Сценарий экологического праздника «Край родной»
методическая разработка на тему

Воспитание гражданственности в настоящее время является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Этому способствуют знания природы своего края, которые формируют у учащихся чувство ответственности за свое будущее, и за будущее своей малой Родины.

        С чего начинается любовь к родному краю и его культуре?  Конечно же, с любви к своей семье.  Ребенок растет, и эта любовь перерастает в любовь к родной стране, и природе родного края, к ее истории - прошлому и настоящему.

Цель: Развитие познавательного интереса у детей в области краеведения и туризма, формирование экологического сознания и экологической культуры детей.

Задачи:

- Развитие экологической культуры и формирование чувства ответственности за будущее своей Родины.

- Воспитание любви к культурному наследию и природе родного края, а также   бережного отношения ко всему живому;

- Расширение и углубление знаний о правилах поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района

Экологический праздник

«Край родной»

                 

                 

               

                                                                           Автор : Дьячкова Татьяна Викторовна, методист

                                 МБУ ДО «Станция юных натуралистов».

         

Бирюч

                                                         

«В мире есть страны, где природа

 ярче наших полей и лугов, но родная красота

должна стать для наших детей самой дорогой…»

 В.А. Сухомлинский

Название разработки: экологический праздник. 

Пояснительная записка

        Воспитание гражданственности в настоящее время является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Этому способствуют знания природы своего края, которые формируют у учащихся чувство ответственности за свое будущее, и за будущее своей малой родины.

        С чего начинается любовь к родному краю и его культуре?  Конечно же, с любви к своей семье.  Ребенок растет, и эта любовь перерастает в любовь к родной стране, и природе родного края, к ее истории - прошлому и настоящему.

Цель: Развитие познавательного интереса у детей в области краеведения и туризма, формирование экологического сознания и экологической культуры детей.

Задачи:

- Развитие экологической культуры и формирование чувства ответственности за будущее своей Родины.

- Воспитание любви к культурному наследию и природе родного края, а также   бережного отношения ко всему живому;

- Расширение и углубление знаний о правилах поведения в природе.

Формы проведения: экологический праздник.

Метод проведения: словесный, объяснительно - иллюстративный, монологический. 

Возраст детей: 9-15 лет.

Условия для проведения: празднично оформленное просторное помещение.

Оформление:

1. Плакаты:

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

(К. Паустовский)

«Берегите природу!

Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде.

И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху.

И лес без зверей с одними людьми - не лес...»

(М. М. Пришвин)

«Люби природу не как символ,

Что в душу вложен,

Не для себя люби природу,

А для нее же»

                                  М. Рыльский.

2. - Фотовыставка «Мой отчий край»;

- Выставка поделок из природных материалов и рисунков «Моя малая Родина»;  

-  Рефераты детей о природе.

   Оборудование: Компьютер, проектор, презентация для выступления, глобус, карта. 

Методические советы на   подготовительный период:

Подготовительный этап:

     В течение недели, до проведения мероприятия, обучающиеся работают над созданием плакатов, рисунков, рефератов, поделок, фото-стенда, разучивают стихотворения.

    Данное мероприятие может быть использовано педагогами дополнительного образования и классными руководителями для организации туристко - краеведческой работы в учебном и воспитательном процессе, как в учебное, так и в каникулярное время.

Методические советы организаторам и постановщикам:

Проводя данный экологический праздник   можно использовать отрывки из фильма ВВС, «Живая планета», мультимедийную презентацию, музыкальное сопровождение (шум воды, голоса птиц).

 Методические советы на период ближайшего последействия: Выпуск памяток по охране воды, которые раздаются детям.

По окончанию мероприятия дели должны

знать: свойства воды, значение воды, меры по охране водных богатств.

уметь: очищать воду, беречь воду.

Ведущий-педагог, действующие лица - дети.

План мероприятия

I.   Организационный момент.

II.   Основные этапы экологического праздника.

2.1. Вода- эликсир жизни,

2. 2. Вода дороже золота

2. 3. Тихая сосна река - детства

2.4. Как сохранить Тихую Сосну?

2.5. Охрана воды - дело каждого!

III. Итог экологического праздника.

Ход мероприятия

    Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном красоте и богатству наших родных просторов.

