Главные вкладки

    Сценарий открытого занятия в детском объединении «Современное вязание».Изготовление нитяных кукол – мартиничек
    методическая разработка (5 класс) на тему

    Новикова Татьяна Николаевна

    Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол.

    Задачи:

    1.     Познакомить воспитанников с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека.

    2.     Воспитывать любовь и чувство сопричастности к народным традициям.

    3.     Развивать мелкую моторику в процессе изготовления куклы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_-_kukly_martinichki.docx19.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий открытого занятия в детском объединении «Современное вязание».

    Место проведения: Дом детского творчества пос. Мостовского.

    Дата проведения: 20.10.2015год.

    Тема: Изготовление нитяных кукол – мартиничек.

    Цель: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол.

    Задачи:

    1. Познакомить воспитанников с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека.
    2. Воспитывать любовь и чувство сопричастности к народным традициям.
    3. Развивать мелкую моторику в процессе изготовления куклы.

    Оборудование: образцы пряжи, методические пособия, компьютер.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент: приветствие, отметка посещаемости.

    Педагог: Здравствуйте ребята и уважаемые гости сегодня у нас открытое занятие на тему… (кроме этого педагог объявляет цель и задачи, ставящиеся перед воспитанниками).

    2.Основная часть.

        Сегодня вы познакомитесь с рукотворными обрядовыми куклами.  В далёкие времена почти с такими же куклами играли ваши прабабушки. В древности народ верил, что эти куклы приносят удачу и помогают человеку в повседневной жизни, поэтому с ними обращались бережно и аккуратно (педагог показывает воспитанникам куклы и рассказывает о них). Мать, или бабушка изготавливая куклу, загадывали желания, нашёптывали просьбы и тогда кукла служила оберегом, охраняя ребёнка от тёмных сил. Вот например самая простая куколка которую мать вешала над детской люлькой называлась –Кувадка.

    Кувадка изготавливалась очень просто: брали два лоскута ткани, скатывали их в трубочку, больший лоскут складывают пополам, перетягивая чуть ниже нитками, чтобы получилась голова, ниже вкладываем трубочку ткани – руки, завязываем на краях нитки, чтобы получилось подобие ладошек. Эта кукла не только развлекала ребёнка, но и берегла её сон.

    Следующая кукла, с которой я хотела бы вас познакомить называется – Столбушка.

    Столбушка изготавливалась для ребёнка постарше, это кукла изготавливалась из чурбачка в платочке и сарафанчике. Чурбачок чаще всего брали берёзовый, т.к. берёза считается очень чистым и светлым деревом.

    Вот эта кукла называется – Коляда.

    Коляду делали из соломы, она символизирует богатство, хороший урожай. Куклу делали в святки, т.е. накануне Рождества. Колядовщики ходя от двора к двору, распевая колядки носили с собой куклу – Коляду, веря, что она принесёт богатство в дом.

    А вот эта кукла – мальчик, называется – Крестец.

    Крестец – представляет собой две палочки, связанные между собой крестом. На крестовину привязывались пёстрые ленточки. Эта кукла изготавливалась на Крещение, Крестец втыкался в снег рядом с прорубью, в которую окунаются, и служил для отпугивания болезней.

    Посмотрите на эту куклу – Десятиручку.

    Десятиручка – изготавливалась из лыка или соломы, у неё обязательно плелась коса, и имелось десять рук. Кукла являлась символом рукодельниц, а такое количество рук должно помогать хозяйке во всех делах.

    Познакомьтесь со следующей куклой это – Крупеничка.

    Крупеничка – представляет собой холщёвый мешочек с гречкой, ей завязывали платочек и одевали фартук. Эта кукла символизировала богатство в доме, обилие продуктов и разнообразие блюд на столе. Ребята, а вы обратили внимание, что все куклы не имеют лица. Это не просто так, народ верил, что тогда кукла не расскажет никаких секретов, т. е. оберегает хозяина.

    А вот про ещё одну куклу – Масленицу я хотела бы спросить у вас, кто делает дома такую куклу и как она выглядит?

    Динамическая пауза.

         Давайте немного отдохнём и покажем движениями историю, которую я буду рассказывать (педагог называет имена воспитанниц, а они загибают пальчики). Жили – были дружные подружки: Дашенька да Настенька, Женечка и Любочка, а ещё Полиночка, Ирочка с Эвелиночкой, чуть про Катюшу не забыли. Всех мы с вами посчитали? Дружно они жили (хлопают в ладоши). Друг друга любили   (обнимаются с соседом справа и слева). Хороводы водили (поворачиваются на месте). Сарафаны расправляли (руки разводятся в стороны) и друг другу помогали (хлопают по плечу). Отдохнули? Пора и за работу. Сейчас мы с вами  будем делать нитяные куклы – Мартинички.

    Мартинички делали парными из белых и красных ниток. А кто мне скажет, в каком месяце делались такие куколки? (март) А как вы думаете, почему такие цвета ниток выбирались? (белые – зима, красные – лето, солнце) Правильно с этих кукол начинались весенне – летние праздники на селе, такие куколки развешивались на деревьях, весенний ветерок трепал их и люди верили, что так они приближают весну.

    Прежде чем приступить к работе над куклами, вспомним правила ТБ при работе с ножницами (дети рассказывают правила ТБ). Молодцы, а теперь приступим к работе.

    Педагог подробно показывает и объясняет процесс изготовления кукол – Мартиничек.

    Молодцы ребята вы прекрасно справились с поставленной задачей.

    3.Подведение итогов.

                      А теперь, чтобы подвести итоги сегодняшнего занятия проведём опрос.

    1. Поднимите руки, кто считает, что справился с поставленной задачей.
    2. А теперь поднимите руки, кто считает, что у него не получилось.
    3. А теперь поднимите руки те, кто затрудняется с ответом.            

                 Замечательно, вы превзошли мои ожидания. А какие куклы вам понравились

                и запомнились? (дети отвечают)

                Наше занятие подошло к концу. Спасибо, нашим гостям за терпение, а вам  

                ребята за активность и знания. Спасибо, до новых встреч на следующем

                занятие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

    В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

    технология проведения открытого занятия в детском объединении

    Презентация по теме: Технология проведения открытого занятия в детском объединении"...

    Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

    Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

    открытое занятие в детском объединении "Живая логика" "Час весёлой математики"

    Занятие проводилось в детском объединении дополнительного образования детей "Живая логика"...

    Анализ открытого занятия в детском объединении «Между нами девочками»

    Примерный анализ открытого занятия в учреждении дополнительного образования...

    Сценарий открытого занятия "Путешестие на тучке по странам" для подготовительной группы детского сада

    Интересный сценарий непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы....