"Юные чемпионы. Кристина Мошин, Ван Ю.", "Игры народов Молдовии и Китая"
план-конспект по теме

Чикмарёва Алёна Валерьевна

Конспект интегрированного занятия шахматы, ОФП.

Педагог: Чикмарева Алена Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Спортландия»

Тема занятия: «Юные чемпионы. Кристина Мошин, Ван Ю», "Игры нородов Молдовии и Китая"

Тип занятия: Изучение нового материала

Цель занятия: Знакомство с юными чемпионками мира (девушки до 16 лет), знакомство с подвижными играми Молдовии и Китая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiy.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества" г.Нерюнгри

Педагог: Чикмарева Алена Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Спортландия»

Тема занятия: «Юные чемпионы. Кристина Мошин, Ван Ю», "Игры нородов Молдовии и Китая"

Тип занятия: Изучение нового материала

Цель занятия: Знакомство с юными чемпионками мира (девушки до 16 лет), знакомство с подвижными играми Молдовии и Китая

Задачи:

  1. Обучающие:
    знакомство с юными чемпионками Кристина Мошин и Ван Ю, анализ партии чемпионата мира среди девушек, знакомство с играми.
  2. Развивающие:
    развитие мыслительных способностей, особенно умение детей самостоятельно логически мыслить, делать выводы. Развитие ловкости, координации движения с закрытыми глазами.
  3. Воспитательные:
    воспитание морально-волевых качеств. Воспитание гуманных чувств и эмпатии у учащихся во время шахматной игры. Работа в команде .

Название образовательной программы: «Юный шахматист»
Год обучения
: 1-й
Раздел программы:
 «Юные чемпионы». Подвижные игры.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения шахматного занятия

Создание интереса к предлагаемой теме  через анализ шахматной партии юных чемпионак мира в ходе совместного обсуждения. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы и приемы во время урока шахмат

Объяснение темы с использованием  магнитной шахматной доски и  демонстрации на ней шахматной партии двух сильнейших юных чемпионок мира Кристины Мошин из Молдовы и  Ван Ю из Китая, анализ партии, свободная беседа, обсуждения допущенных ошибок в ходе шахматной партии.

Так же методы, направленные на развитие новых познаний: знакомство с биографией юных чемпионок.

Группа делится по парам. Педагог зачитывает партию и записывает ее на доске. Учащиеся демонстрируют партию на своих досках. Также каждый ход делается на магнитной доске поочередно каждым учащимся.

 При закреплении изученного материала:  проводится тестовый опрос

План проведения занятия

 № п/п

Этапы занятий

Содержание

Время (минуты)

1

Организационный момент

Приветствие, перекличка, представления ребенка из старшей группы

1

2

Проверка и закрепление терминов изученных ранее, знакомство с новыми

  • Проверка шахматных терминов прошлого занятия: "дебют", "эндшпиль" "вилка", знакомство с новыми терминами Жертва, Ферзевой фланг, короткая рокировка, королевский фланг.

3

3

Постановка целей занятия

Юные чемпионы "Кристина Мошин, Ван Ю".

1

4

Организация  творческой среды для восприятия новой информации

Разбиваем всех учащихся по парам.

1

5

Новая информация (шахматы)

Знакомство с биографией чемпионок (рассказывает ребенок из старшей группы). Объяснение нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски. 

12

6

Новая информация (подвижные игры)

Знакомство с играми Молдавии и Китая

10

7

Новая информация, продолжение (шахматы)

Объяснение нового материала с использованием демонстрационной шахматной доски. 

10

8

Обобщение изученного на занятии

Тестовые вопросы. Общая беседа

3

9

Рефлексия

Оценка за работу на занятии  детей и педагога

2

7

Завершение занятия

Домашнее задание  к следующему занятию

2

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие. Вступительное слово. Проверка готовности участников к занятию: правильно ли расположена шахматная доска между партнерами; что значит правильно расположить доску? (шахматная доска располагается между партнерами, таким образом, чтобы под левым локтем, было черное поле).

