Путешествие по станциям Древнего Египта
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Елизарова Виктория Олеговна

Обобщающий урок-игра по теме "Древний Египет". Предполагает деление класса на 2 команды и выполнение разнообразных заданий: путешествие по станциям Картово, Терминово, Рассказкино, Отгадайкино, Кроссвордово, Почемучкино.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопроводительный текст к презентации

«Путешествие по станциям Древнего Египта»

Слайд №1.

Учитель: «Сегодня у нас необычный урок. Мы закончили изучать историю Древнего Египта. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с этой удивительной древней страной. Много интересных фактов мы узнали о ней: как жили земледельцы и ремесленники, кто такие вельможи и фараоны, кому поклонялись египтяне. А сегодня мы совершим прощальное путешествие по станциям Египта. Путешествовать мы будем поездом, так что устраивайтесь поудобней. Мы будем совершать посадки на разных станциях, но станции эти не простые, на каждой из них вас будет ждать задание, от выполнения которого зависит победа вашей команды. Также в ходе путешествия мы проверим, насколько хорошо вы знакомы с египтянами и их историей».

Слайд №2.

Учитель: «В ходе путешествия мы побываем на следующих станциях (при щелчке мыши на слайде последовательно друг за другом появляется схема путешествия): Картово, Рассказкино, Кроссвордово, Отгадайкино, Почемучкино, Терминово.

Условия игры: класс делится на 2 команды, за правильно выполненное задание команда получает 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла, если команда не может выполнить задание, а соперники знают ответ на вопрос, то команде соперников зачисляется 1 балл».

Слайд №3.

Учитель: «На станции Картово от каждой команды требуется по одному человеку, который готовит ответ на вопрос, используя карту».

Участники игры тянут жребий с номерами карточек. При щелчке мыши на слайде появляются задания. Время на подготовку – 2 минуты.

Карточка №1: показать на карте Египет, Нил

Карточка №2: показать на карте первую столицу Египта, дельту Нила.

Слайд №4.

Учитель: «На станции Рассказкино ученик от каждой команды должен дать развернутый ответ по карточке».

Участники команд тянут жребий с номерами карточек. При щелчке мыши на слайде появляются задания. Время на подготовку – 3 минуты.

Карточка №3: рассказать о жизни ремесленников и земледельцев

Карточка №4: рассказать о жизни фараонов и вельмож

Примерный ответ учащегося по карточке №3: Древние египтяне умели обрабатывать землю и знали разные ремесла. Среди них были прекрасные скульпторы, ювелиры, резчики по дереву, каменотесы. Труд их был крайне тяжелым, так приходилось вставать очень рано и весь день до захода солнца работать под палящим солнцем. Жили земледельцы и ремесленники в простых глиняных домах, пища их тоже проста – лепешки, финики, инжир, виноград. К тому же земледельцы и ремесленники должны были платить налоги, то есть отдавать часть своей продукции государству.

Примерный ответ учащегося по карточке №4: Фараоном называют правителя Древнего Египта. Он живет в богатом дворце, сотни слуг готовы выполнить любую его прихоть. На службе у фараона находятся вельможи – это богатые и знатные люди, которые живут в больших красивых домах. В усадьбе вельможи есть фруктовый сад и пруд с прохладной водой, где он может отдыхать, наслаждаясь тенью и прохладой. Одежда вельможи – из тонких льняных тканей, пища – сытная и разнообразная. Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. В отличие от земледельцев и ремесленников, вельможи не платят налоги, но они должны выполнять все, что велит фараон.

Слайд №5-6.

Учитель: «На станции Кросвордово командам нужно разгадать кроссворд. Кроссворд содержит 8 вопросов, поэтому каждая команда отвечает на 4 вопроса. Команды отвечают по очереди. Какая из команд начнет первой решит жребий».

Проводится жеребьевка.

Примечание. При нажатии мышью на управляющую кнопку «далее» появляется поле с вопросами к кроссворду. При нажатии мышью на управляющую кнопку «назад» появляется поле с кроссвордом. Кликом мыши на поле кроссворда последовательно по букве появляется первое слово. Отгадав первое слово, учитель нажатием на управляющую кнопку «далее» вновь возвращается на поле с вопросами. Прочитав вопрос, нажав на кнопку «назад», возвращается поле с кроссвордом. Кликом мыши на поле кроссворда по букве появляется второе слово т.д., пока кроссворд не будет полностью разгадан.

