Методика подготовки тяжелоатлетов в подготовительном периоде начального этапа обучения
статья на тему

Авраменко Никита Сергеевич

Статья предназначена для тренеров по тяжелой атлетике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

детско-юношеская спортивная школа «Триумф» города Нерюнгри

 (ДЮСШ «Триумф» г. Нерюнгри)

Статья

Методика подготовки тяжёлоатлетов

 в подготовительном периоде начального этапа обучения

Авраменко Никита Сергеевич

тренер-преподаватель 

г. Нерюнгри

2018 год

Исследования специалистов силовых видов спорта показали, что атлеты младших разрядов должны уделять должное внимание своему техническому мастерству и подготовить опорнодвигательный аппарат к специфической деятельности, присущей подъёму штанги в рывке и толчке. Именно в этот период основной задачей является развитие гибкости (подвижности) в плечевых, коленных и голеностопных суставах. Также атлет должен овладеть координацией и устойчивостью в подседе, укрепить локтевые и плечевые суставы в тех позах, которые характерны для рывка и толчка. Поэтому основное место в тренировках спортсменов младших разрядов занимают рывковые и толчковые упражнения, приседания со штангой на выпрямленных вверху руках, жим широким хватом из-за головы стоя или сидя (Ткачёв, 2005).

В начальный период спортивной подготовки штангистов особенно большое внимание необходимо уделять оптимальному планированию тренировочной нагрузки при занятиях с тяжестями, т.е. нагрузке в специальной подготовке. Продолжительность тренировочных занятий в этот период составляет 120 -150 мин, тренировки проводятся 3-4 раза в неделю.

По мере роста физических и функциональных возможностей организма юных атлетов тренировочная нагрузка в специальной подготовке постепенно увеличивается. Это связано с тем, что спортсмены уже в 15-16-летнем возрасте начинают участвовать в различных соревнованиях по тяжёлой атлетике, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к их физической и технической подготовленности (Л.С. Дворкин, 2006).

Подготовительный период создаёт «фундамент» спортивной формы и обеспечивает её непосредственное становление. Он обычно отличается наибольшим объёмом тренировочной нагрузки и особенно постепенным ростом интенсивности во вспомогательных упражнениях (Р.А. Роман, 1981; Л.С. Дворкин, 1982, 2005 и др.).

Задача подготовительного периода в этом и состоит. В этот период происходит приспособление организма к тренировочным воздействиям и достигается определённый (необходимый на данном этапе) уровень подготовленности атлета. Для этого тяжёлоатлету, обычно, достаточно 1 - 2 месяца, так как продолжительность подготовительного периода обычно не превышает эти сроки. В подготовительном периоде атлет совершенствуется не в технике классических, а в специально-вспомогательных упражнениях, проверяет в них спортивную форму, (поднимая штангу большого, субмаксимального и даже максимального весов в специально-вспомогательных упражнениях) (Ткачёв, 2005).

Задача основного периода — поддержать спортивную форму и обеспечить реализацию приобретённых возможностей в спортивных достижениях. Для основного периода характерны меньший объём нагрузок, но всё возрастающая интенсивность в классических упражнениях (Р.А. Роман, 1981, 1985).

В подготовительном периоде интенсивность постепенно, из месяца в месяц, возрастает. Это возрастание интенсивности наблюдается обычно параллельно с увеличением объёмов тренировки и происходит, в основном, за счёт специально-вспомогательных упражнений, вес штанги которых постепенно увеличивается, как и интенсивность выполняемой нагрузки в этих, специально-подготовительных упражнениях (Дворкин, 2006).

В основном периоде подготовки интенсивность специально-подготовительных упражнений постепенно снижают; интенсивность в классических упражнениях продолжает расти и достигает максимальных величин за месяц-полтора до соревнований (М.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев, 1969).

Во многих видах спорта для повышения интенсивности и объёма тренировочной нагрузки с целью активизации морфофункциональных перестроек в организме, увеличения запасов энергетических ресурсов и развития адаптационных реакций, стабилизирующих организм на функциональном уровне, иногда используется интервалъный метод тренировки. Основой данного метода является выполнение серии упражнений с одинаковой продолжительностью и постоянной интенсивностью, а также строгой регламентацией интервалов отдыха (В.Н. Платонов, 2004). Л.С. Дворкин указывает (2006), что высокая эффективность применения данного метода достигнута в тренировочном процессе следующих видов спорта: в легкой атлетике (А.П. Писуке, 1967; А.М. Зеленцов, 1969; В.М. Зациорский, 1970; В.В. Кузнецов 1970; В.Д. Полищук, 1976; Ю.В. Верхошанский, 1985,1988), в лыжных гонках (В.Н. Бухтияров, 1983), в плавании (А.А. Кашкин и др., 2004), в футболе (А.А. Кириллов, 1983).

