Главные вкладки

    Интеллектуальная викторина «Решение филологических задач».
    материал по русскому языку (11 класс) на тему

    Учебный предмет:      

    русский язык.

    Уровень образования школьников.     

    Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

    Форма работы:

    Внеурочная деятельность

    Цели игры:

    • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
    • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
    • содействовать формированию   положительной   мотивации  изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

    Задачи игры:

    • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
    • Формирование учебных и культурных навыков работы  с информацией;
    • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл viktorina_reshenie_filologicheskikh_zadach.docx28.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интеллектуальная викторина

    «Решение филологических задач».

     Поверь в себя! Проверь себя!

    Учебный предмет:      

    русский язык.

    Уровень образования школьников.    

    Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

    Форма работы:

    Внеурочная деятельность

    Цели игры: 

    • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
    • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
    • содействовать формированию   положительной   мотивации  изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

    Задачи игры:

    • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
    • Формирование учебных и культурных навыков работы  с информацией;
    • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

    Эти упражнения полезны для глаз, и  стимулируют умственную деятельность.

    • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
    • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
    • Глазами написать свое имя и фамилию
    • Глазами написать сегодняшнюю дату.

    Филологическая задача №1.

    Из истории русского языка. Двойственное число.

    Сколько чисел у существительного в русском языке?

    Конечно, два:  единственное  и множественное.  Но в древнерусском  языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении А. А. Фета

    * * * 

    На заре ты ее не буди,

    На заре она сладко так спит;

    Утро дышит у ней на груди,

    Ярко пышет на ямках ланит.

    И подушка ее горяча,

    И горяч утомительный сон,

    И, чернеясь, бегут на плеча

    Косы лентой с обеих сторон.

    А вчера у окна ввечеру

    Долго-долго сидела она

    И следила по тучам игру,

    Что, скользя, затевала луна.

    И чем ярче играла луна,

    И чем громче свистал соловей,

    Все бледней становилась она,

    Сердце билось больней и больней.

    Оттого-то на юной груди,

    На ланитах так утро горит.

    Не буди ж ты ее, не буди...

    На заре она сладко так спит!

    1842

    Филологическая задача №2.

    «Стословный список» Мориса Свадеша.

    Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка  исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста.  В каждом языке есть своя группа «слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?

    Филологическая задача №3.

      Этот удивительный эсперанто

    Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
    Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне
    (от греч. koine4 dialektos — «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто, созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто — «надеющийся») стал названием нового языка.  Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
    Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:

    Blankada velo unusola
     En la nebula mara blu’.

    Филологическая задача №4.

    Загадки и тайны филологии.

    Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом…

    Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?

    Филологическая задача №5.

    Какого цвета платье было на старой графине?

    Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака  бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».
    Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу:
    что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал.

    масака - ?                       беж - ?                   бордо - ?                хаки - ?      электрик - ?

    маренго - ?            терракот- ?                  фрез -?                 Кардинал- ?

    Филологическая задача №6.

    Тайны частей речи.

    Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
    По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному. Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания.  Правило для запоминания:

    В предложении глагол-сказуемое выражает основное действие,
    а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
    от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
    один хозяин – подлежащее, производитель действий.

    Ориентируясь на это правило, исправьте  ошибочные предложения.

    Филологическая задача №7.

    К истокам слова.

    Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?!
    – Ничего, – скажете вы.
    – Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню.
    Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...
    И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по
    Стране Этимологии. Итак...
    Термин
    этимология происходит от грече-ского etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
    Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить.
    Объясните происхождение слова близорукий?

    Задание «на закуску»:

    Воровские, преступные, профессиональные  жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …),  которые не положено знать всем тем, кому не положено.

    В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.

    Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?

    Узнали ли вы что–то  новое?

    Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором  покажите  своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач и отправить на указанный выше почтовый ящик вместе с вашей работой. Автор лучшего синквейна будет награжден поощрительным призом.

    ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

    Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

    Развитие интеллектуальных умений обучающихся в процессе решения химических задач на уроках химии.

    Модернизация процесса обучения химии коснулась переработки содержания химического образования. Это в свою очередь отразилось в поиске новых форм и методов обучения. В настоящее время необходима ...

    Решение дивергентных задач в системе педагогической поддержки интеллектуально одарённых учащихся

    Представлен собственный педагогический опыт по работе с одаренными детьми в рамках конкурсов  "Географическое пополнение"  и "Живая крата", в которых широко используются дивергентные задачи....

    УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

    На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

    Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

    Формирование навыков решения коммуникативной задачи и выработки индивидуального алгоритма принятия решения (problem-solving technique) в рамках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности

    Данная методическая разработка на примере конкретного урока рассмативает основные приемы формирования навыков решения коммуникативной задачи учащимися и выработки ими индивидуального алгорит...

    статья Развитие интеллектуальных умений учащихся при решении химических задач

    В данной статье рассмотрены общие вопросы методики решения расчетгых задач повышенного уровня сложности . и в приложении приводятся разработка заданий по данной теме...