Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
статья

Фурцева Ирина Сергеевна

В статье говорится о что нужны специальные условия для инклюзивного образования, включающие в себя: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с ОВЗ, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для него видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение детей с ОВЗ56 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

И.С. Фурцева

Белгородская область

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №23»

   Одним из важнейших компонентов построения образовательного процесса является поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как система обучения детей с отклонениями в развитии и есть институт государства, отражающий его ценностные ориентации. Современная правовая основа нашего государства устанавливает конкретные льготы и гарантии для лиц с нарушениями в развитии в сфере получения ими качественного образования, способствующего их дальнейшей социализации в современное общество. Решению данной задачи способствует инклюзивное образование. Инклюзия предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства, среды к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса. 

    Для детей с определенными отклонениями в развитии инклюзия предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов: 1)образование имеет равную ценность для всех воспитанников и педагогов; 2)все дети должны быть одинаково вовлеченными как в обучающий процесс, так и в культурную жизнь; 3)методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы она отвечала потребностям каждого ребенка; 4)перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний; 5)все различия между воспитанниками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса. 

    Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни.

    В нашем учреждении созданы специальные условия для инклюзивного образования, включающие в себя: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с ОВЗ, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с ребенком, ориентированного на интересы и возможности ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержку инициативы и самостоятельности ребенка в специфических для него видах деятельности.

 Педагоги нашего образовательного учреждения работают в классах, в которых обучаются слабослышащие, глухие и дети с нарушением слуха и интеллектуальной отсталостью.

    Педагогическая деятельность в инклюзивном классе имеет свои особенности.  Главная задача — дать возможность всем в классе достигнуть одних целей, даже если методы их достижения разные. В инклюзивных классах основное внимание уделяется учебной задаче, а не ее оценке.

    Проектирование урока в таком классе имеет и должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционные, и развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. При этом мы должны понимать, что практика инклюзивного образования создаётся на основе трех элементов - адаптация детей с ОВЗ к учебным предметам, психофизическая адаптация через условия класса, социальная адаптация.

    Любая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком.  Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревога, спонтанное поведение. В ходе этапа установления контакта мы выясняем, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться.

    При организации режима урока необходимо придерживаться следующих требований:

  1. урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными;
  2.   каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий;
  3. задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде;
  4. задание должно быть кратким, конкретным;
  5. формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком;
  6. давать возможность ребенку закончить начатое дело;
  7. при чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем. Такие моменты встречаются в любом классе, но в инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь;
  8. при ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна);
  9. учитывать, что письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени.

    У всех учащихся класса тема общая, изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой, а закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика.   

    Успешность обучения учащихся с особыми образовательными потребностями во многом зависит от такого важного или даже основополагающего общеучебного (межпредметного) умения как умение читать и понимать прочитанное. Обучающиеся с ОВЗ испытывают большие трудности в овладении навыками осознанного и беглого чтения.  А ведь чтение развивает связную речь, мыслительную деятельность, способствует усвоению программы обучения, расширению социальной компетенции обучающихся.

    Совершенствованию техники чтения учащихся с особыми образовательными потребностями способствуют коррекционно-развивающие упражнения (КРУ).  Это специально подобранные задания, направленные на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей, исправление и профилактику речевых ошибок. КРУ делают урок более оживлённым и эмоциональным,  способствуют формированию  мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, эстетических чувств, основ гражданской идентичности личности.

  Упражнения для развития техники чтения, используемые на уроках литературы:

1. бинарное чтение -  один текст читают два ученика,

2."буксир" - учитель читает вслух, изменяя скорость чтения, ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем, и наоборот,

3. "очередь" - ученик читает текст по предложениям или абзацам и передает очередь другому ученику,

4. "ловушка" - учитель   читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, а ученики ищут эту замену,

5. "жужжащее чтение" -учащиеся читают вполголоса и по команде учителя останавливаются. Отмечают место, где остановились. Читают еще раз этот же текст. Затем сравнивают результат. У ребят появляется мотивация к достижению лучшего результата,

6. "окончание" - упражнение заключается в четком произношении окончаний слов при чтении,  

7. "эхо" - развивает выразительность речи - учитель читает по одному предложению, ученики повторяют с той же интонацией,

8. "настроение" - один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение,

9. использование маркировочных знаков на полях книги при чтении. Этот приём требует от ученика не пассивного, а активного чтения. Приём обязывает отслеживать собственное понимание и восприятие текста. Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Знаком «минус» (-) отмечается то, о чем он думал иначе. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику.    

     Важно КРУ использовать дозировано, учитывать психофизические особенности детей с ОВЗ, и  тогда урок будет продуктивным. Скорость и правильность чтения обучающихся имеет ярко выраженную положительную динамику, также сокращается количество ошибок при письме. Обучающиеся являются участниками мероприятий различного уровня, на которых они чувствуют себя более уверенными.  

  Применение разнообразных видов заданий коррекционно-развивающего характера стимулируют компенсаторные процессы умственного развития   лиц с ограниченными возможностями здоровья, приводят к качественным изменениям познавательной деятельности, коррекции психических недостатков личности, пониманию своей социальной значимости и способствует построению профессиональных траекторий каждого из них.

Литература:

1. Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения. Ж-л «Начальная школа». 2004. №12. с.80-82.

2. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm

3. Владимирская Т.Е. Коррекционно-развивающие упражнения на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ. [Электронные ресурсы] //https://pedportal.net/starshie-klassy/russkiy-yazyk/korrekcionno-razvivayuschie-uprazhneniya-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole-dlya-detey-s-ovz-243674/ (02.11.2018).

4.Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20.

5.«Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина.  Психологическая наука и образование, 2011, №1.
6. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. — М., 2003, № 3. — С. 78-88.

7.Попов В.С. Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе. [Электронные ресурсы] //http://sdamzavas.net/1-74181.html/ (01.11.2018).

8.Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу.-http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

«Дорожная карта» по курсу «Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

Название мероприятияРешаемые задачиСроки проведенияОтветственныеОжидаемый результат1Разработка и утверждение плана-графика («дорожной карты») по обеспечению реализации образования воспитан...

Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Система профориентационной работы с инвалидами и обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияЦели:•оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся;•открыть перед юн...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....

Статья "Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у обучающихся с ОВЗ  в условиях  инклюзивного образования...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования....