«Мы по лесенке пройдем, свою песенку найдем!»
план-конспект по музыке на тему

Елясова Наталья Владимировна

конспект занимательной образовательной деятельности для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppa.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 86»

муниципального образования города Братска

«Мы по лесенке пройдем,

                                                    свою песенку найдем!»

Конспект занимательной  образовательной деятельности для детей подготовительной группы

                                                                                      Составила:

                                                                                    музыкальный руководитель

                                                                                     Елясова Н.В.

                                                                                         1 кв.кат

Братск 2015

Группа: подготовительная к школе.

Вид: музыкальное развитие.

Тип: обучающее.

Цель занятия: Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.  

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.     Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы.

2.     Упражнять детей вступать в музыкальное сопровождение, используя опорный сигнал.

3.     Способствовать формированию умения придумывать слова и  воспроизводить ритмослоги.

4.     Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие задачи:

1.     Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2.     Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

3.     Развивать координацию, переключаемость движений.  

Воспитательная задача:

  1. Воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

 

Материал:

Лесенка из семи ступеней;

детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, свистульки, барабаны, тарелки, металлофон));

бабочки, цветы бумажные по количеству детей;

ритмический кубик; нотки; схемы на слайдах.

Ход занятия:

 Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению  музыкального руководителя. Встают в круг.  

              Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

       Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И. Бодраченко)

Музыкальный руководитель: Утром рано я встаю, свою песенку пою,

                И со мною дружно в лад подпевают…

Дети:      100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

                Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

                Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

                И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

                И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом)

                А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

                А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)

                Даже страшный крокодил эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)

                 Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

                 Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)

                 Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

                 Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

                 Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)

                 Утром рано мы встаём, хором песенку поём.

Музыкальный руководитель: А о чём же в ней поётся?

Дети:  Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

Музыкальный руководитель:

               Наша песенка решила сегодня в прятки поиграть,

               Чтоб её найти – нам нужно вверх по лесенке шагать!

(Педагог и дети подходят к лесенке, состоящей из 7 ступеней).  

               Лесенка - то не простая, что за лесенка такая?

 (ответы детей: музыкальная, состоит из 7 ступеней))

 А прячется  песенка наша на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.

Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.

1 –е задание: Песню надо петь со словами,

                      А какими – подумайте сами.

Музыкальный руководитель: А вы знаете такие слова, которые могут встретиться в нашей веселой, весенней, жизнерадостной песенке?

(Дети предлагают варианты) Молодцы, все ваши слова подойдут для весенней песенки. А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и прохлопать.

                     Речевая игра «Слово на ладошках»

               (слова Н.Никулевой, музыка Е.Попляновой)

«Я найду СЛОВА везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово, не беда, играем в слово!»

(Дети  произносят и прохлопывают ритмослоги).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: Справились, молодцы! Теперь мы поместим нашу первую нотку на нотный стан.

Педагог берет другую нотку, читает задание: Нужен аккомпанемент,

                                                                              Чтобы песня зазвучала,

                                                                              Инструменты нужно взять

                                                                              На них весело сыграть!

Музыкальный руководитель: Интересное задание! Я хочу вам прочесть стихотворение, послушайте его.

                 «Снова Весна идет» (сл. Т.Боровик)

(Рассказывает стих, на слайдах появляются изображения инструментов в соответствии с текстом).

Музыкальный руководитель: Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты, когда я читала стихотворение? (Ответы детей).

На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших бейджиках.

Я  еще раз расскажу стихотворение, а вы  будете озвучивать его музыкальными инструментами.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы наше стихотворение получилось красивым, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

(Повторно звучит стих, но в сопровождении музыкального оркестра).

Музыкальный руководитель: Молодцы!

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Теперь мы поместим нашу вторую нотку на нотный стан.

Подходит к 3-й ступени, берёт нотку.

Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.

читает задание: Долгий звук и звук короткий

                           Есть у песни непременно.

                           Их на кубике найдите,

                           По рисунку спойте верно.

Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то кружочки – маленькие и большие. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: правильно, большие кружочки обозначают долгий звук, а маленькие кружочки – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом  «ТА», а короткий «ТИ»

             Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

                                 « Ты беги весёлый кубик

                                  Быстро-быстро по рукам.

                                  У кого остался кубик –

                                  Тот прохлопает «ти-та»

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились (помещает нотку на ступень)

Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень?

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

Подходит к 4-й ступени, берет нотку, читает задание:

  Есть слова, есть инструменты,

                                          Ну а где мелодия?

                                          Вы на схемы посмотрите,

                                          И мелодию найдите.

Музыкальный руководитель:  Посмотрите, какая интересная схема.

Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей)

Есть звуки высокие и низкие.  Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) А как споёт корова? (Му) А как споют собачки? (Гав, гав). Кто хочет спеть по этой схеме?

                   Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

Фигуры котят, собачек и коров расположены  в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: И эта нотка  зазвучала, что это значит?  (Ответы детей)

Теперь мы поместим нашу четвертую нотку на нотный стан.

Подходит к 5-й ступени, берет нотку, читает задание:

                                Начало есть у песни,

                                Начало есть у фразы,

                                Услышать вы сумеете

                                Начало и конец?

Музыкальный руководитель: В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них, а бабочку наденьте на пальчик (Дети занимают места). Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На  начало музыкальной фразы бабочка  взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)

Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

                  Игровое упражнение «Музыкальный полёт»(Т.Рогаткина)

(У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре  лежат  бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы).

                 Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Сейчас я и пятую нотку помещу на нотный стан.

Подходит к 6-й ступени, берет нотку, читает задание:

                               Зазвучала песня в ритме,

                               А теперь – с движением,

                               В хоровод прошу всех встать,

                               И чуть-чуть потанцевать!

                            Хоровод «Вологодские кружева»

Понравился вам танец?   (Ответы детей)

На слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

Музыкальный руководитель: А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.

Подходит к 7-й ступени, берет нотку читает задание:

                               Вы дошли до вашей песни,

                               Молодцы, вы справились!

                               Угадайте, что за песня

                               На ступени спряталась?

Музыкальный руководитель играет мелодию, дети узнают её, называют. Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню с движениями.

                   Песня «Солнечная капель» (муз. Соснина)

(Музыкальный руководитель подводит итог):

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Возьмите такую нотку, которая  соответствует вашему настроению от нашей встречи. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, значит какое настроение у вас? А что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А кто выбрал фиолетовую нотку? Вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас?

Музыкальный руководитель:

Вы трудились не напрасно,

Все согласны? Да, согласны!

        Коммуникативная игра «Подари улыбку другу»

И с весёлым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.

Литература:

  1. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А  Праздник каждый день. Подготовительнвя группа. // Изд. «Композитор» Сб-П.2009 . С 306-309.
  2. Ж. «Музыкальный руководитель» январь – февраль 2004.  С. 18-22
  3. Аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий 3, подготовительная группа.