Урок – сказка «Путешествие по станциям макраме».
план-конспект на тему

Мишенина Светлана Юрьевна
Урок – сказка «Путешествие по станциям макраме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_makrame.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Советский районный Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие».

Урок – сказка

«Путешествие по станциям макраме».

Автор:

педагог дополнительного образования

Мишенина С.Ю.

Советский -2014 г.

 Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

 Цели:  обобщить и закрепить  знания, полученные на занятиях кружка ,                                                        научить технике плетения узла «Кулачок».

Задачи:

- закрепить алгоритм плетения узлов;

- развить мелкую моторику рук;

- развить творческий потенциал, через проявление индивидуальности;  

- способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности

-воспитывать чувство взаимопомощи, любознательность, трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

-развивать интерес к макраме, художественный и эстетический вкус, воображение,   творческие способности,  фантазию.

     Возраст детей: дети школьного возраста (7-8 лет).

Продолжительность занятия-45 минут.

Тип занятия: комбинированный.

Форма организации  занятия:  групповая с элементами индивидуализации.

Форма проведения занятия – традиционное занятие

    Используемые методы обучения:

1. Объяснительно – иллюстративные методы:

рассказ – показ изделия,

беседа

                                                     Оборудование:

корзина с клубками разного цвета, клубочек с глазками и ртом, шляпка, цветочная полянка, два сундучка, булавки с круглыми головками, рабочие подушки,  два куска пенопласта, обтянутые  тканью голубого и зеленых цветов, нити разных цветов,  скрепки для крепления листьев и цветов, дерево на подставке, карточки со словами, рисунок узла «Кулачок».  Изделия, выполненные  в технике макраме.

От станции к станции ведут цепочки (дорожки) – «Зигзаг».    

 

    

Ход занятия

Педагог.  На занятиях кружка  мы  изучили  приемы узелкового плетения, освоили образование разных узлов, плели образцы. С увлечением создавали красивые и нужные изделия: панно, сувениры, украшения. При помощи обычной веревки и завязывании узелков  вы научились  создавать  настоящее чудо!  А сегодня мы с вами  отправляемся  в увлекательное путешествие по станциям «Макраме». А с кем будем путешествовать, вы узнаете,  если отгадаете загадку

                                    Кошка весело играет,

                                    Шарик по полу гоняет.

                                    Кто из вас быстрее скажет,

                                    Шарик как назвать из пряжи?

                                                                                       (Клубок)

Правильно.  Мы отправляемся в путешествие вот с  этим красивым клубочком.

Педагог достает из корзины  клубок с   красивой шляпкой на голове и   показывает ребятам. Выходят две девочки. Первая  берет в руки клубок, любуется им и начинает его катать по столу, как бы играя с ним. Потом пускает его  так, чтобы он упал со стола на пол.

 Воспитанница.     Мой любименький клубок,

                       Ты куда помчался, скок?

                       Желтый, красный, голубой,

                       Не угнаться за тобой!

 (Вторая  воспитанница  поднимает  клубок,  одевает его на руку и от лица клубка путешествует с ребятами по станциям.)

Клубочек.                    Прыгну вниз и покачусь

                                       Вдруг на станцию примчусь…

Педагог.   Покатился  Клубочек по узкой  коричневой  дорожке. Все рассматривает  по сторонам. Все ему интересно! Вдруг  он уловил  тонкий  аромат цветов, остановился и осмотрелся.  Клубочек заметил небольшую цветочную  полянку  - станцию «Жозефина».  На ней  росло много ярких  и необычных цветов. Таких прекрасных  цветов он еще никогда не встречал в своей жизни!  

(Клубочек останавливается около  станции «Жозефина» и обращается к ребятам.)

Клубочек.        Эта станция, какая?

 Все (хором).   Это  наша  узловая.

Клубочек (восхищается)                    

                            Как прекрасно и красиво!  

Все (хором)      Здесь поляна «Жозефина».

 Воспитанница.     Устремился он вперед

                     Видит  «море» из цветов

                     Аромат их так манил,

                     Что клубочек вмиг решил:

Клубочек.   Свежих сил надо набраться,

                       Чтобы дальше отправляться.

                       На  полянке отдохну

                       И венок себе сплету.

Педагог.  Клубочек расположился на полянке и принялся за работу. Он быстро сплел  красивый венок и  надел на голову. (Клубочек надевает венок). Его внимание привлекла большая бабочка необычной окраски, которая порхала с одного цветка на другой. Вдруг она полетела вдоль желтой тропинки к следующей станции «Решетка». Клубочек пустился за ней.

Педагог.  Покатился наш клубок,

                    Докатился до ворот.

                    Стоп! Решетка!

                    Хода - нет.

                    Здесь загадки, дай ответ!  

Педагог. Ребята, давайте поможем Клубочку отгадать загадки.

1.  Железный жучок,

     На хвостике червячок.    (Булавка)

2.  Инструмент бывалый –

      Не большой, не малый.

      У него полно забот:

      Он и режет и стрижет.

                                        (Ножницы)

3.  В узкий глазок вдета тонкая нитка,

      И поплыла за корабликом прытко.

      Шьет, зашивает и колется колко,

      А называют кораблик…(иголка).    

4.  Придает воздушность, красавица петля,

      А название сложно

      Все зовут ее -……….(пико).

5.  Раз петля и два петля,

     Завязала узел я.

      А  если сильно постараться,

     Ряды ровные  тогда

     Образуется всегда.

     Дорожку эту неспроста

     Называю………я.  (брида).

6.  Влево пять - шесть раз перекрутилась

      И в «витую» закрутилась.

                                                  (Цепочка)

 Воспитанница.     Мы загадки отгадали                  

                     Дальше быстро побежали.

Педагог.  А Клубочек катится впереди нас по голубой дорожке. У него отличное настроение, на душе радостно. Катится он и напевает песенку.

 (Клубочек исполняет  песню на мотив песни О. Газманова «Морячка».)

Я Клубочек, я Клубок

По дорожкам прыг да скок.

Полюбуйтесь на меня

Весь свечусь от счастья я.

Все ребята - молодцы,

Все великие творцы

И в работе не ленились,

Очень многого добились.

Припев.

 Макраме все увлеклись

Добрым делом занялись

Ведь  умелые их руки        

Никогда не знают скуки.      

Воспитанница. Вот и показалась станция с загадочным названием «Репсовая». Клубочек остановился около вывески с пословицами, прочитал их и призадумался.

Педагог.  Прочитайте пословицы и объясните, как вы их понимаете.

-   Рукам работа – душе праздник.

-   Одной рукой узла не завяжешь.

-   Умел начать, умей и окончить.

-   Без терпенья, нет уменья.

-   В умелых руках и былинка – не соринка.

-   Без хорошего труда – нет плода.

   - Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Педагог.  Прыгнул Клубочек на розовую дорожку и покатился к станции «Фриволите»                 

Клубочек.  Побыстрей я покачусь и на станцию примчусь!

 Воспитанница.     Наш Клубок вприпрыжку прыг,

                     Бегать быстро он привык.

                     Вмиг на станцию попал,

                     Где кроссворд он отгадал.

Педагог.  Для того чтобы Клубочек двинулся дальше нам необходимо отгадать   кроссворд  « Макраме».

 1

м

 2

а

 3

к

 4

р

 5

 а

 6

м

 7

е

 По горизонтали:

1. Название брошки.   (Кометка)

2.  Шесть, семь витков, которые применяют тогда, когда приходится заканчивать какое либо изделие. (Оплетка)

3.   Красивые воздушные петельки. (Пико)

4.  Этот прием плетения называют еще «Ягодка». Так же его применяют для плетения носа и лапок. (Горошина)

5. Узел, которым закрепляют бусины, чтобы они не сползали с нити.                          (Капуцин)

6.  Сетка из двойных плоских узлов. Иногда еще говорят - «Решетка».

