Коррекционно-педагогическая деятельность с обучающимися как основа инклюзивного образования
статья

Ольга Вячеславовна Казакова

Актуальность темы коррекционной педагогики обусловлена необходимостью выявления и преодоления (исправления) недостатков в развитии личности ребенка, помощи ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_pedagogika.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая деятельность с обучающимися как основа инклюзивного образования

Аннотация: актуальность темы коррекционной педагогики обусловлена необходимостью выявления и преодоления (исправления) недостатков в развитии личности ребенка, помощи ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социуме.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, проблемный ребенок, образовательные потребности, интегрированное образование, инклюзия, коррекция.

Инклюзивные образовательные программы предполагают совместное образовательное обучение обычным детям и детям с инвалидностью и особым образовательным потребностям. Решение задач образовательного процесса в данном учебном процессе требует коррекции не только содержания образовательного процесса, но также методов и приемов подготовки.

Современные системы образования развиваются, совершенствуются. Одним из важнейших требований к образовательному процессу, изложенным в законе об образовании Российской Федерации, выступает право родителей (законных представителей) обеспечить равные возможности каждому ребенку получить качественное образование. Образовательная организация должна оказывать поддержку семье в вопросах воспитания и образования ребенка, а также получить родителям профессиональную и квалифицированную консультативную помощь в случае необходимости [6]. Также как структурный элемент основной программы образовательного процесса предусмотрена коррекционная программа, поэтому взаимодействие учителей, родителей и школьных психологов весьма важно в процессе обучения. Коррекционная педагогика должна считаться неотъемлемой, органичной частью общей педагогики, обязательной частью общей педагогики. Ее предназначение в рамках данного знания – оказание квалифицированной помощи родителям, учителям в решении детских проблем. Проблемы, которые не имеют биологической причины, обусловленные ограниченными способностями ребенка, связанные с функциональными состояниями здоровья ребенка, познавательным и личностным аспектом, дефектами воспитания.

В своей работе по специальной психологии и педагогике коррекции чаще всего опираюсь на утверждения отечественных деятелей, которые добились значительных результатов в развитии коррекционного направления в педагогике и педагогической психологии. Например, А.Р. Лурия и Л.С. Выготский. Подвергая резкой критике немецкую систему воспитания аномальных детей, где их обучение (вплоть до получения высшего образования) осуществлялось изолированно от сверстников, они пытались создать "...такую систему, которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства" [5]. Изолированное воспитание, по Л.С. Выготскому, не позволяет исправить эти "социальные вывихи" в жизни ребенка. Дефект препятствует общению, тормозит приобретение знаний и умений, приводит к вторичной "микросоциальной и педагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутичных черт и т.д.). По мнению Л.С. Выготского, коррекция должна начинаться максимально скоро, так как трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, во многом потом формирующее поведение подростков.  

Также большое значение имела работа В.П.Кащенко, российского ученого и врача-педагогического деятеля. Его понимание проблемы педагогического коррекционного подхода во многом может помочь формированию и улучшению новой сферы современного научного знания. В 1909 году Кащенко призвал объединить в этой сфере усилия учителей и медицинских работников: "Надо создать общественное течение в пользу многочисленного класса несчастных детей в интересах государственной безопасности, школьной гигиены и педагогики...", настаивал на "...необходимости и своевременности организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственноотсталых и других дефективных детей"[4]. Кащенко пытался решить эту проблему не только теоретически, но и практически, и, как следствие, появилась новая отрасль педагогической науки - коррекционная ("коррективная" или "лечебная") педагогика, объектом изучения которой стали проблемные, "исключительные" дети.

Следует согласиться с утверждением отечественных психологов, что целесообразность и необходимость коррекционной и педагогической работы в системе образования в современном состоянии обусловлено как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных условий, изменением нравственного ценности и морального требования, а также особенностями внутрипсихологических процессов, которые происходят в духовном мире подростка, в его сознаниях, мировоззрениях, отношениях к обществу. Кроме того, исследователи отмечают, что целесообразное воздействие коррекции мотивируется рядом показателей неблагополучия в развитии подрастающего поколения. Основные из них: нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок—взрослый» и «ребенок—сверстник», утрата доверия, взаимопонимания, деградация сложившихся ранее форм обучения; низкие достижения, которые значительно расходятся на потенциальный уровень ребенка поведение, не соответствующее социальным нормам и требованиям; эмоциональное неблагополучие ребенка; эмоциональный стресс и депрессия; экстремальные кризисные жизненные ситуации; наличие аномальных кризисных ситуаций развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий для формирования психологических новообразований, знаменующих переход к новым возрастным циклам.

Коррекционная и педагогическая деятельность в инклюзивной системе образования предполагает создание особой психологической атмосферы и благоприятной среды в процессе обучения, основанной на понимании интересов и потенциалов детей, имеющих особые образовательные потребности, а также на понимании возможностей и интересов детей, имеющих особые образовательные потребности, подбор образовательных программ и реабилитационных программ в соответствии с индивидуальными особенностями детей, для взаимодействия обычных детей и подростков с проблемными детьми, для внедрения инновационных моделей интерактивного образования, для разработки индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающие обучение [Текст]. – М., 1999. - С. 70-75.
  2. Кумарина Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика // Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению. - М.,1996. - с. 4-15.
  3. Специальная педагогика: учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М.: Академия, 2001. 400 с.
  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
  5. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей/Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5. М: Просвещение, 1983
  6. Психологическое консультирование в коррекционной педагогике: особенности, возможности и обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-v-korrektsionnoy-pedagogike-osobennosti-vozmozhnosti-i-obuchenie  (дата обращения 06.10.2022)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность и эмпатия как основа инклюзивного образования

Представлены материалы проведенного исследования...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯВ УСЛОВИЯХИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Теоретические основы инклюзивного образования.

В настоящее время современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей д...

Рабочая тетрадь по основам инклюзивного образования для будущих педагогов

Рабочая тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы. В ней представлено тезисное содержание теоретических материалов со ссылками на соответствующую литературу, задания для практическо...

«Социализация обучающихся в условиях инклюзивного образования»

Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Инклюзивно...

Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В статье говорится о что нужны специальные условия для инклюзивного образования, включающие в себя: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с ОВЗ, соответствующих в...

семинар «Правовые основы инклюзивного образования», 2018 год (сертификат)

семинар «Правовые основы инклюзивного образования», 2018 год (сертификат)...