Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке».
методическая разработка на тему

Мельникова Наталья Ивановна

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С песенкой по лесенке» - художественная.   Дополнительная общеобразовательная программа «С песенкой по лесенке» закладывает фундамент исполнительского мастерства, имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения пению в ансамбле и направлена на развитие   музыкальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melnikova_n.i._s_pesenkoy_po_lesenke._2017.docx64.42 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Принята на заседании                                               Утверждаю

педагогического совета                                          Директор МБОУ ДО ДДТ

от «__» _______ 20__ г.                                                ___________  Боталова О.В.

Протокол № ___                                                          «__»_________20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ   НАПРАВЛЕННОСТИ

«С песенкой по лесенке»

(вокальный ансамбль)

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год (144 ч.)

Возрастная категория:  от 7 до 10 лет

Вид программы: модифицированная

                                                          Автор-составитель: Мельникова Наталья Ивановна

 педагог дополнительного образования

ст.Кавказская, 2017 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.  Программа разработана на основе авторской программы «Хор»Усмановой Г.Г. преподавателя хора высшей категории МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакала

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С песенкой по лесенке» - художественная.   Дополнительная общеобразовательная программа «С песенкой по лесенке» закладывает фундамент исполнительского мастерства, имеет несомненную практическую значимость для воспитания и обучения пению в ансамбле и направлена на развитие   музыкальных способностей детей.

Новизна. Новизна программы состоит в объединение двух дисциплин в одной программе - хорового пения и сольфеджио.

Актуальность. Данная программа важна и актуальна для современных детей, дети имеют потребность петь и не все это могут делать сольно, а петь в коллективе приятно и доступно. Коллективное музицирование привлекательно тем, что оно даёт неповторимые ощущения от совместной деятельности и общения единомышленников, при которой можно получить результаты недоступные поодиночке. К сожалению, в последнее время средства массовой информации уделяют очень мало влияния не только серьёзной классической, но и некоммерческим видам музыки. В связи с этим, значительно возрастает роль системы начального музыкального образования. Ведь учреждения дополнительного образования призваны не столько, воспитывать будущих профессиональных музыкантов, но в большей мере способствовать повышению культурного уровня молодёжи.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности  развития интереса детей к исполнительскому мастерству, развития  музыкальных способностей учащихся, приобщая их к музыкальной деятельности, тем самым помогает им приобщиться к деятельному образу жизни. Пение в ансамбле как одна из эффективнейших форм музыкального воспитания, имеет и этическую сторону, а именно, воспитание чувства ответственности – сложно уйти из музыкального коллектива, подвести товарищей, ибо общий успех в хоре зависит от успеха каждого. Те, кто когда-нибудь пел в хоре, вспоминают об этом с самым теплым чувством.  У участников  ансамбля формируется устойчивая мотивация к занятиям, что помогает сохранности контингента. Совместные занятия музыкой воспитывают эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать, что является одним из главных признаков не только музыкальной культуры, но и общей культуры человеческого общения. Совместное пение – это ещё и возвращение к утраченным традициям прошлого. Не все дети одинаковы по уровню исполнительского мастерства. В  имеется возможность проявить себя, исполняя несложную партию необходимую и ответственную. При этом ребенок оказывается на равных с другими участниками ансамбля, он тянется к другим детям. При ориентации только лишь на сольное исполнительство для многих детей теряется не только возможность приобщиться к концертной деятельности и реализовать себя на сцене, но и возможность познакомиться с таким репертуаром, который в сольном исполнении просто недоступен.

Отличительные особенности. Отличительной особенностью программы вокального ансамбля является объединение двух дисциплин в одной программе -  ансамблевого пения и сольфеджио.

