Программа по дополнительному музыкально-эстетическому обучению "Вдохновение". Автор Макеева И.Н.
рабочая программа на тему

Макеева Ирина Николаевна.

Программа студии  "Вдохновение" интегрирует триспособа музыкального освоение действительности: вокально-хоровую работу, музыку и движение, сольное пение. Она напрямую связана с базисным  учебным  планом  и ориентирована на совершенствование музыкального обучения детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Программа музыкальной творческой студии «Вдохновение» МБОУ СШ №66 на первый год обучения для учащихся 10-12  лет образовательной области «Музыкальное искусство» вызвана к жизни необходимостью увеличения количества часов на развитие музыкально-эстетического восприятия и творческих способностей школьников непосредственно  в процессе практической деятельности.

     Данная программа имеет следующие классификационные характеристики:

- по содержанию деятельности – музыкально-эстетическая;

- по степени развития – познавательная;

- по степени профессионализма – специализированная;

- по уровню самостоятельности обучения-творчески ориентированная;

- по формам и методам деятельности – учебная;

- по срокам реализации – долгосрочная;

 - по объему изменений – адаптированная, авторская;

- по степени сложности – комплексная;

- по масштабу действий педагога и учащихся – учрежденческая.

     Представляемая программа базируется на материалах, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации в образовательной области «Музыкально-эстетическое воспитание» для средней школы, учебное образовательно–игровое пособие  по творчеству для учащихся «Азбука музыкально-творческого самообразования» Е.И.Юдиной.

     Образовательно-игровой материал расположен в системе, складывающейся из 5 смыслообразующих блоков:

  1. Творческая деятельность (речевая, пластическая, театральная, музыкальная).
  2. Творческое самообучение танцу, пению, игре на музыкальных инструментах, дирижированию.
  3. Импровизации (вокальная, инструментальная, пластическая).
  4. Усвоение общих художественных закономерностей через адекватную, творческую деятельность.
  5. Усвоение понятия музыкального искусства через адекватную творческую деятельность.

Приобщение ребенка к искусству осуществлять только через игру. Игра -

побудитель детского творчества. Первый учебный образовательно-игровой курс музыкальной творческой студии «Вдохновение» предусматривает разнообразные способы организации учебной деятельности детей: это самостоятельная  домашняя работа по предмету, выполнение определенных творческих заданий по указанию учителя. Программа курса выстроена по дидактическому правилу « От простого к сложному».

     Основными задачами программы являются:

- формирование у учащихся художественно-творческой активности;

- овладение языком музыкального искусства посредством формирования заданий, умений и навыков;

- раскрыть таланты, вовлечь учащихся в художественно-творческую, эвристическую, продуктивно-эстетическую деятельность.

     Программа ориентирована на социально-нравственные аспекты, как при восприятии явлений искусства, так и в собственных  оригинальных опытах.

     Программа перекликается с очень важной в настоящее время темой – региональный компонент. В своих стихах и песнях дети рассказывают о своей любви к родному городу, природе, о замечательных людях нашего края.

     Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены: беседы «Музыка и мы», встречи с интересными людьми города (поэты, авторы и исполнители), концертная деятельность учащихся.

      В основу программы положены:

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности  учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать искусство;

- тематический принцип планирования учебного материала, что учитывает интересы детей, их  возрастные особенности;

- система межпредметных связей, что позволяет прочувствовать практическую направленность занятий музыкальным искусством, их связью с жизнью;

- соблюдение преемственности в занятиях от младшего возраста к среднему и старшему;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности и т.д.

    Для реализации данной программы созданы материально-технические условия в СШ № 66, на базе которой проводятся занятия: кабинет № 11, оснащенный ТСО, ИКТ, музыкальные инструменты.

     Программа адаптирована к базисному плану по музыкальному искусству, учитывает уровень знаний учащихся, предусматривает связь с базовыми предметами, текущий и итоговый контроль в виде конкурсов, концертов учащихся.

     Программный материал создает условия для творческого развития личности учащихся, из способностей и талантов.

     Рекомендуемый возраст учащихся-10-12 лет на первый год обучения, 11-13 лет на второй год обучения и 12-14 лет на третий год обучения. Таким образом, программа рассчитана на три года обучения.

     Программа учитывает возрастные особенности детей и рассчитана как на средний уровень развитости школьников, так и на особо одаренных ребят, учитывает интересы и склонности обучающихся.

     В программе выделено три способа музыкального освоения действительности: вокально-хоровая работа, музыка и движение, сольное пение.

     Данная программа реализуется на занятиях группы из 18 человек 10 часов в неделю.

     В программе возможна входная и итоговая диагностика умений, навыков и развития способностей.

        Ф.И.

Показатель в баллах

На начало учебного года

На конец года

     В процессе освоения данной программы учащиеся должны научиться сольфеджировать.

     Данная программа представляет серию оригинальных игр и творческих заданий, целостно развивающих детскую личность в спектре композиторской, хореографической, вокальной, инструментально-исполнительской, режиссерской, актерской. Раскрывается синтез речи, движения и музыки. От ощущения выразительности речи ее интонации, темпа, ритма с одной стороны, и пластики, эмоциональной окрашенности движения с другой – ребенок поднимается до осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, танцевальных пластических композиций.

     Освоению музыкально-эстетических явлений помогает специально разработанная двигательно-изобразительная наглядность, сопряженная с моторикой ребенка. Такой вид наглядности включает в себя, во-первых, соотношение качества звучания с графической моделью (штрихи, крещендо, диминуэндо, звуковысотность, правильное распределение дыхания в певческой фразе, основы дирижерского жеста, понятие сильной и слабой доли). Во-вторых, связь характера музыки с характером танцевального движения, помощь при пропевании высокого, среднего и низкого звуков различной позицией руки, графическая и нотная запись.

     Программа музыкальной творческой студии «Вдохновение» предусматривает интеграцию разных видов искусств, межпредметные связи, стихотворчество и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа – все это включается в поток детского творчества.

Тематический план.

Раздел

Наименование темы

Всего

Комбинированные

Сводные

Групповые

Индивидуальные

Резервное время

Генеральная репетиция

Концерт

1.

Введение

2

2.

« В гостях у Семинотика» (сольф.)

118

10

54

32

10

10

10

3.

Пластика.

75

75

4.

«Я -творец!»

(Музыцирование и  аранжировка).

45

20

25

5.

«Я – солист!»

120

10

74

10

10

10

ИТОГО:

360

20

129

52

99

20

20

20

Учебно-тематический план работы студии «Вдохновение».

№ занятия

Тема занятия

Сводные

Группо-

вые

Инди-

вид.

Кон-

церт

Всего

1

Введение

2

2

2

Проверка певческого голоса

3

3

3-5

«Семь чудес радуги» вок.хор.работа

6

6

12

6-7

Понятие о ритме стихов, речи, музыки. Координация движения с ритмом.

4

4

8-12

Штрихи: легато,нон-легато, стаккато. Вок.хор. работа.

6

6

13-16

Нотная и графическая запись. Сольфеджио.

Ролевая игра «По следам Семинотика».

6

6

17-20

Динамика: крещендо, диминуэндо, форте, пиано.

Вок.хор. работа

4

4

21-25

Координация движений в связи с ритмом, штрихами, высотностью. Пластические и танцевальные импровизации.

12

12

26-27

«Семинотик заболел». Ладовое чувство. Минор.

5

5

4

14

28-29

«Семинотик веселится». Мажор.

Вок.хор.работа

30-31

Темп.

Вок.хор.работа. Дикция.

11

32-34

«Я люблю петь чисто».

Вок.хор.работа

«Я-солист!»

Вок.работа

Резервное время

Доля времени и длительности в песне.

Ролевая игра «Семинотик угощает яблоком».

Такт. Двухдольный размер. Дирижирование и сольфеджирование.

Вок.хор.работа

«Я люблю петь чисто».

Вок.хор.работа

«Я - творец!»

Детское творчество: вокальное, инструментальное, пластическое, поэтическое.

Генеральные репетиции.

Концертные выступления

9

25

25

25

20

46

96

20

9

96

20

25

25

25

46

20

20

Итого за год

149

52

99

20

360

                  Резервное время:

                                   20 часов

                  Генеральные репетиции:

                                   20 часов

Содержательная часть программы.

     Пение – основной вид музыкальной деятельности учащихся.

     Задачи музыкального развития учащихся:

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

- формировать музыкально-эстетический вкус учащихся;

- понимание роли музыкального искусства в жизни человека;

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.

     Формирование музыкальной творческой активности:

- через активное пение закреплять у учащихся интерес к музыке, развивать музыкальные способности;

- в процессе пения обучать музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке;

- познание жанровой основы песни;

- развитие творческой инициативы учащихся в самостоятельных поисках певческой интонации и пластической импровизации.

     Формирование музыкальных знаний. Умений и навыков. Учащиеся должны:

- петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне до – до  , до  - ми  , брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню:

- правильно передавать мелодию. Петь меццо форте и пиано, овладеть техникой крещендо и диминуэндо, петь в разных темпах самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента и без музыкального сопровождения;

 - отличать на слух правильное и неправильное исполнение товарищей.

     Развитие музыкального слуха и голоса:

- совершенствовать умение чисто интонировать постепенное  и скачкообразное движение (вверх и вниз);

- умение показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;

- расширение певческого диапазона;

- способствовать выравниванию его звучания при переходе от высоких к низким звукам и наоборот;

- прочное усвоение разнообразных и интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы;

- умение петь легато, нон-легато, стаккато;

- совершенствовать кантеленность вокального исполнения;

- развитие у учащихся музыкальной памяти;

     Усвоение певческих навыков:

- учащиеся должны следить за чистотой интонации;

- петь легко, без форсирования звука, с четкой дикцией;

- правильно формировать при пении гласные;

- пропевать окончание фраз;

- вырабатывать привычку слушать ( и слышать) себя и товарищей;

- выученные песни петь хором, небольшим ансамблем, по одному;

- умение петь под фонограмму;

- развивать творческую активность в процессе коллективных занятий, инициативу, самостоятельность в поисках нужной певческой интонации;

- совершенствовать внутренний слух, ладотональное чувство, умение применить свой первый опыт определения жанра музыкального произведения при собственном «сочинительстве»;

- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию концертных программ;

 - умение держаться на сцене, передача музыкального образа и характера песни.

     В разделе «В гостях у Семинотика» учащиеся знакомятся с музыкальной грамотой: нотная и графическая запись, сольфеджио,  развитие  голосового аппарата и т.д. Освоение материала идет через игру. Есть веселый  человечек Семинотик, который создает интересную ситуацию для учащихся (это «следы» Семинотика на доске в виде нотной записи, загадки и т.д.) Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ученик старается точно передать мелодию и текст, и главное, то настроение, которое несет в себе данная песня или музыкальное упражнение. А если что-то не получилось, , то Семинотик все поймет, и все простит, поможет учащимся приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения. Занятия комбинированные, сводные.

    В разделе «Пластика» учащиеся развивают координацию движений в связи с ритмом, штрихами, звуковысотностью. Пластические и танцевальные импровизации формируют осанку, умение держаться и двигаться на сцене. Занятия свободные.

    Раздел «Я - творец!» предусмотрен для особо одаренных учащихся, пробующих  сочинять стихи, музыку, аранжирующих музыкальный материал на синтезаторе, исполняющих свои авторские песни и т.д. Занятия индивидуальные или групповые.

