рабочая программа логопеда в подготовительной группе для детей с ОНР
рабочая программа на тему

Пронина Марина Ивановна

Программа включает пояснительную записку, характеристику группы, основные задачи программы, принципы и содержание коррекционно-развивающего обучения, формы обучения и план реализации программы, организацию системы взаимодействия учителя-логопеда, показатели результативности и эффективности логопедической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotov._onr.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа логопеда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для организации развивающей деятельности учителя-логопеда в группе детей, имеющих диагноз «Общее недоразвитие речи».
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е, Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется четырьмя уровнями речевого развития и может варьироваться от полногo отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Исходной методологической основой
 программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С.Выготским, Р.ЕЛевиной, В.И.Лубовским, Л.ЕЖуровой, Т.Б.ФиличевоЙ, Г.В. Чиркиной и другими. Используются технологии Ткаченко Т.А., Косиновой Е.М., Гомзяк О.С. , Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Теремковой Н.Э., Нищевой Н.В., О.А.Безруковой, Е.А.Брежневой, Н.В.Брежнева
Планирование данной рабочей программы составлено на основе
 «Программы  логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,  возраста детей. А также учитываются положения общеразвивающей программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012 г.
Образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
- ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г.;
- ФГОС, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ;
- СанПиН№ 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г.
 Образовательный процесс в группах для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и  формы логoпедическогo воздействия.

Подготовительная к школе группа

Характеристика структурных компонентов речи детей 7 года жизни с ОНР III уровня речевого развития.

В составе группы детей с ОНР второго года обучения по состоянию устной речи условно выделяют две неравные подгруппы. К первой подгруппе относится 70 - 80%, ко второй - 20 - 30% детей.
Фразовая речь
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.
Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.
2-я подгруппа. Дети этой подгруппы в сравнении с первой имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами.
В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.
Понимание речи
1-я подгруппа. У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенныx падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесныe инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова - флексиями, приставками, суффиксами. Однако
метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.
2-я подгруппа. У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).

Словарный запас
1-я подгруппа. Словарный запас детей на втором году обучения значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно.
Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов; однокоренных слов; антонимов.
2-я подгруппа. Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно беднее, чем у детей l-й подгруппы, не только по количественным, но и по качественным показателям.
Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми - словами (вместо деревья - елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка - огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.
Грамматический строй речи
На втором году обучения у детей с ОИР остаются ошибки грамматического оформления речи.
1-я подгруппа. Наиболее характерные ошибки у детей - смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.
В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки - замена и смешение.
2-я подгруппа. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также
числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение 
1-я подгруппа. Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.
2-я подгруппа. Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны
нестойкие замены.

Слоговая структура
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.
2-я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей этой подгруппы ниже, чем у детей l-й подгруппы. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложныe слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, допуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов - перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие
1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложныx слов типа мак.
2-я подгруппа. У детей при выполнении специальныx заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложныx слов (опускают гласный звук).
Связная речь
1-я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.
2-я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительныe подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами и короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.
Целью данной Программы
 является построение системы коррекционно-развивающей  работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, способствующей усвоению общеобразовательной программы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Комплексность педагогического воздействия направлена:
• На обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у дошкольников  старшего - подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и выравнивание речевого и психофизического развития воспитанников, их всестороннее гармоничное развитие.
• На предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, и обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу.
• На осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

В группе за организацию и функционирование логопедической направленности несет ответственность учитель-логопед, а воспитатели ответственны за общеобразовательное  направление. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются  работой, помогающей в преодолении речевых, психологических и др. нарушений у детей, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные «Программой» детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие воспитанников.

 Основные задачи логопедического обучения: 
• Развитие моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики)
• Формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
• Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.
• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР, т.е. практическое усвоение лексических средств языка.
• Формирование грамматического строя речи, т.е. практическое усвоение грамматических средств языка.
• Развитие навыков связной речи дошкольников.
• Развитие  психических процессов.
• Развитие коммуникативности и успешности в общении.

ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы  логопедической работы определяют принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВ3, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей.
Одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности, который учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, медицинского работника ДОУ, воспитателей.
Содержание программы обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей, Содержание фронтальных и подгрупповых занятий отражено в календарно-тематическом планировании.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический пpинцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Характеристика содержания
 Диагностическая работа включает: 
- своевременное выявление детей с речевыми отклонениями;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально - волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
- анализ успешности логопедической работы.
Логопедическая  работа включает:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ  программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально - волевой сферы и личностных сфер ребёнка и коррекцию его поведения;  
Консультативная работа включает: 
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.
Информационно - просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации, семинары), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
Модель организации коррекционно-о6разовательного процесса

1 этап: Исходно – диагностический
Задачи этапа:
1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. Результат:
Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы.
Заполнение речевых карт.
2 этап: Организационно - подготовительный 
Задачи этапа: 
1. Определение содержания деятельности по реализации задач логопедической деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
3. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
4. Индивидуальное консультирование родителей - знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Результат:
Конструирование индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка 3 этап: Коррекционно - технологический 
Задачи этапа:
1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых планах.  
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов образовательного процесса.
4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.
5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.
Результат: 
Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
4 этап: Итогово - диагностический 
Задачи этапа: 
1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка - оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.
Результат: 
Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

Групповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте. Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых нeдocтатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников,  создающие определенные трудности в овладении программой.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико- грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
• для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
• звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
• окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный  подход в обучении и воспитании.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению  предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

Обучение и воспитание детей 7-го года жизни
Ежедневно проводятся фронтальные занятия: 2 занятия по развитию фонетического строя речи; 2 занятия по развитию лексико-грамматических средств языка; 1 занятие по развитию связной речи. Длительность занятий – 30 минут.
Длительность индивидуальных и подгрупповых занятий: 15-20 минут в зависимости от неврологичского статуса ребенка и поставленных задач.
Календарное планирование составлено с учетом разработанной в учреждении последовательности лексических тем. Для того, чтобы ребенок был лучше погружен тему, лексико-грамматические категории часто отрабатываются на занятиях по продуктивной деятельности и успешно закрепляются.
Планирование прилагается.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Задачи и содержание деятельности воспитатeля в группе для детей с ОНР

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к  дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения воспитанниками теми же видами деятельности, которые предусмотрены  программой детского сада. Поэтому в задачи воспитателя группы входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решение коррекционных задач по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда.
Также воспитатели ответственны за: 
• создание в группе комфортных условий, способствующих активизации речи детей;
• систематический контроль за речью детей не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время проведения режимных моментов, прогулок;
• разъяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики, развитие неречевых процессов, игры, поездки,  экскурсии для общего развития детей.
Отличительные особенности работы воспитателя по развитию речи  в группе для детей с ОНР:
• Проведение непосредственной образовательной деятельности в рамках определенных лексических тем;
• Изменение задач и содержания непосредственной образовательной деятельности в разделе «Коммуникация»:
- расширение, yтoчнение и активизация словарного запаса, обеспечивающая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений;
- закрепление грамматических категорий, изученных на занятиях учителя-логопеда, контроль над грамматической правильностью речи;
- активизация фразовых высказываний;
-совершенствование связной речи в различных ее видах, применение сформированных умений и навыков связной речи в различных ситуациях общения.
• Максимальное обеспечение всех видов работ наглядным материалом.
• Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.
• Использование определенной последовательности в видах рассказывания.
К коррекционным задачам воспитателя в группе для детей с ОНР относятся:
• Закрепление речевых навыков у детей во время непосредственной образовательной деятельности и в других видах деятельности.
• Работу по развитию связной речи вести с учетом специальной логопедической программы.

• Развитие артикуляционной и пальцевой моторики - процессов, связанных с речевой функцией;
• Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи;
• Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления - высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью.
К общеобразовательным задачам воспитaтеля в группе для детей с ОНР относятся:
• Обучение по всем разделам массовой программы ДОУ с учетом специфики речевого развития детей группы;
• Воспитательная работа в соответствии с массовой программой ДОУ (нравственное, патриотическое, эстетическое, экологическое воспитание и пр.); • Работа с родителями (законными представителями ) воспитанников.

Взаимосвязь в работе педагогов и специалистов ДОУ
Создание оптимальных условий (для адаптации детей с проблемами в речевом развитии к учебной нагрузке) невозможно без учета структурной специфики как ведущего (первичного) дефекта у каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, так и осложняющих его расстройств. В работе педагогического коллектива ДОУ апробирована организационно-ролевая структура, включающая базовый компонент, закрепляющий (прямой и опосредованный подход) и активизирующий. А именно: для создания условий, стимулирующих развитие импрессивной речи детей, накопление активного и пассивного словаря воспитанниками  логопедической группы с ОНР используются следующие формы занятий:
- формирующие занятия учителя-логопеда - базовый компонент;
- специальные занятия воспитателей - закрепляющий (прямой подход) компонент;
- игровые занятия воспитателей - закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
-музыкальные и физкультурные занятия - закрепляющий (опосредованный подход) компонент;
-психологические тренировки - активизирующий компонент, т.е.стимулирование педагогом- психологом психологической базы речи и всего функционального потенциала речевой деятельности  каждого воспитанника.  
 

Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя

Задачи учителя-логопеда

Задачи воспитателя

1.Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоление речевого негативизма.

 1. Создание обстановки эмоционального благополучия в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3.Заполнение диагностической карты, изучение результатов с целью перспективного планирования развивающей работы.

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания и сознательного восприятия речи.

5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6.Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8.Обучение детей процессам анализа, синтеза сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

Развитие представлений детей о времени, пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10.Развитие фонематического восприятия детей.

10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая рекомендации логопеда.

11.Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12.Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13.Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13.Закрепление навыков словообразования  в различных играх и в повседневной жизни.

14.Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

14.Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15.Овладение диалогической формой общения.

15.Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16.Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок.

16.Закрепление навыка составления рассказа по пройденному с логопедом материалу.

Взаимодействие с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в дошкольном учреждении, установление взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества с родителями воспитанников.
Основные формы взаимодействия с семьей:
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование .
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток для родителей.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации логопедических гостиных, участию в обучающих и информационных семинарах, к  участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

В итоге логoпедической работы речь воспитанников подготовительной группы должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:
Свободно составлять рассказы, пересказы;
Владеть навыками творческого рассказывания;

Адекватно употреблять в речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.
Понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов; Овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
Овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого у детей должны быть достаточно развиты другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
• Фонетическое восприятие;
• Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
• Графо-моторные навыки;
• Элементарные навыки письма и чтения (чтение и написание печатными буквами слогов, слов и коротких предложений).

Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования три раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, таблицах «Экран звукопроизношения» (отмечается динамика коррекции звукопроизношения каждого ребенка), «Мониторинг развития лексико-грамматического и фонематического строя речи» (отмечаются результаты обследования по речевой карте) «Результаты логопедического обследования» (отмечается динамика речевого развития по уровням речевого развития), ежегодном отчете.
Сроки проведения мониторинговых исследований: 2 - я половина сентября, январь, конец мая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Планируемый результат- достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.

 

Библиография

1.«Программы  логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, 2008
2.Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012
3.Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно» О.С.Гомзяк, 2007
4. «Система коррекции ОНР у детей 6 лет»  «Учим говорить правильно» Т.А.Ткаченко, 2002
5. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева, 2004
6. «Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН в подготовительной к школе группе» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР

Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР...

Рабочая программа учителя - логопеда в подготовительной группе для детей с ФФНР

Рабочая программа учителя-логопеда Биктимировой С.В. предназначена для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, подгот...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"

Создание  игровой ситуации,  развитие связной речи.  Закрепление и обобщение  представлений  об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...

Квест игра для детей подготовительной группы "Маленьким детям - большие права", 2020 г.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права» Цель: Формировать основы правового сознания дошкольника, гражданской позиции,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.

Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия).  Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...