Занятие Рождество Христово
план-конспект на тему

Епищева Екатерина Сергеевна

Конспекты занятий по Азбуке православной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Рождество Христово Слайд 1.                _2016 год

Скажите, пожалуйста, какой сейчас год?                        2015 год

А скоро ли наступит новый год?

А знаете ли вы, что каждый новый год отсчитывается с того дня, в который в мир пришел Христос? Оказывается, уже два тысячелетия отмечают люди это удивительное и таинственное событие: рождение Богомладенца. В память о нем даже зимние каникулы, которые вы так любите, называются Рождественскими каникулами.

Итак, сегодня наш урок посвящён удивительному событию, которое произошло более двух тысяч лет назад – Рождество Христово.                                                                                                                (01/видео Кондак (1.12)

Сейчас мы с вами услышали конда´к Рождества Христова, т.е. праздничное песнопение, которое раскрывает суть праздника.

Очень интересна история появления рождественского кондака, составленного преподобным Романом-сладкопевцем Слайд 2., христианским святым, жившем в V—VI веке.

Преподобный Роман, сын бедных родителей, служил пономарем при Константинопольской Соборной церкви. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь.

Но несколько церковнослужителей позавидовали святому Роману, и они стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений они вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно опозорился. Роман горько заплакал и, по окончании службы, когда все вышли из церкви, пал пред образом Богоматери, со слезами молясь о просвещении. После долгой и теплой молитвы Роман возвратился в свою келию и, не вкушая пищи, уснул. Во сне явилась ему Божия Матерь, с небольшим свитком в руке. Роман проглотил свиток и проснулся с духовною радостью в сердце. Он чувствовал небесное озарение ума. Настал час утрени. Пришло время петь кондак на амвоне, среди церкви. Эту песнь, по обычаю, пел один из избранных певцов. Св. Роман, никем не понуждаемый, вышел на средину храма Слайд 3., и к изумлению всех начал петь. Роман пел сладко, с одушевлением, пел песнь, которой еще никто не слыхал. Весь народ с изумлением и умилением слушал его пение. Сам Патриарх с удивлением спросил у певца: «Откуда тебе премудрость сия?». И выслушав рассказ Романа о сновидении, прославил Бога.

С тех пор святой Роман-сладкопевец, составивший более тысячи кондаков на различные праздники, украшал богослужения своим дивным пением и вдохновенными молитвами.

Вот такая история.

Слайд 4. Посмотрите, не экране записаны слова кондака, это как бы икона праздника в песнопении                                                → Рабочая тетрадь

Прочитайте начало кондака: → «Дева днесь Пресущественного раждает»

Что значит «днесь»?                → Сегодня

О чем здесь говорится?                → О том, что сегодня Дева родила Пресущественного

Пресущественный – это Тот, Кто выше всего существующего, т.е. Бог.

О чем говорится дальше?        → О том, что земля принесла Ему вертеп

Что такое вертеп?                → Это пещера, с которой родился Спаситель

Что делают ангелы?                → С пастухами славят Бога

Кто такие волсви?                → Волхвы - мудрецы

Что они делают?                        → Путешествуют со звездой

Какими словами заканчивается кондак? → «Нас ради родися Отроча младо, Превечный Бог»

Как вы понимаете эти слова? → Ради нас родился Младенец, Предвечный Бог

Когда Спаситель сошел на землю, каждое из больших творений принесло Ему свои дары.

Перечитайте слова кондака и скажите, о каком даре в нем говорится.                                                                                → Земля принесла в дар пещеру

Как вы думаете, что принесли Ему небеса?        → Звезду

А ангелы?                                                        → Свое песнопение

Что принесли Спасителю волхвы?                        → Золото, ладан и смирну

Золото волхвы преподнесли, почитая в Иисусе Царя и как бы платя Ему дань; ладан – поклоняясь Ему как Богу, потому что ладаном кадят во время богослужения; а смирну – как человеку, который должен умереть, поскольку тогда было принято помазывать ею тело умершего.

Род человеческий принес в дар Непорочную Деву Марию.

А как вы думаете, что принесли в дар пастухи, ведь они были бедны?                                                                                                                → Веру

Мы с вами тоже можем принести в дар веру и любовь к Богу и людям.

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника → Слайд 5.                         Давайте повторим, что мы не ней видим?

В центре иконы – пещера, в которой лежит Младенец в яслях и Дева Мария. Младенец родился в бедной пещере, потому что им не хватило места в гостинице.

Наверху – ангелы, которые прославляют рождение Христа: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение».

Справа – пастухи. Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь.

Слева – волхвы. Они шла за звездой, которая и привела их к месту, где находился Христос.

Длинный луч звезды указывает прямо на пещеру. Этот луч связывает звезду и как бы выходит за пределы иконы. Так икона показывает нам, что звезда эта не только космическое явление, но и носительница Вести о том, что «на земле родился Царь Небесный».

