Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования.(Теоретические заметки)
учебно-методический материал на тему

Галанина Татьяна Викторовна

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования

способствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя,

пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monopredmetnyy_integrativnyy_put.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Национально-региональный  компонент  в содержании дополнительного образования.

(Теоретические заметки)

Национально-региональный компонент содержания образования

В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа одним из приоритетных направлений работы стало развитие национально-регионального образования, позволяющего учащимся осваивать содержание образования, связанного с изучением природных, социокультурных и экономических особенностей региона.

Национально-региональный компонент в содержании дополнительного образования способствует формированию личности выпускника как достойного представителя города, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций.

Национально-культурный компонент включает в себя особенности истории, жизни и деятельности всех коренных народов региона.

Сюда могут быть отнесены особенности исторического развития, культуры, языка, психологии, физиологии, образования, воспитания, жилища, одежды, питания, традиционного природопользования и др.

Регионализация дополнительного образования может быть достигнута несколькими путями.

1. Досуговый путь предусматривает разработку сценариев и проведение краеведческих игр, конкурсов, конференций.

2. Монопредметный путь предусматривает углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов в рамках одной учебной дисциплины.  Особенности природных условиях региона отражаются в содержании образования прежде всего тех предметов, которые непосредственно связаны с изучением природы, экономики.

3. Монопредметный интегративный путь предусматривает разработку комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи (фольклорные ансамбли, например). Успешно по этому направлению работают объединение резьбы по дереву, объединения  изучающие традиционные народные куклы.

4. Полипредметный или многопредметный путь предусматривает органичное включение национально-регионального компонента в содержание различных дисциплин по отдельным образовательным областям культуры.

Реализация полученных знаний возможна при проведении самостоятельных краеведческих исследований, экскурсий, благоустройстве памятников природы, истории и культуры, просветительской, лекционной, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

Творческими группами и отдельными педагогами должны разрабатываться учебные программы, создаваться учебные пособия, по своему содержанию отличающиеся от программ базового образования по широте и глубине предлагаемой ими подготовки учащихся и являются дополнением к ним.

5. Создание воспитательной системы на основе национально-регионального содержания воспитания.

Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на православие, на возрождение корпоративной культуры (дворянской, крестьянской, интеллигентской) и сохранение национально-региональной культуры. Это нашло свое отражение в возрождении идеи национальной школы, актуализации идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной для педагогов является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории других народов. Таким образом, концепция предполагает реализацию двух целей – воспитать человека как представителя определенной культуры и как «гражданина мира».

Воспитательная система с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки, стереотипы поведения; включает учащихся в творческую деятельность по освоению основ ремесла, фольклора, народных игр.

Для эффективной работы по разработке национально-регионального компонента дополнительного образования детей необходимо создание следующих условий:

  • подготовка заинтересованных в реализации национально-регионального компонента педагогических кадров;
  • овладение педагогами содержанием спецкурсов и разнообразными педагогическими технологиями, методикой преподавания краеведческих курсов;
  • обеспечение образовательного процесса дидактическими и учебными пособиями;
  • специальное экскурсионное обслуживание школьников в соответствии с учебными программами.

Эффективность изучения региона значительно возрастет, если будут определены: единство целей и задач краеведческих компонентов в различных предметных областях, последовательность введения в учебный план краеведческого материала с целью создания интегрированных знаний о городе, крае как окружающем детей микромире, а также формирования их духовно-ценностной и практической ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...

Методитечкая разработка. Возможности включения культурно-образовательной среды города в содержание дополнительной общеобразовательной программы.

(1слайд) Возможности включения культурно-образовательной среды города в содержание дополнительной общеобразовательной программы.Автор: Хлыстова Оксана ОлеговнаУчитель технологии и педагог ОДОД ГБОУ СО...

Проблемное образование: теоретические основы

Проблемное образование: теоретические  основы представляет собой схему основных компонентов технологии проблемного обучения, которую можно использовать как опорный конспект педагогам, овладевающи...

Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»

Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»...

Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"

В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....