    Родина!.. Это короткое, но дорогое слово. Когда мы произносим слово родина, каждый из нас мысленно представляет какой-то свой, милый и близкий сердцу уголок родной земли.

Ребенок 1:

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ребенок 2:

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Ребенок 3:

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

                                        (З. Александрова)

Ведущий 2: Конечно же, лучше родной земли ничего нет! А какая у нас природа: безграничные леса, луга, реки! Давайте все вместе отправимся в путешествие по родному краю. Не пожалеете!

Ведущий 1: Подождите, подождите! Что же вы вот так и отправитесь в путешествие? 

Ведущий 2: Конечно. А что нам еще нужно?

Ведущий 1: Как это что? Ребята, скажите, что должно быть у каждого кто отправляется в путешествие не зависимо от того по суше, по воде или по воздуху будет оно проходить? Что должно быть у каждого туриста? (Карта, компас, вода)

Ведущий 2: Так карта у на есть, компас тоже, а зачем нам брать с собой воду?

Ведущий 1. Если без пищи человек может продержаться около 40 дней, то без воды не более 4-х суток.  Вода - это одна из основ жизни на Земле. 70 % поверхности Земного шара занято водой. Но большую её часть составляют моря и океаны - это солёная вода.  Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр. Вода - привычное для нас слово, но давайте подумаем, много ли мы знаем о воде, которую каждый день пьём? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов?

Ученик 4.

Кто не слышал о воде,

Не читал о ней нигде?

Оглянись, да вот она!

В речке, в море, в океане

Дома - в водопроводном кране.

Все привыкли, что вода

Может жидкой быть и твердой,

В дом туманом заползать.

Сахар в чае растворять.

Знают все вокруг давно, что вода -

Наша спутница всегда!

Мы ее не замечаем,

Льем без меры - кто куда!

Хотя точно все мы знаем

Без воды нам никуда!

Рано утром не умыться

Не наесться, не напиться!

Помнить надо нам одно-

не прожить нам без нее!

Ведущий. С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможной. Потому что вода - это эликсир жизни. Вода – это удивительное вещество и в этом мы сегодня убедимся.

Ребенок 1. Живые организмы не могут обойтись без воды. Она входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.

Ребенок 2. Организм человека тоже в основном состоит из воды. Вода — важнейшая часть человеческого тела. Она содержится в крови, так как все питательные вещества и соли могут всосаться в кровь только растворенными в воде. И все химические процессы в клетках возможны лишь в присутствии воды.

 Ребенок 3. Вода составляет 65% нашего веса, а у детей даже 80%. Количество воды в разных органах и тканях колеблется в значительных пределах. Вода   входит в состав слюны и желудочного сока, помогая перевариванию пищи. С ее помощью из организма удаляются вредные вещества. Вода, содержащаяся в смазке суставов, позволяет сгибать руки и ноги и легко двигаться.  Так, в крови ее около 83%, в мозге, сердце, мышцах -около 70-80%, в костях - 15-20%.

Ребенок 4. Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу - душ, ванну.

Ребенок 5. Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая,

Мёртвая и живая,

Газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Солнечная, чудесная,

Привозная и местная,

Волшебная, талая,

Большая и малая,

Сточная, проточная,

Чистая и грязная …

Ну, в общем, очень и очень разная!

Ребенок 1. Ещё недавно считалось, что человечеству хватит воды навсегда. На самом же деле её запасы на земном шаре далеко не безграничны. Уже сейчас хорошая пресная вода становится предметом экспорта. Так, немцы покупают чистую воду в Швеции, голландцы – в Норвегии, а потом разливают по бутылкам и продают населению.

Ребенок 2. Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. «Вода дороже золота», - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.  Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.

Ребенок 3. Великий француз 20 века Сент-Экзюпери сказал: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь... Ты самое большое богатство на свете...  И с этим нельзя не согласиться.

Ребенок 4. Как над заводью зеленой поднялась звезда.

Пил из заводи лосенок - вкусная вода!

И река волной звенела только для него,

И звезда не пожалела света своего!

И была лосиха рада, стоя под сосной,

Вольно веяло прохладой с заводи речной.