Вопросы к кроссворду

По горизонтали: 2. Материал для письма в Древнем Египте (папирус) 4. Древнеегипетский ученый, занимающийся изучением звезд и планет (астроном) 7. Древнеегипетская богиня неба, которую изображали в виде коровы (Нут)

По вертикали: 1. Древнегреческий историк, описавший жизнь и быт древних египтян (Геродот) 2. Сборщик налогов в Древнем Египте (писец) 3.  Бог тьмы, которого изображали в виде змея (Апоп) 5. Египетский фараон, прославившийся военными походами (Тутмос) 6. Так называют гробницу фараона (саркофаг) 8. Огромная, вытесанная из камня фигура льва с головой человека, охраняющая вход в пирамиды (сфинкс)

Слайд №7.

Учитель: «На станции Отгадайкино, представителю каждой команды требуется ответить на вопрос, данный в карточке».

Участники игры тянут жребий с номерами карточек. При щелчке мыши на слайде появляются задания. Время на подготовку – 3 минуты.

Карточка №5: В древнеегипетской повести о двух братьях старший брат говорит младшему: «Давай приготовим упряжку быков, потому что пашня вышла из-под воды…» Объясните эти слова старшего брата. Что он имел ввиду? В каком месяце могли быть произнесены эти слова?

Карточка №6: В нашем учебнике древнеегипетский бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе – Амун-Рэ. Знаем ли мы как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?

Примерный ответ учащегося по карточке №5: июль – время разлива Нила. Брат говорил о том, что нужно строить земляную насыпь, которая окружала поля. Благодаря насыпи вода надолго там застаивалась, таким образом орошая почву.

Примерный ответ учащегося по карточке №6: древние египтяне писали иероглифами, которых было более семисот. Гласные звуки иероглифами не передавались, поэтому мы не можем утверждать, как правильно произносятся египетские имена.

Слайд №8.

Учитель: «На станции Почемучкино представителю от каждой команды требуется ответить на вопросы данные в карточке».

Участники игры тянут жребий с номерами карточек. При щелчке мыши на слайде появляются задания. Время на подготовку – 3 минуты.

Карточка №7: Почему окончившие школу египтяне обычно носили чистые белые одежды, имели руки без мозолей?

Карточка №8: Почему Нил называли божественным даром Египта?

Примерный ответ учащегося по карточке №7: Египтяне, окончившие школу обычно становились писцами – сборщиками налогов, то есть богатыми и знатными людьми, которые не занимались физическим трудом, поэтому они носили белые одежды и имели руки без мозолей.

Примерный ответ учащегося по карточке №8: Дождей в Египте почти не бывает. Посевы древних египтян спасали разливы Нила, который нес с водой ил, удобряющий почву и насыщающий ее влагой. Поэтому Нил – божественный дар Египта.

Слайд №9.

Учитель: «На станции Терминово необходимо дать определения историческим понятиям, с которыми вы столкнулись в процессе изучения Древнего Египта. С помощью жребия решается очередность выступления команд, а также номера терминов, которые получит команда. Каждой команде достается по три термина.

Участники игры тянут жребий с номерами. При щелчке мыши на слайде последовательно появляются шесть терминов.

Время на подготовку – 3 минуты.

Налог – сбор в пользу государства.

Фараон – правитель Египта.

Вельможа – знатный человек, советник фараона, военоначальник.

Иероглифы – письменность древних египтян.

Дельта – место, где река делится на несколько рукавов.

Ил – частицы полусгнивших растений, частички горный пород, которые с разливом Нила насыщали почву.

Подведение итогов урока: подсчет баллов, объявление команды-победителя,  выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Путешествие по Древнему Египту

Презентация-игра по истории  на закрепление пройденного материала. Может использоваться на уроках МХК. Игра составлена к учебнику А.А. Вигасина "История Древнего Мира"...

Искусство древнего Египта. Архитектура древнего Египта.

Искусство древнего Египта. Архитектура Древнего Египта....

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕМУ ЕГИПТУ

Систематизация знаний учащихся по теме "Древний мир", развитие познавательной активности учащихся. Урок проводится в виде игры. Индивидуальные задания оцениваются при помощи письменной работы. Таким о...

Внеурочное занятие на тему "Путешествие по Древнему Египту"

Конспект внеурочного занятия- викторины "Путешествие по Древнему Египту" для учащихся 7 класса...