Экологическое здоровьесберегающее образование обучающихся начальной школы
статья

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Прекрасной быть должна Земля
Она у нас у всех одна!
А мы-хозяева Земли
Мы охранять её должны!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое здоровьесберегающее образование  обучающихся начальной школы

Охрана здоровья в образовательном процессе является главным направлением в деятельности классного руководителя.  Здоровьесберегающее образование  в 4 б классе происходит непрерывно. В классе постоянно создаются положительные эмоции. Проводится работа по профилактике вредных привычек. У уч-ся моего класса присутствует оптимальный двигательный режим. Проводится профилактическая  работа по обучению детей безопасному поведению на улицах, на дорогах, транспорте,  по антитеррористической безопасности. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся  на уроках и во внеклассной деятельности чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели.

           Всем известно, что ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, учитель должен помочь ему в этом. И я это делаю. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.  

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это  самостоятельный путь каждого учителя.  Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

В учебно-воспитательном процессе использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Применяются технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Соблюдаются правильная обстановка и гигиенические условия в кабинете, соответстветствущие требованиям СанПиНов (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, размер столов и стульев и  т. д.). Слежу  за рассадкой учеников и чередованием их поз во время образовательного процесса.

2. Применяются технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. На занятиях учитывается число видов учебной деятельности, идёт поэтапное применения на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. На занятиях  проводятся физкультминутки (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация, и т.д.), минутки отдыха.

Применяются психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности. Я как классный руководитель  слежу за психологическим климатом в классе. На занятиях обязательно наличие эмоциональных разрядок.

Учитель с учащимися посещает спортивные мероприятия, проводит вылазки на природу (экскурсии, походы).

В лицее  организовано  ежедневное качественное горячее  питание обучающихся, в том числе горячие завтраки. Столовая оснащена всем необходимым. Есть в наличии пришкольная площадка, физкультурный  зал, спортплощадка с  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, в наличии помещение для медицинского персонала. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает: соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения.

Как кл.рук. постоянно нахожусь  в тесном контакте с родителями, учителями, медицинским работником школы.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе приводит к оптимизации и сохранению здоровья молодого поколения. Это проявляется в успехах по учебному предмету и во внеурочной деятельности.

          Проблема сохранения здоровья у детей - одна из важнейших в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у неё уважительного отношения к своему здоровью. В своей же педагогической деятельности эту проблему я решаю, через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью.             Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке.

Физкультминутка  на каждом уроке способствует  эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Это правило стараюсь соблюдать на каждом занятии. С помощью своих учеников создала видеоролик с физкультминутками. Использую прекрасную музыкальную презентацию  (

источник: сеть Интернет) для снижения напряжения с кистей рук, в презентации, которые использую на уроке, вставляю анимационные слайды с упражнениями для снятия зрительного напряжения и утомления глазных мышц.

     Соблюдаются нормы СанПинов, режим проветривания учебного кабинета, температурного режима. В кабинете расположен уголок безопасности, в котором имеются «План эвакуации», «Правила безопасного поведения в кабинете».

В этом году мои воспитанники окончат начальную школу. С первых дней нашей совместной работы, я старалась воспитать у учащихся культуру здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формировать представления о здоровье как ценности, мотивировать на ведение здорового образа жизни.

           В 1 классе проводила с ними подвижные игры на переменах, чтобы исключить не контролированную двигательную активность, травматизм.

 В дальнейшем ребята сами научились организовывать свой отдых между уроками. Ежегодно составляя план воспитательной работы, я продумывала формы работы по здоровьесбережению, соответствующие возрастным особенностям своих ребят. Это беседы, конкурсы, викторины, обсуждение кинофильмов и другие. В этой работе стараюсь опираться на специалистов, привлекая родителей,  медиков. В 2016 году мой класс участвовал в международном конкурсе «Безопасный мир» проекта «Кругозор»,  который был направлен на повышение уровня подготовки обуч-ся  к потенциально опасным ситуациям и привитию навыков ЗОЖ.

Наиболее яркими мероприятиями, проведенными с классным  коллективом учащихся, считаю мероприятия, направленные на экологическое здоровьесберегающее образование  обучающихся:

1.Второй тур VIII областного Фестиваля экологических инициатив.

2.IV Региональный интернет-конкурс творческих работ учащихся «Здоровая нация – процветание России».

3.Региональный  конкурс творческих работ обучающихся «Нет наркотикам!»

4. Праздник «Займись спортом – стань лучшим!».

5. Наш классный день здоровья.

6.Всероссийский экоурок «Живая Волга».

7.Родительское собрание «Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья».

8.Классный час о здоровом образе жизни.

Развиваю  представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания.

В нашем лицее регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия: День здоровья, соревнования, походы и экскурсии, акции «Кормушка», «Покормите птиц зимой».

Наши лицеисты осознают ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности.

     Мой   класс принимает активное участие в реализации школьной программы «Твоё здоровье в твоих руках».  Обучающиеся принимают активное участие в соревнованиях школьного, муниципального уровней, О  повышении интереса к сохранению и укреплению своего здоровья, свидетельствует и то, что ребята посещают ФОК, тренажерные залы, занимаются в спортивных секциях, экологических кружках. Наблюдается позитивный рост занятости в спортивных секциях, что показывает уважительное отношение детей к своему здоровью.

