«Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России»
статья

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

В статье рассматриваются нормативно- правовые основы развития инклюзивного образования в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России»

                                                                                                         

Чуриловой Н.А.

Введение

Особенность процесса гуманизации на современном этапе заключается в том, что в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья идет активный поиск путей и средств реализации права на образование, в частности, средствами инклюзивного образования (ст. 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов»).

Инклюзия с англ. inclusion –включение, добавление, прибавление, присоединение;с фр.inclusif –включающий в себя;слат.include–заключаю, включаю).Термин «инклюзия» был введен в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

         Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.

         Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым). 

   Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

- Международные (подписанные СССР или Россией).
- Федеральные (Конституция, законы, кодексы (семейный, гражданский и др.), постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации и приказы, распоряжения, письма Министерства образования СССР и Российской Федерации).

- Региональные (Постановления и распоряжения Правительства субъекта.

Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

• потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

• потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

• потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

 Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.

Одним из управляющих параметров построения модели инклюзивного образования, его организации является международное законодательство и сложившаяся отечественная нормативно-правовая база. В основе регламентирующих деятельность образовательных организаций документов лежит сложившая нормативно-правовая база, определяющая общие установки, цели обучения и методы для их достижения. Основные нормативные и правовые ориентиры по организации образования обучающихся с ОВЗ определены законом «Об образовании в Российской Федерации». Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Как вытекает из определения, понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» характеризует тех детей, которые не могут в силу физических, психических, умственных 17 недостатков овладеть обычной школьной программой и нуждаются по этой причине в специальных условиях для получения образования. Под специальными условиями для получения образования в статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение основных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» установлено, что содержание и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Основой для разработки адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 года №1598, и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 года №1599. Федеральные государственные образовательные стандарты с 01 сентября 2016 года являются основным нормативным документом, устанавливающим государственные требования к образованию обучающихся с ОВЗ [19,20]. 18 На основе ФГОС разработаны и включены в реестр примерные адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с ОВЗ. В программах прописаны примерные учебные планы, на основе которых образовательная организация разрабатывает свой учебный план. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона). Для обучающихся с ОВЗ, правоотношения с которыми возникли с 01 сентября, применяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарты могут быть реализованы при организации обучения обучающихся с ОВЗ совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Выбор образовательного стандарта и в соответствии с ним образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ и типа образовательной организации, типа класса осуществляется с учетом диапазон различий в развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности. В Концепции ФГОС обучающихся с ОВЗ (Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.) отмечается, что диапазон различий в развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования невозможен. В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования, при этом каждый должен обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей

Заключение

Инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа школ – существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования. Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Данная система обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям право выбора образовательного учреждения. Кроме того, огромный потенциал системы специального образования является важным информационным и методическим ресурсом для системы общего образования, переходящей на принципы инклюзии.

 Государственная стратегия действий в интересах детей в качестве основной меры, направленной на обеспечение доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья  определяет законодательное закрепление правовых механизмов реализации их права на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного. Общего и профессионального образования (права на инклюзивное  образование).

Список используемых источников

1) Кашапова Л.М. «Нормативно-правовое обеспечение и регулирование процесса внедрения инклюзивного образования»//,Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика.- 2012.

2) Брызгалова Светлана Олеговна, Зак Галина Георгиевна «Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями»,//Специальное образование.-2010.

3) http://www.educaltai.ru/files/docs/Inkliuz_obr_sbornik.pdf

4) Беткер Л.М., Еременко М.И., Лопаткина Н.В., «Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов.»Методические рекомендации, Ханты-Мансийск,2016

5) Шаповалова В.С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.//Синергия.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

История развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в зарубежных странах и России

Краткая инормация о развитии инклюзивного образования....

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...

Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды.

Доклад на тему:"Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды"....

Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...

Опыт организации практики инклюзивного образования в России и за рубежом

Презентация показывает исследование, в котором рассматривался проводился сравнительный анализ опыта организации инклюзивного образования в России и за рубежом...

Инклюзивное образование в России: за и против

Актуальность темы инклюзивного образования не вызывает сомнения, ведь система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получ...