Конспект занятия «Пэчворк – старый-новый облик в современном творческом мире»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Данилова Анна Викторовна

Эта методическая разработка предназначена организаторам внешкольной работы, учителям младших классов, а также руководителям кружков научно-технического профиля. «Пэчворк – старый-новый облик в современном творческом мире» - это перспективное открытое занятие, во время проведения которого проводится преемственная работа учащейся молодежи МАН (Малой академии наук) ГБОУ ЛНР «Центр научно-технического творчества ученической молодежи» и воспитанников кружков декоратино-прикладного творчества среднего звена. В ходе мероприятия происходит обмен информации о видах декоративно-прикладного искусства, в данном случае – история лоскутного шитья «Пэчворк». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dekor-prikl_iskusstva_pechvork.docx833.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧЕНИЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

                                                                                           

Методическая разработка

«Пэчворк – старый-новый облик

в современном творческом мире»

        

Автор:

Данилова Анна Викторовна,

руководитель кружка

«Английский язык»

(секция МАН)

г.Ровеньки

2018г.

Содержание

Вступление ………………………………………………………….

3

Открытое занятие кружка по теме «Пэчворк – старый-новый облик в современном творческом мире» ………………………...

5

Список используемой литературы . ………..…………………….

6

Приложения

Вступление

Эта методическая разработка предназначена организаторам внешкольной работы, учителям младших классов, а также руководителям кружков научно-технического профиля. «Пэчворк – старый-новый облик в современном творческом мире» - это перспективное открытое занятие, во время проведения которого проводится преемственная работа учащейся молодежи МАН (Малой академии наук) ГБОУ ЛНР «Центр научно-технического творчества ученической молодежи» и воспитанников кружков декоратино-прикладного творчества среднего звена. В ходе мероприятия происходит обмен информации о видах декоративно-прикладного искусства, в данном случае – история лоскутного шитья «Пэчворк». Воспитанники кружка имеют возможность не только познакомиться с историей возникновения упомянутого вида искусства, но и закрепить свои навыки работы с тканью, ножницами; развивать творческое, логическое мышление.

Ход занятия представляет собой заседание круглого стола, которое сопровождается выступлением старших учащихся МАН, а также включает ряд дискуссионных вопросов, решаемых в непринужденной, дискуссионной обстановке. Комментарии преподавателя к ответам участников и четкий контроль во время творческой работы позволяют расширить знания и детей и увеличить их мотивационный аспект.

Такая форма работы мотивирует детей к познавательной и творческой деятельности, побуждает интерес к обучению и познанию нового материала.

Занятие разработано и ориентировано на учащихся среднего школьного возраста (10-13 лет).

Все необходимые материалы готовятся заранее к занятию кружка:

  • Выступления «наставников» по теме занятия;
  • таблицы с заданиями;
  • комплекты ткани разного вида;
  • принадлежности для работы с тканью и пенопластом (ножницы, лоскуты ткани, клей, деревянные шпажки, шаблоны рисунков, канцелярский нож, линейка);
  • образцы работ в технике пэчворк без использования иглы;
  • теоретический тест-опросник;

Предварительно учащимся МАН предоставляется разноуровневое задание по подготовке презентационного материала, непосредственно связанного с историей Англии.

На этапе закрепления новых знаний, участники выполняют теоретический тест-опросник.

Открытое занятие кружка проводится в классе/зале, оформленном согласно тематике. Выставляются экспонаты в технике пэчворк, выполненные старшими учениками. Возможно музыкальное сопровождение практической части мероприятия.

«Пэчворк – старый-новый облик в современном творческом мире»

Действующие лица:

  • Преподаватель
  • Наставники МАН
  • Воспитанники кружка

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем заседание круглого стола, которое возглавят ваши наставники, учащиеся МАН. Они расскажут нам интересные сведения о новом для нас виде искусства – ПЭЧВОРК.

Сразу же можно задать множество вопросов: Что это за название? Что оно обозначает? Кто его выдумал? Какие принадлежности нам необходимы для работы в этой технике? И многие другие.

Итак, я передаю слово нашим наставникам и надеюсь, что вы сегодня узнаете очень много полезного о появлении и развитии интересного витка декоративно-прикладного творчества.

  1. Изучение нового материала/ теоретическая часть

(наставники и преподаватель рассказывают о происхождении техники Пэчворк, воспитанники выполняют необходимые пометки в рабочих кртах по просьбе преподавателя)

Наставник: Начало искусства лоскутного шитья очень сложно проследить в истории. Путь пэчворка хорошо заметен со средних веков. Ведь ткань не долговечна. Примеры из Европы, Индии, Дальнего Востока можно увидеть в музеях. Но стёжка также практиковалась в Персии, Туркестане, Африке. 

Наставник: Но о том, что это искусство существовало уже в IX веке до нашей эры, свидетельствует экспонат, хранящийся в BOULAK-MUSEUM в Каире. Это лоскутное одеяло выполненное в технике аппликации египетскими женщинами. Сохранились так же мозаичные лоскутные работы, изготовленные в Индии в VI — VII вв н.э. (Приложение 1)

Наставник: Увлекательное рукоделие, шитье из лоскутов, всегда практиковалось и на территории Киевской Руси. Однако особую популярность оно приобрело во второй половине XIX века. Во многих городах в это время наладился выпуск замечательных тканей: узорных ситцев, ярких сатинов, бязей, миткалей и т.д., весьма доступных рядовым покупателям. Купцы торговали материей даже в самых отдаленных северных уголках. Да и крестьяне все чаще отправлялись в город за покупкой отреза для желанной обновы. Ценился каждый кусочек от раскроенных тканей.

Преподаватель: Отсюда и появились «дерюжки» и «ляпачихи».

  • Длинные ленты из обрезков вставляли в челнок и ткали полосатые напольные дорожки, называемые в народе «дерюжки». 
  • Живописностью славились «ляпачихи» -  покрывала с густым, мохнатым ворсом из обрезков тканей, заправленных в основу. 

Как отдельный вид изысканных произведений, была очень развита стежка. В Историческом музее (Москва) хранятся великолепные стеганые атласные одеяла и юбки второй половины 18 века. (Приложение 2)

Наставник: На фото, одно из лучших по декоративному решению одеяло. (Приложение 2) Выстегано узором в стиле рококо. Сложный орнаментальный рисунок из ломаных линий, решеток, пучков волн и рокайлей передан вышивальщицей с высоким профессиональным мастерством. Словно в веселом вихре, переплетаются и сталкиваются разнообразные узоры.

Наставник: Слово «quilt» («одеяло»), впервые был использовано в Англии в 1200, и соединяется с латинским слово «cucita» означает, валик или подушку. (Приложение 3)

Наставник: Первые стежки были использованы в средневековых покрывалах, которые часто становились семейными реликвиями. 

Наставник: Стегание применялось в производстве одежды: для декора и утепления. Она также используется для защитной одежды, такие как телогрейки под броню, чтобы сделать ее более удобной. Бедные воины не могли позволить себе позволить себе металлическую броню, потому стежкой особо уплотняли защиту. Наибольшая популярность этого искусства в Европе начинается с 17 века. 

Наставник: В моде шелковые стеганые штаны и дублеты, которые носили богатые придворные. А также юбки, жакеты и жилеты.

Наставник: Как правило это было мужским ремеслом. И не только в Англии, но и в Африке. 

Преподаватель: Ребята, скажите, где мы можем видеть изделия в стиле пэчворк сегодня? (покрывала, одежда, аксессуары – сумки, шарфы, браслеты)

Преподаватель: А что же нам понадобится для выполнения работы в этой интересной технике? Вот вам первое задание – составьте перечень принадлежностей, необходимых для вашей будущей работы.

(воспитанники составляют список, который будет пополнятся в течение ознакомления с теоретическим материалом)

Преподаватель: Первые европейские поселенцы привезли с собой в Америку свое мастерство. Оригинальные американские работы в технике пэчворка появляются в XVIII веке. Сохраненные работы, являются документальным свидетельством истории Америки и изобретательности поселенцев (Приложение 4)

Наставник: Если на родине ирландцы набивали стеганые одеяла грубой овечьей шерстью, то в Америке для этой цели стали использовать бумагу, листья кукурузы и все то, что могло придать изделию объем.

Наставник: Во время Гражданской войны между Севером и Югом женщины из южных штатов шили пледы и подушки из лоскутков для своих мужчин-воинов.

Преподаватель: Ребята, еще один не мало важный вопрос. Почему люди начинали придумывать и развивать разные виды прикладного творчества? Зачем нужно было прикладывать массу труда и времени на пошив, к примеру, покрывала из лоскутов, когда можно было взять отрез и покрывало было-бы цельным!?

(бедность народа заставляла людей выдумывать способы иметь вещи, которые не могли себе позволить купить)

Наставник: И это верно. Этим рукоделием заставляла заниматься нужда. Трудолюбие женщин превращала старые вещи в неповторимые работы, которые путешествовали с ними по всему миру, согревая в повозках и палатках, украшая не слишком богатые дома. Постоянно совершенствуя этот вид рукоделия, женщины утверждались не только в умении шить, но и в способности к художественному творчеству.

Наставник: Именно в этот период зарождается символика пэчворка: так, например, свадебное покрывало с мотивом перекрещивающихся обручальных колец, рисунок с тюльпанами, скопированный с декора керамических изделий, чайный лист, напоминающий об Англии, бревенчатый домик и т. д.

Преподаватель: Ребята, обратите внимание на нашу выставку работ! Эти работы собраны среди ваших ровесников, их родителе, бабушек и прабабушек, а также здесь присутствуют работы таких же ребят как вы, освоивших эту технику.

Наставник: Чтобы научится чему-то и понять суть будущего изделия нам с вами необходимо узнать всю историю происхождения конкретной техники. Ведь каждый народ, который является автором любого из направлений, веками выстраивал технологический процесс изготовления того или иного произведения декоративно-прикладного искусства.

Наставник: Уже в XIX веке это искусство достигает здесь своего расцвета и стало частью американской культуры. Лоскутные одеяла, настенные панно шили повсеместно и индейцы, и белые поселенцы, они были непременной частью приданого.

Наставник: Позже к этим работам стали относиться, как прикладному искусству, стали коллекционировать. Хранящиеся сейчас в музеях Европы квилты индейцев Америки — стеганые одеяла и настенные панно в технике пэчворка поражают тонкостью работы, подбором цвета и формы.

Наставник: Лишь немногие музеи мира могут похвастаться постоянной экспозицией древних и современных квилтов. В Европе их всего два: один из музеев Цюриха и Музей текстиля Макса Берка – Textilmuseum Max Berk — в Гейдельберге.

Преподаватель: Этот музей основан немецким промышленником Максом Берком и существует на средства, оставленные им по завещанию. В экспозиции представлены древние индейские лоскутные одеяла и настенные панно, сделанные вручную, в те времена, когда еще не было электричества, не было машин, когда собственноручно красили материал. Они производят неизгладимое впечатление богатой гаммой цветов, точностью подбора лоскутов, порой очень непростой формы, тонким шитьем. Сегодня самые модные мотивы на изделиях черпаются в подражании тем работам.

Наставник: Творчество не имеет границ, и современный пэчворк с характерной символикой отражает новое восприятие в новых линиях и создает новые сюжеты. Для многих женщин рукоделие стало большим, чем хобби.

Преподаватель: Ведь это не просто рукоделие — это игра с формой и цветом, это творчество и ремесло, требующее мастерства, это сочетание традиции и современного дизайна. В то же время оно доступно буквально всем, не требует больших затрат и каких-либо особых материалов. Все зависит прежде всего от фантазии и рук мастерицы и, конечно же, вкуса. (Приложение 5)

Наставник: Возможно именно просветительская работа музеев, организация выставок, обращение к этой технике художников по текстилю, способствовали возрождению этого вида искусства в наши дни. Так или иначе, но искусство лоскутного шитья в последние десятилетия получило самое широкое распространение. Появилось много школ, в которых обучаются пэчворку или получают профессиональное образование. Издано множество вдохновляющих книг и журналов.

Преподаватель: Ремесло продолжает жить и привлекать все большее количество поклонников. Не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники создают в этой технике панно, ковры, модели одежды.

Сегодня мы войдем в число тех, кто познакомился и уже освоил эту технику.

  1. Закрепление изученного материала/ практическая часть.

Преподаватель: Спасибо ребятам-наставникам за экскурс в историю, и я предлагаю привлечь их к практической работе!

В ходе рассказа об истории появления интересного направления рукоделия вам необходимо было создать и дополнить перечень необходимых материалов и инструментов, которые нам сегодня понадобятся.

Примерный перечень:

  • Ткань/лоскуты
  • Ножницы
  • Шаблон рисунка/эскиз
  • Игла
  • Нитки
  • Машинка
  • Линейка

Много общих пунктов имеют ваши списки, но, скажите, можем ли мы обойтись без использования нити, иглы или швейной машинки? (да/нет, приведение аргументов)

Преподаватель: Можем! И не только теоретически, а и практически. Я раздаю вам материал, который будет служить вам основой для работы (пенопласт).

Прежде чем мы начнем с вами практическую часть нашего занятия, напомните мне, пожалуйста. Как следует себя вести с колющими и режущими инструментами такими как ножницы, канцелярский нож, игла?

(Инструктаж по ТБ)

На нем необходимо выполнить рисунок вашей будущей работы – цветок, игрушка, орнамент, дом, кукла, то, что вам больше нравится. Вы можете взять уже готовый шаблон и через копирку перенести его на нашу основу.