Ребенок 5. Вода - это здоровье. Еще издревле при Крещении люди с головой окунались в холодную воду, и не было после этого простывших. Это был своеобразный прием закаливания организма на год вперед.

Ребенок 1. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. На самом деле - это солевой раствор.

Ребенок 2. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода добывает электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги.

Ребенок 3. Вода обладает целебными и животворными свойствами. Но даже самая прозрачная, чистая вода представляет собой раствор различных солей. Основными компонентами минерального состава воды являются кальций, магний, железо, гидрокарбонаты (соли углекислоты), сульфаты (соли серной кислоты), хлориды (соли соляной кислоты). Но сегодня не любую воду можно пить. Для очищения воды в домашних условиях используются фильтры, ведь только чистая вода обладает целительными, животворящими свойствами. Вот она, какая, вода!

Ребенок 4. В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом, расплавленным блестит.

Ведущий. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде!

Ведущий: Скажите, где мы с вами можем встретить сразу много воды?

Ребенок 1. В реке. 

Ребенок 2. Ребята, а ведь наш город Бирюч стоит на реке Тихая Сосна.  Ребенок 3.

Взблескивая волнами в тумане сна,

Словно рыбьей серебристой чешуею,

Льется речка Тихая Сосна

Тихой песенкой под меловой горою.

                                                                            Александр Гирявенко

Ведущий: Свое начало Тихая Сосна, правый приток Дона, берет с малого ручейка на юго-восточных склонах среднерусской возвышенности в степной балке Волоконовского района близ села Покровка.  О названии реки идут споры по сей день.  В том, что Тихая Сосна действительно тихая — ни у кого нет сомнений: такое у нее течение. Что касается второй части названия - Сосна, потому что по ее берегам когда-то росли сосны, но неизвестно почему они потом исчезли. По-своему сказал о Тихой Сосне писатель Владимир Моложавенко: «Когда текла она в соснах, называли ее Сосной. А теперь, когда леса не стало, (сосна живет до 400 лет) название толкуют иначе: Тихая Сосна - тихая после сна».

Ребенок 4. Тихая Сосна поит и удобряет илом прибрежные огороды — они урожайны даже в засуху. Она питает заливные луга — они летом и осенью украшены копнами, скирдами, а значит, потчует земляков мясом вскормленных ее прибрежными травами животных. В ее воде кормятся ряской и другими водорослями, и моллюсками домашние и дикие утки, водяные курочки, цапли, а теперь и аисты.

Ребенок 5. Река - не только царство рыб, водорослей и трав, но и обитель водяных зверьков - ондатр, выдр, нутрий, даже ласок и хорей, что водятся в прибрежных зарослях. Развелись в ней в последние годы еще и бобры.  

Ребенок 1 Тихая Сосна - это водопой для зверей и птиц, обитающих в приречных лесах.  

Ребенок 2. Река была раньше удивительно красивой.   А она лилась, даря всему живому жизнь, все свое, тогда казалось, вечное и беспредельное богатство.  

Ребенок 2. Тихая Сосна веками защищала живших на ее берегах славян от набегов всякого рода завоевателей с востока и юга.

Ребенок 3. Река представляла собой как бы границу между половецкой степью и лесостепью. По крутому левому берегу реки тянулась пограничная черта, а за нею - Дикое поле. Через броды на Тихой Сосне   проходила Кальмиусская сакма - одна из степных дорог татарских вторжений в Россию. Позже она была перегорожена Белгородской чертой и потеряла свое стратегическое значение.

 Ребенок 4. А вы знаете, что по Тихой Сосне проходили в древности торговые ладьи, струги, сторожевые челны?   И, что реке Тихой Сосне была поймана самая крупная осетровая рыба. Одной икры в ней было 245 килограммов! А весила она в целом 1227 килограммов! Да и поймана была не так уж давно - в 1924 году, всего лишь за сорок лет до начала мелиорации и строительства на берегах Тихой Сосны заводов и животноводческих комплексов. Об этом говорилось в газете «Сельская жизнь» за 17 августа 1991 года под рубрикой «Самая, самая...»

Ребенок 5. Трудно даже представить сейчас такую рыбу в нашей реке.

