Конспект занятия студии ДПИ "Мастер" "Истоки и современное развите народных промыслов"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Пучкова Мария Владимировна

Выполнение росписи по мотивам хохломы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohloma.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заниятия:

 «Истоки и современное развитие народных промыслов».

Цель: выполнение росписи по мотивам хохломского промысла.

Задачи:

 А) образоват.: продолжить знакомство с народными промыслами России; закрепить уже имеющие знания о народном декоративно-прикладном искусстве; закреплять умения творчески применять элементы народной росписи.

Б) воспитат.: воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и преумножение художественных традиций.

В) развив.: развивать творческое воображение; способствовать формированию художественного вкуса.

Зрительный ряд: разделочные доски, расписанные по мотивам народных промыслов, наглядные пособия, детские рисунки.

Материалы: цветная бумага, ножницы, гуашь, большие и маленькие кисти.

Музыкальный ряд: народные мелодии ( плясовые, протяжные).

Ход занятия:

- Мне хотелось бы начать занятие старинной красивой легендой…

Дед мой вот что сказывал. В стародавние времена полюбил парень девицу.

Лицом он был не красив, и потому боялся лишний раз ей на глаза показаться, не то что речи о любви заводить.

Думал он как быть и надумал сделать ей такой подарок, чтобы без слов поняла про его любовь. Парень этот был искусный резчик, ковши, ложки, часами резал. Вот и затеял он вырезать ковш красотой словно утица. Три дня не пил, не ел, все к уткам что на озере жили присматривался. А потом и вовсе про себя забыл, заперся в избе и вышел только тогда, когда утица словно живая получилась. Ковш этот о двух ручках (скобарь). Вот одна из них головой утиной стала, а другая хвостом вытянулась.  

Пришелся подарок девице по сердцу. Ай да мастер, этакую красоту сотворил-как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первым сын-весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу он повторил, да еще узорами украсил. А внук когда подрос, тоже резному делу всей душой прикипел. К тому ковшу изобрел-приладил маленькие ковшики- «утят для малых ребят.

Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый резчик свое умение и выдумку, душу вкладывал. Так и дожила утица до наших дней. Вслед за той семьей и вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя делали, а потом на продажу, тем и стали промышлять- сложился промысел.  

- Итак, ребята, тема нашего занятия:

«Истоки и современное развитие народных промыслов».

Множество на Руси было промыслов, где по дереву работали. На одних с резными украсами, на других с росписью.

- А какие народные промыслы вам известны? Ответить вам поможет мини-выставка разделочных досок и ваши рисунки.

(Хохлома, Городец, мезенская, ракульская, пермогорская)

Самый знаменитый- Хохломской промысел. Вот именно о нем мы будем вести разговор на уроке.

- Отчего произошло название «хохломской» промысел?

Название получил от большого торгового села «Хохлома», где скупали изделия мастеров из ближайших деревень и сел.

В 17 веке потянулись в Заволжье «утеклецы»- староверы, не согласные с новыми правилами и крепко стоявшими за старую веру и дедовские обычаи. Среди них были и иконописцы. « Муравники», так называли художников, которые писали природу на иконах, взялись за роспись домашней утвари- от деревянных ложек до бездонных сундуков. Применяли они секретный способ золочения.

В чем же он состоит? Когда готово «белье» (так называют белую не раскрашенную еще посуду) начинается подготовка к росписи. Художник натирает посуду жиденьким слоем глины (чтобы все поры в дереве сгладились), потом олифой (т.е. белилами и красно-коричневым суриком), а как «встанет»- высохнет посудина, тогда покрывает ее алюминиевым порошком. Вот и пришло время за кисть браться.

Окунет ее живописец в красную краску-киноварь, и поплывет она по «серебряному морю». Сначала тоненькой ниточкой, потом наберет силу и выгнется крутой дугой, и на полном ходу взлетит над чашей и замрет, И зовется эта роспись «Кудриной». А есть еще роспись «травка»; «ягодка»; «листок» -это все «верховая роспись».

- Чем она отличается от росписи «под фон»?

(«верховая» выполняется свободным махом кисти, под фон»- это когда рисунок черным контуром наносят, а между линиями заполняют краской).

-Что художник делает после того, как распишет изделие?

Покрывает его лаком (5-6 раз), и тогда уже в печь калить посуду ставит. Вот и нам сегодня предстоит потрудиться. Каждый из вас распишет свое изделие, кто кувшин, кто утицу, кто ложки.

Работать будете сразу кистью (сначала крупные элементы напишите - ягодки, листочки, а затем и травку).

- Какие цвета будете использовать?

Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись. Вы будете смотреть, а я с помощью советов мастеров постараюсь помочь вам проникнуть в таинство рождения прекрасной росписи и вооружиться приемами работы. Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давал мастер ученикам.

1- «травку» пиши пузатенькую, нажим в середине делай! Худая осока плохо смотрится.

2-« Не разбрасывай траву, пиши так, чтобы были они у корешка, что меха у гармошки- все вместе».

3- « Не пиши тесно- пусть кустик свободно раскинет свои листики, словно человек, которому живется на земле привольно».

4- « Учитесь у стариков да у природы, а пишите свои узоры, что к сердцу близки, Это и будет настоящее творчество!».

- Согласны ли вы с этим утверждением? А если согласны с мудрыми словами, то за работу, которая близка к сердцу, пора приниматься!

Практическая работа.

- декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы)

- содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний,                       полученных в процессе восприятия)

- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиций)

Во время практической работы из черной, охристой, красной бумаги ребята вырезают ковши- скобкари, ложки, чашки, утицы и расписывают узорами. (звучат народные песни).

-… При раскопках Новгородцы археологи нашли деревянную ложку, датированную 14 веком, с красно-желтым причудливым узором. Археологи считают, что она предок современной хохломской росписи. Так что сегодня вы еще раз наглядно убедились в том, что традиции сохраняются, живут, развиваются в творчестве прекрасных мастеров Хохломы. И прекрасной иллюстрацией тому служат и ваши работы: разнообразие сюжетов, умение творчески применять приемы народной кистевой росписи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....

"Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"

Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс                                     Тема...

Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс

Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....