Главные вкладки

    Программа интеллектуального объединения учащихся "Физика в задачах
    рабочая программа (10 класс) на тему

    Галалюк (Мазарчук) Виолетта Владимировна

    Программа разработана для учащихся 10 классов и позволяет углубить знания по физике благодаря решению задач повышенного и высокого уровня сложности по предмету

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_fizika_v_zadachah_10_klass.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    «Общеобразовательная гимназия № 6»

    «Рассмотрено»

    на заседании научной кафедры
    ________________________
    ________________________
    Протокол № ___

    от __»___________200___г.

    Руководитель НК

    _____________ (_________)

    «Согласовано»


    заместитель директора по УВР
    _____________/______________/
         «___»____________20____г.

    «Утверждаю»


    приказ № ___
    от «__»__________200___г.
    директор
    ____________/В.А Уткин


    ПРОГРАММА

    творческого объединения учащихся 10-ых классов

    «Физика в задачах»

    на 2011 - 2012 учебный год

    Составитель:

    Галалюк Виолетта Владимировна,

    учитель физики

    высшей квалификационной категории

     









    г. Архангельск
    2012 год


    Пояснительная записка

    Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей.

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

    Олимпиады являются традиционной, устойчивой и популярной формой работы с одаренными детьми. Эта форма образования позволяет детям соревноваться с самими собою, последовательно продвигаясь к достижению желаемого уровня вне контекста школьных отметок. Олимпиады организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время в России проводятся школьные, городские, областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике.

    Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.

    1-й тип задач использует условный мир идеализированных моделей: материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. Д.

    Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.

    2-й тип — это задачи, приближенные к практике, родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. П. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.

    3-й тип — экспериментальные задания. Экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения, необходимо провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ. Выполнение данного типа заданий требует хорошо ориентироваться в научных методах познания.

    Подготовка к олимпиадам и участие в них воспитывают у учащихся научное мировоззрение, развивают определённые навыки, которые позволяют более качественно и продуктивно заниматься учебным трудом на всех ступенях обучения:

    • умение работать в коллективе
    • умение самостоятельно повышать свой образовательный уровень
    • способность быстро осваивать новые технологии и осуществлять исследовательскую деятельность
    • умение правильно распределять свое время, выделять главное и второстепенное
    • умение работать с научной литературой
    • ответственное отношение к результатам своего труда
    •  критическая самооценка.

    Основная  цель данного курса состоит в приобщении к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, оказание помощи в развитии их талантов, расширении их представления о том, чем занимаются современные научные лаборатории, вовлечении ребят в научно-исследовательскую деятельность.

    Для реализации данной цели в рамках данного курса ставятся следующие  задачи:

    • развитие логического мышления учащихся
    • обучение основным методам и подходам решения олимпиадных задач
    • развитие знаний учащихся об основных методах научного познания, необходимых для реализации исследовательской деятельности по физике (наблюдении, измерении, моделировании, анализе, эксперименте)
    • развитие познавательного интереса к изучению физики

    Занимаясь в рамках данной программы, учащиеся должны знать:

    • особенности решения олимпиадных задач по физике;
    • сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации  учебных исследований по физике (наблюдения, измерения, моделирования, анализа, эксперимента), а также понимать диалектическую связь между ними.

    Школьники также должны уметь:

    • находить пути решения олимпиадных задач на пройденные темы;
    • уметь решать поставленные перед ними практические задачи.

    Календарно – тематическое планирование

    Тема занятия

    1

    Типы физических задач

    2

    Правила и приемы решения физических задач

    3

    Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению)

    4

    Равноускоренное движение

    5

    Динамика материальной точки. Поступательное движение

    6

    Динамика вращательного движения

    7

    Статика.

    8

    Механика жидкостей и газов. Гидростатика

    9

    Импульс тела. Энергия тела. Законы сохранения импульса и энергии

    10

    Закон всемирного тяготения

    11

    Колебания. Волны. Звук

    Список литературы

    1. Горшковский В. Польские физические задачи. – М.: Мир, 1982.
    2. Шаскальская М.П. Сборник избранных задач по физике. – М.: Наука, 1967.
    3. Зубов В.Г., Шальнов В.П. Задачи по физике. – М.: Наука, 1975
    4. Пинский А.А. Задачи по физике. – М.: Наука, 1977
    5. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11 – М.: Просвещение, 2011
    6. Методическая подборка олимпиадных заданий прошлых лет
    7. Мякишев Г.Я,  Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10. – М.: Просвещение, 2009.
    8. Мякишев Г.Я,  Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11. – М.: Просвещение, 2009.
    9. Глазунов А.Т., Кабардин О.Ф., Малинин А.Н., под редакцией Пинского А.А. Физика. Учебное пособие для 11 кл. школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 1995
    10. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е., под редакцией Пинского А.А. Физика. Учебное пособие для 10 кл. школ и классов с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 1995


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеллектуальная викторина «Решение филологических задач».

    Учебный предмет:      русский язык.Уровень образования школьников.     Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образ...

    Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

    Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

    Программа интеллектуального объединения учащихся "В мире сложных задач"

    Программа разработана для учащихся 8 класса и нацелена на углубленное изучение физики через решение экспериментальныъ олимпиадных задач...

    Рабочая программа детского объединения "Физика в задачах" дополнительного образования

       Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.  ...