Ребенок 1. Вместе с обитателями реки   вымирают многие прибрежные растения и деревья.  

Ребенок 2. Существует легенда о том, как однажды татары, преследуемые славянами, не смогли переправиться через Тихую Сосну и утопили в ней награбленные сокровища, зашитые в воловьи шкуры. За ними потом ныряли, но, к сожалению, достать так и не смогли - такой глубокой была река.

Ребенок 3. Такой полноводной и рыбной река была еще задолго до моего рождения, а теперь я вижу ее - маленькой, беззащитной и очень обмелевшей!  Река зарастает ряской и тиной, а около берега стеной стоит трехметровый камыш.

Ребенок 4. Смотрю я на Тихую Сосну и не могу понять, что   стало причиной ее гибели, и куда делась та полноводная и судоходная река. Что будет дальше? Не это ли:    

Будут плавать в воде

Электронные рыбы,

Электронные люди -

Ходить по земле.

Так зачем же тогда

Настоящие люди,

Настоящие рыбы

В настоящей воде?

                                                                   А. ГИРЯВЕНКО

Ведущий: Сидя на берегу реки, прислушайтесь, и   вполне возможно, вы услышите плеск - тихий голос воды:

Здравствуй, человек!

Во мне остался только ил.

Небесный зной жестокий

Ручьи до дна пересушил,

Остановил потоки.

Живая быстрая форель

В стремительном полёте

Обречена попасть на мель,

Барахтаться в болоте.

Увы, ничем я не могу

Помочь своей форели

Она лежит на берегу

И дышит еле-еле.

Ребенок 5.  

Давно ли я средь грозных скал

Бурлила и ревела

И водопад мой бушевал,

Вскипая пеной белой?

Прошу, припав к твоим ногам,

Во имя прежней славы.

Ты посади по берегам

Кусты, деревья, травы.

Когда придёшь под сень ветвей

Плеснёт игриво рыба

И благородный соловей

Тебе споёт спасибо.

Ребенок 2.

Пускай прохожего ольха

Манит своей прохладой,

А дуб укроет пастуха

От ливня и от града.

Пусть ёлки тянутся ко мне

Своей колючей тенью

И видят в ясной глубине

Верхушек отраженье.

Пускай берёз листва звенит

На каменных утёсах

И мой боярышник хранит

Певцов звонкоголосых.

Ребенок 3. Да, приходится только мечтать о том, что Тихая Сосна, как встарь, будет чистой, полноводной и богатой рыбой.

Ведущий: А для того, чтобы эта мечта сбылась, надо помочь реке. Ребята что мы можем для этого сделать?

Ребенок 4. Надо благоустроить прибрежные территории, а каждому рыбаку на месте ловли надо вытащить из реки тину, почистить дно и собрать валяющийся   поблизости мусор.

Ребенок 5. Купающимся нужно   убрать мешающие им сорняки, посадить по берегам веточки вербы, которые в скором времени станут деревьями, укрепят берега реки и подарят нам   тень в летние деньки.

Ведущий: И тогда река продолжит свою жизнь. И кто знает, может быть, вновь в ней будут водиться огромные осетры. Но для этого нужно вернуть людям былое поклонение

природе, от которой они, в большинстве своем, очерствев, давно открестились.

Ребенок 1.

И так хочется сказать:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

                                                                                   В. Шефнер

Ученик 4: 

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

                                                                                    В. Огнецвет.

Ведущий: И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди ее не берегут, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию.  Капающий кран приводит к потере 7000 литров воды за год (при условии, что вода капает медленно). Если вода течет тоненькой струйкой, то потери возрастают до30 000 литров за год. Это можно сравнить с тем, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака.

 Ребенок 1. В.В. Маяковский, делая подписи к плакатам «Окна Роста» так обратился к жителям Москвы:

Эй, горожане, берегите воду.

Бережней относитесь к нашему

водопроводу!

А ты не забыл закрыть водопроводный кран?

Воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый!

Ребенок 2.

Спросил на днях малыш сосед

У струйки, льющейся из крана:

Откуда ты?

Вода в ответ:

Издалека. Из океана!