Адресат программы. Адресатом программы являются дети возрастом от 7 до 10 лет. Серьезное вокально-хоровое воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп. Так, в младшем школьном возрасте (7-10 лет) механизм голосообразования совсем другой, чем у более старших детей. В младшем возрасте детскому голосу свойственен так называемый фальцет, при котором происходит неполное смыкание голосовой щели, таким образом, вибрируют только края голосовых связок. Такое голосообразование определяется отсутствием голосовой мышцы, которая оформляется только к 11-12 годам. И хотя дети, особенно мальчики, могут иметь при фальцетном пении большую звонкость, но своего расцвета детский голос достигает лишь тогда, когда появляется у них грудной регистр. Этот регистр получается при полном смыкании голосовой щели и вибрации всей массы связок. На певческие возможности детей оказывает большое влияние физическое развитие. У ребят младшего школьного возраста физиологические возможности более ограничены, что сказывается на дыхании, дикции и т.д.Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляются лучшие качества голоса, его тембр. Именно в 7-10 лет и происходит становление характерных качеств каждого голоса. Поэтому вопросы тембрового воспитания должны постоянно привлекать внимание хормейстера. У детей младшего возраста тембр еще очень неровен, что особенно ярко проявляется в пении гласных, звучащих удивительно пестро. Поэтому первая обязанность руководителя хора - добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках их небольшого диапазона. Появление индивидуального тембра, большей выносливости и устойчивости голоса не указывают, однако, на значительное увеличение его силы. Руководителю следует помнить, что сила детского голоса, как в начальный период, так и в период его становления весьма ограничена, ибо основная красота детского пения заключается в его особой звонкости, легкости, непосредственности и эмоциональности.

Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки

Цель программы

Формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к вокально-хоровому искусству. Освоение знаний, умений и навыков вокального исполнительства.

Уровень программы «С песенкой по лесенке»- ознакомительный.

Задачи:  

Задачи программы

Образовательные:

 -формирование у учащихся вокально-ансамблевых умений и навыков,

-приобретение учащимися опыта ансамблевого исполнительства и публичных выступлений,

- развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

Личностные:

 -сформировать у учащихся положительные качества личности, позитивные социальные установки интересы,

-способствовать воспитанию  музыкального и художественного вкуса,

-сформировать исполнительскую, сценическую и слушательскую культуру,

-приучить    учащихся   к   продуктивной коллективной деятельности, помочь   им   овладеть  навыками   межличностного   общения   и   сотрудничества,   развить коммуникативные способности;  

Метапредметные:

 -сформировать и развить специальные музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление,

 -развить творческие задатки и психические функции: внимание, память, мышление, воображение,

-сформировать интерес к песенному и литературному творчеству.

Содержание программы

  Своеобразие ансамблевого пения состоит  в том, что эта форма музицирования вовлекает  юных исполнителей в сам процесс и помогает им быстрее раскрыться эмоционально, развивает творческое начало. Программа содержит 9 разделов. Обучение по программе основано на интеграции различных видов музыкальной деятельности  слушании - восприятии музыки, пении, музыкально-образовательной деятельности (беседах). Такое сочетание различных видов музыкальной деятельности является интересным и полезным, способствует активизации музыкального развития.

Реализация программы

Для реализации программы создана интерактивная развивающая   тематическая среда. Основным направлением  вокально-ансамблевых занятий является в первую очередь развитие творческих способностей учащихся, на основе изучения и исполнения детских песен.

Срок реализации,

особенности организации

На основании СанПиНа:

объём программы  рассчитан на:  1 год,

- занятия групповые 2 раза в неделю.

Виды занятий - практические и теоретические.

Режим занятий

Общее количество часов в год -72 часа.

- продолжительность одного занятия – 40 минут,

- по 1-ому групповому занятию  2 раза в неделю.

Набор

Принимаются все желающие от 7 до 10 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и прошедшие стартовую диагностику (входной контроль) с целью выяснения уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т.п.)

Форма проведения занятий

Форма проведения занятия групповая.

В течение года могут проводиться массовые мероприятия: игры, конкурсы, праздники, концерты, поздравления.

Образова-

тельные технологии

В данной программе используются: технология личностно-ориентированного обучения, педагогика сотрудничества,   что даёт возможность  оптимизировать эффективность процесса обучения.

Кадровые условия реализации программы

Реализовать программу "С песенкой по лесенке" имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации музыкально-ансамблевого обучения.

Результат реализации программы

Образовательные:

-сформирован навык анализа и самоанализа применительно к творческой  ансамблевой деятельности,

-приобретен опыт ансамблевого исполнительства и публичных выступлений,

-развит интерес к классической музыке и музыкальному творчеству

Личностные:

–сформированы положительные качества личности, позитивные социальные установки интересы,

-сформирована исполнительская сценическая и слушательская культура,

-учащиеся приучены  к   продуктивной   коллективной деятельности, овладели  навыками   межличностного   общения   и   сотрудничества,   развили коммуникативные способности;  

Метапредметные:

- у учащихся сформированы и развиты специальные музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление,

-  развиты творческие задатки и психические функции: внимание, память, мышление, воображение,

-  расширен музыкальный кругозор, умение самостоятельно ориентироваться в ценностях мирового культурного пространства,  интерес к песенному    творчеству.

Результат обучения в количественном  выражении

Переход на базовый уровень по дополнительным программам не менее 25% учащихся.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Прак

тика

1

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

2

2

-

Опрос

2

Певческая установка

2

2

-

Опрос

3

Дыхание

2

2

-

Контрольные упражнения

4

Звукообразование

12

12

-

Контрольные задания

5

Дикция

8

8

-

 Упражнения

6

Вокально-ансамблевые упражнения

4

4

-

Контрольные  задания.

7

Строй, ансамбль

14

14

-

Концерт

8

Исполнительские навыки

6

6

-

Упражнения

9

Сольфеджио

6

6

-

Опрос

10

Разучивание песен

84

-

84

Прослушивание

11

Итоговые занятия

4

4

Всего

144

56

88

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие .1час

Теория: Вводное занятие. Беседа по технике безопасности. Знакомство учащихся с режимом занятий, с правилами поведения во время занятий и концертной деятельности, ознакомления с правилами пения, охраны голоса.

2.Певческая установка. 1 час

Теория: постановка певческого положения корпуса, шеи и головы, с правильной организацией певческого дыхания. Навыки пения сидя и стоя. Начальные сведения о строении голосового аппарата.

3.Дыхание.1 час

Теория:Понятие о певческом дыхании: правильная организацией певческого дыхания. (спокойный, бесшумный вдох, одновременное вступление и окончание пения, распределение дыхания на всю фразу, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе). Элементы дыхательной гимнастики. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания между фразами. Зависимость характера дыхания от характера произведения. Выработка единого типа певческого дыхания с одновременным вдохом, при разучивании песен.

4.Звукообразование.6 час.

Теория:Понятия звукообразования и артикуляции.

 Выработка умения контролировать свое пение, освоение приемов звуковедения «legato», активный унисон (ритмическая устойчивость в умеренных темпах присоотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная),соблюдение динамической ровности и одновременности произношения текста. Преимущественное использование мягкой атаки. Пение легким, светлым звуком, добиваясь головного звучания. Правильное формирование и округление гласных при разучивании песен.

5.Дикция

Теория:Понятия дикция и артикуляция. Что такое активная артикуляция: (четкое произношение звуков, слогов, слов; тянуть гласные и коротко произносить согласные). Элементарные приемы артикуляции. Активность губ без напряжения лицевых мышц. Одновременное произнесение согласных звуков. Чтение скороговорок.

6.Вокально-ансамблевые упражнения

Теория:Интонирование диатонических ступеней лада. Развитие певческого дыхания. Пение гласных. Освоение приема звуковедения «legato». Гласные в сочетании с согласными. Активизация артикуляционного аппарата.

Чистое интонирование диатонических ступеней мажора и минора. Формирование первоначального навыка пения по нотам. Исполнение коротких попевок из 3-5 звуков преимущественно нисходящего движения в зоне примарных тонов на legato; в конце года - простейших двухголосных попевок.

7.Строй, ансамбль

Теория:даются понятия «куплет», «фраза», «мотив». Ознакомление и понимание элементарных указаний: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание» пения.

Работа над координацией слуха и голоса. Работа над унисоном. Воспитание навыка слушания друг друга в процессе пения. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах; определение сильной доли. Выработка динамической ровности. Выработка единой манеры произношения. Овладение начальными навыками пения a cappella (по исполнительским возможностям состава).

8.Исполнительские навыки

Теория:Анализ текста и его содержания. Понятия «куплет», «фраза», «мотив». Знакомство с партитурой. Работа над музыкальной фразой. Работа над нюансами. Работа над текстом. Работа над выразительностью исполнения. Ознакомление с элементарными  жестами: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание».

Освоение начального навыка работы над музыкальной фразой, динамикой, развитием выразительности исполнения через осмысленное содержание песни и его эмоциональное переживание при разучивании песен.

9.Сольфеджио.

Теория:Что такое сольфеджио. Ноты. Нотный стан. Длительности нот.

Практика: Пение по нотам гамм, попевок, несложных произведений. Узнавание на слух.

10.Разучивание песен.

Практика: Разучивание песен согласно примерному репертуарному плану. Репетиция концерта.

11. Итоговые занятия. Концерты.

За учебный год должно быть пройдено 14-16 одноголосных или двухголосных песен, различных по содержанию и характеру.

Календарный учебный график 

Дата начала и окончания учебного периода

9 сентября 2017г.

                   до 31 мая 2018г.

Количество учебных недель

36

Продолжительность каникул

                        Каникулы  с 01.06. по 31.08.                                                  

 

Место проведения занятия

МБОУ   СОШ №14

ст. Кавказская

Кабинет №7

Время проведения занятия

Перемены - 10 минут

 

 

Форма занятий

 Групповая

Сроки контрольных процедур

Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май)

Сроки выездов, экскурсий, походов

Поход на природу-октябрь

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

 Праздник, посвящённый Дню Матери - ноябрь

      Новогодний утренник –  декабрь

      Праздник, посвящённый 23 февраля –  февраль

      Праздник к дню 8 Марта-март

Поздравление ветеранов - май

Проведение:

      Концерт-  январь

      Отчетный концерт для родителей – май

2. Работа с одарёнными детьми: Участие в конкурсе  "Молодые дарования Кубани"

№ п/п

Дата

Название темы занятия

Количество часов

Примечания

Все2го

Тео

рия

Прак

тика

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

2

2

Певческая установка. 

2

2

Разучивание песни.

2

2

Дыхание. Понятие о певческом дыхании: правильная организацией певческого дыхания.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Дыхание. Элементы дыхательной гимнастики.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Понятия звукообразования и артикуляции.  

2

2

Разучивание песни.

2

2

Звукообразование. Выработка умения контролировать свое пение.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Звукообразование. освоение приемов звуковедения «legato».

2

2

Разучивание песни.

2

2

Звукообразование. Активный унисон (ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная).

2

2

Разучивание песни.

2

2

Звукообразование. Соблюдение динамической ровности и одновременности произношения текста.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Звукообразование. Правильное формирование и округление гласных.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Понятия дикция и артикуляция

2

2

Разучивание песни.

2

2

Дикция. Элементарные приемы артикуляции. Активность губ без напряжения лицевых мышц.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Дикция. Одновременное произнесение согласных звуков.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Чтение скороговорок.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Что такое «legato». Другие приёмы звукоизвлечения.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Вокально-ансамблевые упражнения

2

2

Разучивание песни.

2

2

Строй, ансамбль. понятия «куплет», «фраза», «мотив». Ознакомление и понимание элементарных дирижерских указаний: «внимание», «дыхание», «начало» и «окончание» пения.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Строй, ансамбль. Координация слуха и голоса.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Строй, ансамбль.  Унисон.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Строй, ансамбль.  Слушание друг друга в процессе пения.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Строй, ансамбль. Определение сильной доли.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Строй, ансамбль. Динамическая ровность.

2

2

Разучивание песни.

2

2

 Пение a cappella.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Исполнительские навыки. Анализ текста и его содержания. Знакомство с партитурой.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Освоение начального навыка работы над музыкальной фразой, динамикой. Развитие выразительности    

2

2

Репетиция концерта

2

2

Репетиция концерта

2

2

Репетиция концерта

2

2

Концерт

2

2

Сольфеджио. Что такое сольфеджио. Ноты. Нотный стан. Длительности нот.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Пение по нотам гамм, попевок.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Сольфеджио. Пение по нотам упражнений. Узнавание на слух.

2

2

Разучивание песни.

2

2

 Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

Разучивание песни.

2

2

 Репетиция концерта

2

2

 Репетиция концерта

2

2

 Репетиция концерта

2

2

 Репетиция концерта

2

2

 Репетиция концерта

2

2

Концерт.

