Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы
рабочая программа на тему
Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских,
проектных и творческих работ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ»
Программа факультативного курса
«Этнография чувашского народа»
8 – 9 классы
Авторы:
Кубайкина Светлана Валерьевна,
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
Волков Валерий Иванович
учитель чувашского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Табар-Черкийская средняя
общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Адрес школы:
422365. Республика Татарстан,
Апастовский район, деревня Табар-
Черки, улица Молодежная, д.74.
Тел. (884376) 33-7-54
Адрес автора:
Кубайкина С.В.
422365. Республика Татарстан,
Апастовский район, деревня Табар-
Черки, улица Лесная, д.9
Тел. 89872748050
Волков В.И.
422365. Республика Татарстан,
Апастовский район, деревня Табар-
Черки, улица Большая Красная, д.96
Тел. (884376) 33-7-15
Изучая предков, узнаем самих себя,
без знания истории мы должны
признать себя случайностями, как и
зачем пришли в мир, как и для чего
как и чему мы должны стремиться.
В. О. Ключевский.
Пояснительная записка
Республика Татарстан – многонациональное государство.
Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны. Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура.
За вторую половину 20 века несколько поколений было воспитано вне родного языка и национальной культуры. Это привело к отрыву от национальной традиции.
Формирование национального самосознания и толерантности происходит на основе целостного восприятия содержания культуры своего народа, русской и мировой культуры. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Межэтническое взаимопонимание предполагает диалог культур. Воспитание толерантности у обучающихся – это воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности, их языку, культуре, традициям.
Л.Н. Толстой отмечал: «Этнографии я придаю огромное воспитательное значение. Во что веруют, как живут другие люди. Ничто так не расширяет круга зрения людей, как знания, что есть люди, живущие иначе».
На современном этапе в условиях модернизации образования все более важным является компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную основу образования. В соответствии с этим данная программа подразумевает формирование у обучающихся познавательного компонента (знаний об элементах национальной культуры); ценностного компонента (мотивов, желаний, интересов) и поведенческого компонента (поступков, действий, творчества). Поэтому в программе предусматривается применение проектного метода обучения, практические занятия, которые способствуют воспитанию познавательного интереса, создания положительной мотивации учения, формирования способов активной познавательной деятельности. Этнография занимается изучением традиционной народной культуры: духовной и материальной. Занятия этнографией учат наблюдать, вдумываться в явления жизни, понимать современные этнические процессы и давать им правильную оценку, делать самостоятельные выводы.
Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля.
Цель курса «Этнография чувашского народа»:
Формирование общенациональных ценностей как важнейшей составляющей личности обучающегося посредством изучения чувашской народной культуры.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
- Расширение кругозора, систематизация знаний обучающихся в области национальной культуры.
- Развитие ценности национальной культуры у обучающихся посредством активизации учебного познания.
- Формирование у обучающихся личностных, нравственных и эстетических качеств посредством приобщения их к народным традициям.
- Развитие духовных потребностей, национального самосознания, толерантности.
В программе дано содержание курса, основные понятия курса, учебно-тематический план, примерная тематика творческих проектов, список литературы.
В результате изучения данного курса:
обучающийся 8 класса должен знать:
- основы материальной культуры чувашского народа (занятия, жилище, одежда, кухня, декоративно-прикладное искусство, семейный быт).
обучающийся 9 класса должен знать:
- основы духовной культуры чувашского народа;
- современные этнические процессы среди чувашского населения
Средствами данного курса у обучающихся необходимо формировать:
Информационные умения:
- воспринимать устную и письменную информацию;
- проводить поиск необходимой информации в источниках;
- фиксировать информацию в виде записей в тетради;
- оформлять информацию в виде тезисов, конспектов и т.д.
- систематизировать информацию в виде заполнения таблиц, схем, творческих
проектов.
Мыслительные умения:
- выделять главную мысль в тексте или лекции учителя;
- анализировать явления;
- сравнивать данные разных источников;
- объяснять смысл, значение основных понятий;
- определять и формулировать свою позицию к получаемым на уроке сведениям;
- аргументировать свое мнение по проблемным вопросам.
Коммуникативные умения:
- владеть письменной и устной речью;
- умение вести диалог;
- выступать с сообщениями, докладами, защитой проектов и т.д.
Учебно-тематический план
курса «Этнография чувашского народа»
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Форма контроля |
8 класс | |||
Введение. Происхождение чувашского народа. | 2 | ||
Раздел 1. Традиционное хозяйство и материальная культура. | 18 | ||
1 | Хозяйственные занятия чувашей Республики Татарстан | 2 | |
2 | Поселения, хозяйственные постройки, жилище в чувашских деревнях Табар-Черки и Тюбяк-Черки. | 2 | |
3 | Народная одежда чувашей. | 4 | |
4 | Традиционная чувашская кухня. | 2 | |
5 | Декоративно-прикладное искусство. | 4 | |
6 | Семья и семейный быт. | 4 | |
Оформление и защита проектов | 14 | Защита проектов | |
Итого | 34 | ||
9 класс | |||
Раздел 3. Духовная культура. | 16 | ||
1 | Религия: от язычества до православия | 4 | |
2 | Семейные обычаи и обряды. | 4 | |
3 | Народные календарные праздники и обряды. | 4 | |
4 | Чувашский фольклор. Народные сказки, пословицы и загадки | 2 | |
5 | Детский фольклор. Прибаутки, потешки, считалки, загадки и др. | 2 | |
1 | Раздел 3. Современное развитие чувашской нации. | 4 | |
1 | Современные этнические процессы среди чувашей Республики Татарстан. | 4 | |
Оформление и защита проектов. | 10 | Тестирование. Защита проектов. | |
Итого | 34 | ||
Итого за два года обучения | 68 |
Содержание курса «Этнография чувашского народа»
Введение.