Потом малыш гулял в лесу

Росою искрилась поляна

Откуда ты?

-Спросил росу,

-Поверь и я

Из океана!

Ты, газировка,

Что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот:

Знай. Малыш.

И я пришла из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

-И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

 В супе, в чае, в каждой капле,

 В звонкой льдинке и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда океанская вода.

Ребенок 3.

Знаете ли Вы:

- если ваш дом старый, то питьевая вода, поступающая трубам, может содержать тяжелые металлы и другие загрязняющие вещества, типа ила или ржавчины;

- местная система водоснабжения не может предотвратить попадания посторонних веществ в питьевую воду, в результате все вредные элементы окажутся внутри вашего организма.

Ребенок 4.

Оказывается, из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту в канализацию уходит до 15 литров воды;

- на мытье грязной горки посуды под сильной струей уходит в среднем более 100 литров воды;

- при мытье автомашины при помощи шланга расходуется до 200 литров воды;

- 1 литр машинного масла портит 1000 000 литров чистой воды.

Ребенок 5. Очень просто:

- закрывать кран, когда Вам не нужна вода, меньше используйте синтетических моющих средств, загрязняющих воду;

- мыть посуду в раковине с закрытой пробкой сливом, так можно сэкономить до 80 литров воды.

       Соблюдая эти простые правила, Вы поможете природным источникам: рекам, озерам, родниками ручьям сохранить свою полноводность, способность к самоочищению и самовосстановлению!

Ведущий: Подошел концу и наш экологический праздник: «Край родной». Природу и воду нужно беречь! Это должен понять и запомнить каждый! Ведь как сказал М. М. Пришвин:

«Берегите природу!

Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде.

И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху.

И лес без зверей с одними людьми - не лес...»  

Список литературы

1. Андриянова Н.  Экологическая тревога: (Сценарий для мл.шк.) // Педагог.тв. - 2001. -N 3. - с.7

2.Белгородской области в 2005 году: справочное пособие / П.М. Авраменко, Л.В. Александрова, А. И. Анисимов и др., под ред. С.В. Лукина. – Белгород: БелГУ, 2006. – 240 с.

3. Буканова М.С.   Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. – с.37.

4. Буковская Г.В. «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Владос, 2002.

5.Вершинский Н.В. Загадки океана / Н.В. Вершинский. - М.: Педагогика,1989. -144с

6.Владимиров О.А., Николин Е.Н. Познакомьтесь океан /О.А. Владимиров, Е.Н. Николин. -Л.: Дет. лит.,1976. -191с.

7. Клубный час на тему "Берегите природу": (Сценарий)// Восп. шк. - 2001. - N. - с.67.

8. Козлова, Т.А. Растения водоёма / Т.А.Козлова, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005. - 63, (1) с.: ил.

9. Кургузов О. Про каплю Акву / О.Кургузов. -М.: Семейный круг,1996. -32с.

10. Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков. - М.: Молодая Гвардия,1983. -207с.

11. Сценарий детского спектакля на тему: «Экология и охрана окружающей среды»//   Классный руководитель - 2003. -N 2. - с.31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника "Волшебница-осень"

Данное мероприятие будет полезно учителям начальных классов, работающих в специальной коррекционной школе VIII вида....

Сценарий экологического праздника "Мы друзья твои, природа!"

Развлекательное мероприятие для обучающихся 1-6 классов....

Сценарий общешкольного мероприятия "Край родной навек любимый".

Сценарий общешкольного мероприятия "Край родной навек любимый"....

Сценарий праздника "Край родной - земля донская"

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках, развитие в детях интереса к истории родного края, желания познавать его. Знакомство  жемчужинами народной м...

Сценарий экологического праздника «Наш край - нам его и беречь».

Цель: привлечение внимания общественности и населения к проблемам экологии, особенно к охраняемым природным территориям.Задачи:- формирование представления, о проблемах экологии на региональном; ориен...

Сценарий КВД "Мой край родной"

Цель: Познакомить с поэтами родного края, с краткой   биографией, творчеством.Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к родному краю, к людям, населяющим наш край.Развивать познава...

Сценарий экологического праздника «Край родной ты капелька России !»

Цели и учебно-воспитательные задачи:Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьник...