Главные вкладки

    Разработка урока на тему Праздник Рождества Христова. Отражение библейского сюжета в иконе «Рождество Христово"
    план-конспект урока (мировая художественная культура, 6 класс) по теме

    Данный материал можно использовать на уроках МХК, ОПК, литературы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по теме: « Праздник Рождества Христова. Отражение библейского сюжета в иконе «Рождество Христово»

    Ход урока

    Цель: - повторить события, связанные с рождением Иисуса Христа;

    -рассмотреть, как сюжет праздника отразился в иконописи, вспомнить особенности этого вида искусства

                                Бог открывается людям в величии небес, в красоте звездного      неба, в шелесте листвы, в шуме моря, в стройности мироздания. Во всей вселенной видел человек  руку Незримого Творца. Человек слышал Его голос в глубине своего сердца, во всем добром и прекрасном. Но теперь Бог становится человеку близким как никогда. Он воплощается в Человеке. На земле родился Иисус Христос- Богочеловек.

                                                                                                                А.Мень  

     

    Учитель. Вот уже почти два тысячелетия весь христианский мир каждый год с трепетом и радостью ждет Рождества- праздника, установленного в воспоминание о рождении  Иисуса Христа в Вифлееме. Но так же, как это отдельное событие перевернуло целый мир, так и воспоминание о нем вышло за рамки  просто религиозного праздника и приняло характер и размах поистине общечеловеческий.

    Сегодня на уроке мы постараемся еще раз прикоснуться к библейским событиям, исполненным величавой тайной, вспомнить содержание праздника, понаблюдать, как сюжет праздника отразился в иконописи, поговорить об особенностях этого вида искусства.

    Библейские мотивы во все века волновали поэтов, музыкантов, художников, историков, и для того, чтобы  глубже погрузиться в события праздника, мы попытаемся исследовать материал, создав три группы: 1 группа- историки. 2 группа- искусствоведы,3 группа- любители поэзии.

    Итак, давайте мысленно перенесемся в те далекие времена, когда все ожидало чуда. Слово историкам.

    Ученик.

    Перед рождеством  Иисуса Христа было всеобщее  ожидание Спасителя: иудеи ожидали его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также с нетерпением ждали избавителя. Большинство иудеев ждали в Мессии великого царя- завоеватели, который освободит их от власти чужеземцев и даст им  господство над другими народами. Лишь немногие ожидали Спасителя от греха и смерти.

    Ученик. В то время в Палестине, входившей в состав Римской империи, власти объявили перепись населения, причем каждый должен был пройти её в том месте, откуда происходит его род.

    И Иосиф, взяв с собой ожидавшую ребенка Марию, отправляется из Назарета в Вифлеем, город Давидова. В дороге застала их ночь, гостиницы были заняты, и семье пришлось остановиться на ночлег в вертепе (хлеву).

    Учитель. А о дальнейших событиях позвольте говорить на языке поэзии, чувствами и мыслями лириков. Я думаю, что слияние творчества ребят (рисунки на доске) и классической поэзии даст нам возможность почувствовать грандиозность этого события.

    (Во время чтения стихотворений показ слайдов тех мест, где происходили события.)

    Стихотворения:

    1. «Есть страны, где люди от века не знают ни вьюг, ни сыпучих снегов…» С.Я. Надсон.
    2. «То были времена чудес, сбывалися слова пророка…»
    3. «Ночь тиха над Палестиной. Спит усталая Земля».

    Учитель:

    -Ребята, а кто первым узнал о рождении Иисуса Христа? Давайте найдем ответ на этот вопрос в Библии.

    -А кто знал о том, что родится Спаситель и ждал это событие? (Волхвы).

    -Кто такие Волхвы? (Стихотворение «Волхвы» Константин Льдов).

    -О каком царе идет речь?

    Учитель:

    У людей, живущих в мире зла, насилия появилась надежда.

    Что же принесли волхвы, какие дары?

    Ладан – это дорогая ароматическая  смола особого дерева, её в древности преподносили в знак особого благоволения. Ладан был подарен Спасителю как Богу.

    Смирна – это ценное благовонное масло, использовавшееся для помазания усопших, было поднесено Иисусу Христу, так как он примет смерть.

    Золото было подарено ему как царю.

       Учитель: Эти дары хранятся в монастыре Святого Павла  на горе Афон как духовная  историческая ценность.

    Древнейшим архитектурным сооружением, посвященным Рождеству следует считать тот самый хлев в виде пещеры, давший приют Святому семейству. Память об этой пещере свято хранилась последователями Христа (показ слайдов с изображением храма Рождества Христова в Вифлееме.)

    -А есть ли в нашем городе храм, посвященный празднику Рождеству Христову? Что вы о нем знаете?

        Учитель:

    Неразрывно с храмостроением связана иконопись – вид искусства, удивительный и неповторимый.

    - Когда искусство иконописи проникает на Русь? (С принятием христианства 988г.)

    - Откуда были привезены первые иконы? (Из Византии)

    - Что обозначает слово «икона»? (Образ, изображение; образ, воплотивший Слово)

    Сегодня на уроке мы обратимся к иконе XV в. «Рождество Христово» Новгородской школы. Я покажу вам ряд икон, а вы попробуйте определить, что характерно для новгородской иконописи (яркие краски, контрастные цвета, много фигур, иконы сюжетные).

    Давайте рассмотрим содержание икон, приглашаю искусствоведов.

       Ученик:

    Остановимся на центральных образах иконы «Рождество Христово». Всё в иконах имеет свой смысл и символику. В центре композиции иконы – Богоматерь. Ей принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Богородица изображена отвернувшейся от Христа. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Поворот туловища символизирует обращение Богородицы к людям, для которых она станет заступницей.

        Ученик:

    На иконе непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи первыми из всех людей узнали о рождестве Спасителя. Они выражают детский восторг, удивление, радость. Волхвов можно противопоставить пастухам. Они – люди ученые, познавшие всю мудрость человеческую. Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша,как бы олицетворяя  все народы земли. В средневековье за ними закрепились имена: Мелхиор, Гаспар, Балтасар. Божественное откровение  дается людям независимо от возраста и жизненного опыта.

        Ученик:

    В верхней части композиции представляется ангельское воинство. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а заодно и всех людей. И оказывается, что небо опустилось на землю благодаря пришествию Бога во плоти. В нижней части иконы представлено омовение младенца Христа, которое совершают две женщины. В купании младенца можно видеть прообраз Крещения Господня. Таким образом, можно сказать, что иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник.

        Учитель:

    Мы говорили, что в иконе всё символично. Давайте соотнесем образ и цветовое решение, которое использует мастер, заполним таблицу.

    - Похожа икона на картину?  (нет)

    Иконы писались по определенным правилам, которые иконописец не смел нарушить. Некоторые из них мы с вами вспомним.

    1. Как изображались фигуры на иконе?
    2. О чем говорит удлинённость и легкость фигур на иконе?
    3. Мы можем сказать, что фигуры, изображенные на иконе, реалистичны?
    4. Могут ли предметы, фигуры отбрасывать тень?
    5. Существует ли в иконах линейная перспектива?
    6. Можно ли определить, где начало и конец события?

    Образ

    1. ложе



    2. плащ Богоматери

     

    3. горка


    4. пещера



    5. младенец


    6. нимб, поле иконы

       Цвет, символика

    -красный – страдание, кровь, праздник


    -фиолетовый -  императорский .


    -голубой – небесный купол.

    -чёрный – цвет смерти, ада, греха, «ярче яркого».

    -белый – чистота.


    -золотой – символ святости.


    -зеленый – символ надежды.

    Изобразительные особенности:

    1. Удлиненными, вытянутыми, сознательно нарушались пропорции фигур.

    2. О принадлежности изображаемого к духовному миру.


    3. Фигуры лишены объёма, они не должны выглядеть реалистично.

    4. Отсутствие в иконах свето-тени. Тень – знак тьмы. Фигуры и предметы сами излучают свет.

    5. В иконах используется не линейная, а обратная перспектива

    6. В иконе нет начала и завершения события.

    Икона сама по себе есть сложный символ, в котором каждая деталь каждый штрих, цветовая гамма исполнены особого назначения. Икона – это окно к Богу, в мир Божественного бытия. Ценность иконы представляет тот духовный мир, который через это окно открывается.

    Наш урок я хочу закончить стихотворением Николая Гумилева:

    Есть Бог, есть мир,

    Они живут вовек,

    А жизнь людей мгновенна и убога.

    Но всё в себя вмещает человек ,

    Который любит мир и верит в Бога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока на тему "Рождество в Англии"

    План-конспект урока английского языка на тему "Рождество в Англии"...

    Разработка урока по теме "Праздники и традиции Британии"

    Урок может быть проведен в конце изучения темы "Праздники и традиции Британии" для 7 класса...

    Отражение библейских сюжетов в мировой культуре: «Тайная вечеря» в живописи.

    Описание картин известных художников по теме "Тайная Вечеря"...

    Разработка урока по теме "Праздники" 8 класс

    Разработка урока по теме "Праздники", УМК Кузовлев "The World of English" 8 класс. Обобщающий урок по теме....

    Методическая разработка урока по теме "Праздники" для 9 класса

    Методическая разработка урока усвоения нового материала по английскому языку для 9  класса по теме 1 модуля к УМК \'Spotlight" (Ю.Е.Ваулина, В.Эванс)...

    Методическая разработка урока по теме "Праздник алфавита" во 2 классе

    Методическая разработка урока для учащихся 2-х классов по теме "Праздник алфавита" к УМК Биболетовой М.З. и др. Enjoy English 2. В игровой форме учащиеся закрепляют пройденные вопросы, алфавит и счет....

    Разработка урока по теме " Праздники" ( Special days) в 5 классе Spotlight 5

    Блочное-событийное погружение по теме " Праздники" в 5 классе по учебнику Spotlight 5 расчитано на 8 часов. Весь материал из модуля делится на тематические блоки, которые помогают достигнуть...