Интервальный метод давно уже применялся в тяжёлой атлетике при выполнении вспомогательных упражнений в подготовительном периоде (А. Спасов, 1975), однако эффективность его применения в специализированных упражнениях соревновательного периода подготовки изучена недостаточно. В некоторой степени это обусловлено сложившимся мнением о том, что применение интервального метода характерно для развития выносливости спортсменов в циклических видах спорта. Поэтому решение задачи по выявлению способов рационального применения интервального метода при подготовке квалифицированных тяжёлоатлетов в соревновательном периоде макроцикла с целью развития их скоростно-силовых способностей является актуальным и необходимым условием повышения результативности в соревновательной деятельности у тяжёлоатлетов.

Под тренировкой принято понимать специализированный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Цель тренировки - обеспечить физическую, техническую, морально-волевую и другие виды подготовленности (Ю.В. Верхошанский, 1993).

Физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей человека, развитие его физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и др.; техническая подготовка - на формирование определенных двигательных навыков и их совершенствование, что представляет единый тренировочный процесс (Л.С. Дворкин, 2006).

В соответствии с общими требованиями для спортивных школ определяются и основные задачи для каждой учебной группы.

Для групп начальной подготовки:

Укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике выполнения тяжёлоатлетических упражнений, формирование интереса к тяжёлоатлетическому спорту, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков работы в качестве ассистента судьи, выполнение нормативов ОФП и III юношеского разряда.

Для учебно-тренировочных групп:

Дальнейшее укрепление здоровья, повышение уровня всесторонней и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и воспитание моральных, волевых качеств, изучение и совершенствование техники выполнения тяжёлоатлетических упражнений, приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях, приобретение начальных знаний и навыков тренера и судьи, выполнение нормативов I спортивного разряда.

Для групп спортивного совершенствования:

Дальнейшее повышение всестороннего физического развития, совершенствование качеств, необходимых тяжёлоатлетам, совершенствование техники тяжёлоатлетических упражнений, повышение уровня волевых качеств и психологической подготовленности, приобретение соревновательного опыта, получение званий тренера-общественника и судьи по тяжёлой атлетике, подтверждение нормативов I спортивного разряда и выполнение нормативов КМС и МС России.

Для групп высшего спортивного мастерства:

Дальнейшее совершенствование уровня общей и специальной физической подготовленности, совершенствование технического мастерства тяжёлоатлетов с учётом их индивидуальных анатомо-морфологических особенностей и специфических качеств, необходимых для выполнения рывка и толчка штанги, повышение соревновательного опыта, дальнейшее развитие волевых качеств и психологической подготовленности к участию в ответственных соревнованиях, совершенствование знаний и навыков тренера и судьи, получение звания судьи II - 1-й категории, подтверждение нормативов МС, выполнение норматива МСМК.

Примечание. Для перевода из одной учебной группы в другую учащиеся сдают в конце учебного года контрольные нормативы.

На основании многолетних исследований Л.С. Дворкин (2006) остановился на следующем варианте возрастной периодизации при планировании поэтапной подготовки молодых тяжёлоатлетов:

УТГ - 1 (8-9 лет) - первый младший школьный возраст; УТГ - 2 (10-12 лет) - второй младший школьный возраст; УТГ - 3 (13 -14 лет) - первый подростковый возраст; УТГ – 4 (15-16 лет) - второй подростковый возраст; УТГ -5(17-18 лет) - юноши; УТГ -6 (19-20 лет) - юниоры.

На основании данного возрастного деления учебно-тренировочных групп многолетнюю подготовку молодых тяжёлоатлетов разделили на следующие 6 этапов:

Первый этап - предварительная физическая и функциональная подготовка (8-9 лет);

Второй этап - базовая физическая и функциональная подготовка (10 -12 лет);

Третий этап - базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (13-14 лет);

Четвертый этап - углубленная базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (15-16 лет);

Пятый этап - завершающая базовая спортивная, психолого-функциональная подготовка (17-18 лет);

Шестой этап - базовая мастерская подготовка (19-20 лет).