Происхождение чувашского народа. Этнографические группы чувашского
народа.
Раздел 1. Традиционное хозяйство и материальная культура.
Тема 1. Хозяйственные занятия чувашей.
Основные виды хозяйственной деятельности чувашей: земледелие, животноводство, птицеводство, пчеловодство, ремесла и промыслы.
Тема 2. Поселения, хозяйственные постройки, жилище.
Месторасположение чувашских селений, их планировка. Хозяйственные постройки. Топонимы родного села.
Особенности традиционной сельской избы. Декоративное оформление жилища. Интерьер.
Тема 3. Народная одежда.
Мужской и женский национальный костюм. Виды одежды. Декоративное украшение одежды. Головные уборы. Обувь. Украшения.
Творческая работа: описание элемента национального костюма
Тема 4. Традиционная чувашская кухня.
Продукты, составляющие основу традиционной чувашской кухни. Гостевой этикет. Обрядовые угощения.
Традиционные чувашские блюда, распространенные в родном селе в настоящее время. Рецепты их приготовления. Особенности сервировки стола.
Тема 5. Декоративно-прикладное искусство.
Особенности чувашского декоративно-прикладного искусства. Художественные ремесла и промыслы: вышивка, ювелирное искусство, художественное ткачество, керамика, резьба по дереву.
Тема 6. Семья и семейный быт.
Традиционные представления о браке. Нормы поведения. Критерии брачного выбора. Внутрисемейные отношения. Воспитание детей.
Современные брачные союзы. Сохранение традиций. Изменения в семейных отношениях.
Раздел 2. Духовная культура.
Тема 1. Религия.
Чуваши –язычники. Распространение ислама и христианства.
Тема 2. Семейные обычаи и обряды.
Свадебный обряд. Обряд наречения имени. Похоронно-поминальный обряд.
Особенности обрядов и степень соблюдения обычаев в родном селе.
Тема 3 . Народные календарные праздники и обряды.
Зимние, весенние, летние, осенние праздники: семик, рождество, пасха, масленица. Обрядовые жертвоприношения. Трудовые обряды.
Тема 4. Чувашский фольклор.
Народные сказки, пословицы и загадки
Тема 5. Детский фольклор.
Прибаутки, потешки, считалки, загадки.
Раздел 3. Современное развитие татарской нации.
Тема 1. Современные этнические процессы.
Проектная работа: Национальный состав населения. Тенденции современного этнического развития чувашей родного села. Возрождение изучения родного языка и культуры.
Список литературы для учителя:
1.Воробьев Н.И., Львова А.Н., Романов Н.Р. и др. Чуваши: этнографическое исследование: В 2 ч. – Чебоксары, 1970.
2.Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. Историко-этнографические очерки. – Чебоксары, 1959.
3.Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века. – Чебоксары, 1993.
4.Иванов В.П. Этническая история чувашей (Происхождение и формирование чувашского народа). – Чебоксары, 1989.
5. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана.
6. Елена Енькка. Повествование о чувашах
Список сайтов для обучающихся:
Портал «Культурное наследие Чувашии»;
Чувашское народное творчество;
Чувашский народный сайт.
Примерная тематика творческих проектов обучающихся:
- Свадебный обряд чувашей села .
- Чувашский национальный костюм.
- Головные уборы чувашских женщин.
- Сборник рецептов национальных блюд.
- Экскурсия «Интерьер чувашской избы».
- Чуваши в русской истории.
- Путеводитель: «Экскурсия по деревне Табар-Черки».
- Отношение к алкоголю среди чувашского населения
- Дозволенное и запрещенное в национальной кухне.
- Исторические герои.
- Знаменитые деятели культуры.
- Песни и частушки, бытующие в местных деревнях.
- Сакральные объекты природы.
- Валяльный промысел чувашей села Тюбяк-Черки.
- Чувашский национальный праздник- Семик.
- Традиции и обряды чувашского народа.
- Верования чувашского народа: от язычества до православия.
- Киреметь – место поклонения чувашей язычников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Программа факультативного курса «Этнография чувашского народа» 8 – 9 классы
Программа адресована учащимся 8-9 классов, рассчитана на 68 часов. В рамках предпрофильной подготовки ориентирует обучающихся на выбор социально-гуманитарного профиля. Цель курса «Э...
Программа факультативного курса в 8 классе "Храмовое зодчество города Вязьмы"
Данная программа предусматривает работу с детьми 8 класса, рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели.Необходимость работы с обучающимися по теме продиктована желанием воспитать человека, з...
программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах"
программа факультативного курса в 11 классе "Химия в задачах" содержит пояснительную записку, тематическое планирование...
Программа факультативного курса для 8 класса "Химия для восьмиклассников"
Разработанная прграмма позволяет более углубленно изучать материал по химии в 8 классе....
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"
Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при ...