Главные вкладки

    Программа интеллектуального объединения учащихся "В мире сложных задач"
    рабочая программа (8 класс) на тему

    Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

    Программа разработана для учащихся 8 класса и нацелена на углубленное изучение физики через решение экспериментальныъ олимпиадных задач

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_v_mire_slozhnyh_zadach_8_kl.do59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Гимназия №6»

    УТВЕРЖДЕНО

    на заседании методического совета

    протокол №______

    от «____»___________20___г.

    Директор школы:

    ____________В. А. Уткин

    Дополнительная образовательная программа

    интеллектуального объединения

     "В мире сложных задач"

    Для учащихся 8- ых классов

    Срок реализации - 34 занятий

    Составитель: Галалюк В. В.,

    учитель высшей квалификационной категории

    Архангельск

    2015


    Пояснительная записка.

    Программа интеллектуального объединения «В мире сложных задач» разработана на основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованного в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007» и авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

    На уроках физики нет возможности уделять достаточное количество времени задачам повышенного уровня сложности, поскольку большая часть учеников не ориентирована на углубленное изучение физики, не обладает нужными знаниями для решения подобных задач. Однако в любом классе есть несколько учеников, которые либо планируют поступление в серьезные технические ВУЗы, либо являются активными участниками предметных олимпиад разного уровня, либо просто заинтересованы  в более углубленном изучении физики. Именно они могли и хотели бы решать задачи не только школьного, но олимпиадного уровня, но не имеют возможности делать это на уроках.

    Для таких учеников необходимо организовать дополнительное образование по физике, задачей которого является предоставление обучающимся, проявляющим интерес к физико-математическим, естественно - научным и техническим наукам, возможности получения углубленного образования высшего качества. Именно для заинтересованных учащихся и разработана программа интеллектуального объединения "В мире сложных задач"

      Целью данного курса является углубление знаний учащихся 8 класса по различным разделам физики путем решения нестандартных задач и задач повышенного уровня сложности.

    Основная направленность - подготовить учащихся к олимпиадам по физике с опорой на знания и умения, приобретенные при изучении физики в 7-8 классах, а также расширить и систематизировать эти знания.

    Целью данной программы является формирование навыков использования общих законов материального мира для решения частных практических задач.

    Задачи курса:  

    - повысить интерес к физике;  

    - развить навыки работы с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;  

    - способствовать развитию логического мышления;  

    - сформировать  мотивацию к исследовательской деятельности;

    - познакомить с разными типами физической задачи;

    - углубить знания о способах решения физических задач.

    Формы организации образовательного процесса:

    Для организации занятий используются следующие формы:

    -   лекционное изложение материала;

    -   эвристические беседы;

    -  практикумы по решению задач;

    -  уроки-исследования;

    -  работа в малых группах.

    Виды деятельности

    - работа с дополнительной литературой

    - семинары по решению задач

    - конференции

    - тестирование

    Технологии обучения:

    Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, урок-практикум, урок-семинар и т.д.; дифференцированные задания и личностно-ориентированные технологии. Использование ИКТ.  

    Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

    Учебно-познавательные компетенции:

    - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;  

    -организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

    - обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;  

    - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;

    - выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

    Информационные компетенции:

    - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

    -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

    - ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

    Коммуникативные компетенции:

    - владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

    - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;

    - умениями искать и находить компромиссы

    Возраст учащихся 14 лет

    Срок реализации – 1 год. Всего 34 часа.

    Форма занятий:

    • групповая и индивидуальная работа;
    • работа с учебными пособиями, с тестами и текстами,
    •  тренинг,
    • практикум решения задач
    • компьютерное тестирование,
    • ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения задач,
    •  тренировочно - диагностические работы,
    •  использование различных каналов поиска информации.

    Вид контроля:

    • фронтальная беседа
    • фронтальный опрос
    • тестирование.

    Ожидаемые результаты.

    - создание условий для развития творческого потенциала ребенка;

    - развитие познавательного интереса детей;

    - повышение уровня знаний, навыков, умений и качества обучения по физике;

    - участие  через дистанционные обучения в конкурсах, олимпиадах по физике;

    - профориентационная направленность работы;

    После изучения курса учащиеся должны:

    - знать  применения  основных  достижений  физики  в  жизни,  историю  развития  физики,  физические законы;

    - понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;

    - уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);  

    - готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Учащиеся должны знать:  

    - понятия равномерное и неравномерного движения;

    - величины, характеризующие механическое движение;

    - сила тяжести;

    - сила упругости;

    - гидростатическое давление.  

    - закон сообщающихся сосудов;

    - понятия «сила Архимеда»;

    - условия плавания тел;

    - понятия «работа», «мощность», «энергия»;

    - закон сохранения полной механической энергии;

    - понятие «количество теплоты»;

    - уравнение теплового баланса;

    - понятие «постоянный электрический ток»;  

    - величины, характеризующие электрический ток;

    - закон Ома для участка цепи;

    - закон Джоуля – Ленца;

    - законы последовательного и параллельного соединения проводников.

     

    Учащиеся должны уметь:

    - строить графики в различных координатах, находить различные величины по графикам;

    - находить различные кинематические величины в случае движения тела по горизонтали;

    - изображать силы, действующие на тело в различных случаях, находить направление результирующей силы;

    - находить различные параметры, используя закон сообщающихся сосудов;

    - изображать силы, действующие на тело в жидкой или газообразной среде;

    - применять закона Архимеда к решению задач;

    - находить энергетические величины и связь между ними в общем случае и в механике;

    - приводить примеры тепловых процессов для каждого случая, применять формулы для расчета количества теплоты;

    - воспроизводить алгоритм, применять уравнения теплового баланса к решению задач;

    - приводить примеры электрических явлений;

    - уметь строить и читать электрические цепи, используя условные обозначения;

    - находить силу тока, напряжение и сопротивление по формулам;

    - анализировать вольтамперную характеристику электрического тока;

    - решать задачи на закон Ома для участка цепи;

    - воспроизводить закон Джоуля – Ленца и  применять его на практике;

    - воспроизводить законы последовательного и параллельного соединений;

    - применять закон Ома и законы последовательного и параллельного соединений к расчету электрических цепей.

    Календарно-тематическое планирование

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Решение задач на движение

    3

    Решение задач на массу и плотность

    3

    Решение задач на действие сил

    2

    Решение задач на расчет давления твердых тел, жидкостей и газов

    3

    Решение задач на сообщающиеся сосуды

    3

    Решение задач на плавание тел и силу

    Архимеда

    3

    Решение задач на расчет работы и мощности

    1

    Решение задач на тепловой баланс

    4

    Решение задач на закон Ома

    2

    Решение задач по теме «Виды соединения проводников»

    4

    Решение задач по теме "Магнитные явления"

    3

    Решение задач по теме «Световые явления»

    3

    Литература и средства обучения.

    1. Каменецкий С.Е., В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.  
    2. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. -ML: Наука, 1980.
    3. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965.
    4. Лукашик В. И. Физическая олимпиада – М. : Просвещение, 1987.
    5. Макеева Г. П., Цедрик М. С. Физические парадоксы и занимательные вопросы – Минск .: Народная асвета, 1981.
    6. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике – М. : Просвещение, 1982.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

    Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

    Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

    Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

    Рабочая программа по теме "Решение сложных задач."

    Курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих расширить свои теоретические представления по математике.Курсу отводится 4 часа в неделю. Всего 144 учебных часа.Преподавание строится как углубленно...

    Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"

    Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...

    Программа интеллектуального объединения учащихся "Физика в задачах

    Программа разработана для учащихся 10 классов и позволяет углубить знания по физике благодаря решению задач повышенного и высокого уровня сложности по предмету...

    Программа элективного курса "Решение сложных задач по обществознанию"

    Программа элективного курса по обществознанию рассчитана на подготовку к ЕГЭ по обществознанию. Очень частов  школах данные часы выделяютсяименно для более эффективной подготовки к экзамену. Равн...

    Программа внеурочной деятельности «Простые подходы к сложным задачам» для 6 класса

    Пояснительная запискаДистанционная  школа (ДШ) – проект, направленный  на развитие  дополнительного обучения школьников общеобразовательных учреждений.Организаторы ДШ – Ново...