Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»
рабочая программа

Григорьвва Елена Анатольевна

Образовательная программа дополнительного образования по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности «Золотой ключик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_klyuchik.docx80.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

г. Вязьмы Смоленской области

Принята

решением педагогического совета  

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

30.08.2019 г

Протокол №1

Утверждена

Приказом

МБДОУ д/с №10 г.Вязьмы Смоленской области

33/01-08 от 30.08.2019

Заведующий __________________ Е.А.Ильина

Образовательная программа дополнительного образования

по развитию детей 6-7 лет средствами театрализованной деятельности

«Золотой ключик»

Автор-составитель: Григорьева Елена Анатольевна,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

город Вязьма, Смоленская область

№п/п

Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

1.1

Направленность и уровень программы

1.2

Актуальность

1.3

Цели и задачи программы

1.4

Принципы и подходы программы

1.5

Основные направления работы по театрализации в подготовительной группе

1.6

Модель образовательного процесса

1.7

Планируемые результаты

2.

Содержание программы

2.1

Учебный план

Перспективное планирование:

Образовательная деятельность с детьми 6-7 лет

3.

Формы аттестации и оценочные материалы

3.1

Подведение итогов реализации программы

3.2

Диагностика музыкально-театрализованной деятельности детей

4.

Организационно-педагогические условия реализации программы

4.1

Материально-техническое обеспечение программы

4.2

Литература

1.Пояснительная записка

  1. Направленность и уровень программы.

Направленность – художественная

Уровень программы - базовый

  1. Актуальность

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети, начиная с дошкольного возраста, умеютрешать логические задачи, многие достаточно уверенно владеют компьютером, ноони значительно реже восхищаются и удивляются, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Психологи наблюдают у детей недостаток развития воображения, фантазии и считают, что самый короткий и верный путьэмоционального раскрепощения, снятия зажатости и развития творчества лежит через театрализованную деятельность.

Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, в этом и состоит актуальность программы, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально–дифференцированный подход в воспитании дошкольников.Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики. Каждому ребенку, выходящему на сцену, приходится самостоятельно решать задачи реализации творческого образа, а небольшие этюды, направленные на создание такого образа - пластического, музыкального, речевого, становятся важным этапом в развитии творческой личности ребенка, способствуют его раскрепощению, развивают его фантазию и воображение.

Театр в детском саду – явление в наше время не редкое, но и не повсеместное. Конечно, во многих дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем, имеется некоторый опыт постановки музыкальных спектаклей. На утренниках педагоги часто показывают с детьми различные сценки, разыгрывают мини-спектакли, инсценируют песни. И детям это очень нравится. Но, как правило, не хватает времени для разучивания ролей, репетиций.Также отмечается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье. Признание наукой значения театра в развитии ребенка с одной стороны и в то же время дефицит театрального искусства в жизни детей – с другой, обусловило необходимость создания в ДОУ театрального кружка.

Педагогическая целесообразность и востребованность программы обусловлена и рядом сложившихся проблем:

  • Общая загруженность педагогов;
  • Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребёнка-дошкольника;
  • Отсутствие опыта восприятия театрального искусства у дошкольников;
  • Приобщение к театру не носит массового характера.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников.

Программа дополнительного образования «Золотой ключик» преемственна с основной общеобразовательной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и построена с опорой на методические рекомендации программы Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество - дети».

  1. Цель программы – эмоциональное, социальное, художественное и речевое развитие детей средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать интерес к театральному искусству, потребность ребенка обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.
  • Знакомить детей с театральной культурой (история театра на Руси, устройство театра, правилаповедения в театре, театральные профессии, театральные термины, театральные жанры, виды театров).
  • Углубление театрально-игрового опыта.
  • Формировать умение передавать мимикой, жестами, движениями

основные эмоции.

  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительное отношение к театрализованным играм.
  • Воспитывать коммуникативные качества детей.
  • Формировать общую культуру личности ребенка.
  • Побуждать желание выступать перед родителями, сверстниками.
  • Воспитывать артистические качества.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Совершенствовать память, внимание, воображение, восприятие, мышление детей.
  • Развивать самостоятельность и творческую активность детей, умение   импровизировать.
  • Развивать речь, активизировать словарь детей.
  • Развивать музыкальные способности детей (музыкальный слух и чувство ритма).
  • Развивать песенное, игровое и танцевальное творчество.
  • Развитие специальных умений, связанных с позицией: зритель-артист, режиссёр-сценарист, оформитель-костюмер.

Оздоровительные:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Обеспечить эмоциональное благополучие детей.

  1. Принципы и подходы к формированию программы:

  • Принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
  • Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений  в определенном порядке, системе;
  • Принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
  • Принцип наглядности.
  • Принцип полноты и целостности. Подразумевает получение знаний, умений и навыков по всем направлениям детской театрально-игровой деятельности, их органическую взаимосвязь.
  • Принцип дифференциации (развитие творческих способностей по различным направлениям)
  • Принцип интеграции образовательных областей:

 -социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

В соответствии с возрастными возможностями и особенностями     воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

  • Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
  • Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности  ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

1.5Основные направления работы по театрализации в подготовительной группе

Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримерная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссер, актер, гример, художник и так далее). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.  Игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно используется метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию ее содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, что дает возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

 нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссерской настольной театрализованной игры;

 знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;

 давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;

 проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дети проводят сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

1.6 Модель образовательного процесса

Режим дня

Занятия проводятся во второй половине дня по вторникам и четвергам в 16.00 часов.

Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий детей от 6 до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий театрального кружка 72 ч. 

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество

в год

Подготовительная

к школе группа

30 мин.

2

72

   

Длительность занятия в подготовительной к школе группе - 30-35 мин

Формыорганизации деятельности:

  1. Коллективная форма –воспитанники рассматриваются как целостный коллектив.
  2. Групповая – осуществляется с группой детей состоящих из 3-х и более человек.
  3. Парная –общение с 2-мя воспитанниками.
  4. Индивидуальная – оказание помощи ребенку по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.

Описание методов и приемов реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

Методы

Приёмы работы

Словесные

  • чтение
  • рассказывание
  • инсценирование
  • заучивание
  • поощрение

Наглядные

  • показ
  • просмотр
  • показ образца
  • показ способа действия

Практические

  • планирование выполнения задания
  • игры-драматизации
  • подвижные игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • театральные упражнения и пантомимические этюды.
  • контроль и регулирование
  • анализ результатов

Формы работы с детьми:

  • игра
  • словесные и подвижные игры.
  • Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и

музыкально-двигательной координации.

  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • пантомимические этюды и упражнения.
  • постановка спектаклей
  • объяснение
  • рассказ детей
  • чтение педагога
  • беседы о театре
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения

Формы работы с родителями:

1. Сентябрь:

-«День открытых дверей» Родительское собрание. Презентация музыкально-театрального кружка «Золотой ключик»;

-Консультация для родителей  «Театр – лучший друг и помощник».

2. Январь:

-Православная педагогическая гостиная. Открытый показ музыкально-театрализованного представления «Рождественская Мистерия»

3. Март:

«27 марта – Всемирный День театра»

-Круглый стол с презентацией «Приобщение детей к театральной культуре»;

-Выставка «Виды театров»;

-Памятки «Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста».

4. Март/Апрель:

-Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю;

-Открытый показ музыкальной сказки «Чудесное превращение Федоры» З. Роот.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковые игры со словами
  • гимнастика для глаз
  • физкультминутка, динамические паузы.

1.7Планируемые результаты освоения программы

В  результате проделанной работы  дети проявляют  стойкий интерес к театральному искусству и потребность  к участию в музыкальных сказках, концертах.У детей появляются такие личностные качества, как уверенность, целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям. Меняется  и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения, развитие творческой самостоятельности в передаче образа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы  театрального кружка «Золотой ключик» после освоения  содержания программы ожидаются следующие результаты:

Дошкольник будет знать:

  • жанры театрального искусства, иметь представления о театральной культуре, театральных профессиях;
  • разные виды театров;
  • виды театрализованных игр;
  • основные средства выразительности речи (гимнастика для язычка и пальчиков);  
  • нормы этики поведения.

Воспитанник будет уметь:

  • ориентироваться в пространстве;
  • показывать пять-восемь артикуляционных упражнений; три-четыре пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  • выразительно читать стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • передавать образ героя характерными движениями;
  • сочинять этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • создавать пластические импровизации под музыку различного характера;
  • действовать на сцене в коллективе;
  • действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • держаться уверенно перед аудиторией.

Итоговое занятие проводится в форме музыкальной сказки. Музыкальная сказка является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольников.

2.Содержание программы

2.1 Учебный плани его содержание

Основные направления программы:

а) Театрально-игровая деятельность направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

б) Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

в) Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи).

г) Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

• Что такое театр, театральное искусство;

• Какие представления бывают в театре;

• Кто такие актеры;

• Какие превращения происходят на сцене;

• Как вести себя в театре.

д) Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Перспективное планирование театрального кружка «Золотой ключик»

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Сентябрь

1-2. Диагностика уровня музыкально-театрализованной деятельности детей на начало года.

3. «День открытых дверей» Родительское собрание. Презентация музыкально-театрального кружка «Золотой ключик»

4-5. Цикл вводных занятий.

Дидактические игры по знакомству с музыкальными инструментами, на определение звуковысотного, тембрового, ритмического слуха.

6. Знакомство с музыкальными жанрами «Балет, опера, оперетта»

7. «История театра на Руси»

8. Экскурсия в ТЮЗ г. Вязьма (знакомство с устройством театра, с деятельностью людей в театре, правилами поведения)

Октябрь

1.«Стрекоза и Муравей»

а) знакомство со сценарием;

б)определение сходства и различия басни и сценария «Стрекоза и Муравей» И. Крылова.

2. а) распределение ролей;

б) упражнения: дыхательное «Задуй свечу», на релаксацию «Тяжёлая ваза», «Увядший цветок»;

в) игра «Аюшки».

3. а) обсуждение характеров героев;

б) развитие воображения. Этюды: «Знакомство», «Встреча», «Угощение».

в) обыгрывание звуков «У», «И».

4. а) определение музыкально-пластических характеристик героев;

б) артикулярное упражнение «Сказка о весёлом язычке».

5. Определение музыкально-пластических характеристик героев.

6. а) обучение умению придумывать и обыгрывать сюжеты;

б) упражнения: дыхательное «Тёплый-холодный воздух», на релаксацию – «Разговор через стекло».

7. а) развитие интонационной выразительности;

б) работа над текстом.

8. а) развитие интонационной выразительности;

б) работа над текстом, дикцией.

Ноябрь

1.а) знакомство с основами актёрского мастерства;

б) упражнение дыхательное «Слоговые цепочки» (звук «ф»), на релаксацию «Мяч».

2. а) продолжать знакомить детей с основами актёрского мастерства;

б) дыхательное упражнение «Тёплый-холодный воздух».

3. а) учить изображать эмоциональное состояние персонажа;

б) упражнение на релаксацию «Разговор через стекло».

4. а) работа над выразительными движениями чистотой интонации в песнях;

б) игры на развитие мимики «Подарок», «Лимон».

5. а) развитие интонационной выразительности речи и пластики движений;

б) пальчиковые игры «Фонарики», «Мост».

6. Этюды: обыгрывание звука «ф» – «Белка», «Где мы были?».

7. Пантомима «Разговор по телефону», «Варим кашу».

8. а) разучивание текста музыкальной сказки.

б) упражнение на внимание «Пляшут лапки».

Декабрь

1.Учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действие репликами персонажей.

2. а) учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения.

б) Этюды «Снежинки», «О чём грустит Зима».

3. Упражнения на развитие слухового внимания «Кто позвал?», «Чего не стало?».

4. а) Пантомима «Разговор по телефону».

б) Упражнения («Ребёнок в детском саду» стр.72 №2, 2007г.)

5. а) Развитие интонационной выразительности речи и пластики движения.

б) Учить пользоваться пространством сцены.

6. Упражнения по развитию дикции «Песенки на лесенках»

7. а) Игры «Водолей», «Где звенит колокольчик».

б) Этюды «Лесные жители».

Январь

1.Музыкальная сказка «Чудесное превращение Федоры», З. Роот.

а) Развитие творческой самостоятельности детей в передаче образа.

б) Упражнения на развитие дикции «Песенки на лесенках».

2. а) развитие выразительности речевых и пантомимических образов в музыкальной сказке.

б) Игра «Где звенит колокольчик».

3. а) продолжение работы над чистотой интонации, выразительностью исполнения в песнях: «Тараканы», «Стираем бельё», «Конфетки».

б) работа над выразительностью исполнения в танцах: «Полечка», «Кадриль», следить за чёткой сменой движений.

4. а) работа над жестами, мимикой, пластикой, учить пользоваться пространством сцены.

б) Игры на развитие мимики  «Подарок», «Лимон».

5. а) поощрять эмоциональную активность детей в передаче текста;

б) артикуляционные упражнения «Маляр», «Качели».

6. а) продолжать работать над выразительностью звука и исполнением песен,  танцев;

б) индивидуальная работа с детьми.

Февраль

1.а) продолжать учить детей вживаться в создаваемый образ;

б) упражнения на развитие слухового внимания: «Кто позвал?», «Чего не стало?».

2. а) продолжение работы над жестами, мимикой, пластикой, выразительностью исполнения в песнях, танцах;

б) Упражнения на развитие фонематического слуха «Слова-перевёртыши».

3. а) продолжать учить пользоваться пространством сцены;

б) Упражнения на развитие мимики и пластики движений: «У зеркала», «Изобрази настроение».

4. а) поддерживать желание активно участвовать в музыкальной сказке;

б) совершенствовать способность к импровизации;

в) пантомимы «Музыкант», «Телефонный разговор».

5. а) подбор выразительных средств (атрибуты, элементы костюмов и грима);

б) репетиция отдельных речевых отрывков.

6. а) проведение главной репетиции;

б) создавать эмоциональный настрой.

7. Проведение репетиции в костюмах.

Март

1.а) Поддерживать у детей желание активно участвовать в музыкальных спектаклях, праздниках;

б) совершенствовать способность к импровизации;

в) повторение отдельных сцен;

г) расставить декорации, проверить костюмы, атрибуты.

д) приготовить места для зрителей.

2. Показ музыкальной сказки «Чудесное превращение Федоры» З. Роот детям младших групп №№ 1,2,3,4,9.

3. Показ музыкальной сказки «Чудесное превращение Федоры» З. Роот детям старших групп №№ 5,6,7,8,10,11.

4. Показ музыкальной сказки «Чудесное превращение Федоры» З. Роот родителям детей и гостям детского сада.

5. а) Знакомство с основами актёрского мастерства;

б) Развитие дикции, артикуляции, динамики речи;

в) Дыхательные упражнения через угол рта «Ныряльщики»;

г) Пальчиковая игра «Печём блины».

6. а) заучивание скороговорок и чистоговорок;

б) этюды «Приветствие», «Да – нет»;

в) игра на развитие речи «Хорошо – плохо».

7. Инсценировка стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

8. «Уроки воспитания»

Апрель

1.а) продолжать знакомить детей с основами актёрского мастерства;

б) развитие дикции, дыхания, выразительности речи, динамики;

в) дыхательное упражнение «Петушки»;

г) пальчиковые игры «Ладошка-кулачок-ребро», «Золотые ворота».

2. а) Упражнение на релаксацию «Силачи»;

б) Пальчиковая игра «Сорока – белобока»;

в) Этюд «Пошла Маша на базар».

3. а) заучивание скороговорок;

б) этюд «Приветствие»;

в) пантомимы «Рубим дрова», «Пряха».

4. а) заучивание скороговорок, чистоговорок;

б) Этюд «Изобрази мимикой настроение»;

в) Пальчиковая игра «Гори, гори ясно».

5. а) обыгрывание русской народной песни «Во кузнице» (использовать мимику, пластику движений, интонацию для достижения образа);

б) учить взаимодействию с партнёрами.

6. Обыгрывание русской народной песни «Во кузнице».

7. а) Обыгрывание русской народной песни «Во кузнице»;

б) Пальчиковые игры по желанию детей.

8. а) Инсценировка «Весна и дети»;

б) Развитие навыков монологической и диалогической речи.  

Май

1-2. Диагностика уровня музыкально-театрализованной деятельности детей на конец года.

3. «Театр на гастролях». Просмотр кукольного спектакля «Театр марионеток» г. Смоленск (музыкальный зал ДОУ)

4. «Театральная гостиная» (для родителей) Пасхальный спектакль «Красная Шапочка на новый лад» (с участием педагогов).

5-6. Цикл музыкальных вечеров «Волшебный мир искусства».

7. «Эта музыка торопит и зовёт нас за собой» (знакомство с творчеством П. Чайковского)

8. «Театральный калейдоскоп» (игра-импровизация).

3. Формы аттестации и оценочные материалы

3.1 Подведение итогов реализации программы

Период

Подготовительная группа 6-7 лет

октябрь

«Жил-был кукольник» (короткая история с музыкальными иллюстрациями и музыкальными пьесами «Шарманщик поёт», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Сладкая грёза»)

ноябрь

Музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей» по мотивам басни И. Крылова

декабрь

Музыкальный вечер для детей «Беседы у рояля»

январь

Православная педагогическая гостиная. Музыкально-театрализованное представление с участием взрослых и детей «Рождественская Мистерия»

февраль

«Музыкальный дождик» (из цикла музыкальных вечеров «Звучащий мир вокруг нас»)

март

«Музыкальная мозаика» (дидактические и музыкальные игры на развитие музыкальной памяти – мажорный и минорный лад, определение музыкальных инструментов)

апрель

Музыкальная сказка «Чудесное превращение Федоры» З. Роот

май

Музыкально-литературный вечер «Сказка за сказкой»

3.2 Реализация данной программы предполагает оценку индивидуального развития детей два раза в год (сентябрь, май). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.  Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений развития театрализованной деятельности, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику каждого ребенка.Инструментарий составлен по материалам методики Е.В. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду».Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Диагностика музыкально – театрализованной деятельности детей

Фамилия и имя ребёнка

Музыкаль-ность

Эмоциональ-ная сфера

Речевая культура

Познаватель-

ная сфера

Творческие проявления

Произвольное

поведение

Средний

балл

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

Н. г.

К. г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

      - Низкий уровень            - Ниже среднего        - Средний уровень              - Высокий уровень

Творческое задание №1

Рассказывание сказки «…»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного, на фланелеграфе.

Ход проведения:

1.Педагог вносит волшебный сундучок, в нем книга с иллюстрациями к разыгрываемой сказке и герои этой сказки из различных видов театра. Музыкальный руководитель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них:

 От имени сказочника;

 От имени самого героя;

 От имени его партнера.

Педагог спрашивает: «Чем отличаются герои сказки из различных видов театра?» и просит объяснить, как действуют куклы.

2. Музыкальный руководитель предлагает детям разыграть сказку. Проводит жеребьевку по подгруппам в свободной форме. Каждая подгруппа должна разыгрывать сказку, используя различные виды театра. Детям предлагают детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.

3. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

4. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «…»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделить единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций и по эскизу создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке, цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

1. К детям приходит сказочный герой, например, Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши, а все артисты – куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам.

Музыкальный руководитель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Педагог помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, предлагаются вопросы: «расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица героев сказки.

3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы.

Музыкальный руководитель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.

4. Педагог обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

5. Музыкальный руководитель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

6. Показ спектакля малышам.

4. Организационно-педагогические условия реализации программы.

4.1Материально – техническое обеспечение:

  1. Музыкальный зал.
  2. Звуковая аппаратура, микрофоны
  3. Аудиозаписи (СД – диски, флеш-карты),мультимедийные DVD-пособия.
  4. Музыкальная аппаратура: колонки, музыкальный центр, мультимедиа плеер.
  5. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.
  6. Костюмерная с достаточным количеством костюмов для театрального творчества дошкольников, выступлений:

-детские костюмы зверей,

-маски-шапочки зверят,

-русские народные костюмы.

  1. Маски.
  2. Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый

- плоскостной шагающий театр

- конусный

- теневой

- би-ба-бо (перчаточный)

- фланелеграф

- магнитный

- штоковый

- масочный

- варежковый

- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

  1. Декорации. Театральная ширма
  2. Музыкальные инструменты
  3.  Книги со сказками
  4.  Набор наглядных материалов, необходимых для проведения занятий (фотографии, картинки, иллюстрации).

4.2 Используемая литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис, 2005. – 144 с.
  2. Алянский Ю. Азбука театра. – М.:2011.
  3. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 61 с.
  4. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.  
  5. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  6. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
  7. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду. – М.: 2009.
  8. Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, 2011. – 112 с.
  9. Веракса Н.Е, Комарова Т.С, Васильева М.А. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2014. – 368 с.
  10. Генов Г.В. Театр для малышей – М.: 2013.
  11. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
  12.  Дерягина Л.Б. Играем сказку. – СПб.: 2010. – 128 с.
  13. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
  14. Доронова Т.Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: 1997.
  15. Ерофеева, Т.И., Зверева, О.Л. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1994.
  16. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. – Екатеринбург, 2002.
  17. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 4-9 лет. – СПб.: 2011.
  18. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: 2012.
  19. Лыкова И.А. Теневой театр вчера и сегодня. – СПб.: 2012.
  20. Лыкова И.А. Театр на пальчиках. – М.: 2012.
  21. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов. – М.: Сфера, 2001.
  22. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – ТЦ Сфера, 2009.
  23. Распопов А.Г. Какие бывают театры: Школьная пресса, 2011.
  24. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – М.: 2008.
  25. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: АРКТИ, 2004.
  26. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети. – М.: МИОО, 1995.
  27.  Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – СПб.: Речь, 2007. – 102 с.
  28. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001.
  29. Чусовская А.Н. Сценарии театрализованных представлений и развлечений. – М.: 2011.
  30. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  31. Ярыгина О.Г. Мастерская сказок. – М.:2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественной направленности «Комплексное развитие основных хореографических навыков»

  Хореографический ансамбль в общеобразовательной школе является одним из важных компонентов системы общего дополнительного образования, которое направлено на развитие личности и способств...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка»

Программа дополнительного образования "Изобразительное искусство средствами иностранного (немецкого) языка"...