Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.
методическая разработка

Кондратьева Екатерина Васильевна

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный план поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.Отсюда вывод, что использование индивидуального учебного плана в системе дополнительного образования  является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

 Принято решением                                               Утверждаю

 методического совета                                          __________И.А. Бессчетнова

 №  от «__» ____ 20___ г.        директор МБОУДО «ЦДТ»

        Центрального района

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.

Автор-составитель:

Кондратьева Екатерина Васильевна,

методист МБОУДО «Центра детского творчества»

Центрального района г. Кемерово

Кемерово 2017

Содержание

  1. Актуальность разработки индивидуального учебного плана………………3
  2. Методика построения индивидуального учебного плана……………..…....4
  3. Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации индивидуального учебного плана……………..………………. 8

     Приложение 1……………………………………………………………..10

Приложение 2……………………………………………………………..11

Приложение 3……………………………………………………………..13

Приложение 4……………………………………………………………..14

Приложение 5……………………………………………………………..15

Приложение 6……………………………………………………………..16

Приложение 7……………………………………………………………..19

Приложение 8……………………………………………………………..22

Приложение 9……………………………………………………………..23

1. Актуальность разработки индивидуального учебного плана

для одарённого ребёнка.

Целью деятельности дополнительного образования в целом является -создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения учащихся. Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.

Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Для развития одаренности учащемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах.

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный учебный план поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Отсюда вывод, что использование индивидуального учебного плана в системе дополнительного образования  является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Методика построения индивидуального учебного плана мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему - программу, или индивидуальный учебный план.

2. Методика построения индивидуального учебного плана.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, в первую очередь, опирается на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос любой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?» Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

1.

Рис. 1. Виды индивидуальных учебных планов.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (картинка №1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (картинка №2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального учебного плана возможен, но наиболее продуктивен - третий (картинка №3) -логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается  на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального учебного плана.

Индивидуальный учебный план – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный учебный план должен действовать примерно по такой схеме:

-        Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);

  • Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
  • Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  • Предусмотреть участие родителей;
  • Определить способы оценки успехов воспитанника.

Используя данную методику, была разработана схема предварительного сбора информации для составления индивидуального учебного плана для одаренных детей в системе дополнительного образования (Приложение 1).

На основе базовой программы и  данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный учебный план .

Педагогу дополнительного образования необходимо иметь навык по проведению диагностики, но в нашем учреждении эту функцию выполняет психолог, который тесно взаимодействует с педагогами и методистами по работе с одарёнными детьми.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учащимися и родителями определяет цели и задачи индивидуального учебного плана.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учащимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального учебного плана с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

     Четвертый этап - «Определение роли родителей воспитанника в реализации индивидуального учебного плана». Он предусматривает участие родителей в разработке плана, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.). Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по индивидуальному учебного плана для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать  знания представлены в Приложении 13.

     На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы учащегося, его возможности и поставленные цели.

    Шестой  этап - «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального учебного плана (Приложение 2).

     Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным учащимся по индивидуальному учебному плану и добавить их к традиционным методам из базовой программы (Приложение 3).

Форма подведения итогов используемых в индивидуальном учебном плане для одаренных детей также могут быть необычны ( Приложении 4).

   На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

 Восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с учащимся.

Для отслеживания результатов работы по индивидуальному учебному плану в каждом разделе программы предусмотрен диагностический инструментарий, который помогает педагогу оценить уровень и качество освоения учебного материала. В качестве диагностического инструментария используются:

  • тестирование;
  • опросы;
  • игровые технологии (викторины, игры-задания, рисуночные тесты и др.);
  • конкурсное движение;
  • дневники самоконтроля (фотоальбомы, портфолио, летописи).

учащегося открывается индивидуальная карточка освоения программы. 

Рекомендовано проводить оценку успехов освоения индивидуального учебного плана каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по индивидуальной карте диагностики учета результатов освоения программы для одаренного учащегося, которую уже использовали на этапе диагностики. В конце года  заполняется мониторинг освоения программы и мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы, на основании которых проводится сравнительный анализ освоения программы по всем ее разделам.

Мониторинг

Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа

( Приложении 5).

На девятом этапе - «Составление индивидуального учебного плана»  педагогу необходимо  исходя из накопленных выше данных разработать индивидуальный учебных планов  для одаренного учащегося, опираясь на методические рекомендации  педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных учебных планов одарённых детей (Приложение 6).

   На каждого одаренного учащегося заполняется портфолио и индивидуальная маршрутная книжка (Приложение 8).

  1. Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации индивидуального образовательного маршрута

Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может в отличие от общеобразовательных учреждений, предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.

Индивидуально-личностная основа деятельности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Как показывает практика наиболее эффективный метод взаимодействия педагога с одаренным ребенком – это индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу.

Индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся в образовании.

