Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
статья по музыке по теме

Подъячева Вера Ивановна

       Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в 

общеобразовательной школе  с углубленным изучением предметов музыкального цикла. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_saita.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

          Музыкальное искусство является важнейшей составляющей духовной культуры человека. Через это искусство человек стремится выразить собственное представление об окружающем мире, воплотить свои мечты. Постижение музыкального искусства – одно из действенных средств по преодолению духовно-нравственного кризиса в современном мире.

История музыкального просветительства свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального просветительства является приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и распространение знаний о музыке.

          Наиболее важную роль в формировании духовного и эстетического воспитания человека играет период отрочества и юности (с 6 до 17 лет). Это время, связанное с получением среднего образования, т. е. время, которое человек проводит в школе.

          Особое положение занимает общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Программа изучения музыкальных предметов начинается с 1 класса. Дети обучаются игре на музыкальных инструментах (часто – на двух). Все ученики изучают теоретические предметы: сольфеджио, музыкальную литературу, поют в хоре, играют в оркестре. В старших классах добавляются такие сугубо профессиональные предметы, как теория музыки и гармония. Подобное соединение образования и развития в стенах одного учебного заведения дает чрезвычайно положительные результаты.

          Но, несмотря на очевидные преимущества школы с подобной программой обучения, существует ряд проблем, требующих более пристального внимания и решения для успешного и полноценного музыкально-эстетического воспитания

          Наиболее важной проблемой является само отсутствие должного внимания к эстетическим и этическим вопросам воспитания в школе, что в конечном итоге приводит к деградации части современной молодёжи.

Зачастую педагоги музыкальных дисциплин не ставят перед собой задач духовного и эстетического воспитания учащегося, понимания просветительской миссии будущего музыканта-профессионала или любителя, ограничивая свою деятельность лишь обучением игре на инструменте. Основное внимание отдаётся выполнению программ, подготовке к экзаменам, зачётам и конкурсам.

          Большой бедой художественного воспитания является разобщённость изучения музыки с литературой, изобразительным искусством, языком и фактами истории. Такое отсутствие межпредметных связей не даёт возможности глубокого проникновения в смысл художественных произведений.

          Есть ряд предложений, которые, на наш взгляд, могли бы помочь в организации музыкально-просветительской деятельности  в подобных специализированных школах.

          Профессиональная готовность педагога является залогом для успешной организации концертно-просветительской работы в музыкальном учебном заведении. Это - специальные знания, умения, навыки и психологическая установка. Готовность педагога предполагает интегральное образование профессионально значимых качеств личности:

                  -положительная мотивация к музыкально-просветительской деятельности;

                  -высокий уровень знаний о музыке и стремление к его пополнению и обновлению;

                  -наличие профессиональных умений и навыков (лекторских, исполнительских и организаторских).

          Так же необходимо поддерживать тесный контакт с участниками концертов на всех этапах процесса. Важно создать творческую атмосферу сотрудничества с учащимися и их родителями на основе взаимопонимания и дружеского общения.

          Что касается формы проведения мероприятия, то нужно отметить, что особенным успехом пользуются концерты с элементами театрализации. Устроителю необходимо обладать художественным вкусом, пониманием эпохи и стиля исполняемой музыки. Привлечение смежных видов искусств вносит в сценарий эмоциональный колорит, придаёт концертам зрелищность, театральность, красочность. Именно ассоциативные моменты восприятия музыкальных произведений лежат в основе межпредметных связей. Только изучение эпохи даёт возможность полного понимания стиля композитора, содержания его музыкальных произведений. Использование в лекциях-концертах элементов театрализации с привлечением лучших образцов литературы, живописи и архитектуры дополнит концерт яркими образными впечатлениями, облегчит восприятие музыки, усилит эмоциональное впечатление.

          Одной из ведущих форм музыкально-просветительской работы является тематический концерт, позволяющий соединить решение учебно-педагогических проблем с задачами музыкального просвещения. Именно здесь на практике решаются вопросы межпредметных связей. Объединение предметов одной темой позволяют связать знания, полученные на уроках музыкальной литературы, истории искусств, литературы и общей истории с исполнением музыкальных произведений, подготовленных в классах специального инструмента, ансамбля, аккомпанемента, хора, сольфеджио и оркестра.

          В монографических концертах, посвящённых одному композитору, можно раскрыть его индивидуальность, показать только ему присущие черты.

          В театрализованных представлениях помимо музыкального и танцевального материала включаются рассказы о русских народных костюмах, быте наших предков, детских играх и забавах.

          Школьная концертная деятельность  должна сочетать в себе различные формы. Это может быть небольшой концерт учащихся класса для  родителей или концерт отделения, тематический или отчётный концерт всего учебного заведения, циклы для детского и взрослого населения города. Разнообразие форм даёт возможность участия каждому ученику и преподавателю в концертной работе, стимулирует дальнейший рост их исполнительского мастерства в процессе подготовки и проведения мероприятия.

          Музыкально-просветительская деятельность сближает детей, родителей и преподавателей, превращая их в единый коллектив. Общение в ходе подготовки к концертному мероприятию, единение в момент его проведения способствуют формированию чувств товарищества. Приобретённые качества  влияют на духовный рост исполнителей и, вместе с тем, повышают престиж профессии музыканта. Участие в концертной жизни учебного заведения даёт возможность учащимся осознать триединство составляющих музыкальной деятельности: композитора, исполнителя, слушателя, а так же помогает им сделать процесс познания музыкальной культуры живым и увлекательным. Систематическая и планомерная концертная деятельность даёт возможность сочетать просветительские функции с задачами совершенствования исполнительских навыков учащихся и преподавателей.

                            Библиографическое описание

Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. –  М., «Педагогика», 1981.- 12 c.

Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1970. – 45 с.

Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 – М., «Музыка», 1988.

Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М., 1979. – 32 с.

Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. – М., «Музыка», 1975. – 3 с.

Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры, 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...

Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках  программы изучения предмета "Сольфеджио" . ...

Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...

Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме   "Тональность Fis-dur" проводился в рамках програ...