2

2

Примерный репертуарный план

Произведения русских композиторов

1. Аренский А. Расскажи, мотылек. Кукушка. Комар

2. Гречанинов А. Про теленочка. Дон-дон (прибаутки)

3. Ипполитов-Иванов М. Коза и детки

4. Калинников В. Киска. Тень-тень. Мишка

Произведения зарубежных композиторов

 1. Барток Б. Лиса. Я иду (a cappella)

2. Бах И.С. За рекою старый дом.

3. Бетховен Л. Малиновка. Сурок.

4. Брамс И. Петрушка (a cappella)

 5. Гайдн Й. Мы дружим с музыкой

6. Моцарт В. Весенняя. Колыбельная

7. Шуман Р. Мотылек

Произведения современных композиторов

 1. Абелян JL Песенка о маме

 2. Александров А. Веселые чижи. К нам в гости прилетели

3. Басок М. Песенка про маму

4.Ройтернштейн М. цикл «Димкины песенки» 5. Хачатурян А. Мелодия

Народные песни

1. Английская народная песня «Про котят», обработка Моффита А.

2. Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек», обработка Полонского С.

3. Рождественские колядки «Добрый тебе вечер», «Эта ночь святая», «Ангелы в небе»

4. Русская народная песня «Со вьюном я хожу»

5. Русская народная песня «Ходила младешенька»

6.Русская народная прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей»

7.Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение–   наличие кабинета с 20-ю посадочными  местами, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа.  В кабинете должен быть  магнитофон,  центр кабинета  свободен и служит для проведения игр, физкультминуток.

Перечень оборудования, инструментов и материалов -  нотный материал, магнитофон, ноутбук.

Цифровые образовательные ресурсы(интернет-источники):

1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

2.Сайт нотных сборников- notonly.ru.

3.Сайт кратких сведений о композиторах - citaty. ru.

4.Сайт сборников нот- tarakanov.net.

Кадровое обеспечение. Реализовать программу " С песенкой по лесенке " имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации музыкального обучения.

Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «С песенкой по лесенке»  осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение  о внутренней итоговой аттестации освоения  дополнительных общеобразовательных  программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования   Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район".

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный педагогом.

Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:

 -Диагностическая карта освоения образовательного маршрута учащимися по дополнительной общеобразовательной программе " С песенкой по лесенке "

Критерии оценки ЗУН:

Высокий уровень:

- Исполнение музыкальной программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно;

-Отличное знание текста, владение необходимыми, штрихами;

-Хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения;                   -Использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

-Отличное знание нотной грамоты, творчества пройденных композиторов,

-Умеет организовать самостоятельную работу, внимательно слушает и слышит педагога, хорошо общается в коллективе.

Средний уровень:

-Грамотное исполнение музыкальных произведений с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения.

- Достаточное знание творчества композиторов.

-Иногда нуждается в помощи педагога, чтобы организовать самостоятельную работу, иногда не совсем внимательно слушает и слышит педагога, достаточно хорошо общается в коллективе.

Низкий уровень:

- При исполнении    обнаружено плохое знание   текста песни, технические ошибки, характер произведения не выявлен.

 -Нуждается в помощи педагога, чтобы организовать самостоятельную работу, невнимательно слушает  педагога, пассивный  в общении с коллективом.

Методические материалы.

 

    Внимательное и чуткое отношение руководителя к каждому ребенку индивидуально поможет добиться правильного и естественного развития голоса. Однако, следует помнить, что охрана детского голоса является самой важной задачей хормейстера. Можно активно заниматься с детьми, но не утомлять их голоса; певческие задания могут быть достаточно сложными, но при этом они должны соответствовать голосовым возможностям детей. Особенно внимательно нужно относиться к тесситурным условиям и диапазону исполняемых произведений.

Методы обучения:

Наглядный (работа с различными иллюстрациями, музыкально-дидактическими пособиями) ,наглядно-слуховой(прослушивание музыки), словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог), наблюдение, метод исследования (поиск информации через интернет-ресурсы и книги), практические методы(упражнения).

Содержание программы   определяет оптимальную и  рациональную  систему  подачи и усвоения  знаний, соблюден  принцип  «от  простого  к  сложному».

Образовательные технологии :

технологии игровые – музыкально-дидактические игры и упражнения, развивающие различные музыкальные способности.

технологии личностно-ориентированного обучения - ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов ребёнка.

педагогика сотрудничества, заложенная в программу «С песенкой по лесенке», это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес детей к музыкальному обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу совместного творчества.

         Программа построена на основе следующих принципов:

        Принцип научности ориентирует на использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.

        Принцип доступности т.е. отражение принципов последовательности и постепенности обучения.

Дифференцированного подхода. Учитывается индивидуальность каждого ребенка, с учётом его возможностей и способностей.

Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы, соответствующие возрасту детей.

Наглядности. На занятиях используется яркий демонстрационный и раздаточный материал.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении.

Формы организации учебных занятий -  беседа, наблюдение,  открытое занятие, теоретическое и практическое занятие, презентация, творческое занятие, музыкально-дидактические игры,  концерты.

Тематика и формы методических материалов по программе:

Каждое занятие имеет  свое  название, каждое  занятие - это  разнообразие  форм, методов  и  приемов  учения  и  общения.

№п/п

Тема

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

2.

Певческая установка. Выработка привычки детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались свободно, не напряженно. При пении стоя и сидя, корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя, ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. На правильную певческую установку следует обращать внимание постоянно, так как от неё во многом зависит успех вокальной работы. Певческая установка организует самый процесс пения и прежде всего - дыхания.

3.

Дыхание. Большое влияние оказывает дыхание на тембр звука. Поэтому уже в младшем школьном возрасте важно развивать у детей умение регулировать свое дыхание, исходя из характера того или иного произведения. Так, в одних случаях требуется дыхание короткое, расходуемое затем с напором, в других же случаях - мягкое, расходуемое затем спокойно. Этот момент связан в основном с атакой звука (степень и характер включения в работу в начале пения голосовых связок). Помощь в приобретении правильного певческого дыхания оказывают упражнения. Эти упражнения должны исполняться в удобной тесситуре (высотное положение звука в произведении по отношению к диапазону), состоять из отдельных звуков, фраз (небольших, а затем и значительных по размерам).

4.

Звукообразование. В пении употребляется в основном два вида атаки: мягкая и твердая. Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки. При мягкой атаке голосовые связки смыкаются не плотно и только в момент начала звука, что обеспечивает спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр.

5.

Дикция. Так как пение осуществляется только на гласных, то именно из них вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность) и техника. Особая роль здесь принадлежит упражнениям, связанным с вокализацией мелодии на отдельные гласные и с чередованием гласных, сначала на примерных звуках, а затем и на всем диапазоне. Естественно красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное устойчивое положение гортани и дыхания. При пении гласных приходится прибегать к округлению некоторых из них. («а» приближается к «о», «и» - к «ю», «е» - к «э»). Гласные способствуют самому процессу пения, а согласные - разборчивости слов. Согласные в пении должны произноситься предельно кратко, так как многие из них для своего образования требуют значительного выдоха или слишком активного движения языка. Именно эти причины и указывают на краткость и четкость произношения согласных. Итак, гласные должны звучать полно, широко, а согласные - четко, энергично, коротко.

6.

Вокально-ансамблевые упражнения. В практике вокально-ансамблевые упражнения делятся на две группы: Одни из них составляют основу, так называемого распевания и повторяются на каждом занятии. Цель этих упражнений подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма целый ряд вокально-хоровых навыков. Другие упражнения связаны с разучиваемым репертуаром и направлены на преодоление конкретных трудностей какого-либо произведения.  

7.

Строй, ансамбль. Для достижения полноценного ансамбля - единой, целеустремленной и гармоничной звучности - необходимо постоянно совершенствовать вокальную культуру участников ансамбля (добиваться от них пения с одинаковой силой, следить за тембровой слитностью звучания и четкостью ритмического строя, чистой интонацией по вертикали и горизонтали). Основное правило настоящего ансамбля - это умение певца подчинить свою индивидуальность задачам коллектива. Руководителю следует добиться в ансамбле ритмического и динамического звучания

8.

Исполнительские навыки. Одной из главных задач является воспитание многоголосья. Развитие     многоголосия     должно     опираться     на     музыкальный     слух (интонационный,    гармонический,    внутренний,    вокальный),    вокальные слух. навыки, музыкальную грамотность и т.д. Все эти компоненты взаимно связаны и взаимно обусловлены. Работу над многоголосием следует начинать с организационного момента: разделить ансамбль по голосам на партии, равноценные по составу.

9.

Сольфеджио. Изучение нот. Нотный стан. Длительности нот. Пение по нотам гамм, попевок, несложных произведений. Узнавание на слух.

Дидактические материалы – раздаточные материалы (карточки-ребусы по нотной грамоте, музыкальной литературе, карточки-кроссворды, презентации-тесты по сольфеджио и музыкальной литературе).

Алгоритм учебного занятия –  

Занятие   по программе «С песенкой по лесенке» по структуре может быть построено таким   образом:

Организационный момент (формулирование темы занятия) – 1 минута
Вводная часть(распевки) – 5 минут
Основная часть(работа над запланированным материалом) – 17 минут
Физминутка – 6 минут
Закрепление знаний (проверка прочности усвоенных знаний, закрепление материала)– 9 минут
Заключительная часть(подведение итогов) – 1 минута

Список литературы

      Литература для педагога: 

1.Барсов Ю. Вокально-исполнительские принципы М.И. Глинки.–М.: Издательство «Москва», 2007.

  1. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре и ансамбле.–М.: Издательство «Москва», 2010.
  2. Голубев П. Советы молодым педагогам-вокалистам.–М.: Издательство «Москва», 2007.
  3. Дмитриев А.Б. Основы вокальной методики.–М.: Издательство «Москва», 2005.
  4. Добровольская Н. Что надо знать учителю о детском голосе.–М.: Издательство «Москва», 2007.
  5. Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики.–М.: Издательство «Москва», 2008.
  6. Львов М.М. Из истории вокального искусства. – М, 2007.
  7. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.–М.: Просвещение, 2008.

Литература для детей и родителей

1.Менабени А.Г. Гигиена и режим голоса.–М.: «Просвещение», 2015.

  1. Овчинникова Т.Н., Кирюшин В.В., Тихонов Б.Д., Макуренкова Е.П., Радченко Н.Н., Биржакова О.Л. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.–М.: Просвещение, 2006.
  2. Сергиев Б.А. Программа обучения по специальности «Пение» Детских музыкальных школ.–С-П.: Издательство «Союз художников», 2008.
  3. Терентьева Н.А., Шитикова. Программа для общеобразовательных учреждений.–М.: «Просвещение», 2007. 

5. Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. М., 2010.

6. Кочнева И.С., Яковлева А.С. Вокальный словарь–Ленинград, 2008.Прокопьев В.Н. Как стать певцом и сделать карьеру. СПб., 2011.

7. Риггс Сет. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. М.,2007.

 5. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо. СПб., 2008.

8. Ховард Э., Остин Х. Вокал для всех. М., 2007.

9. Плужников К. И. Вокальные воззрения семьи Гарсия. СПб., 2006.

10. Варламов А.Е. Полная школа пения. М., 2005, СПб., 2008.

11. Юссон Р. Певческий голос. М., 2007.

12. Юдин С.П. Певец и голос. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика Лесенка

Методика Лесенка для детей с ограниченными возможностями здоровья Бланк заполнения...

Методика Лесенка для работы с детьми в группе

Методика лесенка для работты с детьми в группе...

С песенкой по лесенке

Аннотация к классному часу" С песенкой по лесенке"   Данный урок проводится в 5 классе. Работа состоит из  разработки урока....

Летопись класса 2 "По лесенке знаний шагаем смелей..."

В нашем классе уже традицией стало подведение итогов за прошедший учебный год демонстрацией презентации. На заключительном собрании 6 класса мы представили родителям все интересное, что происход...

Конспект урока «Путешествие по лесенке-читайке»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи. Коррекционно-образовательные задачи: ·         Закрепление представлений о буквах и звук...

«Мы по лесенке пройдем, свою песенку найдем!»

конспект занимательной образовательной деятельности для детей подготовительной группы...

Дидактическая игра "Песенка на лесенке"

Д/И "Песенка на лесенке" Цель: развивать умение детей различать звуки по высоте, закреплять знания о нотной грамоте.Методика проведение игры:Педагог поет или играет на инструменте звуко...