Подготовка спортсменов высокого класса, начинается с детского возраста и строится строго по определенным этапам, где главное внимание уделяется выполнению тех задач, которые характерны для той или иной возрастной группы. По структуре такая подготовка юных тяжёлоатлетов состоит из шести этапов, отличающихся один от другого как соотношением ОФП и СФП, выполнением разрядных нормативов, так и применением определённых средств в тренировочном процессе (Л.С. Дворкин, 2003, 2006).

Чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больший удельный вес приобретает СФП. При наличии высокого спортивного мастерства даже ОФП должна иметь специальную направленность. Развитие физических качеств на этом этапе тренировки обеспечивается, преимущественно, занятиями избранным видом спорта или упражнениями, близкими к нему по структуре и по физиологическому эффекту. Так, А.Н. Воробьев (1988) указывает, что ОФП не может заменить специальную работу в конкретном виде спорта. Специфика вида мышечной деятельности отражается как на функциональных, так и на морфологических особенностях организма спортсмена. Каждый конкретный вид спорта формирует специальную морфофункциональную гармонию. Для тяжёлоатлета эта гармония выражается в развитии силы мышц.

Исследования юных тяжёлоатлетов, проведённые Б.Е. Подскоцким, М.Г. Лукьяновым, А.И. Фаламеевым и другими специалистами (Л.С. Дворкин, 2005), показали эффективность всестороннего физического развития в период начальной подготовки и при дальнейшей специализации. Поэтому при планировании учебного времени в тренировочном процессе юных штангистов наряду с СФП большое внимание уделяется ОФП. Если проследить, как изменялось отношение авторов программ по тяжёлой атлетике на распределение учебных часов на ОФП и СФП, то, например, Б.Е. Подскоцкий в 1968 году на занятия ОФП в группе начальной подготовки отводил 104 ч, а на СФП - 182 ч в год; в 1974 году А.И. Фаламеев - соответственно 130 и 306 ч; А.Д. Ермаков в 1981 году — 170 и 414 ч в год; В.Ф. Скотников, В.Е. Смирнов, Я.Э. Якубенко в 1995 году -180 и 175 часов. Вот такие мнения специалистов тяжёлоатлетического спорта разноречивые (Л.С. Дворкин, 2006).

Список литературы:

Воробьёв А.Н. Тяжелоатлетический спорт [Текст]: очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьёв. - М.: Физическая культура и спорт, 1911. - 253 с.

Верхошанский, Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методологии спортивной тренировки [Текст] / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 21 - 28.

Лукьянов, А.Т. Тяжёлая атлетика для юношей [Текст]: учеб. пособие / А.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1969. - 240 с.

Роман, Р.А. Тренировка тяжёлоатлета [Текст] / Р.А. Роман. — М.: Физическая культура и спорт, 1986. – 174

Спасов, А. Интервальный метод для тренировки силы [Текст] / А. Спасов // Спорт за рубежом. - 1975. - № 17. - С. 7, 10 - 11.

Дворкин, Л.С. Тяжёлая атлетика [Текст]: учебник / Л.С. Дворкин. -М.: Советский спорт, 2005. - 598 с.

Дворкин, Л.С. Подготовка юного тяжёлоатлета [Текст]: учебное пособие / Л.С. Дворкин. — М.: Советский спорт, 2006. — 396 с.

Ткачёв В.В. Динамика развития тяжёлоатлетического спорта в нашей стране [Текст]: учебное пособие / В.В. Ткачёв. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2005. - 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня фонетической подготовки учащихся на начальном этапе обучения французскому языку как второму иностранному.

Примеры упражнений на повышение уровня фонетической подготовки учащихся на начальном этапе обучения французскому языку как второму иностранному....

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

Можно ли начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста в начальных классах? Какие возможности для этого предоставляют используемые нами УМК?  Эти вопросы я задала себе. Для этого снач...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методика «круговой тренировки» на начальном этапе обучения волейболу.

Для современной практики волейбола определенный интерес на начальном этапе обучения представляет применение метода «круговой тренировки», который успешно используется для решения задач физ...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...