Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
рабочая программа (7 класс) на тему

Новикова Татьяна Николаевна

Пояснительная записка.

   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон года. Поэтому  вязание  перестало быть хобби и превратилось в повседневную потребность большинства женщин. Многие женщины познали мастерство вязания, учась у мам и бабушек, другие же делали это самостоятельно на основе книг по рукоделию. Детям самостоятельно изучать вязание по книгам – сложно, именно поэтому была разработана программа углублённого изучения вязания вручную и на вязальной машине  для детей школьного возраста.

На занятиях по программе базового уровня воспитанники уже научились вязать простые изделия и простые переплетения. Углублённый курс предлагает воспитанникам освоить комбинированные переплетения, состоящие из двух – трёх простых переплетений, научиться вязать отделочные детали: карманы, воротники, пояса, капюшоны и планки. Подробно рассказывается, как устранить дефекты вязания, как оформить край изделия. Воспитанники учатся разбираться в стилях одежды. Ведь в мире моды, часто изменчивом и капризном, внимание к трикотажным изделиям никогда не угасало, менялись лишь фасоны – от мини до макси.

 Для того чтобы связать изделие – необходим чертёж с точным расчётом количества петель и рядов. В этой программе предусмотрены занятия по самостоятельному расчёту простого изделия воспитанниками под руководством преподавателя.  На занятиях воспитанники самостоятельно снимают мерки, и на их основе строится чертёж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uglublyonnyy_uroven.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» посёлка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

                                                                             программа утверждена

                                                                        директором МБУДО

                                                                                  «Дом детского творчества»

                                                                   пос. Мостовского

                                                                   Ж.А.Тупичкиной

                                                                                    «_._.20_г.» № протокола __

Образовательная программа

детского объединения «Современное вязание»

Адресат программы: дети 9 – 14 лет.

Срок реализации: 1год

Углублённый  уровень

             Программа разработана Т.Н. Новиковой -  педагогом

                                 дополнительного образования

 

п.г.т Мостовской

2015год

                                   1. Пояснительная записка.

   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон года. Поэтому  вязание  перестало быть хобби и превратилось в повседневную потребность большинства женщин. Многие женщины познали мастерство вязания, учась у мам и бабушек, другие же делали это самостоятельно на основе книг по рукоделию. Детям самостоятельно изучать вязание по книгам – сложно, именно поэтому была разработана программа углублённого изучения вязания вручную и на вязальной машине  для детей школьного возраста.

На занятиях по программе базового уровня воспитанники уже научились вязать простые изделия и простые переплетения. Углублённый курс предлагает воспитанникам освоить комбинированные переплетения, состоящие из двух – трёх простых переплетений, научиться вязать отделочные детали: карманы, воротники, пояса, капюшоны и планки. Подробно рассказывается, как устранить дефекты вязания, как оформить край изделия. Воспитанники учатся разбираться в стилях одежды. Ведь в мире моды, часто изменчивом и капризном, внимание к трикотажным изделиям никогда не угасало, менялись лишь фасоны – от мини до макси.

 Для того чтобы связать изделие – необходим чертёж с точным расчётом количества петель и рядов. В этой программе предусмотрены занятия по самостоятельному расчёту простого изделия воспитанниками под руководством преподавателя.  На занятиях воспитанники самостоятельно снимают мерки, и на их основе строится чертёж.

В программу курса входит углублённое изучение вязальной машины  Нева – 5, возможность осуществления воспитанниками мелкого ремонта        (замена поломанной  иглы).

     Вязание на вилке пользуется заслуженным спросом у учащихся. Ведь научившись этой не сложной технике можно связать салфетку за 2 часа. А ажурный воротник, связанный на вилке займёт своё достойное место в гардеробе.

Раздел «Вышивка по трикотажному полотну» предлагает воспитанникам не только научиться совмещать в одном изделии различные техники вышивки (Гладь, Рококо, отделочные швы) но и освоить новую технику «Вышивка по петлям».

Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует развитию творческих способностей воспитанников. С основами валяния дети уже знакомы. С  помощью этой техники воспитанники изготавливают более сложные картины, игрушки и настенные панно. Изделия получаются ещё интереснее, если применить технику мокрого валяния, с использованием мыльного раствора.

     Несколько занятий  посвящено «Ковроткачеству». Это ещё один интересный раздел программы. При  ковроткачестве специальная игла протыкает плотную ткань, образуя ворс из пряжи для вязания. Рисунок получается односторонний. С помощью этой техники можно изготовить коврик и декоративное панно.  В результате изделия  получаются необычайно красивыми и рельефными. Воспитанники самостоятельно, используя раннее полученные знания, изготавливают декоративное панно.

 Новизна программы заключается в углублённом изучении различных техник. Кроме этого воспитанники получают больше времени для практической работы на занятиях. Вследствие чего происходит приобретение специальных теоретических и практических знаний по основам композиции, цветоведения, материаловедения, технологии изготовления различных предметов декоративно-прикладного творчества.

      Актуальность программы: овладевая навыками комбинирования различных переплетений и технологий  при выполнении деталей изделия, воспитанники учатся азам профессии: «модельер трикотажных изделий».

     Оригинальность программы: создание необходимых условий для личностного развития воспитанников, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

 На занятиях применяются следующие педагогические технологии:

  • Личностно – ориентированные;
  • Игровые технологии;
  • Технологии «Свободного воспитания»;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ;
  • Технологии проектного обучения.

        

  • 1.2. Цель и задачи программы.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: содействие развитию у обучающихся личностных компетенций в условиях самостоятельной работы.

Задачи программы:

  • развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
  • предоставить возможность учащимся в получении дополнительных теоретических знаний и практических навыков;
  • расширять практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности, чувственно-эмоциональную сферу учащихся и художественный вкус, социальный опыт средствами творческой деятельности;
  • выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся;
  • профессиональная ориентация учащихся.

                              Сроки реализации программы.

        Программа детского объединения – модифицированная, углублённого уровня.  Программа рассчитана на обучение и воспитание учащихся 9 – 14 лет. Основной контингент – девочки. Количество воспитанников в группе 8 – 10 человек. Срок реализации программы – 1 год.

                                  Форма и режим занятий.

      Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 3 часа (216 часа  в год). Состав групп – разновозрастной.

     Формы проведения занятий: традиционное, вводное, практическое, занятие ознакомления, комбинированное, коллективное творческое дело.

      Методы проведения занятий: репродуктивный, словесный, практической работы, исследовательский, проблемного обучения, игровой и другие.

                 

             1.3.Содержимое.

                        Учебно – тематический план

 №

 п/п

                              Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

 1

Вводное занятие

     3

      -

    3

 2

Устройство вязальной машины и уход за нею

     1

      1

    2

 3

Вязание образцов сложных переплетений, деталей отделки.

    15

     25

   40

 4

Вязание простых изделий разными способами

     9

     75

   84

 5

Способы отделки и оформления изделий

    1

     11

   12

 6

Моделирование и вывязывание сложных изделий

    3

     33

   36

 7

Моделирование и изготовление сувениров в технике «Валяние»

    1

     17

   18

 8

Моделирование и изготовление сувенира в технике «Ковроткачество»

    2

     16

   18

 9

Итоговое занятие

    3

      -

    3

 

Всего

    38

     178

   216

                                   Содержание разделов программы

       Тема 1. Вводное занятие (3 ч.)

        Теория: Общие организационные сведения. Материалы и приспособления для вязания. Модные тенденции в трикотажных изделиях.

       Тема 2. Устройство вязальной машины (2 ч.)

        Теория: Повторение и закрепление материала об устройстве вязальных машин. Правила техники безопасности при работе на машине. Организация рабочего места при работе на машине. Зачёт.

        Практика: Уход и мелкий ремонт  вязальной машины. Зачёт.

      Тема 3. Вязание образцов сложных переплетений, деталей отделки (40 ч.)

      Теория: Повторение материала об основных приёмах вязания. Вязание сложных узоров, состоящих из нескольких переплетений. Техника безопасности при работе с утюгом. Моделирование отделочных деталей: карманы, планки, бейки, капюшоны.

       Практика: Вязание образцов переплетений. Условные обозначения, зарисовка схем. Способы соединения деталей. Практическая работа №1. Конструирование отделочных деталей: карманы, планки, бейки, воротники, капюшоны.

     Тема 4. Вязание простых изделий разными способами (84 ч.)

     Теория: Краткие сведения о переплетениях связанных крючком. Моделирование сувенира.

      Практика: Изготовление сувенира (вязание образца, построение чертежа, влажно – тепловая обработка и сборка). Вязание изделия на вилке. Изготовление изделия в технике «Печворк». Вязание ажурного воротника.

      Тема 5. Способы отделки и оформления изделий (12 ч.)

       Теория: Современные тенденции в оформлении трикотажных изделий. Вышивка по петлям. Отделка тесьмой, бисером, стразами, стеклярусом. Правила влажно – тепловой  обработки отделки трикотажных изделий.

       Практика: Подбор узора для отделки. Зарисовка схемы. Вышивка, влажно – тепловая обработка вышивки по трикотажу. Практическая работа № 2

       Тема 6. Моделирование и вывязывание сложных, комбинированных изделий (36 ч.)

        Теория: Технологические особенности вязания выбранного изделия, технологические особенности сборки и отделки изделия, особенности влажно – тепловой обработки изделия.

        Практика: Снятие мерок, вязание образцов и расчёт параметров переплетений; построение чертежа изделия (ажурный джемпер, носки), влажно – тепловая обработка изделий, сшивание деталей. Вязание и отделка по выбору. Зачёт. Выставка.

        Тема 7. Моделирование и изготовление изделий из шерсти в технике «Сухое валяние» (18 ч.)

         Теория: Технологические особенности работы с шерстью для валяния. Правила техники безопасности при работе с иглами для валяния. Организация рабочего места для изготовления изделий из шерсти.

         Практика: Изготовление картины из шерсти. Изготовление сувенира (валяние деталей сувенира, их соединение и отделка). Выставка.

        Тема 8. Моделирование и изготовление сувенира в технике «Ковроткачество» (18 ч.)

        Теория: Технологические приёмы выполнения деталей сувенира в технике «Ковроткачество». Правила техники безопасности при работе с иглами для ковроткачества. Организация рабочего места для изготовления сувенира.

         Практика: Изготовление сувенира. Выставка.

        Тема 9. Итоговое занятие (3 ч.)

Анализ работ учащихся. Подведение итогов. Организация и оформление выставки.

Этапы педагогического контроля.

п/п

Сроки

контроля

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы контроля

1.

Сентябрь

Мелкий ремонт вязальной машины. Правила ТБ при работе на вязальной машине.

Зачет по ТБ.

2.

Октябрь

Технологические особенности вязания комбинированных переплетений, орнамента.

Моделирование и вязание носков на машине

Изготовление образцов.

Зачёт по теории и практике

3.

Ноябрь

Моделирование и конструирование отделочных деталей.

Практическая работа № 1

4.

Декабрь

Моделирование и конструирование сувенира.

Технологические особенности вязания изделий в технике «Пэчворк»

Выставка

Работа по схемам

5.

Январь

Правила выполнение вышивки по трикотажу  в различных техниках

Практическая работа № 2

6.

 

Февраль

Моделирование и вязание ажурного воротника

Зачет по теории и практике.

7.

Март

Технологические особенности изготовления изделий в технике «Валяние»

Выставка

8.

Апрель

Май

Технологические особенности изготовления сувенира в технике «Ковроткачество»

Моделирование и вязание летнего ажурного джемпера.

Выставка

Выставка, показ моделей.

        1.4.Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

         К концу учебного года  учащиеся приобретут углублённые знания:

- по  мелкому ремонту  вязальной машины (замена иглы);

- по технике безопасности с инструментами для валяния и ковроткачества;

- по технологии вязания  крючком и на вязальной машине   сложных переплетений и деталей изделия;

- по этапам разработки сложных моделей;

- по технологии обработки, отделки и сборки сложных изделий.

          Учащиеся приобретут навыки:

- самостоятельной работы по мелкому ремонту вязальной машины (замена поломанной иглы);

- выполнения сложных трикотажных швов;

- самостоятельно снимать мерки и строить чертеж изделия  под руководством преподавателя;

- самостоятельно вязать и отделывать сложные изделия.

       Учащиеся приобретут опыт работы в  чтении и зарисовке схем сложных переплетений. Смогут транслировать продукты познавательной деятельности через участие в выставках и конкурсах разного уровня.

                     2.1. Условия реализации программы.

          Для успешной реализации программы необходимы:

-- светлое, просторное помещение;

-- соблюдение санитарно – гигиенических, эстетических требований;

-- наличие вязальных машин, инструмента и материалов для работы;

-- желание детей заниматься.

         2.2.Формы аттестации (диагностики) результатов обучаемости детей.

  В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся:

- устный фронтальный опрос;

- самостоятельная работа;

- практические работы;

- зачёты по теории и практике;

- выставки готовых изделий;

- самостоятельная работа с карточками и схемами;

- открытые уроки;

-первичная, промежуточная и итоговая аттестации.

2.3. Оценочные материалы – диагностика.

        Программой предусмотрен  педагогический анализ результатов опросов, самостоятельных работ, зачётов, участия в выставках и конкурсах. Кроме этого применяется начальная, промежуточная и итоговая диагностика.

Протокол

промежуточной аттестации учащихся МБУДО «Дом детского творчества» пос. Мостовского за 201_  – 201_  учебный год.

Название детского объединения____________________________________

Номер группы___________

Год обучения________

Педагог ____________________________________

Фамилия, имя учащегося

Уровень на начало учебного года

Уровень в середине учебного года

Уровень на конец учебного года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

            Оценочный   лист.    Группа №__   __ год обучения

п\п

ФИ ребёнка

Виды пряжи,значки

ТБ на вяз.

Машине, с

иглами, крючком,

ножницами,  утюгом

Вязание крючком

Валяние

Ковроткачество

Вязание на машине

Дефекты полотна

переплетения

Вязание на вилке

Вышивка по

трикотажу

Сшивание

Творческие

достижения

                   Выполняю с помощью педагога

        Выполняю сам

        Придумываю сам

        Придумываю сам и сам выполняю

        Знание теории

            Протокол

 итоговой аттестации воспитанников МБУДО «Дома детского творчества» пос. Мостовского

за 201_ – 201_ учебный год.

Название детского объединения____________________________________

Номер группы___________

Количество учащихся__________  Год обучения_______

Дата аттестации_________________________

Педагог ________________________________________________________

Фамилия, имя учащегося

Усвоение программы

Уровень выполнения заданий

Умение работать с материалом

Владение понятиями и технологией

Выполнение практических заданий

Применение

полученных

знаний

Зам директора по УВР                                                         И.В. Кравченко

                     

Педагог                                                                                 Т.Н.Новикова                        

                    Методические пояснения по организации занятий.

          Процесс обучения условно разбивается на два этапа:

  1. Учебно – практический: повторение и закрепление полученных знаний.
  2. Углублённого изучения и совершенствования техники исполнения.

         Этапы обучения различаются стоящими задачами, объёмом получаемой информации и качеством её усвоения.

          Результатом обучения является – самостоятельная работа с книгами и журналами, моделирование будущих изделий, вывязывание сложных, комбинированных изделий, углублённое освоение  техник: «Сухое и мокрое валяние», «Ковроткачество». В этот год проявляется пик творческой активности, всё своё мастерство учащиеся вкладывают в свою творческую работу.

        Занятия состоят из теоретической и практической частей. В ходе теоретических занятий воспитанники активно работают с вспомогательной литературой,  ищут новые идеи в интернете. Сами разрабатывают эскизы будущих изделий, подбирают материал и технику исполнения. При этом на занятиях выделяется время для повторения пройденного раннее материала: условные обозначения на схемах, термины, технологические особенности изготовления переплетений и пр.

       В ходе практических занятий воспитанники выполняют образцы переплетений и деталей отделки, отрабатывая технику вязания и технологические операции обработки изделий, что позволяет обеспечить их хорошее  качество. Они вяжут разнообразные изделия: сувениры, игрушки, джемперы, носки, воротники, салфетки и другие предметы интерьера. Практической работе в программе отводится значительно  больше учебного времени, так как углублённое овладение навыками вязания – обязательное условие успешного выполнения программы. В ходе практической работы перед воспитанниками ставится цель не только аккуратно выполнить задание, но и выполнить все этапы процесса с соблюдением технологии изготовления.

         Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, игра, творческая мастерская, интегрированное, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний, выставки, комбинированное, мастер – класс.

Методы и приёмы организации образовательного процесса: словесный (лекция, беседа, изложение и анализ текста); наглядный (показ презентаций, наблюдение, просмотр, исполнение и другое); практический (тренинг, упражнение,  творческая работа и другое).

Методика преподавания: вариативная, зависит от характера материала, состава обучающихся, ситуации обучения.

         Особой популярностью пользуются комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с учащимися и виды деятельности.

         Стимулируют интерес к обучению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, ребусов, конкурсов и т.д.

      На занятиях педагог использует следующие педагогические технологии:

- информационно – коммуникационную;

- личностно - ориентированную;

- здоровьесберегающую технологию;

- технологию воспитания на основе системного подхода;

- технологию «Ситуация успеха»;

- технологию управления познавательным процессом;

- технологию свободного воспитания.

       Воспитанники на занятиях дополняют и углубляют первичные сведения, которые затем складываются в систему эстетических знаний, как и собственные художественно-практические навыки. В дальнейшем подростки овладевают языком различных видов прикладного - творчества, что дает возможность самостоятельного постижения искусства, а также создания предпосылок для собственной художественной деятельности. А учащиеся старших классов приходят к полноценной социокультурной самоидентификации, на основе которой складываются определенные приоритеты в профессиональной деятельности.

      Метод  индивидуального подхода на занятиях создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей каждого учащегося объединения; с учётом уровня теоретической и практической подготовки, воспитанникам даётся возможность выбора задания по силам. Именно индивидуальный подход в обучении даёт раскрыться и утвердиться «трудному подростку», болезненному ребёнку, социально незащищённому, замкнутому в себе.

         Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с простых изделий, изготовленных на первых занятиях, заканчивая моделированием и изготовлением собственного выставочного или конкурсного изделия в конце года.

         Особое внимание уделяется правилам безопасных приёмов труда с оборудованием и инструментами, гигиены и санитарии, которые разнообразят деятельность и  повышают интерес детей.

         Немаловажную роль играет совместная деятельность учащихся и педагога в  изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, карточек, схем – описаний, папок по отдельным темам, фотоальбомов.

  В программе данного курса уделяется внимание экскурсиям, прогулкам, где воспитанники объединения познают окружающий мир, знакомятся с различными видами художественного и декоративно – прикладного искусства.

          Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно – массовых мероприятиях образовательного учреждения.

                             3.Список литературы

Список литературы, рекомендуемый  для педагога.

 1. «Рукоделие в начальных классах». Гукасова А.М. Москва Издательство «Просвещение» 1985 г.

 2. «Вязание на ручной машине». Загребаева А.А., Москва, Легпромбытиздат, 1989 г.

 3. «Машинное вязание»  Балашова М.Я. Жукова Т.Н. Минск «Издательство АСТ» 2001 г.

 4. «Искусство вязания» Пушилина Л.В.  Москва «Вече» 2003 г.

 5. «Альбом узоров для вязания на машинах». Дудаль Г.А. Рекламэкспорт, 1991 г.

 6. Журналы по вязанию: «Сандра», «Вверена»,  «Лапушка», «Валя- Валентина»,  «Вязание»,  «Золушка», «Diana», «Ваше хобби- вязание».

 7. «Вяжем купальники, топики, шляпки, сумочки».   Артемьева Г. Лениздат, г. Санкт- Петербург, 2005г.

 8. «От А до Я. Техника «Рококо». Издательский дом Ниола 21-й век, 2004 г.

 9. « 100 вязанных идей». ЗАО «Издательство «Газетный мир», г. Нижний Новгород, 2010г.

10. «Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами». РИПОЛ классик, г.Москва, 2011г.

11. «Забавные вязаные игрушки» А.М.Диченкова Ростов – на – Дону «Феникс» 2006 г.

12. «Цветы из войлока и фетра» А.Зайцева Эксмо Москва 2011г.

13. «Фильц. Валяные фигурки животных» Е.Курчак Л.Заяц Эксмо Москва 2012г.

14. «Картины из шерсти» О.А.Мишанова Москва «Суфлёр» 2014г.

15. «Вязаные закладки» С.Забелина Москва «АСТ – ПРЕСС» 2015г.

Список литературы, рекомендуемый  для учащихся.

1.Журналы по вязанию: «Сандра», «Вверена»,  «Лапушка», «Валя- Валентина»,  «Вязание»,  «Золушка», «Diana», «Ваше хобби- вязание».

2. « Мягкая игрушка» Белова Н.Р. Москва  Издательский Дом « Рипол классик» 2002 г.

     3.«Вяжем купальники, топики, шляпки, сумочки».   Артемьева Г.

       Лениздат,  Санкт- Петербург, 2005г.

4.Ткаченко Т., Стародуб К. Мягкая игрушка для начинающих. Ростов-на-

      Дону, Издательский Дом «Владис», М, Издательский Дом «РИПОЛ

      классик», 2005г.

      5.Диченскова А.М. «Забавные вязаные игрушки», г. Ростов-на-Дону

 «Феникс», 2006г.

      6. Офицерова С.В. «Вязанные игрушки», г.Москва «АСТ-ПРЕСС», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей «Самбо» (срок реализации 7 лет) возраст детей с 6 лет

Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальны...

Программа дополнительного образования детей «Самбо» (срок реализации 7 лет) возраст детей с 6 лет

Дополнительная образовательная программа «САМБО» разработана для обучающихся 7 – 17 лет. Программа рассчитана на 7 лет обучения и предусмотрена для обучающихся, как имеющих так и не имеющих специальны...

Сценарий открытого занятия в детском объединении «Современное вязание».Изготовление нитяных кукол – мартиничек

Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол.Задачи:1.     Познакомить воспитанников с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека.2....

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Баскетбол» Срок реализации программs 2 года

Программа дополнительного образования "Баскетбол", рсчитанная на два года,В представленном материале расписан первый год обучения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...