Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.
план-конспект по музыке на тему

Подъячева Вера Ивановна

Урок по сольфеджио во 2 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту проводился в рамках  программы изучения предмета "Сольфеджио" .   Вся   программа   сольфеджио   рассчитана на  11 лет  обучения.    

В 2 классе на сольфеджио отведено 72 часов  (2 раза в неделю) с разным уровнем данных учащихся и независимо от профессиональной ориентации.

Занятия проводятся группой по 10-12 человек.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по сольфеджио в 2 классе ГБОУ      СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального

цикла.

Роль предмета сольфеджио в системе школьного учебного музыкального процесса достаточно специфична. Занятия сольфеджио развивают музыкально-слуховые представления,

аналитическое мышление и творческие способности учащихся.

Вся   программа   сольфеджио   рассчитана на  11 лет  обучения.     В 2 классе на сольфеджио отведено 72 часов  (2 раза в неделю) с разным уровнем данных учащихся и независимо от профессиональной ориентации.

Занятия проводятся группой по 10-12 человек.

Учитель Подъячева Вера Ивановна

Класс 2

Предмет сольфеджио

Тема урока Выразительные средства интервалов

Цель урока

Развить способность рефлексивного познания музыкальных образов, осознание логического выстраивания художественного материала посредством творческой  импровизации, через групповое мыслительно–деятельное взаимодействие.
Задачи урока

Образовательные:

формировать определённые художественные знания, умения, навыки;
сформировать музыкально–образное представление в создаваемой музыкальной характеристике через импровизацию;

активизировать воображение, способности к сравнительному рассмотрению предложенного материала в различных образных интерпретациях;
побудить к самостоятельному и осознанному поиску выстраивания музыкального материала в передаче образа посредством инструментальной импровизации;
Развивающие:

способствовать осмыслению детьми выразительности музыкальной речи, развивать выразительную сторону вокального исполнения, а также умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умения анализировать полученные знания, использовать на практике, развивать умение применять новые знания;

формирование логических умений;

обучить умению коллективно размышлять в процессе импровизационной деятельности через групповые формы работы.

Воспитательные: в

воспитание познавательной деятельности в коллективе;

воспитание чувства личной ответственности за результат совместной

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков;

Метод: исследовательский

Форма работы: фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности

Предметные

 расширение и систематизация  знаний о сказочном жанре, осознание взаимосвязи музыкальной, литературной и изобразительной культуры;

формирование музыкально-образного представления и рефлексивного познания создаваемого музыкального произведения учащимися, посредством мыслительного экспериментирования с музыкально-выразительными средствами, осознания логического выстраивания различных звуковых структур.

- формирование практических навыков сочинения простейших мелодических, интонационно-ритмических оборотов, характеризующих настроение

Метапредметные

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы соей познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Формируемые УУД:

Личностные :

 понимать значение музыки в жизни общества и человека, усваивать жизненные содержание музыкальных сочинений, способствовать положительному отношению к музыкальным занятиям, выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам.

Познавательные :

уметь сравнивать музыкальные характеристики, рассуждать о роли музыки в жизни человека, усвоить элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов, осмысление основных принципов развития музыки.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и учителем, уметь строить свои высказывания в устной форме, исполнять песни, игры в коллективном и групповом сотворчестве.

Регулятивные:

понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии сказочных музыкальных образов , адекватно воспринимать предложения учителя, контролировать и планировать собственные действия в процессе слушания и исполнения музыки.

Оборудование:

Наглядно - дидактический материал (репродукции картин на сказочные сюжеты, музыкальные и литературные произведения)

музыкальный центр с аудиозаписями,

фортепиано,

синтезатор,

 ударные и шумовые инструменты

Учебно методическая литература для учителя

П.И Чайковский,  Детский альбом  М «Музыка», 1979.

А.Калугина, П.Халабузарь   Воспитание творческих навыков на уроках Сольфеджио.

А.Барабошкина, С.Ляховицкая  Практическое пособие для развития слуха

Учебно методическая литература для для детей.

А.Барабошкина  Сольфеджио 2 класс М «Музыка», 1981

Ж.Металлиди , А. Перцовская  « Мы играем сочиняем и поем»,2 класс, Л «Советский композитор,1990 г

  Этапы урока:
1.Организационно – мотивационный этап 5 минут

2.Основной этап 30 минут

3.Домашнее задание 7 минут

4.Рефлексия 3 минуты

1.Организационно – мотивационный этап:

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Все вы любите читать и слушать сказки. Сегодня мы по говорим   о сказках, но не простых, а  музыкальных, в которых участвуют разные музыкальные герои. А начнём мы  с музыкальной загадки

Звучат  музыкальные фрагменты

Сладкая греза П. И. Чайковского  и Баба Яга П. И. Чайковского

Ученики  слушают и отвечают  на вопрос: доброго или злого героя нарисовал автор и почему .

Учитель показывает   репродукции нескольких картин;  Баба Яга , Иван –царевич и серый волк, Аленушка Утро в лесу   и  предлагает определить   к какому из 2  произведений они подходят

Учитель играет  интервал тритон из  пьесы Баба Яга и плавные  интервалы секунды из пьесы  Сладкая греза

Учитель объявляет тему: Сегодня на уроке мы узнаем много секретов об интервалах в музыкальных сказках. И не только узнаем, а попробуем сами сочинить  сказку, т.е. все вы сможете  побывать в роли  композиторов.

2.Основной  этап.

Учитель

Сейчас мы вспомним и споем  народную песню   Как у наших у ворот  (Слайд 1)

Учитель  акцентирует внимание детей  на  первом интервале  большой терции, выясняет количество ступеней и количество тонов

Дети строят б3 от разных звуков на бумажной  клавиатуре по цепочке один за другим,

играют  на фортепиано в мелодическом и гармоническом виде

поют  в мелодическом и гармоническом виде

Учитель

А теперь мы напишем мелодический диктант

Учитель исполняет мелодию песни  Мой огород Попатенко

Учитель выясняет  у детей с какого интервала начинается мелодия

Дети строят м3,  разбирают музыкальную  форму диктант, отдельно записывают ритм, записывают мелодию диктанта.

Учитель предлагает охарактеризовать б3  и м3  разным цветом , разным светом,

настроением и характером,  выражением лица.

Учитель

Мы определили 2х главных героев нашей интервальной  сказки.

Теперь вспомним распевку ‘’ Бабка – ежка, костяная ножка’’

Дети исполняют распевку группами; 1 группа поет фразу  с б2 , 2 группа поет  фразу с м2.

Учитель предлагает определить на слух б2 и м2  в разных регистрах в мелодическом и гармоническом виде на фортепиано.

Дети для ответа используют карточки , строят и записывают секунды в нотной тетради.

Учитель предлагает охарактеризовать б2  и м2 в виде животных, в виде сказочных  персонажей.

Учитель предлагает прослушать пьесу  Старинная французская песенка П. И. Чайковского.

Учитель акцентирует внимание на начало пьесы – квартовый  восходящий ход, отдельно его проигрывает.

Вопрос учителя:   у какого инструмента интервал чистой кварты лучше всех призывает к вниманию

Звучат инструменты скрипка,  орган , труба.

Дети выбирают тембр трубы и поют кварту, подражая этому тембру.

Интервал  чистой кварты дети записывают в тетрадь.

Учитель показывает 2 слайда - большая и маленькая радуга и просит описать это явление природы, выбрав определения из предложенных; веселая, ясная, темная, яркая, узкая,  чистая, большая, низкая, высокая.

Вопрос учителя

Как называется интервал из 8 ступеней? Ответ детей- чистая октава

Как называется интервал из 5 ступеней. Ответ детей - чистая квинта

Игра ‘’ Великаны’’

 Дети на слух определяют ч8 и ч5  и двигаются соответственно большими или маленькими шагами,  пропевая  интервал вслух.

Учитель объявляет о том, что каждый может сочинить музыкальную  сказку.

Чтобы она получилась  интересной, сначала нужно сочинить план происходящего.

На доске выписываются основные этапы развития сюжета

Определить место действия

 Придумать положительных и отрицательных героев и дать им имена интервалов

Обозначить свойства  и действия этих героев.

Придумать волшебство (какой-нибудь волшебный предмет интервал)

Придумать сюжет

 Показать развязку событий и придумать  как разрешить конфликт.

Придумать название получившейся сказки.

Дети распределяют роли:

 6 человек –актёры интервалы. Они будут пением и игрой  изображать происходящее.

 4 человека-  сочиняют по очереди сюжетную линию .

Остальные – музыканты придумают аккомпанемент, музыкальное сопровождение на различных музыкальных инструментах. Детям дается немного времени  для обсуждения, поиска звуковых образов на выбранных музыкальных инструментах

После  выступления обсуждают  соответствие образов и их музыкальных характеристик.
Затем меняются  ролями

3.Домашнее задание:

Домашнее задание продолжает тему инсценирования и сочинения. Это  может стать конкурс на лучшего рассказчика музыкальной сказки . При подведении итогов будет учитываться выразительность рассказа: жестикуляция, мимика, поза и тд.

4.Рефлексия.

Учитель  предлагает вернуться к поставленной вначале урока цели  и оценить степень ее выполнея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального слуха у учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности учителя музыки по развитию слуха учащихся....

Музыкально-просветительская деятельность, как форма музыкально-эстетического воспитания в школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

     Статья рассматривает взаимодействие музыкального и общеобразовательного циклов как форму музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе  с уг...

Здоровьесберегающие технологии, как основа организации учебного процесса в общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

   В статье предложены  пути   и методы  сохранения физических, психологических и эмоциональных ресурсов учащихсяв общеобразовательной школе с углубленным изучение...

Троицкая Г.Ю. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ В ШКОЛАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЦИКЛА

В статье рассматриваются особенности образовательного процесса в школах с углубленным изучением отдельных предметов, а также обсуждается роль межпредметной интеграции, как условия формирования мотивац...

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета. Пути и методы реализации

Программа практика Особенности преподавания английского языка В 10-11 классе на базе углубленного изучения предмета.Пути и методы реализации...

Технологическая карта открытого урока сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла

Представленная технологическая карта явилась основой открытого урока по сольфеджио в 8 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла по теме "Модуляция как средство развити...

Конспект урока по сольфеджио в 6 классе ГБОУ СОШ с углубленным изучением предметов музыкального цикла.

Урок по сольфеджио для 6 класса ГБОУ СОШ  с углубленным изучением предметов музыкального цикла по предлагаемому конспекту по теме   "Тональность Fis-dur" проводился в рамках програ...