2.Проверка и закрепление терминов изученных ранее, знакомство с новыми:

На прошлом занятии мы познакомились со следующими шахматными терминами (заранее написаны на доске): "Эндшпиль", "Вилка", "Дебют".

- Давайте вспомним их обозначения (ответ ребят).

- Молодцы, хорошо запомнили эти термины, ну а сегодня я хотела бы вас познакомить со следующими шахматными терминами:

Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

        Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.

        Короткая рокировка — помимо общепринятого значения, имеет и другой смысл% два поражения подряд. Возникло от обозначения 0-0.

Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.

Теперь в нашу шахматную копилку терминов добавилось еще 4 термина.

3. Постановка целей занятия:

        Объявление темы, цели и задач.

4. Организация  творческой среды для восприятия новой информации:

        Разбиваем всех учащихся по парам (ребятам выдаются карточки в которых написаны имена чемпионок), кто вытянул К. Мошин садится за белые шахматы, кто Ван Ю за черные.

5. Основная часть занятия:

- Объяснение новой темы в форме проигрывания и анализа шахматной партии  и  с использованием демонстрационной доски с шахматными фигурами и индивидуальными шахматными наборами.

- Во многих странах проводятся соревнования между юными шахматистами в разных возрастных группах. Лучшие из них собираются на мировых первенствах и сражаются за титул сильнейшего.

- На чемпионате мира среди девушек до 16 лет в 1998 году встретились Кристина Мошин из Молдовы (белые) и китаянка Ван Ю (черные), ставшая победительницей соревнования.

- Сегодня на занятии мы с вами разыграем и разберем партию, которая помогла одной из них стать чемпионкой мира по шахматам.

  1. e2-e4 ;           e7 - e5
  2. Kg1 - Kf3;     Kb8 - Kc6

        - Белые развили коня и угрожают пешке черных на е5. Те в ответ выводят другого коня, заодно защищая пешку.

  1. Cf1 – b5;        a7 –a6
  2. Cb5 – a4;        Kg8 – f6
  3. 0 -0;                Cc8 – e7             (термин "Короткая рокировка")

                - Черные могут сыграть К:е4, но потом за лишнию пешку им лучше не бороться.

  1. Л f1 – e1;        b7-b5
  2. Ca4-b3;           0-0
  3. c2-c3;              d7-d5

                - Битва за центр началась. Черные могли бы сыграть 8....... d6, после чего белые обычно играют 9. d4 или 9. h3. Но Ван Ю решает пожертвовать пару пешек и сразу захватить инициативу.

  1. e:d5;                е5 - е4                    (термин "Жертва")

                - И вновь Ван Ю делает острый ход. Обычным продолжением является  9. .....K:d5    10. K:e5   K:e5   11. Л:е5: с6, и отсутствие пешки черные компенсируют хорошим расположением своих фигур.

                - Да! Борьба между молдаванкой  Кристиной и китаянкой Ван Ю, началась. Кто же победит?! Это мы с вами узнаем чуть позже, а сейчас я вам предлагаю проверить какая подвижная игра победит,  из Молдовы или из Китая, я предлагаю вам поиграть в две игры, "Пастух и стадо" (Чобанул ши турма), "Поймай хвост дракона". Встаем, идем в спортивный зал.

  1.  Kf3-g5;           Cc8 – g4
  2.  Фd1 - c2;        Kc6 – e5

        - Черные подготовили все свои фигуры для атаки. Жертва двух пешек себя оправдывает.

  1.  Kg5 : e4;         Кf6 : e4
  2.  Фc2 : e4;         Ce7- d6
  3.  f2-f4;        плохой ход, следовало играть d4       Ke5 – g6

  1.  d2 –d4;            Фd8 – d7
  2.  Ле1 –Лf1;        Ла8-Лаe8
  3. Фе4-Фс2;         Лe8-Лe2

                 - Посмотрите, как почти все фигуры белых стеснились на ферзевом фланге                                        

                                         (термин: "Ферзевой фланг", "Королевский фланг" )

  1.  Фс2 - Фd3;           Кg6-Кh4
  2.  g2-g3;                     Ле2-Лg2+
  3.  Крg1-Крh1            Сg4-Се2

                - Белые сдались. Дело не в двойной атаке слона на ферзя и ладью, а в угрозе мата после 21. .... Фh3. Белые просто беззащитны.

6. Обобщение изученного на занятии:

        Тестовые вопросы: 1. Почему Мошин в партии с Ван Ю                                                      потерпела поражение? (Она не сумела                                             развить фигуры на ферзевом фланге.)

                                              2. Какая ошибка белых стала роковой? (14.                                              f4.)

                                      3. Каким было лучшее продолжение? (14.d4.)

                                      4. Что именно обеспечило победу черных?                                             (Введение в игру ладей по линии е)

                                    5. Какие новые шахматные термины узнали                                             (Жертва, короткая рокировка, ферзевой                                                фланг, королевский фланг)

7.  Рефлексия

- Молодцы! хорошо сегодня поработали, а как вы себя оцениваете, свою пару?

8. Домашняя работа        

- Проигрыш шахматной партии дома (выдается шахматная нотация партии)

МОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г.Нерюнгри

Педагог: Чикмарева Алена Валерьевна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Спортландия»

 Тема занятия: «Шахматная нотация»

Тип занятия: Изучение нового материала

Цель занятия: научить обучающихся читать и записывать шахматные нотации.

Задачи:

1.  знакомство  детей с шахматной нотацией;

2.  развитие внимания, логического мышления;

3.  воспитание настойчивости, уверенности в своих силах.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Оборудование и дидактические материалы: демонстрационная доска с магнитными фигурами, шахматные набор на столах, бумага для письма  и ручка у каждого участника, шахматные диаграммы, бланки для записи ходов шахматной партии.

План занятия:

1.Организационный момент – 20 мин.

2.Основная часть занятия – 50 мин.

3.Подведение итогов – 20 мин.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие. Объявление темы, цели и задач. Вступительное слово. Проверка готовности участников к занятию: правильно ли расположена шахматная доска между партнерами; что значит правильно расположить доску? (шахматная доска располагается между партнерами, таким образом, чтобы под левым локтем, было черное поле).

Разминка: «Доскажи словечко»

Чтобы в шахматы играть,

Надо все законы …  (знать):

Как поставить доску нам,

По каким ходить …  (полям),

Где ладья стоит, где слон,

Где король воссел на …  (трон).

Конь с ферзем дополнит ряд,

Пешек их прикрыл …  (отряд).

Вот и армия в строю,

Не уронит честь в …  (бою).

2.Основная часть занятия:

- Объяснение новой темы в форме рассказа и беседы с использованием демонстрационной доски с шахматными фигурами и индивидуальными шахматными наборами. Закрепление пройденного материала:

- какую форму имеет шахматная доска? (Квадрат).

- сколько линий на доске? и как они называются? (Показ на демонстрационной доске и нахождение этих линий на настольных шахматных досках – три; горизонтали, вертикали, диагонали).  

 - как обозначаются горизонтали? (Горизонтали: цифрами от 1 до 8).

 - как обозначаются вертикали? (Вертикали: латинскими буквами – a,b, c, d, e,f ,q, h)

- как обозначаются поля? (Поле: буквами и цифрами).

 - как обозначаются диагонали? (Диагональ: буквами и цифрами начального  и последнего полей).

 Рассказ педагога:

У шахмат есть выгодная черта, заключающаяся в том, что любую шахматную партию можно сохранить для истории и потом воспроизвести, не прибегая к помощи видео или аудиоаппаратуры. Все, что для этого нужно – это записывать все ходы в процессе партии. Потом по этой записи вы можете во всех деталях и в любой момент просмотреть всю игру или её фрагмент.

Фигуры при записи обозначаются следующим образом:

Король – Кр, ферзь – Ф, ладья – Л, слон – С, конь – К, пешка – указывается только координаты полей.

На демонстрационной доске: Крb7, Фс4, Ле5, Сf8, Кg2 (коллективная работа – обсуждая, каждый записывает у себя). Итак, мы записали шахматную нотацию данной позиции. Что же такое шахматная нотация? (Система записи ходов в шахматной партии). Запишите определение.

 Закрепление новой темы (практическая деятельность): вот вы познакомились с шахматной нотацией и значит теперь можете разыграть любую напечатанную партию и записать свою. Но прежде выполним несколько простых заданий по вариантам:

1. Пройдите королем с поля е1 на поле h8 через поле f5 и записать путь короля.

2. Пройдите ферзем с поля d1через поле в7 на q8 и записать путь ферзя.

Затем взаимопроверка и обсуждение результатов выполненной работы.

Коллективная работа на демонстрационной доске: попробуйте конем с поля q1стать на f1. За сколько ходов удастся? (один ребенок показывает на доске, остальные записывают этот путь  в тетради). А кто может пройти этот путь быстрее?

 Разминка: а) расскажите любую легенду о возникновении шахмат; б) ответы на вопросы из «Шахматной шкатулки»: сколько линий на доске?  сколько всего полей  и какие бывают поля?  на каких линиях располагаются белые и черные фигуры в начальной позиции? в) мини-тест (работа в малых группах)

Физминутка.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать три важных правила:

  1. первыми записываются белые фигуры, затем черные.
  2. записываются фигуры по старшинству: Кр, Ф, Л, С, К, пешки.
  3. если несколько одинаковых фигур или пешек, то их надо записывать в алфавитном порядке от «а» до «h»  

На столе у каждого лежат диаграммы. Попробуем записать эту позицию.

Итак, начинаем с белых: Крс1, Фf2, Ле1, Лh1, Кd4, Кd6, а3, b2, с2, с5, g3. а черные фигуры запишите самостоятельно: …   (Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Сg4, Сg7, b7, с6, f7, g6, h7). Проверка выполненной работы.

 Разыгрывание учебной партии с записью в тетради первых 5 – 10  ходов. Внимательно изучите бланк для записи ходов.

Дата_________________  фамилии партнеров (фамилия игрока с белыми фигурами записывается первой, затем фамилия игрока – с черными фигурами. Например: Пятаков – Нитаев).

Белые

Черные

  1. е2 – е4

е7- е5

2.Кq1 – f3

Кв8 – с6

3.Сf1 – с4

Кс6 - d4

4. Лh1 - f1

Фd8 - q5

5. Сс4  - е2

Кd4 –f 3

3.Подведение итогов:

Сегодня мы говорили о шахматной нотации.

- что это такое? (это запись партии).  Для чего нужна шахматная нотация? (для того чтобы проанализировать свою собственную игру или партию сыгранную другими людьми, чтобы продолжить отложенную партию). На следующем занятии мы попытаемся разобрать партии известных шахматистов.

Спасибо всем. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра Древние Индия и Китай

Повторительно-обощающий урок по теме "Древняя Индия и Китай"...

Внеурочная деятельность «Юный чемпион» Направление: спортивно-оздоровительное.

Внеурочная деятельность«Юный чемпион»Направление: спортивно-оздоровительное....

Игра "Знаешь ли ты Китай?"

Использование игровых методик на уроках иностранного языка в качестве контроля сформированности лексико-грамматических навыков оправдано на всех этапах обучения. Ирга помогает преподавателю раскрыть и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный чемпион"

Рабочай программа внеурочной деятельности для начальной школы...

«Азбука юного чемпиона»

В «Азбуке юного чемпиона» вы узнаете, как сделали первые шаги в спорте, - а они, эти первые шаги, всегда бывают и самыми трудными, - знаменитые чемпионы. Занимательная по форме и поучитель...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный чемпион»

Программа спортивно-оздоровительной направленности ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся, углубленное изучение трёх базовых видов спорта (волейбол, футбол, баскетбол)...