Следующий шаг – нам необходимо прорезать не глубокие прорези по контуру вашего рисунка с помощью канцелярского ножа.

Далее, подобрать цветовую гамму ваших лоскутов для работы так, чтобы они сочетались, дополняли друг друга и не отвлекали взгляд отдельным элементом. Ваша работа должна выглядеть целостно.

Когда подготовительная работа будет готова, нам остается подобрать размер каждого элемента на ткани и вогнуть края в прорези рисунка.

(Преподаватель демонстрирует и работает индивидуально с воспитанниками до завершающего этапа работы).

  1. Контроль знаний/проверка результатов

Наставник: Изучая теоретический материал мы и не могли представить, что практическая часть этой работы настолько кропотливая и очень интересная.

Преподаватель: Мы учимся сами и обучаем других в этом залог успешного сотрудничества!

Осталось совсем немного и работы готовы покорять сердца любителей декоративно-прикладного творчества и ценителей оригинальных декоративных изделий для дома.

  1. Подведение итогов/ оформление выставки

Преподаватель: Все потрудились и наши старания превзошли себя. Каждая работа уникальна! Теперь мы можем оформить нашу эксклюзивную выставку работ в технике «Пэчворк» и создать мини-каталог для музея Центра научно-технического творчества ученической молодежи где каждый желающий сможет воочию познакомиться с удивительной коллекцией ваших работ! Спасибо вам за творческий настрой и отличный результат! До новых встреч!

Список использованных источников

  1. http://ale4ka.ru/istoriya-razvitiya-loskutnogo-shitya-vozniknovenie-texniki-pechvork/ 
  2. http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/pehchvork_loskutnoe_shite/10-1-0-722 
  3. http://www.lady-zaza.ru/pechvork-svoimi-rukami/ 
  4. http://www.ikirov.ru/journal/entsiklopediya-potrebitelya-art-chto-takoe-pechvork  
  5. "Лоскутное шитье" – самоучитель
  6. Л. Банакина: Лоскутное шитье: Техника, приемы, изделия
  7. Кэролайн Фостер: Лоскутное шитье, мозаичные узоры. Пошаговое руководство. 20 лучших шаблонов - 10000 моделей

Приложение 1

C:\Users\User\Desktop\разработка 2018 цнттум\Приложение 1.jpg

Приложение 2

/m/images/upload/b27adc6b0da283939504d6af97a35034.jpg

Детское одеяло 18 век, Москва

/m/images/upload/7dddcd4fb6f6389c956eba7e822a29ef.jpg

Одеяло 18 века — простегано льняными нитями по алому атласу, Москва

/m/images/upload/ab5d3044ac135d56b8e8418d378332a8.jpg

Одеяло 18 век — простегано шелковыми нитками по зеленому атласу, Москва 

Приложение 3

/m/images/upload/a479b4b1fb2458a895113f2033c8a011.jpg

Одеяло «Солнечные часы», Англия 1797, наиболее известное в коллекции музея V&A

/m/images/upload/f4f261f51d9f495aaf2c89fa11be725f.jpg 

Центральная часть одеяла

Приложение 4

/m/images/upload/2b3f7c65fb680ca63405160e5d702e55.jpg«Log Cabin Village» исторический музей, Техас

Приложение 5

/m/images/upload/b9e2ff301c91235d6f72b8c275c4674f.jpg

Ильзе Грининжер, панно «Застывшее движение»

/m/images/upload/602a64c0bb6e27b7802d489615143f8e.jpg

 Эрика Одемер панно «Глобус» — 1 премия на Международной выставке

Приложение 6

Техника безопасности

при работе иглой, булавками и ножницами

Иглы и булавки

1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.

2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.

3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.

4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески.

5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.

 Ножницы

 1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.

2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.

5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

6. Использовать ножницы только по назначению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу по теме "Новый год, Рождество, Старый Новый год"

Занимательная презентация к классному часу о возникновении новогодних праздников: Нового года, Рождества, Старого Нового года( с иллюстрациями, стихотворениями, интересными цитатами)....

занятие "Старый Новый год"

театрализованное представление с основами православия...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Роль техники в современном мире"

Материал представляет собой проект открытого занятия по теме "Роль техники в современном мире" в 11 классе, подробный конспект открытого урока с приложениями ,а так же презентация , сопроваждающая уро...

Мой костюм-мой облик. Дизайн современной одежды

Урок ИЗО, 8 класс, презентация. Дизайн современной одежды....

Конспект занятия"Пэчворк.Техника "квадраты" Выполнение образца - пенала".

Конспект занятия по пошиву пенала в технике традиционного лоскутного шитья....