                                                                                                              (Шахматка)

7.  Эти узлы образуют горизонтальные, вертикальные и диагональные бриды.        (Репсовые)

Педагог.  На многих станциях побывал Клубочек, но впереди у него еще много тропинок, по которым ему стоит пройти. Прыгнул он на красную дорожку, покатился все дальше и дальше. Мы тоже  побежим следом  за ним.

         (  Проводится  физкультминутка.  Слова сопровождаются  движениями )

                              По дорожке, по дорожке  

                              Скачем  мы на правой ножке.

                              И по этой же дорожке

                              Скачем мы на левой ножке.

                              По тропинке побежим,

                               До лужайки добежим.

                               На лужайке, на лужайке

                               Мы попрыгаем,  как зайки.

                               Стоп. Немного отдохнем

                               Дальше  мы пешком пойдем.

 Через некоторое время Клубочек  прикатился к  станции «Паутинка».

 Воспитанница.     А Клубочек прикатился.

                     Кружевам он удивился.

Клубочек (восхищается).    Ах!  Какие кружева!

 Воспитанница.     Прыгнул быстро в них тогда.

                    Бедняжка словно в тине,

                    Увяз он в паутине

                    А на ней сидит паук

                    Восемь ног, как восемь рук,

                    Вышивает шелком круг.

                    Вправо, влево вертит нить –

                    Все решил он заменить.

                    Паутины уж наплел

                    Ловко буквы спутал он.

Педагог.  Выбраться из  паутины Клубочек сможет лишь только с вашей помощью. Поможем ему? ( Да)

У вас на столах лежат карточки. В словах все буквы  перепутались. Если вы расставите их в правильном порядке, то сможете прочитать  названия узлов.  

                                             Воспитанники  работают в парах.

Педагог.    Названия, каких узлов написаны на карточках?

( «Капуцин», «Жозефина», «Китайский», «Сережка», «Турецкий», «Японский», «Кулак обезьяны»).

                  Как называются эти узлы? (Декоративные)

Клубочек. Ребята, большое спасибо вам, что не бросили меня в беде и  помогли мне выбраться из паутины.

Педагог.  К следующей станции «Композиция» Клубочек заспешил по зеленой дорожке. Неожиданно ему путь  преградили два сундучка, которые стояли посреди дороги. Он с любопытством  заглянул в них.

                   ( Клубочек заглядывает  в сундучки.)  

Клубочек.  Вот так чудеса!

         (Он обращается к ребятам и показывает им содержимое сундучков.)  

 Смотрите, ребята! Да в них же лежат цепочки, цветы, листочки, разные образцы, которые вы плели на занятиях кружка «Макраме»!

                                  Поиграли, навязали

                                  И немного разбросали.

                                  Образцы свои возьмите,

                                  По порядку все сложите

                                  И получится у вас

                                  Композиция, просто – класс!

Педагог.  Подойдите к рабочему столу и составьте композиции:

1-ая группа  -   на тему «Цветочная поляна».

2-ая группа -   на тему «Аквариум».

 Дети составляют композиции под сопровождение музыки.  Готовые работы показывают Клубочку и  всем присутствующим.

Клубочек.  Спасибо, ребята! Вы настоящие творцы! У вас получились отличные композиции. Ну, а мне пора спешить на другую станцию. Осталась всего лишь одна синяя тропинка - покачусь по ней.

 Педагог.  Прыгнул Клубочек  на  эту дорожку и покатился дальше.  

Педагог.  Вот, наконец, он приблизился к последней станции, которая называется -  «Узелок на память. На опушке Клубочек  увидел пенек, на котором лежали нити разного цвета. Взобрался на пенек, уселся и стал завязывать узелки для того,  чтобы не забыть на каких станциях он побывал. Ребята! А вы знаете, что и по сей день сохранился такой обычай: чтобы не забыть – завязать узелок на память.                             

                         Выходит  девочка. Она  обращается к Клубочку.

 Воспитанница.     Я вижу, Клубочек, ты  немного утомился путешествовать и тебе пора отдохнуть. ( Она берет в руки Клубок  и укладывает его  в корзинку).

                              Ты, Клубок, не торопись.

                              Остановись и оглянись.

                              Хватит бегать по тропинке,

                              Отдохни- ка ты в корзинке,

                              Повернись,  и на бочок,

                              А мы завяжем «Кулачок».

Педагог.  Сегодня вы познакомитесь с плетением нового узла «Кулачок».  

                                        Есть у него и другое название – «Ткацкий».          

 Это - прочный нескользящий узел. Его рыбаки применяют для плетения сетей.

                               Если папа твой рыбак

                               Сети он вязать мастак.

                               Папе тоже помоги

                               Узелочки завяжи.

                               Время ты не пожалей,

                               Все получится,  смелей!            

Педагог объясняет и демонстрирует технику выполнения узла «Кулачок».

     1.Сложите нить пополам и прикрепите к подушке для плетения.

2.Правую нить (рабочую) положите на  натянутую левую нить справа  налево.

3.Обогните концом обе нити и проденьте его в образовавшуюся петлю сверху вниз.

4.Затяните петлю, потянув за оба конца.    

                    Дети плетут узел «Кулачок».

 Педагог.  Пока мы путешествовали по станциям, перед нами выросло  дерево «Макраме».

Если вам понравилось путешествовать по станциям, и вы остались довольны, то прикрепите к дереву – цветок и зеленый листок. А если считаете что напрасно потрачено время, то прикрепите к дереву – желтый листок.

                                   Дети подходят к дереву и прикрепляют.

Педагог.  Посмотрите, какое чудесное  дерево расцвело в нашем классе.

                                     ( Выходит Клубочек.)

 Клубочек. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Я рад, что вы  путешествовали вместе со мной и помогали  преодолевать препятствия, которые встречались мне на  пути. За это  я хочу  вас  отблагодарить и  дать  вам  очень ценный и полезный совет.

                    Чтоб умелыми вам стать,

                    Надо многое узнать.

                    Надо многому учиться

                    В жизни все вам пригодится!

                    Рукоделье  ж не бросайте

                    Наслажденье  получайте!

Педагог.  Ребята! Всегда помните о том, что вещи, которые вы выполнили своими руками, всегда будут хранить тепло ваших рук! Так создавайте такие вещи, которые доставят радость не только вам, но и тем, кому вы их будите дарить. Завязывайте узелки и сотворяйте чудо! Желаю вам успехов в макраме и творческих озарений в любом виде рукоделия!

                                            Использованная литература.

1. Анна Краузе. Макраме. Альбом. Издательство ЦК Компартии Узбекистана Ташкент. 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие на станцию радужная

Данная презентация в стихотворной форме знакомит ребят с названием цветов....

Путешествие на станцию Цифирия

Данная папка содержит материал для работы во 2 классе, работа с цифрами....

Сценарий игры-путешествия по станциям «Экскурсия по космодрому», посв. 1 июня и 1-ому дню лагеря

Цель: организация каникулярного отдыха детей средствами игровой деятельностиЗадачи: - познакомить с деятельностью в лагере, знакомство детей друг с другом и с педагогами;- развитие творческих на...

Путешествие по станциям Древнего Египта

Обобщающий урок-игра по теме "Древний Египет". Предполагает деление класса на 2 команды и выполнение разнообразных заданий: путешествие по станциям Картово, Терминово, Рассказкино, Отгадайкино, Кроссв...

Урок игра "Путешествие алгебраических дробей по станциям"

Урок игра по теме:формулы сокращенного умножения.Урок закрепления ,проведенный в виде игры по станциям.Систематизация знаний в виде игры....

Урок-сказка “Путешествие Незнайки в математическом городе”

Цели урока:закрепить умения построения точек на координатной плоскости и умения находить координаты точек, построенных на плоскости;активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участи...