При внедрении и реализации индивидуального учебного плана:

- педагог организует аудиторную и самостоятельную работу учащегося в соответствии с индивидуальным учебным планом (ИУП), контролирует деятельность учащегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует план (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИУП;

- педагог УДО организует взаимодействие с педагогами ОУ на основании договора между ОУ и УДО,

- в ходе реализации ИОМ оформляет (ведет) Индивидуальную маршрутную книжку (приложение 7);

- учащийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист (приложение 8), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;

- педагог фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом УДО и родителями, при планировании своей работы с ребенком.

Приложение 1

 Приложение 2

№ п/п

Качество личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы работы

1.

Любопытство, любознательность, познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребёнка и одарённого и обычного.

Любознательность -признак одарённости. Ребёнок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию.

Исследовательская деятельность (например: реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).

2.

Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё

представляется как будто ясным - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.

Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентность развития -многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

на основе их

постепенного

расхождения.

4

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.

Высокая концентрация внимания

Способность долгое время

концентрировать внимание на одном объекте.

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.

Способность к оценке

Производное

критическое

мышление

Задания   по анализу собственной или чужой деятельности

7.

Отличная память

Синтез    памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко  выражается в склонности к коллекционированию.

Задания  по ведению летописи, собирание материала для музея.

8.

Широта интересов

Одарённые дети могут ели не всё, то многое

Развивать и поддерживать широту интересов.

Приложение 3

Возможные формы занятий для одаренных учащихся, занимающихся по индивидуальному образовательному

маршруту.

1.

Игра.

2.

Беседа.

3.

Экскурсия.

4.

Наблюдение.

5.

Практическое занятие.

6.

Размышление.

7.

Тренинг.

8.

Творческая мастерская.

9.

Творческий отчет.

10.

Эксперимент.

11.

Проектная деятельность.

12.

Мозговой штурм.

Приложение 4

Возможные формы подведения итогов.

  1. Концерт.
  2. Открытое занятие.
  3. Показ достижений.
  4. Зачетная работа.
  5. Тест.
  6. Рефлексия.
  7. Персональная выставка.

Приложение 5

Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту.

ФИО         возраст        

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале года?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие действия я спланировал для достижения цели?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Удалось ли мне реализовать задуманное?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    УЧАЩЕЙСЯ СТУДИИ «                                  »

(ФИ учащегося)

Срок реализации – 1 год

Автор-составитель:

Кондратьева Екатерина Васильевна,

методист МБОУДО «Центра детского творчества»

Центрального района г. Кемерово

Кемерово 2017

Индивидуальный учебный план

(ФИО учащегося)

         

     Возраст учащейся  - __ лет

          Сроки реализации индивидуального учебного плана-

Количество учебных недель: __

          Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому  часу

          Цель: 

          Задачи:

          Ожидаемые результаты:

Роль родителей:

Формы занятий, приемов, методов:

Основные формы контроля:

(пример)

  • выставки;
  • конкурсы;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • викторины, игры.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма

контроля

всего

теор.

прак.

ИТОГО:

Содержание  программы

Раздел, тема

Содержание занятий

1.

Вводное занятие

1.1.

Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ.

Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся.

Приложение 7

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

 «Центр Детского Творчества »

Центрального района

Индивидуальная маршрутная книжка

ФИО учащегося

Место для фотографии

Дата начала заполнения________________________

ФИО руководителя творческого  объединения _______________

  1. Общие сведения

Фамилия___________________  

Имя _______________________

Отчество ___________________

Число, месяц, год рождения ______________

Класс _____________

Творческое объединение, которое посещает учащийся________

Место обучения________________________________________

№ телефона классный  руководителя_____________________

№ телефона родителей__________________________________

Характеристика учебной деятельности____________________

Тип одарённости________________________________________

Изобразительно-художественная одаренность;

Литературная одаренность;

Лидерская одаренность;

Интеллектуальная одаренность.

          Мои ожидания

МОИ ОЖИДАНИЯ

1 ГОД

Я ожидала, что у меня будет больше творческих достижений в области декоративно-прикладного творчества.

  1. Самоанализ учащегося

Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному

учебному плану.

     ФИО         возраст        

  1. Какие цели я ставил перед собой в начале года?
  2. Какие действия я спланировал для достижения цели?
  3. Удалось ли мне реализовать задуманное?
  4. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

  1. Отзывы родителей


Приложение 8

Маршрутный лист

№ п/п

Дата, время

Тема занятия

Содержание занятия (краткое)

Результат занятия

Обратить внимание

Доработать

Цель (на что направлено):

(что удалось, а что необходимо доработать)

4. Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности:

Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям

Мне удалось __________________________________________________

Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________

Я научился ___________________________________________________

1 полугодие

2 полугодие

C:\Users\ДДТ\Desktop\смайлы\images (9).jpg

C:\Users\ДДТ\Desktop\смайлы\images (3).jpg

  1. Результаты освоения программы

(Данный мониторинга).


Приложение 9

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному учебному плану для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать

знания.

  1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
  2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  3. Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  4. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
  5. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  1. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  2. Подходите ко всему творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия

Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Индивидуальный образовательный маршрут – это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Инд...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"

Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно част...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»

Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к само...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...