«Использование социокультурного пространства в воспитательном и образовательном процессе»
статья на тему

Самигуллина Мунира Фаиловна

В современном мире невозможно, не выходя  за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами  воспитать гармонично развитую личность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samigullina_m.f.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование социокультурного пространства в воспитательном  и образовательном  процессе»

                                                               «От того, как прошло детство, кто                    

                                                                 вел ребенка за руку в детские              

                                                                 годы, что вошло в его разум и  

                                                                 сердце из окружающего мира – от  

                                                                 этого в решающей степени  

                                                                 зависит, каким человеком станет    

                                                                сегодняшний малыш…»
                                                                                        В.А. Сухомлинский 

Современная модернизация образования, осуществляемая в стране , связана с проблемами создания единого мирового культурного пространства, в том числе и образовательного.  Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве. Под социальной адаптацией подразумевается процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей социальной среды; виды и качество взаимодействия личности в социуме. Первичной такой средой является для ребёнка семья, потом  школа, творческое объединение.  Значимость своего творческого объединения вижу в созидательно-творческой деятельности ребёнка отвечающей потребностям ребёнка что-то делать своими руками. Основной моей  функцией ПДО  сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире.  А люди  по своей природе заинтересованы  находиться в комфортной для них социальной среде для того, чтобы максимально выполнять свои задачи и функции. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки  внутришкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.  

В современном мире невозможно, не выходя  за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами  воспитать гармонично развитую личность. Установление подобных  связей с социумом – один из путей повышения качества образования. Развитие социальных связей с культурно -  образовательными  центрами города  даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка. Организация связей, контактов с этими учреждениями ведёт к обогащению результатов  и моей педагогической деятельности.

В своём выступлении постараюсь показать, как я использую образовательные возможности социокультурного пространства  нашего города  для развития воспитания и дополнительного образования детей  своего творческого объединения.      Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в творческом объединении стало взаимодействие с различными городскими  учреждениями образования,  культуры: Музейным ресурсным центром, Центром детского творчества, Центром национальных культур, городским центром ремёсел. Каждое  из этих учреждений ,несёт свой воспитательный потенциал, обусловленный их функциями и задачами, к-рые они в себе несут и позволяют использовать их  в решении общих задач воспитания. Они взаимно  дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка. На данном этапе  инициатива  организации взаимодействия  чаще исходит с их стороны.  Но, несмотря на это, сотрудничество творческого объединения  с  данными учреждениями  значительно обогащает  детей не только в собственно  художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.

При сотрудничестве  с каждым учреждением у обучающихся значительно расширяется кругозор, развивается мотивация личности к познанию и творчеству, любознательность, повышается мотивация к обучению в объединении.

Мастер-классы, посещение выставок, экскурсии – разные формы сотрудничества   с ними способствует развитию коммуникативных качеств, повышает уровень творческого саморазвития. Опыт работы показывает, что такое взаимодействие  делает учебно-воспитательный процесс более интересным, плодотворным, а самое главное качественным.

 Выставки расширяют кругозор детей,  позволяют приобщать их  к лучшим образцам декоративно-прикладного искусства, творческому общению  с мастерами.

Во время проведения творческих мастерских дети приобщаются  к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми из  творческих объединений других образовательных учреждений, правилам безопасной жизнедеятельности.

Организация и проведение мастер – классов формируют интерес к определенному виду деятельности, обогащают практический опыт детей за счет освоения новых видов рукоделия  под руководством профессионалов. Происходит  познавательное  творческое общение со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми. У детей складываются позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, наблюдается снижение напряженности, скованности  в общении с окружающими людьми, развиваются трудовые и эмоционально-нравственные качества. 

Также повышается  интерес родителей к  тому, чем же занимается их ребёнок в свободное от учёбы время.  Они начинают проявлять активность -   совместно с детьми посещают музеи, выставки, становятся участниками наших мастер-классов.

 Но главным для нас оказалось то, что образовательно-воспитательные задачи всех этих учреждений нацелены на гармоничное вписывание ребенка в окружающий его специфический социум нашего городка, где доминирующей воспитательной идеей является освоение ценностей русской культуры на основах патриотизма, высокой нравственности и духовного богатства.

Вывод:

Исходя из вышесказанного можно сказать, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.

  1.    Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на  постижение основных ценностей отечественной культуры, что  является основой гармонично развитой личности.
  2. Через использование социокультурного пространства города  в позиции детей -  расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.

 в позиции педагогов: отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.       

Литература

  1. Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).
  2.  Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. / под ред. Ершовой А.П. - М.: Просвещение, 1991.
  3.  Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М., 1981.
  4. 3. http://arunet.kg/stati/73-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка

Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка Ревазян Е.М. (Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитар...

Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве

С 2011 года школа №12 с. Дивноморское реализует инновационный проект "Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в откр...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.

Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

презентация "Intel club": Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством включения в социокультурное пространство

Идея клуба "Intel": Использование инновационных идей в расширении среды межкультурного общения  и  развитие социокультурной компетентности личности...

Опыт сотрудничества в социокультурном пространстве

Описание опыта сотрудничества в социокультурном пространстве...

Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»

Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербург...