Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Янтарик"
рабочая программа на тему

Виниченко Людмила Николаевна

       Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.    Данная программа рассчитана на  детей младшего и среднего школьного возрастов имеющих интеллектуально - творческие способности, интерес и желание «выступать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел по делам образования, молодежи и спорта

МО «Полесский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД ДДТ

Хрусталева И.В.

«____»____________2015г.

Дополнительная общеразвивающая  программа

«Янтарик»

направление - художественной

срок реализации 3года

Программу составила:

педагог дополнительного образования

первой  квалификационной категории

Виниченко Людмила Николаевна

Рассмотрена и одобрена

на педагогическом совете

МБОУ ДОД ДДТ

Протокол №3 от 28.08.2015г.

      Полесск

2015

Содержание                                                                                          стр.

1. Пояснительная записка.                                                                      3-4

2. Основные принципы построения образовательной программы   5-9

3. Организационно-педагогические основы деятельности.                9-15

4. Учебно - тематический план.                                                                16-18

5. Содержание программы.                                                                19-24

6. Методическое обеспечение программы.                                        25-29         7. Литература.                                                                                        30-32

1.  Пояснительная записка

            Школьный театр - активная форма художественно- творческой самодеятельности детей, где единство психологии педагогики, эстетики и этики имеет первостепенное значение и создает предпосылки и условия для многостороннего развития личности.

          Театр развивает воображение, внимание, память, дает ученику понимание «ансамблевости» коллективного творчества, умение работать в партнерстве, а так же способствует формированию в школе особой эстетической среды, в которую погружается каждый школьник. Театральное искусство дает ребенку возможность  самоутверждения, открывает путь познания собственной личности. Сцена как бы раздвигает рамки одной жизни, дает возможность «прожить» несколько реальностей, обогащает и развивает духовный мир человека.

          Приоритетными направлениям деятельности школьного театра является осуществление образовательного процесса и  участие в организации и проведении различных внутренних мероприятий.

         Программа ориентирована на развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведения театрального искусства. Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность учащихся по овладению теорией, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой  в репетиционном процессе, театральном показе.

          Данная программа рассчитана на  детей младшего и среднего школьного возрастов имеющих интеллектуально - творческие способности, интерес и желание «выступать».

Актуальность программы:

           Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей в период психологической адаптации ребенка к школе  возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание. Показатели речевого развития детей младшего школьного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.  Поэтому необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

         В наши дни проблемы развития  инициативы и творческих возможностей детей России приобретает особую актуальность, определяя перспективы и скорость выхода страны на новый образовательный уровень. Благодаря школьному театру можно решить много вопросов и проблем образования и воспитания, сделать школьную  жизнь интересной и увлекательной, чтобы противостоять ущербному духу стяжательства и безнравственности, охватившему нашу страну. Многие  подростков уже лишены способности чувствовать, сострадать, сопереживать. Театр-это общественная кафедра, с которой можно вещать добро.

Практическая значимость:

          Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

       Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. Каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа.

        Занятия помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.

      Созданная труппа  принимает   участия в организации  проведении мероприятий. У детей формируется смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче

Новизна и отличительная особенность.

         Театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

        Театрализованные игры -один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Игровой тренинг, как особая форма общения в процессе театральной деятельности младших школьников, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь).

При выборе тем для занятия, а в дальнейшем и для спектакля учитывается интересы, запросы, проблемы, эстетические потребности и непреходящие ценности времени и жизни: семья, друзья, школа, любовь, личностное и профессиональное самоопределение, смысл жизни и т.д . Темы ориентированы на вопросы и проблемы, решение которых имеет большое значение для всех учащихся.

Цель и задачи:

Цель: формирование творческой личности средствами театральной педагогики.

Задачи:

Обучающие:

  • - ознакомить детей с различными видами театрального искусства;
  • - овладеть элементами театрального мастерства, сценического перевоплощения
  • -научить владеть своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом
  • - привить навыки сценического общения

Развивающие:

  • - развить основные психические процессы и качества (восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, воображение, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения)
  • -развить речевой аппарат и пластическое выражение движения;
  • - раскрыть индивидуальные способности.

Воспитывающие:

  • - воспитать  ответственность, чувство  коллективизма, умение подчинить свои интересы общему делу.
  • - воспитать пытливость, любознательность, критичность, активность, умение преодолевать трудности, а порой и самого себя.

2. Основные принципы построения образовательной программы.

Образовательная программа построена по следующим основные принципам:

  • принцип последовательности и доступности  положен в основу изложения материала от простого к сложному.   На первом этапе обучения дети при помощи театральных игр учатся слышать, видеть и понимать  друг друга, пластически выражать поведение животных, используя небольшой объем текстового материала.  На следующем этапе переходят к решению более сложных задач:  уже действуют не только от имени животных, а и от своего  «Я» («Я в предлагаемых обстоятельствах»). На третьем этапе особое внимание уделяется человеческим отношениям и жизненным ситуациям.
  • спиральный принцип предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков. Наличие одинаковых тем в содержание всех этапов обучения непременно предполагает различную степень сложности.

Основные педагогические принципы:

  • личностно – ориентированный подход и партнерские отношения. В центре внимания – ребенок,  отдельная неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
  • принцип единства обучения, воспитания и развития. В ходе учебного процесса  педагог не только дает  знания, но и формирует личность ребенка.  Разыгрывание школьниками драматического действия дает взрослым возможность решать многие воспитательные и образовательные задачи, а дети играют не для того, чтобы кому-то нравиться; их захватывает процесс перевоплощения, вживания в роль.
  • принцип  связи обучения с практикой.  Использование детьми полученных теоретических знаний в решении практических задач, причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни. Проиграв и прожив в игре определенные моменты, ребенок автоматически переносит их в реальную жизнь и уже в реальности руководствуется знаниями и правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
  • принцип творчества. Творчество ребенка и педагога – основа педагогического процесса.
  • принцип мотивации. Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

С помощью занятий, которые проходят в комфортной и свободной среде непосредственного общения, учащиеся легче и глубже постигают уроки жизни и усваивают литературно- художественное наследие.

Воспитание театром.

Театр - это игра, а игра- это сущность детства. Каждый ребенок вне зависимости от условий времени ощущает потребность в играх. Игры обуславливают физическое, эмоциональное и духовное развитие детей, способствует интеллектуальному прогрессу личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения. Они относятся к косвенному методу воспитания, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он является субъектом деятельности.  Именно в игре строятся субъективно- объективные взаимоотношения между взрослым и ребенком. Это лежит в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его ученические функции.

Занятие в театре приносят много положительных эмоций: радость, удивление, восхищение, но все-таки это кропотливый труд, связанный с овладением знаниями и умениями; это труд ума, души, воли и в целом психики человека. Такие занятия воспитывают у детей пытливость, любознательность, критичность, активность, ответственность, умение преодолевать трудности.

Совместная творческая деятельность учит детей чуткости по отношению к товарищу, воспитывает чувство коллектива и ответственности перед ним, учит договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать и уважать друг друга,  что дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Для каждого новичка создается «ситуация успеха».  Почувствовав себя в ней, ребенок учится не только осознавать свои возможности, но и оценивать поддержку окружающих, которые потратили свои силы на общую работу.

Полученные знания помогают учащимся соотнести свои стремления с возможностями, активно искать и утверждать свою позицию в измененных условиях жизни, осознанно строить свои отношения с миром.

Вовлечение родителей в образовательный  процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса – важный момент воспитания ребенка.

Родители помогают ребенку в изготовлении сценических костюмов для выступления и приходят «болеть» за своих детей во время самих представлений.

Совместная работа родителей, педагога и обучающихся помогает решить важные проблемы воспитания и создать условия для развития и формирования целостной личности, духовности, нравственности, творческой индивидуальности детей.

Создание театральной постановки- замечательное дело, объединяющее детей и взрослых и позволяющее каждому человеку почувствовать себя личностью.

И все же самая главная задача школьного театра вырастить хорошего зрителя, внимательным к чужому творчеству, к себе, к другим людям, чтобы позитивный опыт стал источником жизненных сил.

Система воспитательной работы.

Форма работы

Периодич-ность

Цель

1.

Выбор постоянного детского актива

1 раз в год

сентябрь

Воспитание у ребенка чувства полноценности, уверенности в себе, ощущения общности с коллективом.

2.

Участие в театрализованных постановках ко   Дню учителя.

1 раз в год

октябрь

Демонстрация творческих способностей учащихся . Укрепление контактов «Ученик – Учитель»

3.

Участие в мероприятиях, посвященных  Дню пожилого человека

1 раз в год

октябрь

Духовно- нравственное воспитание

4.

Участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери и на 8 марта

1 раз в год в ноябре и марте

Укрепление внутрисемейных  связей. Выражение любви и уважения к матери.

5.

Участие в фестивалях

В течении года

Выявление  творческих достижений.

6.

Проведение театрализованного новогоднего утренника для младших и средних классов

1 раз в год

декабрь

Демонстрация творческих и

организаторских  способностей.

Воспитание смелости публичных  выступлений.

Укрепление  внутрисемейных

связей.

7.

Подготовка литературно-музыкальной композиции на день Победы.

1 раз в год

май

Патриотическое и духовно – нравственное воспитание.

Связь поколений.

8.

Изготовление  декораций и художественное оформление спектаклей.

На каждое выступление

Вовлечение в творческую деятельность ребенка,

Художественно-эстетическое оформление спектакля.

9.

Проведение «Дня именинника» в студии

4 раза в год

Воспитание у ребенка чувства полноценности, уверенности в себе, ощущения общности с коллективом.

10.

Поход в парк, лес, на речку.

2-3 раза в год

11.

Поездка в театр

1 раз в год

Воспитание культуры организации творческой деятельности

12.

Участие в мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни и охране окружающей среды

1 раз в год

Формирование негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда здорового образа жизни.

    Воспитывающая деятельность имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым воспитанником и формирование коллектива.

В процессе воспитания используются  методы:

  • метод формирования сознания (метод убеждения) – рассказы, беседы, объяснения по вопросам и проблемам, решение которых имеет большое значение для всех учащихся;
  • методы организации деятельности  - приучение, педагогические требования;
  • метод формирования опыта поведения – общественное мнение, воспитывающие ситуации:
  • метод стимулирования поведения и деятельности – выражение положительной оценки, признание качеств и поступков, а также осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Основные принципы воспитания:

  • Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Доверие, взаимное уважение, авторитет педагога, сотрудничество.
  • Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Вера в стремление воспитанника быть лучше, поддержка и развитие этого стремления.
  • Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности воспитанника. Предложение тех видов деятельности, которые стимулируют активность и творческую свободу детей, сохранение при этом руководящей позиции.
  • Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Процесс общения основан на позитивных межличностных  отношениях.
  • Принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. Установление тесного контакта с семьей, согласованные действия. Обсуждение с детьми реальных событий, происходящих в жизни (в школе, в городе, в стране, в мире).

3. Организационно-педагогические основы деятельности.

Театральное объединение  является  коллективом, объединенным общими  задачами, совместной творческой деятельностью, стремлением к наиболее полному общему и личностному самовыражению, интересом и желанием «выступать». В состав входят дети в возрасте от 6 до 15 лет.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Яркие впечатления детства накладывают огромный отпечаток на  дальнейшую жизнь.

Важнейшей особенностью  младшего подросткового возраста является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. В этом возрасте возможно начало самовоспитания- сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств, содержательных отношений, интересов и переживаний. Накопление представлений о себе и мире, «переживание» чужого опыта, столкновение мнений и отстаивание своей позиции, достижение взаимопонимания, осмысление духовной значимости своего поведения и поведения товарищей формирует эмоционально-ценностное отношение к себе, окружающим, жизни и миру.

Принципы школьного театра:

  • - в школьный театр принимаются все.
  • - никто не готовит профессиональных актеров.
  • - очень важно раскрыть способности  каждого.
  • - самодисциплина растет вместе с осознанием собственной  нужности.

Работа осуществляется в комплексе самых разнообразных форм и видов деятельности: свет, звук, грим, декорации, реквизит и т.п.  Распределение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями.

Для образовательного процесса используются как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные  формы обучения. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке к премьере  и с наиболее способными обучающимися.

На теоретических занятиях даются основные знания,  раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время  занятий  происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.

Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.

Занятия проходя в классе, не загроможденном мебелью, оборудованном местом для выступлений (сценой), специальным реквизитом , ширмами и фанерными кубами. Стулья стоят в один ряд полукругом (творческий полукруг). Это удобно при выполнении упражнений, так как все видят всех. Несколько сбоку от сцены располагается столик руководителя. Чтобы ему было видно и всех ребят, и сцену. Часть заданий выполняется в творческом полукруге, а часть на сцене. Кубы из фанеры очень удобно как условная декорация, которая позволяет быстро перестраивать выгородку и менять функциональное назначение. На них можно сидеть, стоять, лежать, ставить разные предметы.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из 2  ступеней.

1-я ступень  - начальная  «Гимнастика чувств »

2-я ступень  - расширенная «Тропинками творчества»

Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.

1год.    Начальная ступень «Гимнастика чувств».

Основная цель этой ступени:

  • Развитие эмоций и творческих способностей обучающихся.

В  течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, развивают личностные качества  (память, внимание, воображение ); учатся управлять своим телом, развивают  пластичность,  координацию движений;

Основные формы работы:  театральные игры и упражнение на развитие психических качеств и речи.

Набор группы на первый этап обучения  свободный, преимущественно для детей 10-12лет

Численный состав группы первого этапа обучения составляет 10-15 человек.

2-й и 3-й год      Расширенная ступень «Тропинками творчества».

Основная цель:

  • углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность.

В течение второго и третьего года   обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в  выступлении актера перед зрителем.

На втором году обучения формируется  основная труппа из наиболее талантливых участников, проявивших большую заинтересованность в повышении своего мастерства.

Формы работы -  беседы,  игры, упражнения, тренинги, репетиции.

Набор группы для детей 9-10 лет, преимущественно прошедших первую ступень обучения.

Численный состав группы второго  года  обучения составляет:  8-10 чел.

Для работы второго этапа обучения предпочтительны численный состав группы из 8 человек. Это наиболее мобильная группа. На выезд такой группы легче найти финансирование и транспорт, площадки (сцены), на которых приходится работать, часто очень невелики и разместить на них декорации и 15 актёров за «задником» - задача, чаще всего нереальная.

Кроме того, в репертуаре для детских  театров нет сценариев, где было бы занято более 8 актёров, а играть «выходные», незначительные роли или быть в запасных, рабочих сцены, «подавать декорации» и т.п.  дети не хотят, так как это снижает их самооценку и интерес к занятиям в объединении.

На втором и последующих годах обучения основное время отводится актёрскому мастерству и постановке спектаклей, их показу, а так же участие в областных  фестивалях и конкурсах.

Структура урока выглядит так: (1 год обучения: 2 занятия в неделю 1ч и 2 часа, всего 3 час в неделю, 108 часов в год. 2 год обучения -2 занятия в неделю по 2 час ,  4 час в неделю   144  час в год)

* приветствие, упражнения на внимание. 5 мин.

* основная часть, посвященная теме занятий. – 30 мин.

* репетиции- 30 мин

* подвижные игры  15 мин.

Структура занятий может меняться в зависимости от основной цели урока, возраста и степени усвоения материала.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

  • Актерское мастерство. (Театральная игра)
  • Культура и техника речи.
  • Ритмопластика.
  • Основы театральной культуры.
  • Работа над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

  • ориентировка в пространстве;
  • развитие речи, построение диалога;
  • развитие отдельных групп мышц;
  • развитие психических процессов;
  • воспитание нравственно-эстетических качеств.

2. Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:

  • развитие координации движений;
  • развитие мышечной памяти и пластики;
  • развитие воображения;
  • развитие музыкальной реакции и чувства ритма.

3. Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
  • развитие связной речи, творческой фантазии;
  • учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
  • пополнять словарный запас;

4. Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

5 . Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.

Задачи:

  • учить сочинять этюды по детским произведениям;
  • развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
  • учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • пополнять словарный запас.

В связи со спецификой занятий в театральном коллективе границы  блоков несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов:

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Структура содержания программы

1год обучения

«Гимнастика чувств»

2год обучения

«Тропинка творчества»

3 год обучения

«Тропинка творчества»

Театральная игра.

  • Культура и техника речи.
  • Ритмопластика.
  • Основы театральной культуры.
  • Работа над спектаклем.
  • Мероприятия

Мастерство актера.

Культура и техника речи.

Ритмопластика.

Основы театральной культуры.

Работа над спектаклем.

Мероприятия

Мастерство актера.

Культура и техника речи.

Ритмопластика.

Основы театральной культуры.

Работа над спектаклем.

Мероприятия

Прогнозируемый результат:

По итогам обучения дети должны

знать:

  • -историю возникновения театрального искусства в объеме начальных знаний:
  • -об эмоциях и чувствах;
  • -законы построения и развития сценического действия;
  • -технику постановки звука и способы постановки голоса в объеме начальных знаний, применительно к себе;
  • -специфику общения в творческом коллективе:
  • -основы пластической выразительности на сцене:

уметь:

  • - выполнять элементарные сценические задачи:
  • - работать над сценическим этюдом;
  • - управлять своим вниманием;
  • - видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него;
  • - различать оттенки отношений, анализировать слова и действия, адекватно реагировать на них;
  • - четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой;
  • - быстро адаптироваться к незнакомым сценическим условиям;
  • - самостоятельно гримировать себя и партнера;
  • - анализировать действенно- чувственный ряд спектакля;
  • - соблюдать технику безопасности при работе на площадке.

Способы отслеживания результативности:

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за       деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества и в школе;
  • итоговый – концерты, спектакли.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.  Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является участие в проведении мероприятий  школы и Дома творчества, спектакль или театральное представление.

Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнения роли в спектакле, участие в литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной  или игровой программы.

Одной из форм контроля является участие в городских, областных  конкурсах и фестивалях. Высшая оценка для участника – получение призового места.

Ожидаемый конечный результат

Участники детского объединения чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ актерского мастерства, этапов работы актера над ролью. Знают законы сценического действия, владеют элементами актерской выразительности, умеют анализировать произведение. Ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям, умеют ценить труд в коллективе.

Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:

  • пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
  • использования полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя – гримом, костюмом, прической;
  • использования необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
  • владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
  • активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом:

Планируемые мероприятия:

1 этап.    Начальная ступень «Гимнастика чувств».

1-й год обучения.

  • Участие в новогоднем утреннике  (1 полугодие).
  • Простейшая театрализация (подготовка этюдов и мини-сказок с дальнейшим показом зрителям).

2-й этап.       Расширенная ступень «Тропинками творчества».

2-й год обучения.

  • Новогоднее представление для младших школьников (1 полугодие)
  • Участие в тематических мероприятиях школы и Дома творчества

(в течение  года).

  • Театрализованная постановка (спектакль) ( конец года).
  • Участие в городских, областных  конкурсах и фестивалях.

3 -й год обучения.

  • Новогоднее представление для младших  и средних классов

(1 полугодие).

  • Участие в тематических мероприятиях школы и Дома творчества

(в течение  года).

  • Театрализованная постановка (спектакль) ( конец года).
  • Участие в городских, областных  конкурсах и фестиваля


IV.  Учебно-тематический план

1 год обучения

Название раздела

теория

практика

всего

1

1.1 Вводное занятие

1

1

2

2

Основы театральной культуры

2.1. Театр как вид искусства.

2.2. Театр и зритель.

2.3.Театральное закулисье.

3

1

1

1

1

1

4

1

1

2

3

Техника и культура речи

3.1. Речевой тренинг.

3.2 . Игры – диалоги.

3.3  Итоговое занятие

2

2

18

14

2

1

20

16

2

1

4

Ритмопластика

4.1. Пластический тренинг

4.2. Пластический образ персонажа

4.3. Итоговое занятие

1

1

21

10

8

3

22

10

8

4

5

Актерское мастерство

5.1. Организация внимания, воображения, памяти

5.2. Эмоции и чувства.

5.3. Сценическое действие

5.4. Итоговое занятие

3

1

1

1

24

6

4

11

2

27

6

5

12

3

6

Работа над пьесой и спектаклем

6.1. Выбор и анализ пьесы

6.2. Распределение ролей

6.3. Работа над отдельными эпизодами

6.4. Закрепление мизансцен

6.5. Выразительность речи, мимики, жестов

6.6  Музыкальное оформление

6.7. Изготовление реквизита, декораций

6.8. Прогонные и генеральные репетиции

6.9. Показ и обсуждение спектакля

1

1

33

1

2

12

2

6

2

2

3

3

34

2

2

12

2

6

2

2

3

3

ИТОГО

11

97

108

2 год обучения

Название раздела

теория

практика

всего

1

1.1 Вводное занятие

1

2

3

2

Основы театральной культуры

2.1.Театральное закулисье

2.2.Итоговое занятие

2

1

1

2

1

1

4

2

2

3

Техника и культура речи

3.1. Речевой тренинг

3.2.  Выразительность речи. Орфоэпия.

3.3.Работа над литературно-художественным текстом.

3.4. Итоговое занятие

6

2

3

1

20

4

6

8

2

26

4

8

11

3

4

Ритмопластика

4.1. Пластический тренинг

4.2. Пластический образ персонажа

4.3.  Поза, жест.

4.4. Итоговое занятие

2

1

1

23

10

8

3

2

25

10

8

4

3

5

Актерское мастерство

5.1. Организация внимания, воображения, памяти

5.2. Сценическое действие

5.3.  Итоговое занятие

3

1

1

1

17

6

1

20

7

11

2

6

Работа над пьесой и спектаклем

6.1. Выбор и анализ пьесы

6.2. Распределение ролей

6.3. Работа над отдельными эпизодами

6.4. Закрепление мизансцен

6.5. Выразительность речи, мимики, жестов

6.6  Музыкальное оформление

6.7. Изготовление реквизита, декораций

6.8. Прогонные и генеральные репетиции

6.9. Показ и обсуждение спектакля

2

2

64

2

4

20

6

10

4

6

6

6

66

4

4

20

6

10

4

6

6

6

ИТОГО

16

128

144

3 год обучения

Название раздела

теория

практика

всего

1

1.1.Вводное занятие

1

2

3

2

Основы театральной культуры

2.1.Театральные жанры.

2.2.Театр и зритель.

2.3. Итоговое занятие.

3

1

1

1

2

1

1

5

2

2

2

3

Техника и культура речи

3.1. Речевой тренинг.

3.2. Работа над литературно-художественным произведением.

3.3. Итоговое занятие.

1

1

18

8

8

2

19

8

8

3

4

Ритмопластика

4.1. Пластический тренинг.

4.2. Пластический образ персонажа.

4.3. Сценическое движение.

4.4. Итоговое занятие.

2

1

1

23

10

3

8

2

25

10

3

9

3

5

Актерское мастерство

5.1. Организация внимания, воображения, памяти.

5.2. Сценическое действие.

5.3. Итоговое занятие.

5

1

3

1

17

6

1

22

7

13

2

6

Работа над пьесой и спектаклем

6.1. Выбор и анализ пьесы

6.2. Распределение ролей

6.3. Работа над отдельными эпизодами

6.4. Закрепление мизансцен

6.5. Выразительность речи, мимики, жестов

6.6  Музыкальное оформление

6.7. Изготовление реквизита, декораций

6.8. Прогонные и генеральные репетиции

6.9. Показ и обсуждение спектакля

2

2

68

2

4

24

6

10

4

6

6

6

70

4

4

24

6

10

4

6

6

6

ИТОГО

14

130

144


V. Содержание программы

Первый год обучения

1.Вводное занятие

Теория. Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре.

Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям. Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

2.Основы театральной культуры

2.1. Зарождение искусства.

Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.

2.2. Театр как вид искусства.

Теория. Особенности театрального искусства. Отличие от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства.

2.3.Театр и зритель.

Теория. Этикет. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная.

2.5. Театральное закулисье.

Теория. Театральные профессии. Устройство сцены и зрительного зала.

Практика. Игровая программа «Пока занавес закрыт»

3. Техника и культура речи.

3.1. Техника речи.

Теория. Строение голосового аппарата. Постановка дыхания. Дикция. Тон. Тембр. Интонация.

Практика Специальные речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка, челюсти, губ.

Голосовая гимнастика,  Пословицы и скороговорки, упражнения: « Снежки», « К нам», «Гудок». Речевой тренинг. Расширение диапазона голоса. Плотность голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Скороговорки.

3.2 .  Игры – диалоги.

Практика. Миниатюры в лицах.

3.3.  Итоговое занятие

4. Ритмопластика.

4.1 Пластический тренинг.

Практика.   Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация.

Упражнение «Гусь», « Марионетка», « Спагетти», «Нос- ухо», «Пропеллер», «Шалтай- болтай», «Зеркало», «Пластилиновые куклы», «Упор», «Непослушные ноги», «Снеговик», «Баба Яга», «Зернышко», разминочные упражнения.

4.2.Пластический образ живой и неживой природы.

Практика. Музыкально – ритмические импровизации, пластическое выражение предмета, животного, свободная пластика под музыкальный фрагмент. « Полет птиц». « Животные», упр. «Пушинка», «Путаница», «Спина к спине», «Зеркало», «Танец». «Молекулы»

4.3 Итоговое занятие

5. Актерское мастерство.

5.1. Организация внимания, воображения, памяти.

Теория.  Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов.

Практика  Общеразвивающие и театральные игры и упражнения: « Исходное положение»  «Зернышко», «Капитаны», « Ай да я!», « Деревянные куклы»,

«Хлопки». « Кто как сидел?». «Ипподром», Заполнить пространство сцены. «Имена» «Буквы скороговорки» «Веселые обезьянки» «Фотография», « Остановись, мгновение», «Превращение палочки». «Работа с воображаемым предметом», «Оживи предмет»,  «Воображаемое путешествие»

5.2. Эмоции и чувства.

Теория.  Знакомство с миром чувств и эмоций.

Практика. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

5.3. Сценическое действие.

Теория. Действие - язык театрального  искусства.  Целенаправленность и логика действия.   Мимика и жесты.  Упражнения и этюды. Виды этюдов.

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах».  Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».

Практика.  Упр. «Угадай по интонации», «Успокой куклу», «Теремок», «Дует ветер»,  «Медведь и елка», «Одуванчик», «Радуга», «Аисты и лягушки», этюды «Прекрасный цветок», «Медведь в лесу». «Покупка театрального билета», «Это я! Это мое!»,   Практическое овладение логикой действия. «Иди сюда» «Уходи», «Согласие» «Несогласие», «Просьба, отказ, плач, ласка».  Этюды на ситуацию по теме: «Пожар» ,«Происшествие»

5.4  Итоговое занятие

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1. Выбор и анализ пьесы.

Практика.  Работа за столом. Чтение.   Обсуждение пьесы.  Анализ пьесы.

6.2. Распределение ролей.

Практика.  Разбор характеров персонажей.  « Примерка» образа. Характерная походка.

6.3. Работа над отдельными эпизодами.

Практика.   Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

6.4. Закрепление мизансцен.

Практика.   Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.  Репетиции в сценической выгородке.

6.5. Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика.      Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

6.6. Изготовление реквизита, декораций.

Практика.     Оформление сцены.  Изготовление костюмов, реквизита, декораций.

6.7  Музыкальное оформление

Практика. Выбор музыкального оформления.

6.8. Прогонные и генеральные репетиции.

Практика.    Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.9. Показ и обсуждение спектакля.

Практика.   Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля.

Оформление альбома.

Второй год обучения.

1.Вводное занятие.

1.1 Вводное занятие.

Теория. Итоги 1 года обучения. Обсуждение плана работы на год.

Требования к знаниям и умениям. График занятий и репетиций.

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы театральной культуры.

2.1.Театральное закулисье.

Теория.   Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.

Практика. Изготовление шляп, бантов, корон.

2.2 .Итоговое занятие.

3.Техника и культура речи.

3.1.Речевой тренинг.

Теория.  Повторение. Роль дыхания в звукообразовании. Три вида выдыхания.  Дыхание и голос. Дыхание и звук.     Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса.

Практика  Дыхательная гимнастика. Упражнения: «Пушинка», «Греем руки», «Чай на блюдечке», «Собачий лай». Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика.

Скороговорки.

3.2. Выразительность речи. Орфоэпия.

Теория: Интонация: Логическое ударение, сила звука, пауза, тембр голоса, темпо-ритм.  Тональное выражение знаков препинания. Правила выделения логических ударений.  Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темп речи. Ритм речи. Логика речи.

Практика. Выполнение тренировочных упражнений на интонирование междометий, на плавность и медленность, слитность речи. Тренировка логического ударения и силы звука на материале скороговорок: «Бобр…», «Цапля…», «Карл…», «От топота копыт…».

3.3.Работа над литературно-художественным текстом.

Теория. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом.  Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.

Практика. Басня. Стихотворение. Отрывок из художественного произведения.

Выразительное чтение по ролям басен И.А.Крылова (тембр голоса, подтекст). Упражнение: с помощью интонации убедить слушающих, что слон – большой, мышь – маленькая, торт – вкусный, горчица – горькая, картошка – горячая, вода – холодная и т.д

3.3.Итоговое занятие.

4.Ритмопластика.

4.1 Пластический тренинг.

Практика. Разминка, настройка, релаксация, расслабление - напряжение.

Внимание. Воображение. Ритмичность. Пластика. Упражнение «Гусь»,

« Марионетка», « Спагетти», «Нос- ухо», «Пропеллер», «Шалтай- болтай», «Зеркало», «Пластилиновые куклы», «Упор», «Непослушные ноги», «Снеговик», «Баба Яга», «Зернышко», разминочные упражнения.

Тема  4.2. Поза, жест.

Практика.  Упр. «Запомни свою позу», этюды на выразительность жестов.

с помощью мимики, жестов, пластики тела создает мини-спектакль ( этюд) на заданную тему.

4.3.Работа над пластическим  образом персонажа.

Практика. Музыка и движение. Музыкально – ритмические импровизации, пластическое выражение предмета, животного, свободная пластика под музыкальный фрагмент. « Полет птиц». « Животные», упр. «Пушинка», «Путаница», «Спина к спине», «Зеркало», «Танец». «Молекулы»

4.4. Итоговое занятие.

5.Актерское мастерство.

5.1.Организация внимания, воображения, памяти.

Практика.  Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.

« Деревянные куклы»,« Хлопки». « Кто как сидел?», « Переходы», «Фотография»,

« Остановись, мгновение» и др.

5.2.Сценическое действие.

Теория.   Элементы сценического действия.  Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение).  Словесные действия. 11 способов словесного действия.  Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными.

Практика.  Упражнения и ролевые игры. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. « Слово в жизни и на сцене»,  « Представьте картину»

« Презентация своего хобби», « Мнение по поводу…», игра «Ассоциации», «Реклама», этюд « Если бы я был..»  Невербальные упражнения « Сопереживание», «Мы удивляемся». Этюды на ситуацию по теме: «Пожар»,  «Происшествие»

5.3.Итоговое занятие.

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1. Выбор и анализ пьесы.

Практика.  Работа за столом. Чтение.   Обсуждение пьесы.  Анализ пьесы.

6.2. Распределение ролей.

Практика.  Разбор характеров персонажей.  « Примерка» образа. Характерная походка.

6.3. Работа над отдельными эпизодами.

Практика.   Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

6.4. Закрепление мизансцен.

Практика.   Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.  Репетиции в сценической выгородке.

6.5. Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика.      Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

6.6. Изготовление реквизита, декораций.

Практика.     Оформление сцены.  Изготовление костюмов, реквизита, декораций.  Выбор музыкального оформления.

6.7. Прогонные и генеральные репетиции.

Практика.    Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.8. Показ и обсуждение спектакля.

Практика.   Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля.

Оформление альбома.

Третий год обучения.

1.1 Вводное занятие.

Теория. Итоги 2 года обучения. План работы на год. Требования к знаниям  и умениям. Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы театральной культуры.

2.1. Театральные жанры.

Трагедия. Комедия. Драма.

3.Техника и культура речи.

3.1. Речевой тренинг.

Практика.    Постановка дыхания.  Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса.

3.2. Работа над литературным произведением.

Практика.     Словесное действие. Логика строения текста. Работа над драматургическим отрывком.

3.3. Итоговое занятие.

4. Ритмопластика.

4.1. Пластический тренинг.

Практика.  Разминка.  Релаксация.

4.2. Рождение пластического образа.

Практика. Пластические этюды.

4.3. Сценическое движение.

Практика.    Сценическое движение. Скорость и темп. Сценическое падение.

Тренировка скорости, темпа и контрастности в движении. Непрерывное равномерное движение. Особенности походки. Этюды.

4.4. Итоговое занятие .

5. Актерское мастерство.

5.1. Организация внимания, воображения, памяти.

Практика. Актерский тренинг.  Внимание и воображение. Психологический жест.

Импровизация.

5.2. Сценическое действие.

Теория. Общение. Логика межличностного общения.

Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.

Параметры общения.  Характер персонажа. Характер и характерность.  Рисунок роли. Мизансцены.

Практика. Упражнение «Марсианские хроники .Заполнить пространство сцены.. Остановиться по хлопку. Остановиться группе самостоятельно. Остановиться группе, сформировав   пары. Двигаться группе в определенном темпе. Расположение предметов для постановки спектакля. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.

5.3. Итоговое занятие.

6. Работа над пьесой и спектаклем.

6.1. Выбор и анализ пьесы.

Практика.  Работа за столом. Чтение.   Обсуждение пьесы.  Анализ пьесы.

6.2. Распределение ролей.

Практика.  Разбор характеров персонажей.  « Примерка» образа. Характерная походка.

6.3. Работа над отдельными эпизодами.

Практика.   Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.

6.4. Закрепление мизансцен.

Практика.   Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.  Репетиции в сценической выгородке.

6.5. Выразительность речи, мимики, жестов.

Практика.      Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

6.6. Изготовление реквизита, декораций.

Практика.     Оформление сцены.  Изготовление костюмов, реквизита, декораций.  Выбор музыкального оформления.

6.7. Прогонные и генеральные репетиции.

Практика.    Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

6.8. Показ и обсуждение спектакля.

Практика.   Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля.

Оформление альбома.

VI.  Методическое обеспечение программы.

Работа профессионального актера и творческая деятельность ребенка, играющего в театре, это не одно и тоже. Игра ребенка, прежде всего, должна доставлять ему удовольствие, эстетическое наслаждение. Тщеславие, неоправданное самомнение и заносчивость юного актера- лишь свидетельство педагогических ошибок, результат неправильного подхода руководителя к задачам школьного театра. Занятие является основной формой сотрудничества педагога и ученика.

Если в спектакле играют дети, нельзя бесконечно муштровать их, полностью подчиняя требованиям режиссера. Педагогические задачи будут решены только тогда, когда дети сами « заиграются» до того, чтобы ощутить слияние личности и образа, актера и персонажа. В любой игре есть и  правила, и возможность проявить собственную индивидуальность, играть «по- своему», а не по- заученному.

Для последовательной реализации педагогических задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр- средств театральной педагогики.

Важное условие всей работы является сохранение игрового начала: короткое объяснение- пробный показ- краткий анализ показа- поточный показ и анализ учеников- поощрение лучших.

Каждый урок несет в себе какой-то новый элемент упражнения, задания или игру.    Статичные упражнения чередуются с подвижными.

Если задание оказалось сложным, оно заменяется на более легкое, чтобы к нему вернуться на другом этапе. На занятия дети приходят в немаркой одежде или в спортивных костюмах, потому что многие задания приходится выполнять на полу.

Особое место в занятиях уделяется работе с воображаемым предметом. Внимание акцентируется на вопросах : «Что они делают? Как они делают? Кто делал лучше и почему?» Первое условие успеха- не торопится, постараться увидеть на внутреннем экране предмет, с которым ты работаешь.

При всем многообразии упражнений и игр, включаемых в урок, определяет основную тему урока деятельность на сцене. Будь то показ повадок животных, кукольный театр или импровизированные массовые сцены. С приближением театрального показа уроки полностью посвящаются репетициям.

Основная работа по развитию речи (постановка дыхания, тренировка речевого аппарата, пословицы и скороговорки) ведется в первые два года обучения.  На третьем году большое внимание уделяется выразительности речи, поиску красок для адекватного выражения творческих идей, задумок.

Заканчивается урок подвижными играми, чтобы дети ушли с занятий с хорошим настроением.

Создание театральной постановки- замечательное дело, объединяющее детей и взрослых и позволяющее каждому человеку почувствовать себя личностью. Театральное искусство- не только актерская игра. На сцене и за сценой места хватит всем: кто умеет рисовать и шить- создает декорации и костюмы, кто разбирается в технике- обеспечивает звуковое и шумовое и световое оформление. Есть работа для гримера и парикмахеров, музыкантов и хореографов, осветителей и суфлеров.

У ребят из школьного театра нет «узкой специальности: сегодня принц, завтра билетер. Каждый участник спектакля может показать себя с новой, неожиданной стороны. Задача педагога помочь человеку «раскрыться», проявить себя в новом качестве. Материал подбирается таким образом, чтобы каждый школьник сумел продемонстрировать свою индивидуальность.

В зависимости от поставленных задач данная программа  предполагает использование на занятиях различных  методов обучения:

- репродуктивный метод, когда ребенок перенимает навыки и умения, которые демонстрирует педагог.

- метод игры и игрового тренинга.   С помощью упражнений игровой и театральной педагогики решаются задачи комплексного развития способностей ребенка:  развития и совершенствования основных психофизических процессов ребенка: ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти , воли, эмоций и производных от них свойств: наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления.

-метод театрализации.   Костюмирование,  досуговые аксессуары, обряды позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других, знакомят с разнообразными сюжетами жизни.

- метод импровизации.  Действие, не осознанное и не подготовленное заранее        ( экспромт), выводит на практическую и творческую предприимчивость.

-метод состязательности. Состязание - внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимуляция к поиску, открытию, побед над собой.

Многообразие форм  занятий (беседы, разнообразные игры, психодрамы, театр-экспромт, пантомимы, этюды, ситуации, творческие задания и упражнения, конкурсы, танцевальные и музыкальные элементы и т.п ) дает возможность развитию художественных способностей детей, активизирует их творческий потенциал, развивает эмоционально- чувственную сферу, позволяют подростку ощутить себя полноправным субъектом деятельности, проявлять самостоятельность, инициативу, творческую активность.

В ходе программы реализуется потребность детей в игровой деятельности, в двигательной активности, во внешних впечатлениях, в познании и овладении новыми умениями, помощи в самопознании, общении.

Процесс обучения на занятии характеризуют:

  • - сотворчество педагога и воспитанника;
  • - диалогичность;
  • - четкость поставленных целей и вариативность их решений.

На занятиях используются авторские методические разработки:

  • программа А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе», что взято за основу программы «Театрализованная деятельность младших школьников».
  • театральные занятия для детей 5-9 лет Г.В Лаптева  « Игры для развития эмоций и творческих способностей»
  • Авторская программа « Творчество», Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.
  • Практический опыт работы психологического театра «ИТИВИС» (интеллект, творчество, воспитанность и совершенство)  в клубе «Гармония» (Санкт- Петербург)

Использование здоровьесберегающих методов

и технологий в обучении.

Используемые методы и технологии

Периодичность использования

Результаты использования

1.

Дифференцированный подход к воспитанникам.

Весь курс обучения

Раскрепощение ребенка, раскрытие его индивидуальности

2.

Ведение «Карты наблюдений за развитием ребенка».

Весь курс обучения

Выявление личностных особенностей ребенка. Контроль динамики развития воспитанника

3.

Тестирование и анкетирование воспитанников.

2 раза :  в начале  и конце учебного года

Выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Индивидуальный подход к воспитаннику

Работа с родителями

4.

Прохождение инструктажа по технике безопасности.

3 раза в год.

Избежание травм и несчастных случаев/

5.

Чередование статичных упражнений с подвижными

Каждое занятие.

Повышение работоспособности, настроения.

6.

Создание творческих групп.

По желанию детей

Повышение эмоциональной стабильности через развитие коммуникативных качеств, групповой солидарности, чувства ответственности.

7.

Упражнения по сценическому движению

10-15 минут на каждом занятии

Подготовка физического аппарата к условиям движения на сцене, и безопасное исполнение трюков.

8.

Упражнение по сценической пластике.

10-15 минут на каждом занятии.

Развитие гибкости тела, разогрев мышц, растяжки,  способности к образному мышлению. Тренировка умения расслабляться.

9.

Свободная пластика под музыку

4 занятия в четверть

Раскрепощение ребенка, развитие творческой фантазии.

10.

Подвижные игры с шуточным содержанием

15-20 минут занятия 1 раз в месяц.

Повышение эмоциональности урока

11.

Упражнения по развитию речи, дыхательная, голосовая, артикуляционная гимнастика

5-7 минут на каждом занятии

Освоение  навыков развития объема дыхания, постановка голоса, снятия речевых зажимов, освобождение речевого аппарата от психо- физических  дефектов произношения.

12.

Игры и игровые тренинги

На каждом занятии

Развитие психофизических качеств, расслабление, разогрев. Проявление физических способностей: ловкости, силы, координации. Выявление симпатии и антипатии.

13.

Театр-экспромт

По темам

Развитие воображения, фантазии, координации движения.

14.

Массовые сценки, этюды.

По темам

Раскрепощение, расслабление ребенка, развитие воображения, внимания

15.

Создание атмосферы успеха.

Весь курс обучения

Участие в школьных мероприятиях,  воспитание у ребенка чувства полноценности, уверенности в себе,

ощущения общности с коллективом.

19.

Взаимодействие с родителями воспитанника.

Весь курс обучения

Создание условий для развития и формирования здоровой, целостной личности, творческой индивидуальности.

20.

Участие в мероприятиях за здоровый образ жизни.

1 раз в году.

Негативное отношения к вредным привычкам. Пропаганда здорового образа жизни.

Условие выполнения программы:

Для реализации программы необходимо просторное помещение , не загроможденное мебелью, оформленной сценой  и  местом для хранения костюмов, реквизита и декораций.

Оборудование:

-стол учителя

- стулья по числу детей.

- фанерные кубы

- палас

- музыкальный центр

- микрофоны

- световое оборудование ( прожектора, подсветки)

- аудиозаписи.

- диски с фонограммами

Для изготовления декораций, костюмов и реквизита  необходимы:

- бумага писчая

- бумага цветная

- ватман

- различные ткани, меха

- поролон

- фанера

- ножницы

- маркеры

- гуашь, краски, клей

VII. Список литературы:

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования детей.

1.        Конституция Российской Федерации.

2.        Конвенция о правах ребёнка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.

3.        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

4.        Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-ФЗ (в редакции от 21.12.2004) "Об основных гарантиях  прав ребёнка в Российской Федерации".

5.        Приказ Министерства образования  и науки от 26 июня 2012 года № 504 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

6.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003г. № 27 "О введении в действие сан - эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.4.1251 – 03".

7.        Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений".

8.        Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 № 593 "Об утверждении единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

9.        Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2206 т № 06 – 1844 / Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М  Театрализованные игры в школе, М.: Школьная Пресса, 2003 г ( «Воспитание школьников. Библиотека журнала. Вып. 30)

Л.И Жук. Театр круглый год. ред.-сост. Л.И Жук.- Минска: Красико- Пинт. 2007.- 128с.-( Праздник в школе)

М. В. Кайгоровцева, Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт-сост. М.В Кайгородцева. Волгоград: Учитель.2009.-377с.

Золоторева А.В Дополнительное образование детей, Теория и методика социально- педагогической деятельности / худож. А.А Селиванов.- Ярославль: Академия развития; 2004.-304с.- ( Методика  воспитательной работы в школе).

Скурат Г.Г  Детский психологический театр; развивающая работа с детьми и подростками.- СПб.: Речь. 2007.-144с

Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. -СПб.: Речь, 2003.-168 с.

А.Н. Никульников  Школьная площадка. Организация досуга детей на каникулах ( Текст)/ авт.- сост. А.Н. Никульников.- 3-е изд.. стер.- Новосибирск: Сиб. унив.изд-во. 2008.- 192 с.- ( Сценарии игр и праздников)

Агапова И.А., Давыдова М.А. Школьный театр. Создание, организация работы. пьесы для постановок: 5-11 классы- М.: ВАКО, 2006.-272 с.-( Мозаика детского отдыха).

Н. В. Рождественская Диагностика актерских способностей. СПб: Речь. 2005. 192 с.

Кришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста –м.6 Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005 – 280 с. 6 ил.- (Театр и дети)

Щеткин А.В  Театрализованная деятельность в детском саду. / Под редакцией О.Ф Горбуновай.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-144.с.: цв.вкл.

Е.А. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. Игры , упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб . М.: ТУ Сфера, 2009.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).

Г.В.Лаптева Игры для развития эмоций и творческих способностей Театральные занятия с детьми 5-9 лет- СПб.: речь: М.: Сфера. 2011.-160с.

Е.В. Белинская  Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников

СПб.: речь: М.: Сфера. 2008.-125с.

Театр, где играют дети: Учеб.- метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной.-  Гуманит.  изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -288 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...

Дополнительная общеразвивающая программа театрализованной деятельности "Затейники"

Ни одно массовое мероприятие, как известно, не обходится без организаторов. Именно организаторы делают праздник ярким, весёлым и неповторимым.  Следовательно, чтобы добиться высокого качества люб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Маленькие артисты»

Пояснительная запискаПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, ...

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «В гостях у сказки». Адаптированная для детей (от 1 года до 3 лет), воспитывающимся в ГКУ ЦССВ «Соколенок».

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребен...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"

Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...