Внизу по углам изображены две сцены: это 1) омовение Младенца - две женщины купают новорожденного; 2) и сидящий в глубоком раздумье Иосиф, перед которым стоит сгорбленный старик с палкой – это искушающий его диавол – так говорится о сомнениях Иосифа, его человеческое неверие.

Чтобы лучше нам представлялись события праздника Рождества Христова, давайте посмотрим 23. мультфильм про Рождество Христово_05.13

Откройте в тетради урок-праздник Рождество Христово.

1) А теперь такое задание: в течение 1 минуты нужно вспомнить и записать (на листочке) как можно больше слов, связанных с событиями Рождества Христова.

При проверке каждый ученик называет по одному слову и объясняет, как оно связано с событиями праздника (слова не повторять).

2) Следующая игра называется «Да-нетка»

Вы должны отгадать задуманное мною слово, которое обозначает НЕЧТО, имеющее непосредственное отношение к событиям Рождества Христова. В этой игре есть одно очень важное условие: на все ваши вопросы об этом предмете, я могу отвечать только «да» или «нет».

Обучающиеся по очереди задают вопросы, пытаясь найти ответ. Учитель отвечает только «да – нет».                                        Ответ: пещера Слайд 6.

3) Следующая игра называется «Раз – словечко, два – словечко…»

Данные слова необходимо пронумеровать по порядку так, чтобы получился рассказ о событиях Рождества Христова (слова в тетради):

Богомладенец, римский император, стада, Дева Мария, пещера, перепись, Иосиф, скот, Вифлеем, пастухи, зимняя ночь, гостиница, ясли, ангел.

Проверка задания: римский император (1), перепись (2), Вифлеем (3), Дева Мария (4), Иосиф (5), гостиница (6), пещера (7), зимняя ночь (8), Богомладенец (9), скот (10), ясли (11), пастухи (12), стада (13), ангел (14).

4) Следующая игра, называется «Гусеница», поможет вам вспомнить ещё одно удивительное событие, которое произошло во время Рождения Богомладенца.

Для этого в цепочке букв необходимо найти спрятанные слова, и объяснить, какое отношение они имеют к Рождеству Христову.

Йцукенгзлатоишщзхъфыладанвапролдтьлшгшеавапрсмирнаячсмии

5) Следующая игра «Отгадай слово»                        → в рабочей тетради

Отвечайте на вопросы и записывайте первые буквы ответов. По первым буквам ответов составьте задуманное слово и расскажите, как это связано с Рождеством Христовым:

1. Как иначе называют мудрецов, пришедших с востока, чтобы поклониться новорожденному Богомладенцу (Волхвы: В)

2. Как иначе называют Вифлеемскую звезду (Рождественская: Р)

3. Кому явились ангелы, возвестив о рождении Младенца Христа (Пастухам: П)

4. Сколько волхвов пришли поклониться новорожденному Христу. (Три: Т)

5. Буква - начало названия дерева, которому посвящена красивая легенда, связанная с событиями Р.Х.

(В искомом слове данная буква встречается дважды) (Ель: Е)

Итого: В, Р, П, Т, Е, Е → Из полученных букв составьте слово: вертеп

Вертеп — пещера (устаревшее употребление), место, в котором, родился Иисус Христос.

5) Следующее задание «Рисунок по кругу».

На листе бумаги нарисуйте что-то одно, связанное с событиями Рождества Христова. Через одну минуту мы будем передавать листочки друг другу по кругу. И следующий ученик рисует на этом листе уже что-то другое. В результате посмотрим, какие рисунки, связанные с событиями Рождества у нас получатся.


Урок-праздник Рождество Христово

Задание 1. В течение 1 минуты вспомните и запишите как можно больше слов, связанных с событиями Рождества Христова: ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Данные слова необходимо пронумеровать по порядку так, чтобы получился рассказ о событиях Рождества Христова:

Богомладенец, римский император, стада, Дева Мария, пещера, перепись, Иосиф, скот, Вифлеем, пастухи, зимняя ночь, гостиница, ясли, ангел.

Задание 3. В цепочке букв найдите спрятанные слова (подчеркните). Какое отношение они имеют к событиям Рождества Христова?

Йцукенгзлатоишщзхъфыладанвапролдтьлшгшеавапрсмирнаячсмии

Задание 4.                Буквы: _  _  _  _  _  _                        Слово:_________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Кондак Рождества Христова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в Сalaméo "Рождество Христово в живописи"

Побликация в   Сalaméo  "Рождество Христово в живописи".http://ru.calameo.com/read/000498519f24683da9c8e?editLinks=1...

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

"Рождество Христово" воспитательное занятие.

Беседа - презентация по нравственному воспитанию....

Методическая разработка тематического музыкального занятия «Рождество Христово»

Тематическое занятие для младших школьников . Знакомство детей с древней историей празднования Рождества Христова и народными обычаями, сопровождающими  этот церковный праздник.  Воспит...

Внеклассное занятие "Рождество Христово"

Внеклассное занятие "Рождество Христово"...

Занятие о празднике Рождество Христово

Презентация знакомит детей с традициями и музыкальной гимнографией христианскогро праздника Рождество Христово...