Об использовании классными руководителями здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Их опыта работы учителей МОУ школы №13 г.о. Жуковский Московской области
статья по теме

Афентьева Ольга Александровна

В работе представлена система работы по  здоровьесбережению в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного

 профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

 Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Зональный целевой постоянно действующий

проблемно-тематический семинар

«Совершенствование деятельности классного руководителя»

Итоговый практико-значимый проект

«ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ МОУ ШКОЛЫ №13

Г.О.ЖУКОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Слушатель:

Афентьева Ольга Александровна

учитель начальных классов, председатель методического объединения учителей начальных классов МОУ школа №13 с УИОП

г.о. Жуковский

Московской области

Научный руководитель проекта:

Яковлев Д.Е.,

 к.п.н., доцент, заведующий кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГОУ Педагогическая академия – «Здоровье»

Москва    2012

ВВЕДЕНИЕ

     «Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делая свои робкие, неуверенные шаги… Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику».

«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, с чем в нашем сознании связано представление о нормальной, здоровой личности. Но эта заданность -  лишь в возможности, а реальностью ее делают те условия, в которых происходит становление личности ребенка».

(Кащенко В.П.  Педагогическая коррекция М., 1992, с. 22)

Актуальность темы проекта:

Здоровье школьников – сегодня предмет особого разговора. Это современная проблема большой социальной значимости, которую решают ученые, школьные гигиенисты, врачи, педагоги. Институт физиологии детей и подростков АПН свидетельствует:

- 50% детей, поступающих в начальную школу составляют контингент риска (усугубить имеющиеся отклонения в здоровье, испытать чрезмерные нагрузки или переутомление, риска дезадаптации и неуспеваемости).

- 35% детей к началу обучения в школе имеют хронические заболевания.

- и лишь 16% составляют дети 6-7 лет, не имеющие отклонений по отдельным органам и системам.

Практическая значимость проекта:

В современных условиях сегодняшней школы особо актуальной становится работа учителей, классных руководителей по сохранению и сбережению здоровья обучающихся с использованием в педагогической практике, прежде всего, разнообразия форм, направлений и методов работы.

Цель проекта:

Обобщить опыт работы учителей, классных руководителей  начальной школы МОУ школы №13 г.о.Жуковский Московской области по сохранению и сбережению здоровья обучающихся.

Описание образовательной среды:

МОУ – средняя общеобразовательная  школа № 13 с углубленным изучением  отдельных предметов г.о. Жуковского находится в юго-восточной части города Жуковского в центре жилого микрорайона Горельники. Школе принадлежат два здания: основное – 3-х этажное, где расположены учебные аудитории 5-11-х классов, актовый и спортивный залы школы, администрация, канцелярия, медкабинет, библиотека,  в отдельном крыле «Б» на 2-ом этаже расположены 5 кабинетов начальной школы.  Имеется второй 2-х этажный корпус (бывший д/с № 2 ЦАГИ по ул.Амет-Хан-Султана), где находятся 7 классов начальной школы, актовый и спортивные залы. В 3-5 минутах ходьбы от школы на ул. Чкалова находятся автобусные остановки, что обеспечивает удобный подъезд к школе из любой части города. Рядом расположена Детская школа искусств №2, современный спортивный легкоатлетический комплекс «Метеор» и Детская юношеская спортивная школа.

Общее количество обучающихся в начальной школе в 2011/2012 учебном году – 304 ученика.723

Всего  - 12 классов.         

В школе обучаются в основном, дети, проживающие в микрорайоне школы (83%). К микрорайону школы  относятся закрепленные Постановлением Главы города следующие улицы: Горельники, Гринчика, Коминтерна, Лесная, Люберецкая, Муромская, Нижегородская, Осипенко, Серова (со 2 по 12 дома), Туполева (дома нечетные). Малая часть детей (в процентном отношении это около 12 %), на  протяжении обучения  сменившие место жительства, приезжают в школу из разных концов города, 5 % из прилежащих населенных пунктов Раменского района.

По социальной статистике большинство семей, в которых живут наши ученики, – полные (77%), неполных семей – 23 %. В этом учебном году под опекой находилось 6 обучающихся, 46 детей из многодетных семей, 22 человека детей из семей, где матери-одиночки, 10 чел. – дети инвалиды.

Ожидаемые результаты внедрения проекта:

Обобщение опыта  учителей, классных руководителей  начальной школы МОУ школы №13 г.о.Жуковский Московской области по сохранению и сбережению здоровья обучающихся позволит:

- осуществить мониторинг эффективности такой работы;

-охарактеризовать основные формы и методы профилактической и коррекционной работы педагогов начальной школы по укреплению здоровья младших школьников;

- осуществить более эффективную совместную работу педагогов, родителей учащихся, медицинских специалистов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        В основном документе школы «Программа развития» Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Жуковский Московской области (сроки реализации  2012 – 2017 ) работа в направлении здоровьесбережения школьников выделена в отдельный значимый проект «Здоровье и физическая культура».

Цель: Создание условий для сохранения здоровья детей в образовательном процессе, обеспечение безопасных условий обучения и воспитания. Формирование у молодежи и педагогических работников культуры здорового образа жизни.

Механизмы реализации проекта:

  1. создание безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения  (световой, тепловой, воздушный режим, правила ТБ, питание и так далее)
  2. медицинское обслуживание по различным направлениям работы  (организационная, лечебно-профилактическая, санитарно-эпидемическая, санитарно-просветительская)
  3. внедрение федеральной образовательной  программы Нестле «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой в начальном и среднем звене
  4. рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся
  5. разработка и внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий
  6. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности с помощью УМК по ознакомлению с окружающим миром, биологии, литературы, технологии, физической культуры и других учебных предметов
  7. организация системы урочной и внеурочной физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися
  8. просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся

Участники проекта:

  1. Медицинская служба
  2. Педагоги
  3. Учащиеся
  4. Родители
  5. Хозяйственная служба

Планируемые результаты:

  1. Физическое развитие и двигательная подготовленность обучающихся всех возрастов.
  2. Повышение адаптивных и защитных возможностей организма обучающихся.
  3. Способность прогнозировать обучающимися  последствия своего отношения к собственному здоровью.
  4. Осведомленность обучающихся  о негативных факторах риска (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;  о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  5. Овладение обучающимися элементарными навыками эмоциональной разгрузки (релаксации).
  6. Овладение обучающимися и педагогами навыками позитивного коммуникативного общения.
  7. Потребность обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
  8. Снижение уровня заболеваемости школьников.
  9. Рост охвата горячим питанием до 95% школьников.
  10. Позитивное отношение к нормам и правилам здорового образа жизни.
    Создание школьного спортивного клуба.
  11. Ресурсное и методическое  обеспечение: программа «Здоровый образ жизни», «Разговор о правильном питании».
  12. Через ШМО – все педагоги должны овладеть современными здоровьесберегающими технологиями.

ШМО учителей начальных классов МОУ школы № 13 с УИОП г.о. Жуковский Московской области (включает 12 учителей, классных руководителей начальных классов), говоря о решении проблемы сохранения здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе, так определило свои ЗАДАЧИ:

  1. раскрыть сущность понятия «здоровьесберегающие технологии в обучении»;
  2. выявить объективные причины нарушения здоровья у учащихся начальной школы;
  3. рассмотреть основные формы и методы работы с учащимися, способствующие сохранению, сбережению и укреплению здоровья учащихся;
  4. проанализировать эффективность такой работы.

РАБОТА по данной проблеме ведется в 3 направлениях:

I. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

            1. Проводятся семинары для родителей начальных классов по примерной тематике:

  1. Особенности адаптации первоклассника к школьной жизни.
  2. Темперамент или характер?
  3. Гиперактивный ребенок.
  4. Как организовать рабочее место школьника.
  5. Школа и здоровье вашего ребенка.
  6. За уроки всей семьей.
  7. Роль отметки и оценки в позитивном восприятии школы.
  8. Компьютер- друг или враг?
  9. Поговорим об осанке.
  10. Режим дня ученика начальной школы.
  11. Питание младшего школьника
  12. Преемственность начальной и средней школы и другие

2. Сбор материалов и организация классных стендов или уголков здоровья (с полезной информацией для родителей).

3. Получение от родителей информации  о здоровье ребенка, особенностях семейного воспитания (анкетирование).

4. Привлечение родителей к организации мероприятий, направленных на сохранение здоровья их детей:

  1. Спортивные игры «Зимние забавы»
  2. Беседа мамы-стоматолога «Как сохранить зубы здоровыми?»,
  3. «О пользе и вреде жевательной резинки»
  4. другие мероприятия.

II. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

             1. Пропаганда здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью заложена в содержании изучаемых учебных предметов:

  1. Твой день (чтение)
  2. Что такое режим дня? (ознакомление с окружающим миром)
  3. Как уберечься от простудных заболеваний? (природоведение)

2. Введение на уроках физических минуток 2-3 минуты (считалочки, игры, пантомимы, пальчиковая гимнастика).

3. Использование на уроках минуток психофизического покоя 1 минута. (Слушаем тишину).

4. Регуляция эмоционального состояния учащихся с помощью музотерапии 3-5 минут.

5. Разучивание приемов самоконтроля (осанка при ходьбе, определение оптимального расстояния до рабочей поверхности стола, правило посадки).

6. Использование методов комплексного воздействия (сохраняем здоровье + решаем обучающие задачи):

  1. Невидимые пуговки
  2. Проволочка
  3. Волшебная веревочка
  4. Разноцветные кружки
  5. Занимательный счет
  6. и другие (показ методических пособий).

         7. Работа по тетрадям « Разговор о правильном питании».

III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ

  1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к оснащению и оборудованию кабинета (освещение, занавеси, температура воздуха, проветривание).
  2. Оборудование кабинетов аптечкой первой помощи.
  3. Соблюдение требований к выполнению нормативных актов Министерства образования, направленных на организацию учебного процесса в начальной школе (объем домашних заданий, расписание уроков, организация  занятий в 1 классе с учетом постепенного наращивания учебной нагрузки, частотность контрольных и проверочных работ).
  4. Уметь анализировать современный урок с учетом требований по здоровьесбережению.
  5. Накопление каждым педагогом методической копилки форм и методов работы в этом направлении.
  6. Использование ТСО при проведении динамических пауз.
  7. Изучение современной методической литературы по проблеме сохранения здоровья  школьников (составлен библиографический список).
  8. Совершенствование организации учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни
  9. Грамотное медико-психологическое сопровождение в образовательном процессе учащихся, имеющих трудности в обучении, обусловленные проблемами со здоровьем.
  10. Работа учителей  по программе М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой. «Разговор о правильном питании».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА-НАПРАВЛЕНИЕ

НА УЧЕНИЦУ 4 «А» КЛАССА МОУ СОШ №13 ……………………..

В ПМСЦ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ЖУКОВСКИЙ.        

  1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О.

Дата рождения:

Вид и номер школы: МОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов. Класс 4 «А» с изучением иностранного языка, с учебной нагрузкой 25 часов в неделю.

  1. Характеристика семьи:

Состав семьи:

Воспитанием ребенка  занимаются оба родителя, в большей степени мама –…………………  (работает на дому). Родители помогают дочери в учебе: в  выполнении  домашних заданий, оказывают поддержку в случае неуспеха, прилагают усилия для устранения пробелов в знаниях дочери.

Семья активно взаимодействует со школой: родители регулярно посещают родительские собрания, приходят к учителю для получения консультаций и рекомендаций. Мама  выполняет большую общественную работу: является членом родительского комитета класса и попечительского совета школы.

  1. Цель обращения в ПММК:

Ребенок испытывает значительные трудности в усвоении учебной программы по русскому языку и математике. Учебная работоспособность низкая. Учебная деятельность ребенка хаотична, зависит от настроения. Педагогическая помощь в условиях фронтальной работы с классом малоэффективна.

  1. Школьный анамнез:

Ребенок посещал МДОУ

Обучалась на подготовительных курсах для дошкольников при МОУ СОШ №13. На обучение в МОУ СОШ №13 ребенок поступил в возрасте 7 лет 6 мес. в 2006/2007 учебном году в первый класс по традиционной программе. В 2008/2009 году по результатам обучения в 3 классе  ребенок был направлен на комиссию в  ПМСЦ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ ЖУКОВСКИЙ. Родителям были даны медико-педагогические  рекомендации.

В настоящее время обучается в 4 «А» классе. В текущем учебном году ребенок пропустил по болезни   дней,   учебных часов.

  1. Уровень развития основных характеристик учебной деятельности:
  1. большие трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний;
  2. низкий  уровень познавательной активности;
  3. учебная активность на уроке носит кратковременный характер;
  4. на уроках пассивна; руку поднимает очень редко, исключение составляют устные предметы;
  5. учебные задания Света  выполняет, как правило,  с  обучающей  помощью  учителя, при этом постоянно отвлекаясь на посторонние раздражители.
  6. ребенку часто требуется педагогическая стимуляция для того, чтобы приступить к выполнению задания.
  7. Света часто даже не приступает к выполнению письменных заданий учителя, играет в ручки, карандаши, строит из них башни, узоры на парте, раскрашивает страницы тетрадей, носовые платочки;
  8. работоспособность низкая; девочка быстро устает;
  9. объем выполняемых Светланой письменных работ составляет половину от  выполненной учащимися работы; при этом девочка, в лучшем случае только переписывает некоторый текст (отсутствуют пометки, расшифровки,  результаты промежуточных действий, порядок действий в выражениях, падежи, вопросы и т.д.), т.е. то, где требуется мыслительный анализ. При индивидуальной работе с учителем такие задания ребенок выполняет только совместно и  очень неохотно.
  10. выводы от частного к общему тоже даются с трудом;
  11. темп учебной деятельности не соответствует среднему показателю класса;
  12. эмоциональное состояние нестабильное; настроение часто меняется;
  13. ребенок не позволяет учителю дотрагиваться до себя; сидит часто взъерошив волосы длинной челки, как бы, закрываясь и прячась ото всех.
  14. ребенок очень боязливо относится к своему телу, очень пугается когда что-то случилось – обрезалась, соринка в глаз попала, покраснение на коже. Если это произошло, ребенок больше учебной деятельностью заниматься не может по причине сильного беспокойства.  У девочки много страхов: свиной грипп, террористы и т.д.
  15. низкий уровень самоконтроля: ребенок, без напоминания учителя,

часто самостоятельно не готовится к урокам, не сдает тетради на проверку;

  1. собственные работы не проверяет, не следит за ходом урока;
  2. на уроках регулярно не имеет необходимых принадлежностей (забыла  

     учебник, не принесла тетради, нет дневника и т.д.)

  1. Отношение к учебе, мотивация учения:

Собственно мотивация учения у ребенка развита слабо. Преобладают игровые                                      интересы. Школа привлекает возможностью «побыть» со сверстниками.

  1. Соответствие объема школьных знаний, умений и навыков требованиям программы:

(Математика)

 Сложение и вычитание в пределах 100, табличное умножение и  

деление, счет в пределах 1000  – с большим количеством вычислительных ошибок.  Сложность для ребенка представляют письменные вычисления в концентре «Многозначные числа», сводимые к поразрядным действиям в пределах 10-ти. Цепь вычислений не удерживается в голове, отсутствуют переходы через разряд (занимаем или добавляем).

 Решение задач в 2-3 действия вызывают у ребенка сложности. Логическую связь компонентов выполняемой операции понимает с трудом. Вызывает сложности письменное оформление своей работы: краткая запись задачи, пояснения, запись примеров с соблюдением столбиков, отступы между классной и домашней работой.

Темп работы ниже  среднего по классу.

 Беспокоит то, что ребенок оперирует своими знаниями, когда они «работают» на уроке. По мере изучения нового, ранее приобретенные знания, как бы стираются из памяти за ненадобностью, и вскоре уже изученный материал снова представляет для Светы сложность. Света объясняет свои ошибки тем, что многие знания, которые она не использует каждый день, ее голова не помнит. В 4-том классе большинство самостоятельных и контрольных работ по математике выполнено на «2». Итоговая отметка по предмету за 3 четверть – 3 (удовлетворительно).

(Литературное чтение)

Устная речь связная. Чтение вслух или тихое, монотонное или излишне эмоционально насыщенное с высокими интонациями. Правильное, сознательное чтение целыми словами в среднем темпе с соблюдением логических пауз. На конец 1 полугодия 4 класса техника чтения незнакомого текста – 79 слов в минуту. Итоговая отметка по предмету за 3 четверть – 4 (хорошо).

(Русский язык)

Этот учебный предмет вызывает у Светланы наибольшие трудности. Основные знания, умения и навыки, предусмотренные программой по предмету, учащейся не усвоены. В диктантах 10-15 ошибок. Итоговая отметка по предмету за 3 четверть – 3 (удовлетворительно).

По остальным учебным предметам Света успевает на «хорошо» и «удовлетворительно».

  1. Самооценка личности:

Самооценка ребенка, по мнению учителя, адекватная. Девочка правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения. Расстраивается в случае неуспеха, при получении плохой отметки; болезненно реагирует на вынужденные, почти регулярные поправки и замечания учителя; приносит извинения учителю за неудовлетворительные отметки, делает предположения, что такую ученицу не доставляет удовольствия учить. Девочка добра, отзывчива, дружелюбна;

  1. Отношения с учителем и с одноклассниками:

В системе ученик-учитель за время обучения с классным руководителем  сложились отношения, построенные на взаимном уважении. На моих уроках Света не позволяет себе демонстративных поступков, сидит за партой тихо, не мешает одноклассникам. Однако, учителя-предметники, часто расценивают Светино «безделье на уроке» как вызов и невоспитанность, как наглость и нахальство. Однако, следует отметить, что очень напряженные отношения с учителем музыки урегулировались. Света за текущий учебный год ни разу не сказала о том, что не пойдет на урок или не хочет на него идти. В системе отношений с одноклассниками Света занимает позицию принятой.  Девочка контактирует с ребятами, открыта для общения. Ребенок не вызывает насмешек у одноклассников.  К общественным поручениям Света относится равнодушно, без увлечения. Об увлечениях вне школы ученица не рассказывала. Принимать участие в классных мероприятиях не отказывается.

10.    Общие выводы:

Считаю, что ребенок живет в закрытом для остальных мире собственных фантазий. Внешне Света дружелюбна, открыта для общения. Часто мотивы ее поведения не понятны окружающим.

Субъективно считаю, что Света может учиться в классном коллективе. Безусловно, что общение с одноклассниками положительно влияет на формирование ее личности.  Однако считаю необходимым отметить, что в группе учащихся в составе 25 человек,  учебный материал ребенок осваивает с большим трудом и малой эффективностью. В дальнейшем обязательно будет необходима индивидуальная работа с девочкой  по объяснению,  закреплению и отработке учебного материала.

 16.04.2010г.

Классный руководитель 4 «А» класса                         Афентьева О.А 

                                                                                                     

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

в МОУ школа №13 г.о. Жуковский Московской области

в 2007 – 2011 г.г.

№ п/п

Содержание реализации программы «Разговор о правильном питании»

Примечание

1.

В начальной школе в 2007 – 2010 г.г. использовалась программа «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой.

В 1 – 4 классах

2.

Цель использования программы: сформировать у обучающихся начальной школы представление о необходимости заботы о своем здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Охват учащихся около 300 чел.

3.

Используемый в 1-2 классах учебно-методический комплект:

- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Рабочая тетрадь Улица Сезам»;

- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Методическое пособие для учителя»;

- учебные плакаты;

Используемый в 3-4 классах учебно-методический комплект:

- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья»;

- М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева «Методическое пособие для учителя»;

- учебные плакаты;

Учебные комплекты ежегодно в сентябре получались в подарок от компании «Нестле».

Ответственные:  Гурина Н.Ю.,

Афентьева О.А., Тараканова  Н.Я.

4.

В ходе реализации программы учителями использовались различные формы занятий в зависимости от возраста обучающихся.

Сюжетно-ролевые игры,

Беседы,

Разыгрывание сценок,

Викторины,

Творческие конкурсы

5.

Используемый вариант реализации программы: комбинированный.

Часть тем включалась во внеклассную воспитательную работу, а часть материала – рассматривалась на уроках по предметам базового учебного плана «Окружающий мир», « Чтение», «Математика», и «Технология».

Учителя 1-4 классов осуществляли свободный выбор сроков реализации как отдельных тем, так и программы в целом.

6.

Просветительская работа школьного кружка кукольного театра «Теремок».

Руководитель кружка: Афентьева О.А.

Для учащихся 1-2 классов был подготовлен кукольный спектакль «Здоровье – богатство на все времена».

Охват учащихся – 150 чел.

7.

Организация школьной выставки коллажей  «Наши вредные привычки»

Охват учащихся – 150 чел.

Ответственный: Афентьева О.А.

8.

 Вовлечение родителей в реализацию программы:

-тематические родительские собрания;

-знакомство родителей с основными принципами здорового питания ребенка;

-анкетирование с целью выявления вкусовых предпочтений ребенка;

-беседы с врачом – педиатром о качественном и количественном составе ежедневного рациона младшего школьника;

Ответственные: классные руководители 1-4 классов, школьный врач.

9.

Участие обучающихся начальной школы в городском конкурсе по программе «Разговор о правильном питании» в 2007г.

Дипломами и благодарностями

награждены

(Приказ УО № 06 от 15.01.2007г.):

Номинация

«Семейная фотография» - 1чел.

Номинация  «Детская работа» - 2 чел.

10.

Посещение педагогами, реализующими программу «Разговор о правильном питании» городских семинаров в целях пропаганды и обмена опытом.

2007г. в МДОУ детский сад ЦРР № 30 городской семинар «Внедрение в практику работы образовательных учреждений г. Жуковского профилактической программы «Разговор о правильном питании»  - 1 чел.

2008г. в МОУ школе № 12 городской семинар «Здоровый образ жизни» - 1 чел.

11.

Педагоги, отмеченные наградами и благодарностями за реализацию программы «Разговор о правильном питании».

Афентьева О.А. – школьный куратор программы «Разговор о правильном питании» в 2007 году отмечена:

Дипломом координатора программы А.Г. Макеевой,

Благодарностью Заместителя Главы города за участие в городской программе по правильному питанию.

                                                 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

                                                                                                                 

Информация о профессиональных достижениях

Учителя начальных классов, классного руководителя Афентьевой О.А.

 (по материалам аналитического отчета  о результатах профессиональной деятельности в рамках конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями ПНПО 2011г.)

Одним из необходимых и важных  направлений работы классного руководителя  считаю работу со «сложными» детьми, имеющими определенные проблемы дезадаптационного характера. Считаю, что в классном коллективе должно быть комфортно каждому ребенку. Для устранения или снижения уровня дезадаптации обучающихся разрабатываю комплекс профилактических, диагностических и коррекционных мер в тесном контакте с психологической службой, социальным педагогом школы.

Первоочередной задачей при работе с дезадаптивными детьми, с детьми группы риска, с низким уровнем воспитанности считаю:

выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии.

В классе обучается один ребенок - инвалид детства. Организована индивидуальная  работа по освоению  им программного материала в периоды  прохождения продолжительного стационарного лечения.

Кроме того, в классе обучается один ребенок с особенностями  психофизического развития (наблюдается  у психоневролога по месту жительства).

Считаю положительным  педагогическим результатом толерантное отношение одноклассников к заметным недостаткам в физическом  и психическом развитии своих одноклассников.

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи учащимся с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей «группы риска»:

  1. систематическая результативная работа по организации обучения и воспитания  детей «группы риска» со специалистами муниципального Центра диагностики «Высота» ПМСЦ г.Жуковский; направление родителей и обучающихся на индивидуальные консультации – 6 человек, посещение муниципальной медико - педагогической комиссии – 2 чел.;
  2. с 2008/2009г. сотрудничаю со специалистами Московского НИИ детской нейропсихологии (директор Соболева А.Е.),  где наблюдался один обучающийся по поводу сложностей в овладении программного материала и коррекции поведенческих реакций. В своей педагогической практике я  выполняю рекомендации специалистов НИИ детской нейропсихологии  по организации работы на различных этапах урока с учетом особенностей ребенка; знакомлюсь со специальной рекомендованной литературой по проблеме ребенка (в частности, мозаичная зрелость структур головного мозга).

Поведенческая, коммуникативная и эмоциональная дезадаптация корректируется у обучающихся начальной школы путем проведения ролевых игр, этических бесед, психологических занятий «Познай себя» (силами психолога), введения курса «Этика и этикет».

Дезадаптация ребенка - первоклассника мной корректируется по Программе психологической поддержки «Первый год обучения в школе».

Пропедевтическая работа по адаптации  учащихся с особенностями  психофизического развития и детей из   «группы риска» при переходе  в среднюю ступень образовательного учреждения:

  1. составление учебной  педагогической характеристики на обучающихся,
  2. участие  в совместных педагогических советах по переводу в 5 класс,
  3. консультации для родителей,
  4. анкетирование обучающихся.

Индивидуальная работа классного руководителя с обучающимися из семей, находящихся в социально-опасном положении и воспитывающимися в особых условиях – 27% (состоящих на внутришкольном учете), в том числе:

  1. одинокая мать - 8%,
  2. потеря кормильца - 4%,
  3. многодетная семья - 13%,
  4. ребенок-инвалид - 4%.

По  данным социального паспорта класса результатами социальной помощи вышеназванным обучающимся, считаю следующие:

  1. организация бесплатных завтраков – 27%,
  2. посещение ГПД - 4%,
  3. получение сертификата на материальную помощь в приобретении продуктов питания и одежды - 4%,
  4. посещение летнего лагеря дневного пребывания - 9 %,
  5. летнее санаторно-курортное лечение для ребенка-инвалида - 4 %.

Имею  опыт работы в классах компенсирующего обучения.

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена среди основных разделов «Программы развития начальной ступени. ФГОС».

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

        

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010);
  4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  5. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  8. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  9. Концепция УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа».
  10. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
  11. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  12. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  13. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  14. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  15. особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  1. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  2. научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  3. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  4. сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  5. сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  6. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  7. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  8. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  9. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  10. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  11. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Организация рационального питания

Площадь школьной столовой позволяет обеспечить одноразовым горячим питанием по специально разработанному графику питание классами во время перемен, как учащихся питающихся бесплатно, так и за собственный счет.

Технологическое и холодильное оборудование находится в удовлетворительном состоянии.

Санитарно - гигиеническое обеспечение  безопасности питания осуществляется на основании постановления 34654 от 22.05.03г «О введении в действие правил и нормативов САНПИН 2.3.2.1324-03».

Работники столовой выполняют гигиенические требования к срокам  годности и условиям хранения пищевых продуктов в соответствии с правилом 2.3.2. «Продовольственные и пищевые продукты», а также приложение №1-5  к СанПиН 2.3.2. 1324-03 «Условия хранения, сроки годности особо скоропортящихся продуктов при температуре 4+-/2 град. С

        Продукты транспортируются в соответствии с правилами 3.4. №Требования к транспортировке пищевых продуктов»  (СанПиН 2.3.2. 1324-03).

        Производство продукции осуществляется в соответствии с установленным порядком и на технологическом оборудовании, отвечающим требованиям нормативной документации.

Организация общественного питания  соответствует санитарно-эпидемиологическим  требованиям к организации  общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6. 1079-01).

Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока

К работе на пищеблок допущены лица, прошедшие мед. осмотр  медицинским работником контролируются сроки прохождения медосмотров. Персонал пищеблока соблюдает правила личной гигиены.

Требования  к санитарному состоянию и содержанию столовой

Уборку столовой производят после каждого посещения детьми. После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Освобожденная от остатков пищи посуда моется в воде 65-70 С° с добавлением моющих средств, дезинфицируется. Ополаскивается проточной водой.

Медицинское обслуживание в школе

Общие сведения

Направления деятельности:

  1. организационная;
  2. лечебно-профилактическая;
  3. санитарно-эпидемическая;
  4. санитарно-просветительская.

 Ежегодно  в школе медперсоналом (врач, медицинская сестра) проводятся следующие мероприятия:

Организационные мероприятия

  1. проверено санитарное состояние школы перед началом учебного года;
  2.  подготовлен медицинский кабинет;
  3.  выписаны лекарственные препараты для комплектования аптечек;
  4. анализ состояния здоровья детей;
  5. координация деятельности школы и лечебно-профилактических учреждений;
  6. ежедневное контролирование состояния фактического питания и анализ качества пищи;
  7. контролирование санитарно-гигиенического состояния пищеблока, выполнения      натуральных норм, бракераж готовой продукции;
  8. распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой;
  9. оформление медицинских карт учащихся 1-ых классов и вновь поступивших школьников.

     Лечебно-профилактические мероприятия

Проводится  медицинский осмотр узкими специалистами учащихся 1-ых, 5-ых, 7-х, 9-ых классов, а также диспансерной группы обучающихся.

Профилактический осмотр проводится в декретированные сроки (1, 5, 9-ые классы), что позволяет выявить функциональные расстройства организма, предупредив их, назначив  соответствующее лечение. Осмотр проводится специалистами: хирургом, окулистом, неврологом, лор- врачом, педиатром. Охват детей составляет 100%.

Всем детям проводится антропометрия, определяется индекс Кетле, что позволяет следить за изменениями в физическом развитии.

Проводится обследование физического развития учащихся 1-4-х классов.

Оформлены листы здоровья во всех классных журналах

Осуществляется ежеквартальный осмотр учащихся на педикулёз и чесотку, проводится систематический контроль лечения. Каждые 10 дней проводится  осмотр выявленных больных.

 Обучающиеся,  подлежащие диспансерному учёту, поставлены на медицинский контроль.  

В течение учебного года ведётся систематическая работа по  профилактике травматизма учащихся. Регулярно проводтся амбулаторный прием.

 Осуществлялся контроль соблюдения медицинских предписаний на уроках физкультуры.        

Для профилактики йододефицитного состояния школьников при приготовлении пищи используют йодированную соль.

Санитарно-эпидемические мероприятия

Проводятся все плановые прививки обучающимся (кроме учащихся с  медицинским отводом по состоянию здоровья ), всем учащимся с 1класса по 11класс проведены прививки против гепатита В.

Профилактические прививки проводятся  педагогическому коллективу:  против клещевого энцефалита, от  дифтерии (АДСМ), против кори, против гриппа.

В период эпидемии гриппа проводится витаминизация учащихся начальных классов.  

Проводится  обследование обучающихся начальной школы на гельминты и проводится дегельминтизация выявленных больных.

Проводится осмотр всех детей на педикулез и обеспечено дальнейшее наблюдение за выявленными больными.

Еженедельно проводится контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся (режим освещения и проветривания, заполнение листов здоровья.)

Осуществляется ежедневный контроль организации питания,  технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов, бракераж готовой пищи.

Регулярно проводится осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания, с последующей регистрацией  результатов осмотра в журнале.

Своевременно изолируются  инфекционные больные, производится осмотр детей, находившихся в контакте с инфекционным больным. Соблюдается санитарно-дезинфекционный режим в период карантина согласно приложению №7 СанПиНов 2.4.2.117-02. Проводится текущая дезинфекция помещений.

Санитарно-просветительская деятельность 

Ежегодно медицинским персоналом проводятся    лекции и беседы для школьников по следующим темам: «Здоровый образ жизни»; «Профилактика педикулеза»; «Травматизм и оказание 1-ой помощи»; «Сезонные распираторные инфекции»; «Мода и здоровье»; «Профилактика острых кишечных заболеваний»; «Профилактика туберкулеза»;

В течение учебного года медицинские требования к  организации образовательного процесса педагогами и обслуживающим персоналом выполняются полностью.

Для эффективной работы медицинского персонала имеются следующие условия:

Имеется медицинский кабинет и следующее оборудование: весы медицинские, ростомер, тонометр, динамометр ручной, холодильник, кварц тубусный, лампа настольная, таблица для определения зрения, термометры медицинские, пузырь для льда, лоток почкообразный, шпателя медицинские, письменный стол-2 шт, стулья, ширма, кушетка, шкаф медицинский, шкаф канцелярский. Закуплены  все необходимые медикаменты.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов.

2. Использование возможностей УМК «Планета знаний», «Школа России» в образовательном процессе

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности в школе  реализуется с помощью предметов УМК «Школа России» и «Планета знаний».

В основу  УМК положен деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию, т.е. традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения заменена технологией деятельностного метода. Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках  задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

В УМК «Школа России» и «Планета знаний» заложен  здоровьесберегающий потенциал, который предполагает

-  воспитание физической культуры: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  1. социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

В УМК «Школа России» и «Планета знаний» реализуется гуманистическое убеждение: обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для этого необходимые условия. Одно из основных условий - личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт и вариативность требований, учитывающих уровень подготовки учащихся к школе, общие способности к обучению, уровень доступной ребенку самоорганизации, жизненный опыт.

В УМК обеспечены: отбор содержания, включающего систему заданий разного уровня трудности (с соблюдением меры трудности); сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля; возможность сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе.

Система учебников используемых в школе УМК формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.  

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Физическая культура» весь материал способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни: сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы

Учебный план в 1- 4 классах  определяет максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, не превышающей предельно допустимую, состоит из инвариантной и вариативной частей и соответствует требованиям СанПиНов.

По данному направлению проводится следующая работа

        В рамках производственного контроля ежемесячно проводятся осмотры учебных кабинетов по соблюдению техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических требований (СанПиН 2.4.11.78-02).  В рамках контроля проверяется выполнение следующих требований: наличие и система работы с журналом инструктажа по технике безопасности обучающихся воспитанников, с журналом трехступенчатого контроля; наличие в кабинетах пакета инструкций; соблюдение правил техники безопасности, электробезопасности, охраны труда; санитарного состояния кабинетов.

Использование   здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Широкое применение  на уроках в начальных классах, а также на уроках физической культуры нашли пальчиковые игры и  специально организованная предметная  деятельность: шнурование  обуви, специальных рамок; нанизывание предметов, собирание мозаики и т.д., способствующие не только оздоровлению организма, но и развитию мелкой моторики и речи школьников.

Подвижные игры с дидактической направленностью как средство

педагогики оздоровления

Игровые технологии в   среднем и старшем звене выполняют игротерапевтическую и коррекционную функцию. Наиболее распространены в практике учителей нашей школы (30%) игры, используемые для решения комплексных задач усвоения и закрепления изученного  материала на уроках истории, обществознания, литературы.

Кроме того,  учителями разработаны и проведены интегрированные уроки со здоровьесберегающей направленностью.

Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока

Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех обследуемых уроках в начальной школе, инклюзивных  классах. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников.

Для достижения здоровьесберегающего эффекта  оптимальная плотность урока (т.е. доля времени, затраченного школьниками на собственно учебную работу) находится в диапазоне 60-80%. Педагог использует метод хронометрирования и педагогических наблюдений для оценки плотности урока.

Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения».

В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут.

В системе педагоги проводят эмоциональные разрядки (не менее 2-3 за урок).

Большое внимание на уроке уделяют учителя чередованию рабочей позы, как необходимого компонента гигиенически рационального учебного процесса.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Кабинет ИВТ оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники"

Кабинет ИВТ оснащается:

  1. заданиями для индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельной работы и упражнений, учащихся на компьютере;
  2. комплексом научно-популярной, справочной и методической литературы;
  3. набором лучших программ для ЭВМ;
  4. журналом инструктажа учащихся по охране труда;
  5. журналами использования КУВТ на каждом рабочем месте;
  6. журналом отказа машин и их ремонта;
  7. держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;
  8. инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, утвержденной директором школы;
  9. аптекой первой помощи;
  10. средствами пожаротушения.

Учебное оборудование для компьютерного класса и учебно-наглядные пособия для компьютерного класса приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".

Помещение компьютерного класса (КИВТ), размещение рабочих мест, хранение учебного оборудования.

Расстановка рабочих мест учащихся в КИВТ   обеспечивает свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся. Расстояние между стенкой с оконными проемами и столами составляет не менее 80 см. Расстояние в каждом ряду между рабочими столами должно быть 1,0 - 1,1 м.

КИВТ оборудуется:

  1. Классной  доской
  2. Экраном
  3. Шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.
  4. сетевое оборудование, в т.ч. для выхода в интернет

Диски с программным материалом хранятся в специальном небольшом ящике (по классам и разделам программ) размером не менее 150x150x300, защищенном от пыли и света.

В КИВТ создается картотека имеющегося учебного оборудования с указанием мест хранения, (карточки хранятся в алфавитном порядке) и методическая картотека, облегчающая учителю подготовку оборудования к занятиям.

На рабочем месте предусматривается работа одного обучающегося.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видео-дистанционной техникой зависит от их возраста, но не должно превышать:

  1. для обучающихся I кл - 10 мин;
  2. для обучающихся II - V кл. - 15 мин;

После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Очевидно, что фактор санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса в КИВТ накладывает весьма жесткие ограничения на структуру каждого урока по информатике, что должно учитываться при их планировании. В частности, это непосредственно касается учета продолжительности времени (хронометража) использования программных средств, применение которых предусматривается на уроке.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  1. полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  2. рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  3. организацию занятий по лечебной физкультуре;
  4. организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  5. организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  6. организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  7. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Традиционные спортивно – оздоровительные мероприятия:

- «Веселые старты»,

  1. турниры по футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу,
  2.  соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»,
  3. лыжные гонки

Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется кружком ЮИД и участием в целевой городской воспитательной работе. В городском конкурсе «Безопасное колесо» обучающиеся занимают призовые места, лучшие кружковцы приглашаются для проведения городских мероприятий.

Кружки и секции спортивной направленности,  обеспечивали успешное выступление команд школы в районных и городских соревнованиях. 

1

футбол

спорт

Бикбаев Р.Н.

42 чел.

2

каратэ

спорт

Маслов С.И.

13чел.

3

самбо

спорт

Христюшин Е.Н.

12чел.

4

йога

спорт

Бабий Л.В.

19чел.

5

аэробика

спорт

Гончарова Т.В.

30чел.

6

Спортивные игры

спорт

Денисов А.А.

41чел.

7

Спортивно-танцевальный клуб «Экспрессия»

Спорт-танцы

Стучалкина С.И.

25чел.

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  1. проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
  2. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  3. создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Примерная тематика бесед с родителями

1 класс:

Забота государства о здоровье подрастающего поколения.

Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов .

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Особенности физического развития младших школьников.

2 класс:

Гигиена мальчиков и гигиена девочек.

Основные принципы режима для младшего школьника.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

Гигиена питания.

3 класс:

Физическое воспитание детей в семье.

Закаливание.

Активный отдых младших школьников.

Режим просмотра телевизора.

4 класс:

Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

Профилактика бытового травматизма.

Профилактика пищевых отравлений.

Профилактика уличного травматизма.

В летнее время вовлечены в досуговую деятельность оздоровительного лагеря 25 чел.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Комплексный ПЛАН

мероприятий по реализации направлений программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в учреждении

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Обеспечение условий для сбережения здоровья учащихся

В течение года

Зам.дир по АХЧ

2.

Организация рационального питания учащихся

В течение года

Директор

3.

Организация дотационного питания учащихся из социально незащищенных семей.

В течение года

Классные руководители

4.

Санитарно- гигиеническое обеспечение безопасности питания

Ежедневно

Медицинский работник

5.

Организация медицинского обслуживания школьников

В течение года

Медицинский работник

6.

Участие школьников в целевых воспитательных программах по воспитанию культуры ЗОЖ

В течение года

Зам. дир по ВР

7.

Организация витаминизированного питания

В течение года

Директор

8.

Организация профилактики йододефицитного состояния школьников

Ежедневно

Медицинский работник

2. Организации медицинского обслуживания в школе

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

Организационные мероприятия

1.

Проверка санитарного состояния школы к началу учебного года

Август

Медицинский работник

2.

Подготовка медицинского кабинета

Август

Медицинский работник

3.

Приобретение необходимых медицинских препаратов.

Август,

в течение года по мере необходимости

Медицинский работник

4.

Комплектование аптечек

Август

Медицинский работник

5.

Анализ состояния здоровья детей

Январь,

май

Медицинский работник

6.

Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой

Сентябрь

Медицинский работник

7.

Оформление медицинских карт учащихся

В течение года

Медицинский работник

8.

Заключение  договоров совместной деятельности с лечебно- профилактическими учреждениями

Сентябрь, октябрь

Директор

9.

Контроль состоянием фактического питания и анализ качества пищи

Ежедневно

Медицинский работник

10.

Контроль санитарно- гигиенического состояния пищеблока, выполнения натуральных норм, бракераж готовой продукции

Ежедневно

Медицинский работник

11.

Осуществление контроля за соблюдением норм и правил в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни.

Ежедневно

Медицинский работник

12.

Организация работы по направлениям здоровьесберегающей деятельности и формирования у обучающихся здорового и безопасного образа жизни

В течение года

Медицинский работник

Лечебно – профилактические мероприятия

1.

Организация и проведение медицинского осмотра учащихся  узкими специалистами

Сентябрь, апрель

Медицинский работник,

Классные руководители

2.

Проведение обследования физического развития учащихся 1-4 классов

В течение года

Медицинский работник

3.

Проведение осмотра учащихся на педикулез, чесотку

Раз в квартал

Медицинский работник

4.

Проведение амбулаторного приема учащихся

Ежедневно

Медицинский работник

5.

Оформление листков здоровья в классных журналах

Сентябрь

Медицинский работник

6.

Организация профилактических мероприятий по травматизму учащихся

В течение года

Зам.дир по ВР

Медицинский работник

7.

Организация мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний

В течение года

Медицинский работник

8.

Осуществление контроля за соблюдением медицинских предписаний на уроках физической культуры

В течение года

Медицинский работник

9.

Осуществление контроля за своевременным флюорографическим обследованием педагогических и технических работников школы

В течение года

Медицинский работник

10.

Проведение мониторинга состояния здоровья учащихся

В течение года

Медицинский работник

11.

Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика

Декабрь, май

Медицинский работник

Санитарно – просветительская деятельность

1.

Организация и проведение лекций и бесед для школьников о сохранении и укреплении здоровья

В течение года

Зам дир по ВР

2.

Организация и проведение бесед с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школы, о личной гигиене, о профилактике инфекционных заболеваний

В течение года

Медицинский работник

3.

Оформление уголков здоровья, информационных стендов по профилактике социально-значимых заболеваний

В течение года

Зам дир.по ВР

Медицинский работник

4.

Участие в областной акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

В течение года,

по отдельному плану

Зам. дир по ВР

3. Использование возможностей УМК «Школа России», «Перспективная начальная школа» в образовательном процессе

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Реализация программы формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности (через все предметы учебного плана)

В течение года

Зам дир по УВР

Учителя предметники

2.

Организация проектной деятельности в урочной и внеурочной работе

В течение года

Учителя предметники

3.

Организация группы продленного дня

В течение года

Воспитатель группы продлённого дня

4.

Проведение физкультминуток на уроках

Ежедневно

Учителя предметники

5.

Применение методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся

Ежедневно

Учителя предметники

6.

Соблюдение требований к использованию технических средств обучения

Ежедневно

Директор

7.

Организация и обеспечение санитарно – гигиенических требований в КИВТ

В течение года

Учитель информатики

8.

Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

В течение года

Учителя физической культуры,

врач

9.

Проведение  утренней зарядки

Ежедневно

Классные руководители

10.

Проведение динамичных перемен

Ежедневно

Зам дир по ВР

Классные руководители

11.

Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся

Ежедневно

Учителя предметники

12.

Организация специальной группы для занятий физической культурой

В течение года

Медицинский работник

13.

Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок

В течение года

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

14.

Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий

В течение года

Зам. директора по УВР, руководитель ШМО

15.

Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию:

- «Учитесь властвовать собой»  

- «Человек и его манеры»  

- «Личная гигиена»  

- «Жить, побеждая зло»  

октябрь

ноябрь

январь

февраль

Классные руководители

16.

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни

До декабря

Библиотекарь  

17.

Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся

Декабрь-январь

Директор

Психолог

18.

Разработка рекомендаций для учителей по вопросам педагогического общения

Ноябрь-декабрь

Зам. директора по УВР

19.

Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся

Ноябрь

Март

Зам. директора по ВР

20.

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д.

В течение года

Классные руководители

4. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

№ п\п

Мероприятие

Сроки

проведения

Ответственный

1.

Поддержание в школе надлежащих санитарно-гигиенических условий

Ежедневно

Директор

2.

Соблюдение воздушного и светового режима в школе

Ежедневно

Директор

3.

Обеспечение соблюдения правил ПБ в школе

Ежедневно

Директор

4.

Содержание в исправности электрохозяйства и всех средств пожаротушения

Ежедневно

Директор

5.

Регулярное проведение объектовых тренировок

По графику

Директор, начальник штаба ГО школы

6.

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ в учебных кабинетах

По плану внутришколь-ного контроля

Администрация школы

Профком

7.

Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе

Сентябрь

Администрация школы

8.

Издание приказов:

- об охране жизни и здоровья школьников,

- о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ, ПБ и охраны труда

Сентябрь

Директор

9.

Составление социального паспорта по классам, составление списков:

- учащихся группы риска,

- неблагополучных семей,

- многодетных семей,

- малообеспеченных семей,

- неполных семей,

- детей-инвалидов

Сентябрь

Классные руководители

10.

Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»

В течение года

Зам. директора по ВР

 Кл. руководители

11.

Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков

По плану кл. руководит.

Классные руководители

12.

Оформление стендов в классах «Хочу быть здоровым!», «Скажи наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду»

Октябрь

Вожатая, классные руководители

13.

Встречи обучающихся  с работниками милиции, медицинскими работниками

Ноябрь-декабрь, апрель

Администрация

14.

Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.

В  течение года

Психолог,

Классные руководители

15.

Организация дежурства по школе

Сентябрь

Зам. директора

по ВР

16.

Проведение динамических пауз в 1-х классах

Ежедневно

Учителя начальных классов

17.

Составление графика работы спортивных секций и спортивного зала

Сентябрь

Зам. дир. по УВР

18.

Оформление стенда «За  здоровый  образ  жизни»

Октябрь

Зам дир по ВР

Врач

19.

Рейды:

- по проверке внешнего вида учащихся,

- по сохранности библиотечных учебников,

- по выполнению школьниками режима дня

По плану внутришкольного контроля

Зам. директора по ВР, библиотекарь, совет школьников

20.

Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, ПБ и охраны труда

Сентябрь

Март

Директор, классные руководители

21.

Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов

В течение года

Зам. директора

 по УВР,

Зам.дир по АХЧ

22.

Обеспечение хранения спортивного инвентаря

Постоянно

Учитель физкультуры

23.

Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период

К началу зимнего периода

Директор

24.

Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды

Сентябрь-май

Учителя нач. классов

25.

Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9 классе

Май-июнь

Зам. директора

 по УВР

26.

Организация ремонта учебных кабинетов

Летний период

Зам. дир по АХЧ

Зав. кабинетами

27.

Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики обучающихся

В летний период

Директор, начальник лагеря

28.

Подготовка актов по приемке школы

Июль-август

Директор

29.

Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов

Август-сентябрь

Директор

30.

Приемка школы к новому учебному году

Август

Директор

31.

Проведение месячника по уборке школьной территории

Сентябрь

Май

Зам.дир по АХЧ

Кл. руководители

32.

Озеленение учебных кабинетов и территории школы

Май-сентябрь

Классные руководители, учитель биологии

33.

Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период

Июнь-август

Зам. дир по ВР

34.

Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива

Июнь-август

Директор, профком

35.

Проведение медосмотра педагогов школы

Август-сентябрь

Администрация

  1. 5. Работа с  родителями.

№ п\п

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

1.

Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся  

Ноябрь, январь, апрель

Директор

2.

Приглашение на родительские собрания медицинских работников

По  плану

Классные  руководители,

медработники

3.

Организация индивидуальных консультаций для родителей

В течение

года

Классные руководители

4.

Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики

По плану

Классные руководители

5.

Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях

По  плану

Классные руководители

4.

Родительский лекторий

Раз в четверть

Классные руководители

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Перелистывая сейчас отдельные страницы своей работы, я вижу, что по изучаемому вопросу можно было сказать много больше – так велика и многолика эта проблема. В заключении мне хочется лишь расставить последние акценты.

      Вспоминаю одну известную, но почему то так редко реализующуюся истину: «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.» Это народная мудрость. А ведь именно это нехитрое правило может помочь сохранить здоровье нам и нашим детям. Психотравмирующие моменты стали уже постоянным атрибутом наших школьных будней. Но ведь как все-таки много зависит от нас, от воли и желания детей, родителей, педагогов.

      Радует, что сегодня в начальной школе  живет и действует педагогика сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику – на основе учета его индивидуальности. Это педагогика доброго, человечного, понимающего и принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, а ,значит, знающего его.

       Важность знания особенностей развития детского организма, оптимальный подход к обучению и воспитанию – это вопрос не только здоровья наших детей, это огромная социальная проблема роста, развития, социального благополучия и адаптированности человека.

     Знание ребенка – это сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений. Это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом ребенке то особенное, что отличает его  от всех остальных, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, каков он есть.

     Только открыв для себя ребенка, учитель – классный руководитель сможет ему помочь, не сломает его, не навредит его здоровью!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991
  2. Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся М., 1988
  3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми М., 1989
  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция М., 1992
  5. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

Организация работы сообща в малой группе в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)

При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъек...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Развивающее иноязычное обучение в начальной школе. Из опыта работы учителя английского языка МОУСОШ№ 29 Артюхиной Г.Ф.

Начальная ступень – самая значимая из  все школьных ступенейЗдесь формируются :интересы младшего школьника;все виды способностей;и, самое важное, ценностные ориентацииЗдесь закладываются ос...

Практические приемы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ( из опыта работы учителя)

В статье представлены некоторие приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках в средней и старшей школе....

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....