Проблемное образование: теоретические основы
методическая разработка на тему

Проблемное образование: теоретические  основы представляет собой схему основных компонентов технологии проблемного обучения, которую можно использовать как опорный конспект педагогам, овладевающим данной педагогической технологией. Использовалась как раздаточный атериал прри проведении мастер-классов по данной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_razdacha.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления,
  • сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблема

    задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения

проблемная ситуация в обучении

    спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение

 интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

2. ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

  • большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу. 
  • знания усваиваются как некие общие универсальные учебные действия, закономерности или алгоритмы, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач

3. ЦЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков
  • Сформировать особый стиль 

умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся

  • .    Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию

 

4. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Преподаватель создает для обучаемых практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме

Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым.

В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы,  практические задания, жизненные события, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации

Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к созданию новых условий поискового пространства, необходимого для его решения

5. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

6. ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА ПРИ СОЗДАНИИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБОУ Волченковская СОШ Доклад «Теоретические основы проблемного обучения» Учитель математики: Устинова А.И.

Психологическая проблемная ситуацияИсходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемног...

Теоретические основы инклюзивного образования.

В настоящее время современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей д...

Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"

В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....

Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и  проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при ор...

«Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования» (рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)

laquo;Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования»(рекомендации для педагогов, работающих с одаренными учащимися»)...