Теоретические основы инклюзивного образования.
статья (5 класс) на тему

Шпет Виктория Викторовна

В настоящее время современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_stati_shpet_v_v.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

Шпет Виктория Викторовна 

учитель физической культуры

СОШ № 25

Сочи, Краснодарский край

Теоретические основы инклюзивного образования.


  В настоящее время современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (французский вариант "inclusif" - включающий в себя; от латинского слова "include" - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", выдвинутая президентом Владимиром Владимировичем Путиным: "Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Включающее образование - это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизнедеятельности учреждений ведется активная борьба.

В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью, неуклонно "приобщает" и "втягивает" в себя все страны мира. Но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только "особого", но и самого обычного.  Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы.

Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим "барьером" является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с "особыми" детьми. методическими службами, а главное - перед руководителя образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы.

Список литературы

5. Пасторова А. Ю. Как делятся люди? . - 2013. - № 2. - C. 42-46.

6. Соломин В. П. Применение специалистами по физической культуре гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования // Адаптивная физическая культура. - 2016. -№ 4. - С. 15-17.

7. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2011. - 26 с.

8. Newman J. Handicapped persons and their families: Philosophical, historical, and legislative perspectives // The family with a handicapped child (2nd ed., P. 1-26) / M. Seligman (Ed.). - Boston: Allyn & Bacon, 2015. - P. 2-4.


Шпет Виктория Викторовна 

учитель физической культуры

СОШ № 25

Сочи, Краснодарский край

          Передовые научные изучения инклюзивного образования.

Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь - это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Так же необходимо сказать, что все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими сверстниками. Но как показывает зарубежный опыт, для реализации поставленных целей потребуется много времени, а главное - участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, т.к. только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования. 

Инклюзия в образовании включает в себя:

 Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов.

Повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни.

 Реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.

 Избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.

Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.

Различия между учениками  это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.

Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства.

Улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов.

 Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ.

Развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами.

 Признание того, что инклюзия в образовании  это один из аспектов инклюзии в обществе.

Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. 

Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по своей сути - ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и, как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как "больной / здоровый", "нормальный / ненормальный", "обычный / неполноценный", "умственно отсталый", "даун", "калека" и т.п. Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, выработке культуры инклюзии и привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа, но и изменение культуры школьных и социальных взаимоотношений. Корректный язык помогает формировать позитивный образ человека. И нам не лишним будет прислушаться к рекомендациям, что желательно учитывать при общении с людьми, имеющими ту или иную инвалидность.

Здесь излагаются не правила (не нужно думать, что люди с инвалидностью требуют какого-то специального обхождения), а всего лишь рекомендации, которые могут помочь вам наладить контакт и снять неловкость, неизбежно возникающую при отсутствии личного опыта общения с людьми с инвалидностью. Что стоит за словом "инвалид"? Инвалидность - это не медицинский диагноз. Инвалидность - это одна из форм социального неравенства; инвалидность - это социальное, а не медицинское понятие.

Как и другие социальные меньшинства, права которых в той или иной мере ущемляются большинством, люди с инвалидностью чувствительны к словам, которые указывают на их состояние. Для того, чтобы изменить его, люди с инвалидностью в странах, где общественное движение активно, пропагандируют собственные определения и понятия, которые не вызывают чувства снисхождения и жалости и негативных ассоциаций. В английском языке на смену уничижительного термина handicap пришел нейтральный аналог disable, который ввели в обращения сами люди с инвалидностью. В России пока еще не прижилась корректная терминология, которая предполагает уважительное обращение. Более того, русская "толерантная" терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась, даже в среде людей с инвалидностью присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов. Например, в последние годы в устойчивый обиход вошло выражение "человек с ограниченными возможностями". Однако это выражение не раскрывает тот факт, что возможности человека ограничиваются извне (общественными условиями), и "по умолчанию" многие воспринимают словосочетание "человек с ограниченными возможностями" как характеристику того, что человек ограничен сам по себе.

   Таким образом, инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети -- индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. И также можно добавить, что на сегодняшний день инклюзия - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Список литературы


1. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 233-238.

2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» (СПб. 1-4 декабря 1998 г.) - СПб.: Питер, 2008. - С. 99-100.

3. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор Науки ТГУ - 2013. - № 3. - С. 420-423.

4. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. - 2007. - № 11. - URL: http://almanah. ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna (дата обращения 26.03.2015 г.)




Шпет Виктория Викторовна 

учитель физической культуры

СОШ № 25

Сочи, Краснодарский край

Основы инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


В исследованиях Алехиной С.В, директора института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого- педагогического университета, отмечено, что в настоящее время в России одновременно применяются три подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья такие как:

1.Дифференцированное образование организуется для обучения и воспитания детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в отдельных образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ.

2.Интегрированное образование представляет собой организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах) общеобразовательных организаций.

3.Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в классе (группе) общеобразовательной организации, совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.


Инклюзивное образование осуществляется посредством совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в инклюзивной группе дошкольной образовательной организации. В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой анализируются понятия «инклюзия» и «интеграция», которые можно использовать при организации интегрированного и инклюзивного образования. Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое  способом, который наиболее подходит этому ученику. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). В ст.2. Федерального Закона от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение и воспитание должно быть направлено на удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. В соответствии со значениями слов инклюзия (включение) и интеграция в России существует две концепции совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии: • концепция интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы; • концепция инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация образовательных организаций в соответствии с потребностями детей, нуждающихся в особых образовательных условиях обучения и воспитания и детей, не имеющих отклонений в развитии. Цель инклюзивного образовательного организации – дать всем детям возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Список литературы


1. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 233-238.

2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов // Материалы Конгресса «Человек и здоровье» (СПб. 1-4 декабря 1998 г.) - СПб.: Питер, 1998. - С. 99-100.

3. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования // Вектор Науки ТГУ - 2013. - № 3. - С. 420-423.

4. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. - 2007. - № 11. - URL: http://almanah. ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna (дата обращения 26.03.2015 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность и эмпатия как основа инклюзивного образования

Представлены материалы проведенного исследования...

Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...

Рабочая тетрадь по основам инклюзивного образования для будущих педагогов

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы. В ней представлено тезисное содержание теоретических материалов со ссылками на соответствующую литературу, задания для практическо...

«Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России»

laquo;Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рам...

Коррекционно-педагогическая деятельность с обучающимися как основа инклюзивного образования

Актуальность темы коррекционной педагогики обусловлена необходимостью выявления и преодоления (исправления) недостатков в развитии личности ребенка, помощи ему в успешном освоении картины мира и адекв...

семинар «Правовые основы инклюзивного образования», 2018 год (сертификат)

семинар «Правовые основы инклюзивного образования», 2018 год (сертификат)...