В рамках реализации школьной программы «Твое здоровье в твоих руках» в школе проводится мониторинг по группам здоровья и индекса здоровья обучающихся.

В процессе обучения и воспитания формирую  знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека, личный опыт здоровьесберегающей деятельности,  знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ), отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ,

отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии.

Считаю, что дети и родители должны понимать  важность физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности. Соблюдать и

выполнять санитарно-гигиенические правила и здоровьесберегающий режим дня.

Так же считаю, что  постоянная работа по здоровьесбережению, проводимая в классе, даёт положительные результаты.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Межмуниципальный конкурс экологических буклетов учащихся и педагогов образовательных учреждений

2016-2017 уч.г.

Ссылки на наши творческие работы:

/ecolog/les-nashe_bogatstvo.pdf

/ecolog/les.pdf

/ecolog/znachenie_vodojomov.pdf

Наши результаты:

Щукина Софья 3 класс МОУ "Лицей" г. Балашова Саратовской области Каретникова Ульяна Геннадьевна 3 место.

Каретникова Ульяна Геннадьевна учитель МОУ "Лицей" г. Балашова Саратовской области 2 место.

Каретников Никита 4 класс МОУ "Лицей" г. Балашова Саратовской области- сертификат.

        https://yadi.sk/i/ClRxbpHb3GTPrQ


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Совершенствование эколого-развивающей среды в ОУ

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. Экологическое воспитание школьников – это комплексная система, реализация которой начинается еще на этапе дошкольного образования и продолжается в течение всего обучения в школе.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает нас везде и оказывает определённое влияние и она  обеспечивает развитие активной самостоятельной деятельности.

Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создаёт условия для познавательного, эколого-эстетического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств.

Основы экологического воспитания в ОУ направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, согласие, которые так необходимы при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности педагога и детей, объединённых достижением общей цели на территории эколого – развиваю-щей среды. Взрослый своим поведением создаёт образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Литературной основой экологического воспитания считаю замечательные произведения Виталия Бианки. Познавательные сказки, которые отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения. Сказки занимательные по форме и сюжету и вызывают у большинства детей эмоциональный отклик.

В настоящее время экологическое образование направлено на то, чтобы ввести детей в мир природы, сформировать полное представление об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь к ней. Модель современной экологической среды построена посредством изучения восприятия природной среды и отношения к ней. Эколого - развивающая среда проявляется через те условия, которые закладываются определенной программой обучения.

У детей отмечено возрастание интереса к явлениям неживой природы и объектам живой природы: им интересно, почему изменяется природа осенью и замирает зимой, их радует весеннее пробуждение природы и пышный её расцвет летом. Дети с удовольствием наблюдают за поведением птиц, за появлением множества насекомых, разнообразием  цветущих растений.

Дети получают радость от общения с окружающим миром, они не позволяют себе необдуманных поступков, стремятся выразить свои впечатления в рисунках, у них вырабатывается навык наблюдения за природой и стремление помочь живым существам. Предлагаю ученикам  наблюдать за поведением птиц летом и зимой, за разнообразием множества насекомых и  дикорастущих растений.

Расширение кругозора сочетается с формированием нравственно – эстетического отношения к природе, делается акцент на воспитание положительных эмоций, эстетического наслаждения увиденным и услышанным. В воспитании умного, заботливого и внимательного отношения к чужим радостям и бедам очень важно выбирать своим союзником природу.  

Каждый раз обращаю внимание на красоту, которая нас окружает. Летают  бабочки, поют  птички, цветут  цветы. Как приятно глядеть на растения!  Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе.

Экологическая обстановка напрямую связана с эстетическими ценностями. Окружающие нас растения - это необходимый нам кислород и чистый воздух.

Здоровье детей зависит от воздействия природной среды. К плохой среде обитания особенно чувствительны дети. Считаю, что ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу, значит творить добро. Окружающая среда определяет развитие; она активно строит деятельность ребенка, лишь используя при этом врожденный фонд его личности. Именно, совершенствование эколого – развивающей среды способствует активно строить деятельность ребенка, используя его врожденные задатки. Сам же ребенок оказывается в пассивной, подчиненной среде позиции, то есть принимает на себя объектную роль.

Возрастающие темпы изменения среды обитания приводят к нарушению взаимосвязи между ней и человеком, снижению адаптационных возможностей организма. Загрязнение среды влияет на внешний вид растительности. Дети должны понять, что нельзя засорять окружающую среду, так как это опасно для проживания человечества.

Эколого - развивающая среда находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня экологического развития детей и их опыта деятельности. Все компоненты среды непосредственно связаны между собой. Мы  неоднократно принимали участие в работе Союза юных экологов Саратовской области. У ребят появляется возможность стать участниками некоторых исследований, что повышает мотивацию и  развивает интерес к творческой деятельности. Это даёт возможность для развития интересов и способностей учащихся, для реализации их творческого потенциала и формирует компоненты экологического сознания и экологической компетентности.

