное в национальной кухне.
  10.  Исторические герои.
  11.  Знаменитые деятели культуры.
  12.  Песни и частушки, бытующие в местных деревнях.
  13. Сакральные объекты природы.
  14.  Валяльный промысел  чувашей  села Тюбяк-Черки.
  15.  Чувашский национальный праздник- Семик.
  16. Традиции и обряды чувашского народа.
  17. Верования чувашского народа: от язычества до православия.
  18. Киреметь – место поклонения чувашей язычников.

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс

Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...

Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы

Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля.   Цель курса «Э...

Программа факультативного курса в 8 классе "Храмовое зодчество города Вязьмы"

Данная программа предусматривает работу с детьми 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели.Необходимость работы с обучающимися по теме продиктована желанием воспитать человека, з...

программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах"

программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах" содержит пояснительную записку, тематическое планирование...

Программа факультативного курса для 8 класса "Химия для восьмиклассников"

Разработанная прграмма позволяет более углубленно изучать материал по химии в 8 классе....

Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"

Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...

Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"

Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными  программными средствами при ...