     Раздел «Я – солист!» - индивидуальная работа над развитием певческих данных, над сценическим, индивидуальным имиджем юного солиста. В этом разделе раскрывается синтез речи, движения и музыки. Вырабатывается умение петь под фонограмму с микрофоном. Подбор танцевальных, пластических движений под музыкальный материал и т.д.

     Программа предусматривает подготовку ребят в создании, оформлении и проведении концертных программ как формы итогового творческого отчета за время работы в студии по разделам курса.

     Резервное время, предусмотренное программой курса. Дает возможность вводить по ходу обучения дополнительные творческие занятия, исходя из личных увлечений и желаний школьников.

 

 

           



Предварительный просмотр:

Формы проведения контроля.

        Аналитико-диагностический блок дополнительной образовательной программы включает в себя:

- диагностику обученности (сформированность знаний, умений, навыков по профилю программы);

- диагностику обучаемости (креативный потенциал ребенка);

- текущую диагностику;

- специальную диагностику (социально-психолого-педагогическую).

        Диагностика обученности (сформированности знаний, умений, навыков по профилю данной программы) проводится три раза в год:

1 – входная диагностика (сентябрь-октябрь);

2 – промежуточная диагностика (декабрь-январь);

3 – итоговая диагностика (апрель-май).

        Критерии оценивания развития способностей обучающихся:

1-й год обучения.    

1. Уровень развития эмоционально-эстетического восприятия прекрасного.

2. Начальный уровень знаний музыкально-эстетического искусства.

3. Практические умения и навыки вокального музыкального искусства.

2-й год обучения.

1. Устойчивое эмоционально-эстетическое восприятие прекрасного, художественно-творческая активность.

2. Уровень овладения языком музыкального искусства, нравственно-оценочного отношения к действительности.

3. Практические умения и навыки в музыкально-эстетическом искусстве и продуктивно-творческой деятельности.

3-й год обучения.

1. Осознанное устойчивое эмоционально-эстетическое восприятие прекрасного.

2. Освоение уровня знаний музыкального искусства в соответствии с программой третьего года обучения.

3. Практические умения и навыки в их творческом применении в области музыкально-эстетического искусства и концертной деятельности.

        Результаты диагностики записываются в таблицу и оцениваются по 3-бальной системе:

3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень.

Критерии

Ф.И.

Эмоционально-эстетическое восприятие прекрасного

Знание музыкально-эстетического искусства и муз. языка

Практические умения и навыки в музыкально-

эстетич. и продуктивно-творческой деятельности

Ито-го (сум-ма бал-лов)

Вход-ная

Проме-жут.

Итого-вая

Вход-ная

Проме-жут.

Итого-вая

Вход-ная

Проме-жут.

Итого-вая

        В соответствии с критериями можно выделить три уровня овладения программными знаниями, умениями и навыками:

1 уровень – высокий 8-9 баллов

2 уровень – средний 5-7 баллов

3 уровень – низкий 1-4 балла.

Ожидаемые результаты.

        К концу освоения данной программы обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками, предусмотренными программой. Представить своё вокальное творчество в конце учебного года на суд зрителей и жюри, защитить диплом.

        Обучающиеся должны проявить:

- знания корней музыкального искусства;

- знания музыкального языка, интонации, темпа, ритма, осознания звуковысотности, сочинения простых ритмов, мелодий, стихов, пластических композиций, правильное распределение дыхания в певческой фразе, основы дирижерского жеста, понятие сильной и слабой доли, графическая нотная запись, сольфеджирование;

- выражать свое личное понимание музыкально-эстетического искусства;

- интерес к содержательному смыслу художественно-творческой, эвристической, продуктивно-эстетической деятельности;

- быть ориентированными на социально-нравственные аспекты, как при восприятии явлений музыкального искусства, так и в собственных оригинальных опытах;

- понимание связи музыкального искусства с жизнью и преобразующей силы воздействия музыки на окружающий мир;

- художественный вкус, фантазию при разработке различных музыкальных проектов и концертных программ;

- художественно-творческая активность, интеграция разных видов искусств (стихотворчество, художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация, театральное действо и исследовательская работа);

- понимание социокультурной роли каждого человека в жизни общества.

1) Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся.

Цель проведения диагностики: выяснить уровень знаний и умений детей в процессе обучения.

Различают три вида диагностики:

  • Входящая;
  • Текущая;
  • Итоговая .

Формы проведения диагностики образовательного процесса:

  • Беседа;
  • Тестирование;
  • Опрос (индивидуальный);
  • Практическая вокально-хоровая работа (групповая);
  • Творческое задание;
  • Творческий отчет;
  • Защита диплома (школьного образца);
  • Звание Лауреата (района, города, области);

Выбраны критерии для определения уровня и качества обучения: знания, умения, навыки.

        Выделяются 3 уровня качества знаний, умений, навыков: низкий, средний, высокий.

2) Входная диагностика

1-й год обучения.

Цель: определить уровень и качество исходных знаний, умений и навыков обучающихся.

        Формы проведения входной диагностики:

  • Собеседование;
  • Прослушивание (проверка музыкального слуха, чувства ритма, певческого диапазона);
  • Внешний вид;
  • Психологические особенности.

Промежуточная диагностика.

Цель: проверка полноты и системности полученных новых знаний и качества сформированных умений и навыков.

Форма: практическая вокально-хоровая работа.  По итогам изучения обучающиеся выполняют музыкальные вокальные упражнения, графическая нотная запись. При оценке теоретических знаний детей, учитываются творческие способности, развитие голосового аппарата и увеличение певческого диапазона.

        Итоговая диагностика.

Цель:  выяснить уровень знаний, умений, навыков детей в процессе обучения.

Формы проведения итоговой диагностики: разработка, реализация собственного творческого проекта и его результативность.

Критерии оценивания:

Низкий уровень:

  1. узкий певческий диапазон  (до-ля),(до-си);
  2. неустойчивая интонация;
  3. допускает ошибки в нотной записи;
  4. проблемы дикционные;
  5. неумение правильно распределять дыхание в музыкальной фразе
  6. слабо развита координация голоса, слуха и ритмических движений;
  7. не занимается дома дополнительно;
  8. не выполняет домашних творческих заданий.

Средний уровень:

  1. с предложенными заданиями справляется, но допускает небольшие неточности;
  2. певческий диапазон (до-до, до-ми);
  3. сложности наблюдаются в пении без сопровождения музыкального инструмента;
  4. не в совершенстве владеет кантеленностью вокального исполнения;
  5. дикционные неточности;
  6. творческая активность в процессе коллективных занятий, выученные песни, пение хором, небольшим ансамблем, но не одному.

Высокий уровень:

  1. легко ориентируется в изученном материале;
  2. высказывает и обосновывает свою точку зрения, логически и последовательно мыслит;
  3. умение петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком в диапазоне до-ми, до-фа;
  4. чистая интонация, с четкой дикцией;
  5. умение петь одному под фонограмму;
  6. умение держаться на сцене (обаятельный сценический имидж);
  7. кантеленность вокального исполнения;
  8. осуществляет интеграцию нескольких творческих деятельностей: сочиняет стихи, музыку, аранжирует музыкальный материал на синтезаторе, исполняет свои авторские песни или стихи;
  9. сочетает вокальную и художественную творческую деятельность, (опираясь на социально-значимые события или свои музыкальные впечатления   рисует картины);
  10. может повести концертную программу, быть надежным помощником своему руководителю;
  11. помогает младшим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильного отряда музыкально-эстетического направления

Сделать летний отдых  более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья поможет профильный музыкальный отряд «MAXIMUS», где созданы усл...

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"

Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...

Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года

          Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"

         Данная  адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...

Опыт реализации образовательных программ музыкально-эстетической направленности в практике педагога дополнительного образования

В  статье  обосновывается  роль  дополнительного музыкального образования в процессе формирования личности обучающихся, указаны задачи общеразвивающих программ дополнительного обра...