Мы должны не только дать ученикам знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, учить ориентироваться в окружающей природной среде, обеспечивать своё безопасное и правильное проживание с животными и растениями, тем самым совершенствуя эколого – развивающую среду.



Предварительный просмотр:

Экологический буклет

 к  конкурсу реализованных ученических проектов

и исследовательских работ

«Я - исследователь»

«Экоматика»

4 «Б» класс

Экологические задачи

г. Балашов

2017

Задача 1.20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?

Задача 2. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего лицея сорвал по 5 цветков? А если не по пять, а по 10 штук?

Задача 3. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается 2 года. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился окурок, пакет?

Задача 4. За  1 час летучая мышь может съесть 160 малярийных комаров. Сколько вредных насекомых она уничтожает за месяц?

Задача 5.  Осенью проходила уборка урожая. Тяжелогруженые  машины «Камаз» за каждый километр пробега выделяют 23 грамма азота. Сколько газа в сутки выделит машина, если она сделает 3  поездки?  А за неделю ежедневной работы?  Расстояние маршрута  Старый Хопёр - Балашов равно 17  км.

Задача 6.  Сотни тысяч птиц прилетают в нашу область. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц,  дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько гусениц большеприносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?

Задача 7. По статистическим данным,  на одного человека в сутки приходится 2 кг.мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями города Балашов за месяц, за год,  если в городе  проживает 77391 житель?

Задача 8. Зимой в нашем лицее ежегодно проходит акция «Покормите птиц». Учащиеся лицея по очереди  подкармливают пернатых друзей. В кормушки в лицейском саду ученики   ежедневно насыпали 150 г крупы. Сколько граммов крупы птицы съедали за неделю? А сколько за 30 дней? За пять холодных месяцев?

Задача 9.  Одна берёза за сезон (с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 105 г сернистого газа. Берёза живёт чуть больше 100 лет. Сколько сернистого газа уничтожат берёзы, посаженные вокруг нашего лицея за свою жизнь? Мы подсчитали количество берёз около лицея, их 63.

Задача 10. Четыре Московских завода по сжиганию мусора по плану должны сжигать 2 800 000 тонн мусора в год.  Сколько тонн мусора будет сжигать один завод?


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Всем известно, что ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, учитель должен помочь ему в этом. И я это делаю. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.  

С помощью сообщества "Экокласс" были проведены интересные внеклассные мероприятия.

Материалы были содержательные. Все уроки сопровождались  замечательными презентациями, интерактивными ролевыми играми, другими полезными ресурсами. 

Все уроки,  которые я провела со своими  начальными классами показали, что современным детям всё интересно.

Дети  узнали  много нового на экоуроке «Живая  Волга», которая является главной рекой нашей Саратовской области. Волга -  крупнейшая река земного шара. Ученики бывали на её берегах. Мы узнали  о том, как мы можем заботиться о ней, чтобы сохранить всё то, что она нам даёт.  

Много полезного узнали о способах борьбы с мусором. Ребята узнали, что возможен основной принцип жизни в стиле «ноль отходов», и как мусор может стать природным капиталом. Мы увидими, сколько добытого сырья превращается в полезные материалы, и сколько попадает на свалку. Каждый ученик понял главное: каждый человек может помочь миру стать чище.

А урок «День Чёрного моря»! Чёрное море-  уникальный природный объект. Каждый  взрослый и школьник может помочь сохранить его хрупкую экосистему! На занятии ребята узнали много необычных фактов о Чёрном море.  Урок сформировал у учеников понимание того, какие действия может предпринять каждый из них, чтобы внести вклад в сохранение моря.

 На уроке «Лес и климат»

ученики в игровых формах узнали о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогает приспосабливаться к опасным климатическим изменениям. А главное - беречь лес и его богатства. Он источник всех чудес!

Урок « Вода России. Чистые реки» был посвящён посвящен

 великим рекам нашей страны.  Мои ученики узнали о том, какие экологические проблемы угрожают  всем рекам России и о том, как каждый школьник может внести свой вклад в сохранение их чистоты.

В ходе урока  «Мудрый Байкал» школьники  познакомились

 с байкальскими легендами, уникальным природным миром озера, узнали, что нужно делать для предотвращения его загрязнения, о традициях коренных народов Байкала и рациональном использовании природных ресурсов.

Благодаря уроку «Сохранение редких видов» школьники узнали о том,

насколько важно биологическое разнообразие , о роли редких видов животных и растений в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения.

Участие в XI региональном Фестивале экологических инициатив- конкурс краеведческих работ «Достопримечательности родного края»(по гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов).  Ученики 1 Б класса МОУ "Лицей г. Балашова" награждены грамотой за успешное участие.

 Грамота регионального конкурса «За чистоту родного края» по проекту «Мы за жизнь без мусора!» в рамках XII областного Фестиваля экологических инициатив. Состав команды: Ефанова Вероника, Краснов Никита, Лиманская Елизавета, Шарыпова Алиса, ученики 2 Б класса.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: