Сценарий открытого занятия в детском объединении «Современное вязание».Изготовление нитяных кукол – мартиничек
методическая разработка (5 класс) на тему

Новикова Татьяна Николаевна

Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол.

Задачи:

1.     Познакомить воспитанников с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека.

2.     Воспитывать любовь и чувство сопричастности к народным традициям.

3.     Развивать мелкую моторику в процессе изготовления куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_-_kukly_martinichki.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого занятия в детском объединении «Современное вязание».

Место проведения: Дом детского творчества пос. Мостовского.

Дата проведения: 20.10.2015год.

Тема: Изготовление нитяных кукол – мартиничек.

Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол.

Задачи:

  1. Познакомить воспитанников с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека.
  2. Воспитывать любовь и чувство сопричастности к народным традициям.
  3. Развивать мелкую моторику в процессе изготовления куклы.

Оборудование: образцы пряжи, методические пособия, компьютер.

Ход занятия.

1.Организационный момент: приветствие, отметка посещаемости.

Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости сегодня у нас открытое занятие на тему… (кроме этого педагог объявляет цель и задачи, ставящиеся перед воспитанниками).

2.Основная часть.

    Сегодня вы познакомитесь с рукотворными обрядовыми куклами.  В далёкие времена почти с такими же куклами играли ваши прабабушки. В древности народ верил, что эти куклы приносят удачу и помогают человеку в повседневной жизни, поэтому с ними обращались бережно и аккуратно (педагог показывает воспитанникам куклы и рассказывает о них). Мать, или бабушка изготавливая куклу, загадывали желания, нашёптывали просьбы и тогда кукла служила оберегом, охраняя ребёнка от тёмных сил. Вот например самая простая куколка которую мать вешала над детской люлькой называлась –Кувадка.

Кувадка изготавливалась очень просто: брали два лоскута ткани, скатывали их в трубочку, больший лоскут складывают пополам, перетягивая чуть ниже нитками, чтобы получилась голова, ниже вкладываем трубочку ткани – руки, завязываем на краях нитки, чтобы получилось подобие ладошек. Эта кукла не только развлекала ребёнка, но и берегла её сон.

Следующая кукла, с которой я хотела бы вас познакомить называется – Столбушка.

Столбушка изготавливалась для ребёнка постарше, это кукла изготавливалась из чурбачка в платочке и сарафанчике. Чурбачок чаще всего брали берёзовый, т.к. берёза считается очень чистым и светлым деревом.

Вот эта кукла называется – Коляда.

Коляду делали из соломы, она символизирует богатство, хороший урожай. Куклу делали в святки, т.е. накануне Рождества. Колядовщики ходя от двора к двору, распевая колядки носили с собой куклу – Коляду, веря, что она принесёт богатство в дом.

А вот эта кукла – мальчик, называется – Крестец.

Крестец – представляет собой две палочки, связанные между собой крестом. На крестовину привязывались пёстрые ленточки. Эта кукла изготавливалась на Крещение, Крестец втыкался в снег рядом с прорубью, в которую окунаются, и служил для отпугивания болезней.

Посмотрите на эту куклу – Десятиручку.

Десятиручка – изготавливалась из лыка или соломы, у неё обязательно плелась коса, и имелось десять рук. Кукла являлась символом рукодельниц, а такое количество рук должно помогать хозяйке во всех делах.

Познакомьтесь со следующей куклой это – Крупеничка.

Крупеничка – представляет собой холщёвый мешочек с гречкой, ей завязывали платочек и одевали фартук. Эта кукла символизировала богатство в доме, обилие продуктов и разнообразие блюд на столе. Ребята, а вы обратили внимание, что все куклы не имеют лица. Это не просто так, народ верил, что тогда кукла не расскажет никаких секретов, т. е. оберегает хозяина.

А вот про ещё одну куклу – Масленицу я хотела бы спросить у вас, кто делает дома такую куклу и как она выглядит?

Динамическая пауза.

     Давайте немного отдохнём и покажем движениями историю, которую я буду рассказывать (педагог называет имена воспитанниц, а они загибают пальчики). Жили – были дружные подружки: Дашенька да Настенька, Женечка и Любочка, а ещё Полиночка, Ирочка с Эвелиночкой, чуть про Катюшу не забыли. Всех мы с вами посчитали? Дружно они жили (хлопают в ладоши). Друг друга любили   (обнимаются с соседом справа и слева). Хороводы водили (поворачиваются на месте). Сарафаны расправляли (руки разводятся в стороны) и друг другу помогали (хлопают по плечу). Отдохнули? Пора и за работу. Сейчас мы с вами  будем делать нитяные куклы – Мартинички.

Мартинички делали парными из белых и красных ниток. А кто мне скажет, в каком месяце делались такие куколки? (март) А как вы думаете, почему такие цвета ниток выбирались? (белые – зима, красные – лето, солнце) Правильно с этих кукол начинались весенне – летние праздники на селе, такие куколки развешивались на деревьях, весенний ветерок трепал их и люди верили, что так они приближают весну.

Прежде чем приступить к работе над куклами, вспомним правила ТБ при работе с ножницами (дети рассказывают правила ТБ). Молодцы, а теперь приступим к работе.

Педагог подробно показывает и объясняет процесс изготовления кукол – Мартиничек.

Молодцы ребята вы прекрасно справились с поставленной задачей.

3.Подведение итогов.

                  А теперь, чтобы подвести итоги сегодняшнего занятия проведём опрос.

  1. Поднимите руки, кто считает, что справился с поставленной задачей.
  2. А теперь поднимите руки, кто считает, что у него не получилось.
  3. А теперь поднимите руки те, кто затрудняется с ответом.            

             Замечательно, вы превзошли мои ожидания. А какие куклы вам понравились

            и запомнились? (дети отвечают)

            Наше занятие подошло к концу. Спасибо, нашим гостям за терпение, а вам  

            ребята за активность и знания. Спасибо, до новых встреч на следующем

            занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

технология проведения открытого занятия в детском объединении

Презентация по теме: Технология проведения открытого занятия в детском объединении"...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

открытое занятие в детском объединении "Живая логика" "Час весёлой математики"

Занятие проводилось в детском объединении дополнительного образования детей "Живая логика"...

Анализ открытого занятия в детском объединении «Между нами девочками»

Примерный анализ открытого занятия в учреждении дополнительного образования...

Сценарий открытого занятия "Путешестие на тучке по странам" для подготовительной группы детского сада

Интересный сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы....