Программа по хору- подготовительные группы.
календарно-тематическое планирование на тему

Соловьева Елена Константиновна

Программа "Хор для подготовительных групп" разработана с целью подготовки детей к поступлению в ДМХШ "Апрель". Программа разработана с учётом специфики этого учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_horu-_podgotovitelnye_gruppy_2017.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА «АПРЕЛЬ»

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИОНОВИЧА МИХАЙЛУСОВА

города Димитровграда Ульяновской области

 

Программа по предмету

«Хор»

  «Хор для детей дошкольного возраста»

(дополнительные платные образовательные услуги)

 

Рассмотрена и одобрена на                                                Разработана    Соловьёвой                         заседании педсовета                                                                Еленой Константиновной,

ДМХШ «Апрель»                                                                преподавателем

им. В.И. Михайлусова                                                дополнительного образования

Протокол №  19                                                                    высшей квалификационной              

от  18.02.14  г.                                                                    категории                              

Секретарь __________                                                         год разработки – 2014г.

                                                                                                Стаж работы – 26 лет.

г. Димитровград

       


Структура программы

I.        Пояснительная записка        

- Характеристика программы, её место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации программы;

- Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию программы;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Обоснование структуры программы;

- Цели и задачи программы;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации программы.

II.        Содержание программы

-  Сведения о затратах учебного времени;

-  Репертуарные списки;

III.  Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.  Формы и методы контроля, система оценок

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным    

  формам работы.

VI.     Список рекомендуемой учебно-методической литературы

I. Пояснительная записка.

         1. Характеристика программы.

Программа «Хор для подготовительных групп» разработана с целью подготовки детей к поступлению в Детскую музыкально-хоровую школу, а также чтобы облегчить дальнейшее обучение, успешно совмещая  учебу в музыкальной  с учебой в общеобразовательной школе. Программа  разработана для  Детской музыкально-хоровой школы «Апрель» им. В.И.Михайлусова г. Димитровграда с учетом специфики этого учебного заведения.        

Россия - певческая страна, в которой преимущественно хоровой характер музыкального фольклора и веками сложившаяся традиция православного пения а саре11а обусловили исключительное значение хоровой музыки в русской культуре. Именно хоровое пение является олицетворением и выражением русского духа, русской художественной натуры, русского национального характера. Возрождение хорового искусства, его внутреннее обновление возможно, если хоровая культура будет закладываться с детских лет, а детское хоровое пение вновь займет достойное место в иерархии ценностей музыкального искусства.

Детский хор - живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент невозможно получить готовый. Его нужно вырастить, взлелеять, научить, настроить, воспитать.

Начало - наиболее важный и ответственный этап в становлении детского хора. Решающий и определяющий все дальнейшее отношение детей к хоровому пению. Именно в этом возрасте легче всего приобщить ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему. Но также легко и навсегда лишить его этой радости, превратив творческий процесс познания и обучения в скучное и поверхностное времяпрепровождение с распеванием детских шлягеров. Поэтому так важно с первых шагов учить именно искусству, создать по- настоящему музыкальную атмосферу занятий, всячески поддерживать радость от соприкосновения с Прекрасным. С другой стороны, ставя перед детьми чисто учебные задачи, вводить их естественным путем, не отрывая их от привычной детской жизни, поддерживая в детях игровое настроение, пробуждая их воображение.

Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста в условиях музыкального учебного заведения, в частности, в подготовительных группах    является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

Специфика музыкального воспитания в подготовительных группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста.

Актуальность программы –  данная программа позволяет более качественно подготовить учащегося к поступлению и  дальнейшему обучению в музыкальной школе с учетом хоровой направленности.

Назначение программы – обучение детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью подготовить детей к поступлению и дальнейшему обучению в музыкальной школе и пополнению   состава хоровых коллективов школы грамотными музыкантами. Программа адаптирована к условиям обучения в хоровой школе.          

         Организация образовательного процесса. Программа предусматривает групповую форму учебной работы с учащимися. Групповая  работа позволяет оптимизировать учебный процесс и облегчает проведение занятий.

        2. Срок реализации программы  «Хор для детей дошкольного возраста».

 Срок реализации программы для детей подготовительных групп в возрасте от пяти до семи лет, составляет один год. По желанию возможно более углубленное изучение данного предмета с продолжением обучения еще один год.

  1. Объем учебного времени

Объём программы – 196 часов, которые распределяются следующим образом:

1 год  – 84 часа  (30 минут 2 раза в неделю);

           2 год  – 84 часа (30 минут 2 раза в неделю).

        Объем учебного времени, предусмотренный  на реализацию программы «Хор  для детей дошкольного возраста»:

Срок обучения/класс

1 полугодие

2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

98

98

Количество часов на аудиторные занятия:

42

42

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

56

56

         4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

        Форма проведения учебных аудиторных занятий  мелкогрупповая (от 8 до 18 человек), из опыта работы эффективность и результативность достигается при условии проведения занятий продолжительностью в 30 минут, что является 1,5 часовым занятием для детей данного возраста (рекомендуемая продолжительность занятий для дошкольников - 20 минут).

         5. Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы «Хор для детей дошкольного возраста» являются необходимость в подготовке детей к  поступлению  в музыкальную школу, а  полученные знания и навыки облегчат дальнейшее обучение.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
    программы;
  • распределение  материала по годам обучения;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

     - в соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание программы».

         6. Цели и задачи программы  «Хор для детей дошкольного возраста».

Цель: создание условий  для выявления, формирования вокально-хоровых  навыков и умений путем развития у учащихся стабильного интереса к музыкальным занятиям.

В программе по учебному предмету хор в  подготовительных группах музыкальных школ ставятся следующие задачи:

Образовательные:

  • выявлять  музыкальные способности детей, формировать  первоначальные  вокально-хоровые навыки;

Pазвивающие:

         -   всесторонне развивать  вокальные способности детей;

Воспитательные:

  • прививать  детям любовь, интерес к музыке, накапливать музыкальные впечатления и воспитывать  художественный вкус.     

 7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • применение индивидуального подхода к каждому учащемуся с учетом возрастных особенностей.

   8. Описание материально-технических условий реализации программы  «Хор для детей дошкольного возраста».

Материально-техническая база школы должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории,  предназначенные для реализации программы, оснащаются пианино, хоровыми подставками и звукотехническим оборудованием. В репетиционном процессе используются шумовые музыкальные инструменты.


II. Содержание программы

         1. Сведения о затратах учебного времени.

        Учебное время, предусмотренное на освоение программы  «Хор для детей дошкольного возраста»  разделяется на  аудиторные занятия и самостоятельные занятия  обучающихся.  

        Аудиторная нагрузка   распределяется по этапам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного программой. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся  определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- закрепление изученного на занятиях;

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы и др.

          2.   Репертуарные списки

Произведения для разучивания на хоровых занятиях должны быть подобраны с учетом особенностей детей дошкольного возраста, принципиально одноголосные, с небольшим диапазоном от примы до октавы, иногда ноны. Все миниатюры- в сопровождении фортепиано, партия которого дает не только необходимую поддержку детским голосам, но и придает своеобразную концертность простеньким мелодиям.

Репертуар должен включать в себя русские народные песни, народные песни разных стран, музыку зарубежных и русских композиторов-классиков, произведения современных авторов. На каждом хоровом занятии нужно петь как можно больше разнообразных произведений, и в течение года знакомить хор по возможности с большим объёмом репертуара. Постепенно количество будет переходить в качество, а дети научатся глубоко воспринимать и гибко реагировать на прекрасную и многоликую музыку.

Голос ребёнка пяти-шести лет характеризуется ограниченным диапазоном. Главная задача- добиться унисонного звучания, единой манеры пения, умения хорошо слышать не только себя, но и певцов-соседей, ансамбля динамического, темпового, ритмического, вокального и т.д. Работая над унисоном в хоре, следует добиваться возможно точного интонирования каждого из певцов. Основная причина фальшивого пения кроется чаще всего в плохой координации между слухом и голосом. Главной предпосылкой для налаживания координации является полная эмоциональная раскрепощенность, свобода и активность пения. А активность звукоизвлечения будет способствовать и активному дыхательному процессу, что также отразится на чистоте интонации ребёнка.

Примерный репертуарный список для учащихся 5 лет

Автор

Произведение

Народная музыка

Польская народная песня

«Два кота»

Русская народная песня

«Уж как шла лиса»

Русская народная песня

«Скок, скок»

Немецкая народная песня

«Хохлатка»

Немецкая народная песня

«Времена года»

Русская народная песня

«Барашеньки»

Русская народная песня

«Гуси-гуси»

Русская народная песня

«Блины»

Классическая музыка

А. Лядов

«Зайчик»

А. Лядов

«Колыбельная»

А. Лядов

«Петушок»

Современные композиторы

М. Андреева

«Музыкальное эхо»

З. Левина, Некрасова

«Подсолнух»

М. Андреева, С.Маршак

«Верблюд»

А. Пахмутова, С.Маршак

«Кто пасется на лугу?»

М. Андреева, К.Чуковский

«Ехали медведи»

Роджерс

«Звуки музыки»

Е. Крылатов

«Колыбельная»

Т. Попатенко, М. Лаписова

«Вот какая ёлочка»

Е. Тиличеева

«Гуси»

А. Филиппенко, Т. Волгина

«Веселый музыкант»

В. Блага

«Танец»

М. Парцхаладзе, П. Синявский

«Плачет котик»

Л.Абелян

«Манная каша»

Л.Абелян

«Скакалка»

Л.Абелян

«Хомячок»

З.Левина

«Подсолнух»

Л.Абелян

«Петь приятно и удобно»

Г.Струве

«Новогодний хоровод»

И.Арсеев

«Слон и скрипочка»

Е. Поплянова

«Пора начать урок»

Е. Поплянова

«Эхо»

Е. Поплянова

«Веселые медвежатки»

Е. Поплянова

«Камышинка - дудочка»

Е. Адлер

«Самовар»

М. Парцхаладзе

«Закатилось солнышко»

Т. Назарова – Метнер

«Игра»

Г. Левкодимов

«Барабан»


Примерный репертуарный список для учащихся 6  лет

Автор

Произведение

Народная музыка

Украинская народная песня

«Птичка»

Чешская народная песня

«Ну-ка, кони»

Польская народная песня

«Новый год»

Немецкая народная песня

«Времена года»

Классическая музыка

А. Аренский

«Кукушка»

А. Аренский, И. Деркачев

«Расскажи, мотылек»            

А. Лядов

«Зайчик»

А. Лядов

«Колыбельная»

А. Лядов

«Петушок»

Современные композиторы

В. Калинников

«Тень, тень»

Н. Русу - Козулина

«Добрая песенка»

Р. Паулс, О. Петерсен

«Колыбельная»

А. Пахмутова

«Кто пасется на лугу?»

В. Дементьев, В. Семернин

«Простая песенка»

Роджерс

«Звуки музыки»

Е.Крылатов

«Колыбельная»

М. Ройтерштейн, О. Высоцкая

«Песенка - небылица»

А. Абрамов

«Кто нас будет догонять»

Г. Струве

«Пестрый колпачок»

Т. Попатенко

«Котенок и щенок»

С.Богачев

«Снег идет»

Р. Бойко

«На лошадке»

А. Пинегин. А. Усачев

«Зимняя сказка»

А. Пинегин. А. Усачев

«Ну и кот»»

А. Пинегин. А. Усачев

«Шоколадная страна»

М. Раухвергер, Е. Гай

«Егор»

Л.Абелян

«Прекрасен мир поющий»

Л.Абелян

«Песенка о дикции»

Г.Струве

«Новогодний хоровод»

Г. Струве

«Пестрый колпачок»

Е. Крылатов

«Ласточка»

Е. Поплянова

«Жук»

Е. Поплянова

«Плюшевые тигры»

Е. Поплянова

«Дождик»

Е. Поплянова

«Жили были трали-вали»

Б. Далинский

«Про усатого сома»

Е. Адлер

«Самовар»

С. Нисс

«Снег и сад»

Е. Бикташев

«Грустный день»

III.     Требования к уровню подготовки обучающихся

  Основная цель  хора – воспитание вкуса совсем еще юных музыкантов на ярких и красивых произведениях зарубежной, русской и современной классики.  

Певческая установка.

Овладение навыком правильной певческой установки, стоя и сидя: положение корпуса, головы, ног.

Работа над дыханием.

Приобретаются первоначальные навыки пения на дыхании. Умение взять короткий (экономный), спокойный и бесшумный вдох, рассчитанный на небольшую фразу. Использование простейшего вида «цепного дыхания» - пение выдержанного звука в конце произведения.

Артикуляция и дикция.

Дается понятие  разницы между речью обычной и сценической, о декламации при пении. В процессе работы используются скороговорки и стихи с использованием простейших сочетаний согласных звуков и специфическое для пения чередование гласных.

Звуковедение. 

Дается и закрепляется понятие об эталоне звука,  правильное восприятие и оценка услышанного. В процессе распевок отрабатывается протяжная манера звучания.

Ансамбль и строй. 

Овладение навыком слушать друг друга при пении и звучать слитно.

Вокально-хоровые упражнения.

Состоят из песенок – попевок, позволяющих совсем юным певцам осуществить контроль за приобретаемыми навыками певческой установки, дыханием, артикуляцией и дикцией, звуковедением, ощущением себя в коллективе и слитностью звучания всего хора.

Дирижерский жест.

Приобретаются навыки внимания к элементарным жестам дирижера:

- вступление (взятие дыхания)

     - выполнение фразировки

- выполнение нюансировки (громко, тихо, увеличение или уменьшение звучности)

- снятие (окончание звучания).

 


IV. Формы и методы контроля, система оценивания

          Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем данной дисциплины по окончании каждого занятия. Вместо оценок используются разноцветные поощрительные картинки (звездочки, ромбики, листики и т.д). В конце каждого   полугодия организуется концертное выступление хора учащихся подготовительных классов для родителей и гостей школы. В концерном выступлении учащиеся исполняют произведения, освоенные на хоровых репетициях.

 


V.  Методическое обеспечение учебного процесса

        Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы на занятиях  хора.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Они охотно, с удовольствием поют попевки и песни, выражая свои чувства и переживания, это способствует развитию у них активного восприятия музыки. Встреч с песней, общение с ней окрашивается для детей светлой радостью, у ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у них дружеские взаимоотношения.

Родная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Простота строения мелодии, яркая образность, юмор создает желание петь даже  застенчивых и малоактивных детей. В работе над протяженностью звука народная песня имеет особое значение, ведь широкая напевность характерна для всех жанров народной песни. У детей пяти летнего возраста голосовой аппарат еще не развит, не сформирована голосовая мышца, связки тонкие и короткие. Гортань ребенка меньше гортани взрослого в два-два с половиной раза. Звук, образовавшийся в гортани слабый, он усиливается в основном головным резонатором, так как грудной резонатор еще почти не развит. Поэтому голос ребенка пяти лет очень не сильный, дыхание поверхностное. Голосовые связки смыкаются не полно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.

Требуется очень осторожное бережное отношение к детскому голосу. Необходимо так подобрать музыкальный материал чтобы он отличался: доступностью текста и мелодии, имел простые и ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления, простой ритмический рисунок, доступный певческий диапазон ре-си, короткие музыкальные фразы.

Основная проблема, с которой сталкивается педагог – недостаток слухового опыта. Большинство детей редко слышат пение дома, кроме того радио и телевидение не часто дают возможность услышать выступления хоровых детских коллективов. В жизни детей отсутствует такое важное для развития слуха и голоса занятие, как пассивное пение, когда ребенок «поет» ушами. Куда более привлекательным является подражание эстрадным исполнителям, дети копируют их манеру двигаться, произносить текст и, конечно, манеру пения, что пагубным образом отражается на детском голосовом аппарат.   Другой важной проблемой является почти полное отсутствие у детей певческих навыков. Чаще всего дети ритмично произносят текст под музыкальное сопровождение, не пытаясь протянуть гласные. Разрешению проблемы простейших певческих навыков и посвящены занятия с детьми 5-летнего возраста.

Возрастные особенности детей 6 – 7 летнего возраста.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Благодаря занятиям в подготовительном классе имеют достаточный слуховой опыт и простые певческие навыки.

Голосовые мышцы у детей еще не сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому нельзя допускать форсированное пение.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет использовать пение с боле длинными музыкальными фразами.

У детей расширятся диапазон до пределов до1 – ре2.

Хоровое пение воспитывает чувство коллективизма, приучает к мысли, что каждый отвечает за общее дело. Необходимо учитывать возрастные особенности детей пяти – шести летнего возраста: их эмоциональность, восприимчивость ко всему новому, интересному, которые сочетаются у детей этого возраста с быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания. Именно поэтому нужно чтобы подобранный материал был ярким и интересным, но доступным для детского восприятия. Чтобы не утомлять детей, необходимо чередовать задания разной сложности и характера: трудные с легкими, освоение нового материала – с повторением пройденного. Так как естественной деятельностью для детей этого возраста является игра, именно эта форма должна стать основой работы.

На первых уроках педагог, прежде всего, знакомится с детьми, имеющими различную музыкальную подготовку. Перед ним стоит задача проверить пение каждого ребенка, уровень слухового развития. Песни с которых дети начнут распеваться должны быть небольшими по форме с ясным делением на фразы, несложным ритмическим рисунком, с удобным для детского голоса объема звучания.

Работа над развитием певческих навыков сводится к следующему:

- пение своим, естественно звучащим голосом без малейшего форсирования;

- выработка кантилены на коротких фразах;

- правильное формирование гласных;

- выработка правильного дыхания: спокойный вдох, экономный выдох.

В первоначальной работе большое значение имеет обучение с голосом. Педагог должен петь сам, показывая как нужно открывать рот, как брать дыхание.

Многие дети поют не чисто, это объясняется не отсутствием слуха и голоса, а тем, что они плохо открывают рот и неправильно берут дыхание. Некоторые от излишнего усердия или подражание взрослым поют «не своим голосом», напрягая голосовые связки, что особенно вредно. Дети, с трудом осваивающие  первоначальные навыки правильного пения должны находиться под особым наблюдением педагога. Иногда приходится делить детей на группы, для того чтобы она пели отдельные фразы по очереди. Очень полезно пение по цепочке.

Работая над чистотой интонации важно выяснить, что именно не получается в данной песне. К этим моментам должно быть привлечено внимание детей -  трудные места нужно спеть и проиграть несколько раз в медленном темпе. Следует чаще сравнивать и обсуждать с детьми пение отдельных ребят. Проверку пения хорошо проводить с небольшой группой детей,  поручив каждому по отдельной фразе.

Во время занятия дети должны обязательно менять виды деятельности, иначе они теряют интерес и внимание к нему. Материал для урока должен включать песни с движениями, с сюжетно-ролевыми моментами, игровые задания.          

Начальный этап вокально-хорового воспитания детей дошкольного возраста необычайно важен для правильного становления певческого аппарата в дальнейшем развитии ребенка. Дети по своей природе любят петь,  обладают артистическими способностями. Развитие интереса к пению, как к самостоятельной и осознанной деятельности – вот главная цель начального этапа вокально-хорового воспитания. Дети дошкольного возраста познают мир через игровую деятельность, поэтому внесение в обучение игровых моментов способствует активному включению каждого ребенка в работу. Постигая сложные вокальные навыки в процессе  игры, они  получают удовольствие и радость от каждого занятия. Обучение и воспитание юных певцов не должно превращаться в нудный, неинтересный процесс, а каждая встреча с музыкой должна быть настоящим праздником для детей. Особое внимание следует уделить постепенному, неторопливому освоению певческих навыков, любое форсирование может привести не только к формированию неправильных навыков, но и послужить негативным фактором в отношении музыки в целом. Каждый этап работы по вокально-хоровому воспитанию детей дошкольного возраста должен опираться или  на игровую деятельность, или на игровые моменты, активизирующие восприятие и познавательную активность детей.

Необходимо помнить, что  голосовой аппарат у детей 5 – 6 лет находиться в стадии формирования, постоянно меняется, растет, что требует от преподавателя большой чуткости и внимательности.

Дыхательная гимнастика. Чтобы освоить ее, прежде всего необходимо научиться правильно дышать. Свободное дыхание нормализует работу не только органов дыхания, но и голосового и артикуляционного аппарата. («Крепкий вдох», «шипящий выдох», «вдыхаем цветочный аромат», «собачка»). На уроке можно использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой («кулачки», «насос», «кошечка»). Главное назначение дыхательных упражнений- улучшить дыхание во время пения, совершенствовать дыхательный аппарат, вырабатывать умение дышать всегда правильно.

Распевка. Представляет одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Работа строится на упражнениях, которые подбираются соответственно возраста и проводятся в игровой форме на небольших попевках.

  1. «Игра в прятки», «Знакомство». Игру начать с индивидуального исполнения, затем петь группами (мальчики, девочки, по рядам), а закончить упражнение пением всех детей, которые почти всегда приводят более менее правильному унисону.
  2. «Мамочка моя »- удобные согласные и гласные способствуют формированию качественного звуковедения.
  3. «Киска, где была?»- вопрос и ответ придают игровой характер.
  4. «Василек»- научить детей петь выразительно полутоновую интонацию, пение фразы на одном дыхании.
  5. «У кота- воркота»- научить петь кантилену и полноценно брать дыхание между фразами.
  6. «Бык- тупогуб»- скороговорка поможет преодолеть вялость речевого аппарата детей.

Начинать пение попевок нужно всегда в примарной зоне, а затем менять тональности вверх и вниз.

Певческая установка. Умение правильно сидеть, стоять, вести себя на хоровом занятии очень важно для эффективной вокально-хоровой работы, для концентрации внимания маленьких певцов, для их максимальной сосредоточенности и полной отдачи. Кроме того, от положения корпуса и головы во многом зависит звукообразование. При пении положение корпуса и головы должно быть прямым, но не напряженным, руки свободными. Если сидим, то на кончике стула, перенося опору ступней в пол. Дошкольники не в состоянии пребывать в одном положении, особенно утомительно для них долго сидеть. Поэтому необходимо чередовать пение стоя и сидя.

С первых встреч с детьми учим их уважительному отношению  друг к другу, к учителю, к тишине, к музыке, обстановка должна быть доброжелательной и непременно рабочей. И если мы хотим создать настоящий хоровой коллектив и заниматься настоящим искусством, с первых шагов нужно заниматься с детьми профессионально. Нельзя просто зубрить песни с детьми по слуху, это только отупляет их восприятие, тормозит развитие слуха, не дает достаточной музыкальной информации для развития памяти, превращает занятие в тоскливый и однообразный процесс На данном этапе, в донотный период, нужно всяческими способами подготовить базу для будущего сознательного владения хоровыми партитурами.

Основные понятия с которыми необходимо ознакомить дошкольников:

  • Формообразование:        фраза, предложение, цезура, повторность,

изменяемость.

  • Звуковысотность: направления, движения, мелодии, повторность звуков, постепенность, скачкообразность, относительная высота (высокий, средний, низкий)
  • Ритмическая организация музыки: длительность, паузы.
  • Пульс, темп.
  • Штрихи (legato, staccato)
  • Динамические оттенки, нюансы (f.p., crescendo, diminuendo)

А кроме того: унисон, аккомпанемент, мажор, минор, оркестр, понятия композитор, поэт, запев, припев и т.д.

Работа в хоре - это работа над собой, но не для себя. Исполнительская деятельность, стремление выйти к людям, поделиться, рассказать со сцены, вместе волноваться, переживать и радоваться - естественная потребность и необходимость каждой личности.

Конечно, маленькие певцы еще не готовы выступать с полноценными концертами, но исполнительская деятельность так же необходима. Одна из форм- это открытый урок, когда на итоговое занятие приглашаются родители. Гости- слушатели знакомятся с обстановкой и атмосферой занятия, видят степень участия и заинтересованности в нем своего ребенка, глубже проникают и осознают важность происходящего обучения. В конце урока полезно пропеть весь репертуар, пусть самый элементарный, которым овладели дети.

Хоровое занятие с маленькими детьми должно быть занимательным действом, увлекательной игрой со сменой темпа, настроения, приемов, видов деятельности. Такое занятие будет поддерживать в детях ощущение праздника, не даст расслабиться, на нем дети не будут скучать, а следовательно, и уставать. После такого занятия они будут уходить домой окрыленными и с нетерпением ждать следующей встречи с Музыкой.


VI. Список используемой методической литературы.

1. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»;

2. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь»,  Москва «Музыка», 1969г.;  

3. Кирюшин В.В. Библиотека музыкального мифа, Москва, 1992г.:

        «Сказка о Мишке форте»;

        «Сказка о двух братьях»;

        «Сказка о длинной и глупой жирафе октаве и других интервалов»;

4. Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио», Москва, 1975г.;

5. Андреева М.П. «От примы до октавы», Москва, 1973г.;

6. Ветлугина Н. «Музыкальная азбука», Москва, 1972г.;

7. Измайлова Е. «Воспитание музыкальных навыков в детских играх», Москва, 1964г.;

8. Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте»,  Москва, 1968г.

  1. Н. Быков «Основы работы с детским хором» методическое пособие.

10. Струве «Школьный хор». Изд-во: «Просвещение» 1981 г.

11В. Соколов «Работа с хором». Составитель: Б.Г. Тевлин  Изд-во «Музыка» 1972 г.

  1. В. Соколов «Детские хоры». Изд-во «Музыка» 1982г.
  2. В. Соколов, В. Попов «Школа хорового пения» вып. 2. Изд-во «Музыка» 1971 г.
  3. В. Соколов, В. Попов «Школа хорового пения» вып. 4. Изд-во «Музыка» 1973 г.  
  4. Г.П. Стулова «Акустико - физиологические основы вокальной работы с детским хором». Москва  изд-во «Классикс Стиль» 2005г.
  5. В. Попов, П. Халабузарь «Хоровой класс». Москва  изд-во «Советский композитор» 1988г.
  6. Хрестоматия по дирижированию хором. Выпуск 1. Москва  изд-во «Музыка» 1968г.
  7. «Детский хор».Составитель: И. Марисова. Изд-во «Музыка» 1987 г.      
  8. «Практикум управления хором» методическая разработка. Составитель: Е.Д. Красотина. Москва 1979 г.
  9. В. Соколов «Школа хорового пения» вып.2. Изд-во «Музыка» 1969 г.                                                                                
  10. И.Н. Далденко учебное пособие репертуар хорового класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе *Сообщество* в подготовительной группе на тему *Лес наше богатство*

Занятие разработано по программе соообщество. Направлено на:-расширение кругозора детей-формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой взаимности дру...

Рабочая фитнес-программа для дошкольников подготовительной группы

Рабочая фитнес программа для дошкольников подготовительной группы...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

рабочая программа логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР

Программа включает пояснительную записку, характеристику группы, основные задачи программы, принципы и содержание коррекционно-развивающего обучения, формы обучения и план реализации программы, органи...

Адаптированная рабочая программа для детей подготовительной группы с ТНР

Для учителей -логопедов дошкольных образовательных учреждений...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей подготовительной группы «Хочу знать всё о Белгородчине».

В ходе обучения по данной дополнительной общеобразовательной программе старшие дошкольники смогут узнать много исторических фактов,разнообразия  природного и животного мира края, в котором они пр...