Инклюзивное образование в России: за и против
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Ргакбаева Гульмира Имамбаевна

Актуальность темы инклюзивного образования не вызывает сомнения, ведь система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Несмотря что сегодня уже XXI год, до сих пор к инвалидам и людям с ограниченными возможностями относятся как к «чужим». Все это является сильным механизмом как психологического самоотчуждения людей с инвалидностью, так и их непринятия со стороны социума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_inklyuzivnoe_obrazovanie_za_i_protiv.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в России: за и против

Актуальность темы инклюзивного образования не вызывает сомнения, ведь система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Несмотря что сегодня уже XXI год, до сих пор к инвалидам и людям с ограниченными возможностями относятся как к «чужим». Все это является сильным механизмом как психологического самоотчуждения людей с инвалидностью, так и их непринятия со стороны социума.

Именно инклюзивное образование играет важную роль в опыте построения социальных взаимоотношений ребенка, и то, каким образом значимые взрослые относятся к различным проявлениям окружающей действительности. Если в окружении ребенка есть человек с инвалидностью, то отношение к нему складывается из характера того опыта, который он приобретает во взаимодействии с ним. Если в опыте ребенка отсутствует непосредственное взаимодействие с человеком с инвалидностью, то отношение к нему либо четко не определено, либо определяется исходя из сложившихся социальных стереотипов. Благодаря инклюзивному образованию у любого инвалида появляется возможность быть принятым независимо от болезни, состояния здоровья или особенностей развития.

К сожалению, сегодня процесс изменения социальных стереотипов и установок – достаточно длителен, нуждается в целенаправленной работе всего общества, включая активную позицию самих людей с инвалидностью и их семей. При этом важнейшую роль здесь играет сфера образования, включая досуговую, социальную деятельность детей и подростков, в которой необходимо создавать условия для совместного общения участников с самыми разнообразными особенностями и возможностями. Это должно способствовать адекватному пониманию особенностей и потенциала людей с инвалидностью, постепенному изменению социальных установок в обществе, признанию значимости и ценностей различий.

В большинстве стран инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Для реализации теории и практики инклюзии в России чрезвычайно актуален опыт профессионального сообщества специалистов тех стран, где инклюзия уже не является новой вехой в развитии образования. К таким странам относятся США, Великобритания, страны Скандинавии, Канады, Германии, Испании, Франции.

Необходимость внедрения системы инклюзивного образования, то есть совместного обучения детей с ОВЗ и без каких-либо нарушений, в нашей стране начали достаточно давно. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. К 1 декабря 2021 года президент Владимир Путин поручил Минпросвещения РФ и властям регионов разработать и утвердить требования к образовательным организациям в части инклюзивного образования.

Россия ратифицировала Конвенцию ООН, был принят большой пакет законодательных документов, успешно реализуется госпрограмма «Доступная среда». Программа направлена на оказание помощи инвалидам, обеспечение их интеграции в общество. Мероприятия нацелены на то, чтобы они не чувствовали себя ущемленными, не ощущали преграды в доступе к объектам инфраструктуры – аптекам, общественному транспорту, учреждениям здравоохранения. Приспособления ориентированы не только на тех граждан, которые передвигаются в колясках, но и на тех, у кого есть проблемы со слухом, зрением.

Современные производители предлагают огромный выбор оборудования для учебных заведений, с помощью которого даже в самой маленькой школе, колледже, детском саду или ВУЗе можно создать оптимальные условия для совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и без них.

Таким образом, я считаю, что инклюзивное образование должно активно развиваться, как новый сегмент рынка образовательных услуг, оно находится в активной стадии развития в нашей стране. И хотя многие родители пока не готовы привести детей с особыми образовательными потребностями в массовую школу, но несмотря на это, отрадно констатировать тот факт, что к настоящему моменту в России создан полноценный жизнеспособный рынок оборудования для инклюзивного образования и надеюсь в ближайшем бедующем необходимое оборудование будет в каждом учебном заведении.

Список литературы:

  1. Даркулова, К. Н. Инклюзивное образование как педагогический феномен / К. Н. Даркулова, М. Ш. Халмуратова. – Текст: электронный // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – URL: rticle/2017034227 (дата обращения: ).
  2. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95 с. – Текст: непосредственный.
  3. Инклюзивное образование: теория и практика [Текст]: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Ахметшина, О.С. Мишина, Г.А. Романова, Т.В. Тимохина, О.С. Кузьмина, Т.Ю. Четверикова – ОреховоЗуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. – 436 с.
  4. Кашапова, Л. М. Инклюзия в системе профессионального образования: постановка и видение проблемы / Л. М. Кашапова. – Текст: непосредственный // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2012. –№ 1. – С. 103-107.
  5. Проект «Доступная среда» для инвалидов. Режим доступа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Инклюзивное образование за и против "

Инклюзивное образование за и против Статья составлена Кляузовой Вероникой Юрьевной Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр....

История развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в зарубежных странах и России

Краткая инормация о развитии инклюзивного образования....

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды.

Доклад на тему:"Инклюзивное образование в России как неотъемлемая часть общедоступной среды"....

«Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России»

laquo;Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рам...

Опыт организации практики инклюзивного образования в России и за рубежом

Презентация показывает исследование, в котором рассматривался проводился сравнительный анализ опыта организации инклюзивного образования в России и за рубежом...