Развитие общих творческих способностей через изготовление мягкой игрушки
методическая разработка на тему

Шевцова Марина Александровна

В данном материале вы прочитаете, какие бывают общие творческие способности, какова их основа, так же здесь приведены примеры, как можно развить общие творческие способности через изготовление мягкой игрушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_obshchih_tvorcheskih_sposobnostey.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Шевцова Марина Александровна

ст. Кавказская, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества муниципального образования Кавказский район, marina.schewczowa2015@yandex.ru

Развитие общих творческих способностей через изготовление мягкой игрушки

Творческие способности.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в развитии творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, своей точке зрения на окружающую действительность.

Вопросом творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги: Борис Михайлович Теплов, Олег Иванович Мотков, Александр Григорьевич Ковалёв, Константин Константинович Платонов,  Наталья Борисовна Шумакова и многие другие.

Борис Михайлович Теплов (1896-1965 г.г.) советский психолог выделил два вида способностей: специальные и общие.

Специальные творческие способности связаны с конкретными видами творческой деятельности.

Общие творческие способности реализуются в широком диапазоне видов деятельности.

Общие творческие способности.

Вариативность.

Вариативность – общая творческая способность, позволяющая выделить множество разнообразных оригинальных способов решения проблем. Формирование способности к вариативности предполагает специальный подбор заданий, требующих нахождение разных вариантов решения.

Основа вариативности- дивергентное мышление. Дивергентное мышление – продуктивное мышление, направленное на возможность получения целого веера правильных решений проблемы (в отличие от конвергентного мышления, стремящегося к единственному правильному варианту решения).

Задания для детей на развитие способности к  вариативности.

Задание 1. Выбрать ткань для платья «Зайца» из предложенных вариантов: в горошек, в цветочек, однотонная,  в сочетании с цветом ткани для туловища: серый, белый, голубой, розовый, молочный.

Задание 2. Выбрать образ лошадке: мультяшная или реалистичная. Подобрать подходящие материалы для её изготовления: ткань по цвету для туловища, нитки  для гривы, материал для оформления.

                                                                 

Гипотетичность.

Гипотетичность – общая творческая способность, заключающаяся в возможности высказывать разнообразные, обоснованные предположения о перспективах и причинах развития каких-либо явлений реальной действительности.

Основа гипотетичности- установление причинно-следственных связей. Умение видеть связь причин и следствий в явлениях реального мира позволяет успешно выдвигать гипотезы как перспективные (обращенные в будущее), так и ретроспективные (обращенные в прошлое).  

Также для успешного выдвижения гипотез перспективного характера необходимо осуществление общего умственного действия планирования, позволяющего мысленно просчитывать ход развития событий.

Формирование способности к гипотетичности целесообразно начинать с обучения выдвижению гипотез ретроспективных, так как это в большей мере обеспечивает испытуемому соответствующий опыт деятельности.

Задания для детей на развитие способности к  гипотетичности.

Задание 1. Расставить последовательно этапы изготовления мягкой игрушки «Улитка», (работа с карточками).

Задание 2. Распределить виды швов по их назначению: Сшивание с лицевой стороны - «Потайной» шов. Сшивание меха и плотных тканей - шов «Через край». Сшивание и обработка краёв ткани (ситец) - «Петельный» шов. Сшивание не плотных тканей (велюр) - шов «Строчка».

Импровизация.

Импровизация – общая творческая способность, создать за ограниченный промежуток времени законченный новый и оригинальный продукт.

Импровизация представляет собой реакцию в условиях недостатка информации. Основа импровизации - интуитивные бессознательные процессы. Формирование данной способности целесообразно осуществлять в условиях изменения предельно доступной информации. Также необходимо последовательно увеличивать возможности человека восполнять недостающую информацию, учить опираться на уже имеющийся опыт и все более полно осознавать ту систему действий, которые должны быть осуществлены, предвидеть последствия и нести ответственность за её результат.

Задания для детей на развитие способности к  импровизации.

Задание 1.  Оформить мягкую игрушку «Мишка в штанишках». Придумать дополнительный предмет (мяч, сердечко, бочонок с мёдом,…) или элемент одежды (шапка, шарфик, галстук, бабочка,…), аппликацию на штанишки (кораблик, карманы, заплатки,…).

Задание 2. Придумать аппликацию на «Ёлочную игрушку»: снежинка, звёздочка, снеговик, …

Перенос.

Перенос – общая творческая способность, позволяющая субъекту необычно и оригинально использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых непривычных условиях. Основа переноса - общие умственные действия обобщения и абстрагирования, беглость и гибкость мышления. Для формирования способности к переносу, с одной стороны, необходимо учить вычленять инвариантное, общее во все более отдаленных объектах, явлениях, с другой стороны – находить разное во все более близких объектах и областях. Важно вести целенаправленную работу по формированию умственных действий обобщения и абстрагирования.

Задания для детей на развитие способности к переносу.

Задание 1. Изготовить «Котика» по шаблонам мягкой игрушки «Мишка в штанишках». Заменить шаблон «Ухо», изготовить шаблон «Хвост», перетянуть деталь мордочки ниткой посередине.

Задание 2. Изготовить мягкую игрушку, используя шаблон «Мяч». Например: «Новогодний шар», «Смешарики», «Колобок», «Снеговик».

Творческие способности нужны не только с точки зрения будущей успешной карьеры (дизайнеры интерьеров, артисты, музыканты, парикмахеры, фотографы и др.), но и в обычной жизни.  Ребёнок с развитыми творческими способностями сможет намного быстрее ориентироваться в различных ситуациях, предложит нестандартные способы решения проблем, будет легче воспринимать новые знания. Всесторонне развитый человек будет учиться, трудиться и взаимодействовать с другими людьми намного успешнее и увереннее.

                                                        Литература

1.Белова Н. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2003.-220с.

2. Кочетова С. Мягкая игрушка.- М.: Эксмо, 2004.-216с.

3.Локвуд Д.  Творчество с ребёнком. - М.: АСТ. Астрель, 2006.- 348с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей школьников при изготовлении мягкой игрушки»

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей школьников при изготовлении мягкой игрушки»...

Изготовление мягкой игрушки «Тыквёнок».«Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Цель: Формировать знания и умения учащихся в области технологии  пошива мягкой игрушки.Задачи: Обучающие:Закрепить шов «петельный» при  изготовлении простейшей мягкой...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик» творческое объединение «Мягкая игрушка»

Тема: «Изготовление мягкой игрушки «Снеговик».Цель: познакомить с ролью  игрушки в жизни человека и научить изготавливать мягкую игрушку - снеговик.Задачи: Образовател...

Методическое сообщение Развитие художественно - творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на занятиях ИЗО

Цель моего обучения: помочь ребенку справиться со страхом неудачи, суметь раскрыться в своих возможностях, ведь индивидуальные возможности у всех детей разные, к тому же большое влияние имеют социальн...

Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках ИЗО"

В связи с внедрением ФГОС и нового закона РФ «Об образовании» возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства. Известно, что в младших классах авт...